Архив   Авторы  

Неподнятая целина
Общество и наукаExclusive

Возможно ли возродить хотя бы одну отдельно взятую российскую деревню








 

В октябре в Архангельске при поддержке Совета Федерации пройдет форум, посвященный инновационному развитию сельской местности. Звучит экзотично: какие, казалось бы, инновации в деревне? Тем более что деревня как административная единица нашей страны сегодня скорее мертва, чем жива. Любой человек, хоть раз съезжавший с магистрали на проселочную дорогу, может рассказать о десятках заброшенных поселений, где остовы домов "доедает" лес. По некоторым данным, Россия только за последние десять лет утратила около 11 тысяч деревень. Для страны, угодья которой могли бы накормить полмира, ситуация парадоксальная и тревожная: все экономисты сходятся на том, что поднять и обустроить Россию без возрождения деревни невозможно. Однако соответствующие госпрограммы, которые сегодня занимают умы ведущих экономистов, для среднестатистического селянина - нечто эфемерное и абстрактное. Вместо макроэкономических прожектов он хотел бы получить понятную и простую в исполнении бизнес-идею. Такую, которая помогла бы ему вытащить и самого себя, и свою деревню из болота безысходности. И тут самое главное - сформулировать прагматичную цель, ради которой будет возрождаться данная конкретная деревенька. Не так уж это сложно, как выясняется. Тем более что желающих "покреативить" достаточно. Еще до кризиса в сторону деревни поглядывали менеджеры и клерки, готовые променять карьеру в банке на возделывание собственных угодий. И энтузиасты, решившие встряхнуть потерявшее надежду сельское население. И деловые люди, способные превратить захудалое Гадюкино в оживленную туристическую Мекку. В кризис по понятным причинам число таковых удвоилось. "Итоги" пообщались с теми людьми, у которых свои виды на русскую деревню и которые, наверное, со временем поднимут ее сами. Но очень рассчитывают на разумные шаги государства - чтобы оно хотя бы не мешало.

Дауншифтинг по-русски

Достали кризис, стрессы, плохая экология и генно-модифицированные продукты? Так зачем вы цепляетесь за бетонные джунгли? Задумавшись над этими вопросами, некоторые обитатели больших городов просто сбежали в глушь, причем не на положенные 28 дней отпуска, а на постоянное место жительства. И это не единицы, а тысячи людей. Эдакий дауншифтинг по-русски. Что они забыли в деревне, коренные жители которой тянутся в обратном направлении? Кто-то видит жизнь в деревянном срубе как единственный шанс обрести свободу, кто-то ищет единения с природой, а кого-то просто тянет к истокам. Причем каждый решает проблему ушельства (адепты бегства из мегаполиса называют себя ушельцами) по-своему: прибивается к уже существующему экопоселению, агитирует знакомых основать свое или же просто возводит одинокий дом на гектаре земли и называет его родовым гнездом.

Сегодня в России - от Карелии до Дальнего Востока - насчитывается более 20 экопоселений с населением в несколько тысяч человек. Все они имеют разную идеологию - религиозную, этическую или экологическую. В некоторых, к примеру, есть даже свой устав, запрещающий, скажем, пить и материться на территории поселения. Например, в Калужской области в небольшой общине живут семьи с приемными детьми. Их задача воспитать здорового ребенка. Есть и коммуны со строгой иерархией, сельским хозяйством и инфраструктурой. Вариантов масса. Главное, чтобы процесс перемены мест и замены мобильного телефона лопатой не стал для горожанина шоком. Это между тем совершенно не исключено.

Жить в деревне надо уметь - это только в кино деревенская жизнь пропитана духом романтики, пением соловьев и запахом парного молока. В жизни все куда как жестче. Но, как выясняется, это проблема решается широко распространенными бизнес-технологиями - тренингами. Есть даже специальный тренинг-центр в четырехстах километрах от Москвы, в Тверской области на берегу озера Вселуг. Группа энтузиастов создала адаптационный центр, где из горожан куют настоящих крестьян.

Деревня Тропа расположилась уютно: с одной стороны - вода, с другой - лес. До цивилизации вроде и недалеко. Если по озеру, то с четверть часа на катерке. А вот по лесной дороге получается солидный крюк - вихлять придется примерно с час. Именно это место выбрал московский предприниматель Вадим Дашук для того, чтобы и самому отведать жизни деревенской, и других приобщить. Решил строить типичный крестьянский двор среднерусской полосы. На сруб шли обычные бревна, разумеется, ни о каких современных способах обработки дерева типа оцилиндровки и речи не шло. Замки на бревнах вырубали по старинной технологии и клали одно сосновое бревно на другое, перекладывая мхом. В результате вырос добротный пятистенок. К нему примыкает хозяйственный двор. Сам сруб без отделки обошелся примерно в две тысячи рублей за куб. Если же взять отделку, даже самую простую, то изба в 30 квадратных метров выйдет в районе 270 тысяч рублей.

Электричества в избе нет. Сознательно. Зато есть печь. При кладке использовали кирпичи, поскольку не нашлось мастеров, способных повторить глинобитную печь. В остальном же дом - полная имитация эпохи конца XIX века, причем в основном с предметами того времени: полати, люлька на шесте, красный угол с образами и тому подобное.

Вадим Дашук рассказывает, что не собирался окончательно переезжать из города в деревню, но от перемены образа жизни и погружения на несколько дней в сельский быт получал кайф. А потом подумал: почему бы не предоставить такую же возможность полного растворения в деревенской действительности тем, кто всерьез подумывает о переезде из города в деревню? Быстро выяснилось, что даже среди его знакомых таких желающих наберется немало. К тому же многие приезжают с детьми, а для них деревенский уклад - это настоящие уроки краеведения и истории.

На момент нашего визита на "практике" у Вадима Дашука находились двое - нефтяной трейдер Сергей и работник банковской сферы Ольга. А по ним и не скажешь. На Сергее - косоворотка, лапти. На Ольге - сарафан, кокошник. Костюмы пейзан - для полного погружения.

Эта пара решила провести в деревенских условиях неделю. Распорядок дня - немудреный. Ранний подъем часов в пять, как и положено на селе. Первым делом надо лошадь Заиру накормить. Затем хозяйка растапливает печь, носит воду из колодца, приноравливаясь к коромыслу - а это потяжелее упражнений со штангой. День пролетает почти незаметно в хлопотах по хозяйству. Под присмотром инструкторов Ольга и Сергей овладевают необходимыми для жизни на селе навыками. Ольгу учат молоть зерно, печь хлеб, толочь табак, прясть ткань. У Сергея своя программа обучения: ему показывают, как запрягать лошадь, как пахать, как правильно колоть дрова, как истапливать баню по-черному, как лепить из глины посуду и обжигать ее, как грамотно доить корову.

Кто-то скажет, это все игры, потому что знания - необязательные. Ну кто сейчас за плугом ходит или табак толчет? Само собой, редкость. Но давайте исходить из того, что в жизни все может пригодиться, тем более если задумываться о такой ее коренной перемене, как переезд из города в деревню. В той же Тверской области, но в другой деревне Хотилицы наши корреспонденты познакомились с семьей пенсионеров - угодья, которые они обрабатывают на своей сивой лошаденке, можно сравнить с приличным фермерским хозяйством. А какая у них картошечка!

"Если человек думает о деревенской жизни, но не имеет опыта, ему надо окунуться в соответствующую атмосферу. Пожить в той обстановке, в которой жили его прадеды, - считает Вадим. - А еще нужно людей повернуть лицом к самому главному принципу - к рациональному использованию ресурсов природы. Возврат в деревни - это попытка отказаться от ненужных вещей и пожить нормально".

У Вадима всегда много "студентов", которые впоследствии становятся деревенскими жителями. За вечерними разговорами и посиделками, где они успевают "раздавить" пару самоваров чаю с земляничным вареньем, пришла и окрепла мысль, что пора расселять мегаполисы, потому как большая концентрация людей в одном месте стала по-настоящему серьезной проблемой для страны.

"Сегодня в деревни переезжают люди, как правило, немолодые - 45-50 лет, - продолжает предприниматель. - Они достаточно пожили в городе, вырастили детей, заработали какие-то деньги. Однако если люди поймут, что эту тему поддерживает государство, то и молодежь в село потянется".

Тем более ушельчество не предполагает, что продвинутый молодой человек немедленно превратится в бирюка, изолированного от цивилизованного мира. Кокошник и гончарный круг - это для чистоты эксперимента, а так даже в обычном срубе за сто верст от большого города можно наладить скоростной Интернет, который, к слову говоря, может быть дополнительным источником заработка. "Меня светским человеком не назовешь, - делится столичный программист, полгода назад променявший город на деревню в Новгородской области, - для полного счастья достаточно элементарных бытовых удобств вроде воды и электричества, ну и связи по Сети с внешним миром. Тут у меня баня, а Интернет я себе организовал за 700 рублей в месяц. Подороже, чем в городе, но я за счет удаленной работы их с легкостью отбиваю".

Экопоселения, конечно, только один из видов новых деревень. Их основная цель - обеспечить себя и, быть может, соседние городки экологически чистыми продуктами.

Сделай сам

Если в новом экопоселении обязательно найдется вчерашний экономист или менеджер, способный взять управление на себя, то в старых деревнях все сложнее. Коренных сельчан не надо учить, как вставать в 5 утра и выгонять корову на луг. Зато после развала большинства колхозов они совершенно не понимают, как можно сделать жизнь в деревне нормальной, активной и осмысленной. Но, как показывает опыт, сельчане быстро ориентируются, если их чуть-чуть подтолкнуть. В Архангельской области уже несколько лет превращают простых деревенских мужиков в эффективных управленцев, способных самостоятельно справляться с локальными проблемами. Фактически там возрождают порядок, существовавший на Руси, когда в деревнях всем миром решали, как жить дальше. В современных реалиях такие объединения получили название Территориальных общественных самоуправлений (ТОС), а их развитием, заручившись поддержкой областной администрации, занялся директор Института общественных и гуманитарных инициатив Глеб Тюрин. "Даже простые, не шибко грамотные люди могут более или менее справляться с управлением деревней, - объясняет свою концепцию Тюрин, - главное, организовать их, заставить почувствовать себя силой, неким объединением, готовым принимать решения". Впрочем, идеи Тюрина стары, как и сама русская деревня. Помнится, век назад романтичные петербуржские студенты тоже отправлялись в провинцию, "будить деревню", разъясняя селянам преимущества железного коня, который "идет на смену крестьянской лошадке".

Но Тюрина печальный опыт "народников" не смущает. В пример он приводит одно из сел Коношского района - медвежий угол, каких еще поискать. Несколько лет назад Тюрин со товарищи приехали туда, созвали самых активных жителей деревни и устроили мозговой штурм на тему, "как нам обустроить деревню". Причем действовали по принципу "голь на выдумки хитра", поскольку ждать солидных финансовых вливаний извне не приходилось.

На инициативу пришельцев население отреагировало, как это издревле было принято на Руси - покрутило у виска и сказало, что обустроить нереально. Потом еще подумало и решило, что населенному пункту нужна водонапорная башня - старая давно пришла в негодность. Ждать новую, которая обойдется районному бюджету в миллион рублей, придется до скончания веков. Кто-то из присутствовавших на сходе вспомнил, что по соседству есть остатки еще двух разрушенных башен. Из них, как из конструктора, и можно собрать новую. "Самое сложное, - вспоминает Тюрин, - было заставить их проявить инициативу. Потому что первой реакцией была просьба написать бизнес-проект. Мы заставили представителей ТОСа - самых активных сельчан - самим написать его. Когда же они почувствовали себя управляющими, способными создавать идеи, самая работа и закипела". В результате проект водонапорной башни выиграл конкурс и получил от одного из фондов грант в 50 тысяч рублей. Эти деньги были потрачены на трубы, медные соединения, горючее для техники, чтобы перевезти все необходимое. Возводили башню всем миром, трудились безвозмездно - для себя же строили. Правда, не забывали скептически хмыкать, пока башню не ввели в эксплуатацию. Именно в этот момент и произошла перестройка в сознании - оказывается, нет нерешаемых вопросов.

Водонапорная башня в селе стала экономическим чудом района, на которое приезжали посмотреть из соседних деревень и даже из райцентра. Естественно, сказали, что тоже так хотят. Впрочем, оказалось, что для одной деревни хорошо - для другой не вариант. Так что в соседней деревне Фоминской опять собрались на мозговой штурм и начали думать над совсем другим проектом. Там решили привести в порядок деревенские родники. Опять же в работу включились едва ли не все жители - расчистили свалку, поставили для водозабора бетонные кольца, облагородили территорию, соорудив резную беседку и декоративную ограду. Кто-то предложил назвать родники источником Любви и Поцелуев. В результате они превратились в местную достопримечательность, куда потянулись кортежи новобрачных со всего района. Рядом возникла какая-никакая торговля, и закрутилось-завертелось.

И не только в Фоминской. В деревне Леушинской заброшенную котельную превратили в спортзал для молодежи, в деревне Берег неработающие женщины объединились в кооператив, чтобы выращивать капусту, а на вырученные за нее деньги отремонтировали медпункт. Увы, производственный роман со счастливым финалом получился не у всех. Где-то разовой акции было достаточно, чтобы изменить взгляд сельчан на жизнь раз и навсегда. В той же Фоминской тамошнее ТОС отстоял лес от вырубки, добился льгот для своих ветеранов. А где-то встрепенувшиеся деревни, оказавшись без присмотра "кризис-менеджеров", вновь погружались в свою вековую дрему. Бывало, что инициативные граждане получали по носу от районных начальников, решивших, будто те покушаются на данную им свыше власть. Это, конечно, тоже не печальная точка, а скорее многоточие. По мнению Тюрина, тут нужен подход структурный. Если на постоянной основе и набрать, и обучить грамотных тренеров из числа креативной молодежи, то можно получить стойкий положительный результат. Можно на базе хотя бы одной области создать сеть "экспериментальных поселений", где селяне готовы сами решать свои проблемы. Быть может, тогда и возникнут ростки той самой деревенской "инновационной жизни", которую собираются обсуждать на высоком уровне...

Бизнес-план

Деревня под ключ

Мы, кажется, свыклись с тем, что деревни у нас субъекты дотационные. А что, если взглянуть на затерянный в глуши населенный пункт как на объект для развития бизнеса. Студенты класса MBA школы управления "Сколково" выбрали среднестатистическую деревню в средней полосе России и разработали простой и понятный любому крестьянину и горожанину бизнес-план, который может привести к процветанию отдельно взятого вымышленного села через 7 лет. Если, конечно, местная власть действительно захочет, чтобы у нее появилась экономически эффективная единица.

Исходные условия. Средняя полоса России, село в 250 километрах от центра субъекта Федерации с населением 370 человек, 40 процентов из которых являются нетрудоспособными. В деревне приблизительно 140 дворов, включая здание администрации, медпункт, сельскую школу и Дом культуры. Дорога к поселению - бетонка (это когда-то был колхоз - победитель соцсоревнования). Средний заработок жителя деревни составляет 30 тысяч рублей в год, в основе своей состоит из проданного перекупщикам частного урожая и зарплат бюджетникам.

Концепция. Предполагает три направления: туризм, производство органических продуктов питания и сувенирной продукции. Стоимость реализации всего проекта 250-300 миллионов рублей, львиную долю которых составит строительство и продвижение туристического комплекса. Срок окупаемости - не менее 5-7 лет.

Потребуется "якорный инвестор" в виде крупной компании или же крупного предпринимателя родом из этих мест, которые будут заинтересованы в осуществлении социальной функции в конкретной деревне. При этом очень важно организовать эффективное государственно-частное партнерство. Во-первых, государство тратит немало денег на поддержание деревень-призраков, которые могли бы сработать более эффективно, если потратить их на конкретный проект. А во-вторых, это позволило бы избежать рисков крайней заинтересованности районных чиновников в получении выгоды при решении вопросов согласования строительства и развития инфраструктуры. Деревня должна быть либо включена в туристический маршрут как стоянка-ночевка с сопутствующим набором "сельских аттракционов", либо действовать как самостоятельная единица - место, куда надо приезжать специально для получения эксклюзивных впечатлений. Продвижение проекта должно осуществляться через Интернет, прямую рекламу в ближайших городах, а также работой через туристические компании.

Реализация. Эксклюзивные "аттракционы" могут быть разными, это зависит от специфики района. Например, можно предложить туры по сбору урожая или лекарственных трав, уроки по вспахиванию огорода на лошади или получения масла из свежего молока, работу с прялкой, плетение кружева или пошива лоскутных одеял. В основе проекта - гостиничный комплекс из обустроенных деревенских изб. Можно существенно сэкономить на затратах, если выкупить часть домов или отремонтировать заброшенные хаты. Понятно, что банька и ресторан с русской кухней обязательны. Для спортплощадки сгодится засеянное травой и стриженое поле, где можно играть в лапту (или другой местный вид спорта) или футбол. Оптимальное количество номеров в деревне - 250, рассчитанные на 500 человек. Предполагаемая средняя загрузка деревни на уровне 40 процентов в год при средней цене в 3 тысячи рублей в сутки за номер дает нам цифру в 100 миллионов рублей выручки.

Параллельно жители деревни будут производить органические продукты питания. На полках розничных торговых сетей в большинстве своем пока экологически чистые продукты импортного производства. Деревня могла бы выйти на этот рынок с предложением русских солений и копчений на зиму. Домашнее хозяйство способно произвести около 1000 банок консервированных овощей, 200 килограммов копченых мясных и рыбных изделий и 50 килограммов сушеных фруктов и овощей в год, что по ценам премиум-класса может быть эквивалентно 140-200 тысячам рублей в год на одну семью. При этом себестоимость остается невысокой и составит на одно хозяйство не более 30 тысяч рублей в год. Это хороший бизнес, однако его успех будет зависеть от соблюдения санитарных норм, и налаживание процесса по правилам входит в расходную часть проекта.

Дополнительным источником дохода может стать создание сувенирных и подарочных изделий. Начальный капитал для основания этого бизнеса составит около миллиона рублей, которые пойдут на обучение мастеров (50 процентов), строительство или ремонт помещений для мастерских (20 процентов) и закупку оборудования для них (30 процентов). Продажи туристам в самой деревне должны составлять в среднем от 3 до 5 миллионов рублей в год, также возможна поставка сувениров и подарков на заказ. Ремесленнические мастерские будут открыты для всех желающих, давая туристам возможность увидеть производство и попробовать самим сделать что-то своими руками.

Над проектом работали: студенты Юлия Вахидова, Андрей Статсенко, Султанбек Хункаев, Тигран Чимбукачан, а также профессора Серж Хейворт и Алексей Германович, под руководством которых была выполнена эта работа.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера