Архив   Авторы  
Исторический центр столицы планируют осветить по-новому. Прежний вариант, по мнению специалистов, устарел: подсветка не только хаотична, но и неэкономична

Выйти в свет
Общество и наукаExclusive

Европейские и российские дизайнеры в области светотехники придумали, как принарядить вечернюю столицу



 

На прошлой неделе в Международном экономическом клубе эксперты обсуждали принятую в Москве Концепцию единой светоцветовой среды. Новый подход должен защитить столицу от так называемого светового загрязнения, уберет "синяки" с фасадов домов и ликвидирует "черные дыры" на улицах мегаполиса.

Хаос и дискомфорт

В городе часто проводятся экологические мероприятия по очистке воздуха и почвы, ликвидации вредного шума. Но вопросами качества световой среды, "загрязнение" которой создает зрительный дискомфорт, не занимается никто. Чтобы убедиться, что в городе "грязно", достаточно купить билет на ночной авиарейс и полюбоваться из иллюминатора на брызги московских огней, которые разлетаются из яркого, как жерло вулкана, центра в сторону области и угасают где-то далеко за пределами кольцевой. Что, собственно, плохого в этом море огней? Специалисты называют четыре фактора, мешающих жить горожанам: недостаток и переизбыток света, чрезмерный контраст, слепящие источники, а также - самый главный - визуальный хаос. "Чтобы избежать светового загрязнения, мы пропагандируем в российских городах создание мастер-плана по западному образцу", - говорит вице-президент и генеральный менеджер компании Philips "Световые решения" Владимир Габриелян. В столице сохранилось множество светорассеивающих шаров-светильников, а от них до 50 процентов светового потока уходит в небо. Изрядную долю "светогрязи" добавляют направленные ввысь прожектора Останкинской и Шуховской башен, освещение шпилей и памятников.

Европейские специалисты, побывавшие на заседании Международного экономического клуба, уверены: российская столица нуждается в генеральной уборке.

Попытки гармонично осветить столицу уже предпринимались. Одна из последних - в 1997 году, когда в канун празднования 850-летия города были выбраны объекты, которые - для нарядности города - стоило выделить светом. Когда праздники миновали, специалисты приступили к работе над ошибками, которая продолжается и по сей день.

Если подняться на Воробьевы горы в темное время суток, то со смотровой площадки будет четко видно зональное деление города, подчеркнутое наружным освещением. Однако этот принцип устарел, и от него решено отойти. Теперь во главе угла - панорамы. "Город - это целостный организм, у которого есть свои панорамные виды, свои главные точки, - рассуждает главный столичный художник Игорь Воскресенский, - вот мы и пытались выявить эти места". Панорамы-жемчужины, нуждающиеся в особом подходе, выбирали тщательно: выявили более 60 точек, расположенных в зонах исторического наследия и особого городского значения, и зафиксировали открывающиеся с них виды. К особо ценным отнесены три вида на ансамбль Московского Кремля с Большого Каменного, Москворецкого мостов и Софийской набережной, два вида Красной площади от Исторического музея и со стороны Покровского собора. А также две панорамы Театральной площади и вид на застройку Яузской улицы с площади Яузские Ворота. Сегодня слишком яркая подсветка искажает внешний вид этих объектов и их естественные цвета.

Центр вообще "переосветят" по полной программе. Например, освещение Кремля со стороны ГУМа создает чрезмерную блескость при попадании в глаза прямого потока прожекторов. "Это очень затрудняет восприятие исторических объектов Красной площади, - гласит текст Концепции единой светоцветовой среды, - иллюминационное освещение зданий ­ГУМа с гирляндами неэффективных ламп накаливания смотрится на Красной площади как призрак ушедшего века". Красоту главной площади подчеркнут более мягким светом, который сохранит ту же цветовую гамму.

В Театральном проезде подсветка исторического Третьяковского проезда затемняет фасад "Метрополя". На Лубянской площади осветительные установки явно устарели, из-за чего она утопает в темноте. Подсветка зданий на Тверской улице, одной из самых, кажется, ярких в городе, тоже не избежит реконструкции: здесь появятся диодные, более доброжелательные к восприятию человеком источники света, которые будут иначе выделять фасады. "Сегодня центральная улица города представляет собой штрихпунктирную линию и малоэффективно подчеркивает архитектуру зданий, - считает руководитель мастерской архитектурного освещения № 9 при "Моспроект-3" Ирина Цветкова.

Про "фингалы"

Городское освещение можно разделить на несколько частей: уличное, архитектурная подсветка, освещение дорог, площадей, парков и так далее. "У каждой из этих частей есть свои требования и особенности, - говорит Владимир Габриелян. - Источники света должны не только создавать комфорт, но и работать на безопасность пешеходов и водителей. Сегодня в Москве применяется освещение желтого света - это, как правило, натриевые лампы высокого давления. Их основной минус - низкая цветопередача. В то же время в Европе существует тенденция перехода на белые металлогалогенные технологии. Согласно европейским исследованиям, белый свет более комфортен для водителей и пешеходов". А кроме того, желтое освещение попадает на архитектурную подсветку и портит вид, образуя на фасадах зданий так называемые синяки. Например, имеет такой "фингал" Триумфальная арка на Кутузовском проспекте.

Натриевый свет уберут и из парков, хоть многим он и кажется уютным. "Стало понятно, что он неприемлем, - рассказывает доктор архитектуры Николай Щепетков. - Этот источник экономичный, но там, где присутствует экономия, мало места дизайнерской мысли. В парках падающий на зеленые насаждения свет от натриевых ламп окрашивает их в цвет ржавчины".

Если в центре будут исправлять картинку, то на окраинах - ее создавать. В спальных районах начнут использовать панорамное освещение, которое подчеркнет основной силуэт города. Что касается архитектурного освещения типовых многоэтажек, то здесь не разгуляешься: можно огнями украсить разве что верхний карниз, подъезды и нижнюю часть фасадов.

Цена вопроса

Навести порядок в световом хаосе мегаполиса можно, если очень четко фиксировать результаты работы колористов и светотехников. Теперь к любому проекту освещения будут составлять так называемый колористический паспорт, в котором указан цвет фасада и других частей здания. На такое нововведение чиновники пошли для того, чтобы иметь представление о дневном и вечернем облике здания. "Постепенно придем к лицензированию, - говорит Ирина Цветкова, - каждый объект будет иметь паспорт, фиксирующий его первоначальное состояние". С таким паспортом владелец уже не сможет перекрасить стены здания в произвольные цвета.

В этом году на освещение города столичное правительство выделило около 450 миллионов рублей - немало в условиях кризиса. В окончательном же варианте светоцветовая концепция Москвы станет приложением к Генеральному плану развития города. Это логично, поскольку каждая зона города должна освещаться в соответствии с единой концепцией.

Но необходимо учитывать еще и экономическую составляющую - энергосбережение. "Старые установки, сделанные на неэффективных источниках, необходимо заменять современными, - считает Владимир Габриелян. - Например, такое направление, как архитектурная подсветка, уже претерпело серьезные изменения, и сейчас в нем применяются светодиодные источники, которые помимо низкого энергопотребления удовлетворяют запросы любого дизайнера". Светодиоды и правда позволяют добиваться большой палитры цветов, их можно размещать в небольших светильниках, делать незаметными в отступах или нишах зданий. Сегодня, отмечает Габриелян, техника шагнула так далеко вперед, что в принципе нет ни одной зоны освещения, где не было бы альтернативы с хорошей цветопередачей и экономией энергии. "К тому же появилась система управления, которая у нас не используется, это различные контроллеры, позволяющие изменять световой поток в то или иное время суток в зависимости от потребностей", - добавляет эксперт.

Действительно, самое трудное - достичь равновесия между ценой и качеством. Понятно, что энергия в России сегодня стоит не так дорого, как в Европе, но к 2025 году планируется удвоение спроса на электроэнергию, так что цена вопроса будет расти. "При покупке оборудования, - говорит Владимир Габриелян, - необходимо сделать так называемый расчет совокупной стоимости владения, которая состоит из ряда показателей: срока службы, потребления электроэнергии, спада светового потока к концу срока службы прибора, стоимости обслуживания светоточек. Расчет всех этих показателей и позволяет достичь оптимального соотношения между ценой и качеством. В Москве на примере школ мы реализуем энергосберегающий проект, цель которого - показать, как возможно улучшить качество освещения и при этом значительно снизить потребление электроэнергии, а также какие вложения для этого требуются. Этот проект будет пилотным, и впоследствии мы сможем реализовать его в других регионах России".

...В свое время Совет по дизайну Великобритании исследовал проблему светового загрязнения: оказалось, что усталость человека от восприятия визуального хаоса для среднего города составляет около четверти от общей утомляемости за день. Медики знают, что зрительный дискомфорт даже за небольшой промежуток времени выматывает, вызывает раздражение, депрессии и является причиной головных болей. Выходит, что эстетичное освещение имеет еще и лечебный эффект. Поэтому хочется, чтобы концепцию "светового порядка" городские власти довели до воплощения без корректировок, как водится у нас, например, в строительстве, где самые хорошие генпланы легко изменяются при появлении денежного инвестора...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера