Архив   Авторы  
Проект канадцев вызывает ощущение предельной простоты

Сцена вторая
Общество и наукаExclusive

Кто будет достраивать Мариинку, теперь уже ясно. Непонятно лишь, каким будет окончательный облик нового театра






 

В том, что конкурс по реконструк­ции Мариинки ­выиграет именно канадская компания, не сомневался, пожалуй, никто. Еще осенью прошлого года художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев пригласил архитекторов Джека Даймонда и Дональда Шмита (архитектурное бюро Diamond & Schmitt Architects) на роль новых исполнителей, казалось, безнадежно зависшего строительства второй сцены театра. Буквально через несколько недель канадцы уже вступили в переговоры с заказчиком - ФГУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" и "КБ высотных и подземных сооружений" (ВиПС), которое к тому времени оставалось единственным претендентом на участие в конкурсе по продолжению проекта. Коллеги быстро сумели найти общий язык, объединили усилия и победили. Дело сдвинулось. Но в то, что проект станет окончательным, даже сейчас мало кто верит.

Остановка по требованию

Новая российско-канадская группа не только обещает завершить все работы до конца следующего года, но и планирует выполнить фасады, кровлю, интерьеры второй сцены Мариинского театра всего за 300 миллионов рублей. Кстати, это очень скромные цифры по сравнению с теми деньгами, которые уже затрачены на возведение "ямы", как нередко называют в Петербурге эту стройку века: первоначально на строительство новой сцены Мариинского театра выделяли 9,6 миллиарда рублей, но по смете на сегодняшний день собственно на строительство потрачено 4,1 миллиарда рублей. Всего затраты на вторую сцену составили 8,3 миллиарда.

О канадских архитекторах известно, что их бюро проектировало Центр изящных искусств в Торонто, строительство которого обошлось в 186 миллионов долларов. Сейчас на сцене центра выступают Канадская опера и Национальный балет Канады. В марте 2009 года проект нового концертного зала на 1900 мест занял первое место на международном конкурсе в Монреале. Валерий Гергиев не раз уже говорил, что акустические характеристики оперного зала в Торонто, выполненного Даймондом и Шмитом, он считает идеальными для своего театра. А может, в выборе руководителя Мариинки сыграло роль и то, что на оперной сцене в Торонто были поставлены все четыре оперы из цикла "Кольцо нибелунгов" - эта тема, как известно, очень греет сердце Валерия Абисаловича.

Впрочем, с мнением маэстро согласны были не все. Еще в конце 2008 года, когда канадцы впервые представили свои разработки, многие архитекторы и даже высокие чиновники из Смольного говорили, что проект им решительно не нравится. А Валентина Матвиенко сравнила предложение канадцев с "автобусной остановкой" - простое, прямоугольное, без затей здание с небольшой купольной крышей и открытой верандой на самом верху действительно вызывает ощущение предельной лаконичности образных и выразительных средств.

Когда в конце июля были оглашены результаты конкурса, губернатор Петербурга отказалась прокомментировать решение конкурсной комиссии. Зато Валерий Гергиев не скрывал удовлетворения, хотя и радовался не сильно: "Одно из главных достоинств проекта-победителя - его можно построить. Меня многому научили эти шесть лет". Да, проекту требуется завершение, и если это здание - "остановка", то уж точно по требованию...

Выбрались из кокона

Напомним, в первом конкурсе, проходившем в 2003 году, победил французский архитектор Доминик Перро - его "золотой кокон" над будущим театром заворожил тогда всех, в том числе и Валерия Гергиева. Но уже в середине 2005 года оказалось, что проект не прошел Главгосэкспертизу, а спустя еще несколько месяцев француза отстранили от дальнейшей работы по строительству Мариинки-2. По словам московских чиновников из тогдашнего Федерального агентства по культуре и кинематографии, "неожиданно" обнаружилось, что документация оформлена неверно: не согласованы проекты водоснабжения, канализации, вентиляции, и вообще здание необычной формы оказалось не приспособлено к петербургскому климату, не вписывалось в историческое окружение и не соответствовало требованиям противопожарной безопасности.

Разрыв тянулся еще почти два года, а все это время за историческим зданием театра увеличивался и углублялся котлован: грунт полз, яма наполнялась водой и жидкой грязью, до строительства, казалось, дело так никогда и не дойдет. И только в 2007 году новым генпроектировщиком стала компания "Геореконструкция-Фундаментпроект", а в проект внесли поправки - усилили конструкции купола, понизили высоту здания. Специалисты говорили, что новейшие технологии формирования фундаментов на любом грунте, которыми владеет компания-проектировщик, позволят наконец сдвинуть дело с мертвой точки. Но в апреле 2008 года контракт был разорван и с ними - по официальной версии, потому, что и этой компании не удалось "выбраться из ямы". И сразу нашелся новый проектировщик - "КБ высотных и подземных сооружений". А в конце мая в судьбу долгостроя вмешался премьер-министр Владимир Путин, который поручил провести новый конкурс по выбору облика второй сцены. Так история с "золотым коконом" была забыта окончательно.

Вид изнутри

"Этот метод называется "закрепление грунтов методом струйного цементирования", - Владимир Бабак, главный специалист управления строительста Северо-Западной дирекции, показывает на глыбы странного темно-серого цвета, которые лежат на глубине почти 12 метров - оттуда и начинается строительство нового театра. Только в этом году строители, что называется, вынырнули из-под земли - до сих пор шла многолетняя борьба с очень тяжелыми питерскими грунтами. Победить их удалось только с помощью европейской технологии JET Grouting, которую применили для создания фундамента Мариинки-2 специалисты компании "Космос", выполняющие работу. Особенности этого метода состоят в том, что сначала жидкий, расползающийся грунт модифицируют, нагнетая под землю под огромным давлением цемент и еще некоторые комплексные добавки. Грунт под их воздействием превращается во вполне управляемую субстанцию, которую и выбирают из котлована. Правда, сначала на глубине 12 метров была создана примерно таким же способом гигантская опорная плита - на ней, как на земле, и будет теперь стоять весь театр. Потом в нее вбили временные сваи, на них положили верхнюю плиту, находящуюся уже на уровне земли, откуда пойдет строительство самого здания. А между этими двумя плитами, как между "небом и землей", будет располагаться целый подземный квартал - с просторным паркингом, вестибюлями, местами для разгрузки декораций, механизмами театральной машинерии, да и часть зрительного зала тоже расположится под землей. В том месте, кстати, фундамент сделают особенно мощным. Но если инженерные достижения в строительстве Мариинки-2 вызывают интерес и уважение, то архитектурные "упражнения" оставляют много вопросов.

Без архитектуры

"У меня весь этот так называемый конкурс и его решение вызывают только недоумение, - говорит Александр Марголис, сопредседатель петербургского отделения ВООПИК. - Я отлично помню первый конкурс и все, что произошло потом. И где гарантия, что даже этот, абсолютно безликий проект будет реализован?" Но, как считают многие специалисты, именно гарантия завершения объекта в кратчайшие сроки и позволила российско-канадскому тандему победить. Сроки реализации и объемы предоставления гарантий оказались на первом месте - последними выступали цена контракта и архитектурное решение. Заказчик, Министерство культуры, даже не ставил никакой значимой архитектурной задачи, его откровенно не интересовали "архитектурные изыски", пусть даже и в охраняемой исторической зоне Петербурга. Задача у министерства была предельно четкая - сделать проект максимально быстро, уберечь себя от материальных потерь и потратить все предназначенные деньги. И ВиПС, который запросил максимальную сумму в 300 миллионов и предложил выполнить работы за 9 месяцев, на 3 месяца обогнав всех остальных претендентов, оказался идеальной кандидатурой. Тем более что в качестве гарантии компания ВиПС выставила 350 миллионов рублей, на 50 миллионов больше самого контракта.

Во время церемонии оглашения результатов конкурса главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев заметил, что к проекту канадцев не стоит относиться как к идеалу: "Его надо доработать, он имеет слабые стороны, например габариты. Но архитектурный облик сохранит основные черты. Надеюсь, что его удастся вписать в городскую среду".

В общем, проект, как у нас водится, после оглашения результатов конкурса еще пройдет доработку, и только после этого его представят к обсуждению на Градостроительном совете. И потому, каким же будет окончательный облик второй сцены Мариинского театра, точно пока не знает никто. Так что можно надеяться, что в нем появится еще и архитектура.

Санкт-Петербург

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера