Архив   Авторы  
ДТП с участием молодых россиян в Швейцарии вышло за пределы частной жизни и заставило российских политиков делать громкие заявления

Быстрые деньги
Общество и наукаExclusive

Про то, как четыре спорткара проехались по имиджу России






 

Какой русский не любит быстрой езды? Этим сакраментальным вопросом сегодня задается буквально пол-Европы. Скандальное ДТП с участием "русских миллионеров", носившихся по Швейцарии на сверхдорогих спорткарах, потрясло воображение среднеевропейского обывателя, вызвав волну возмущения и в прессе, и на телевидении, и в блогах. Прагматичный Запад не в силах понять, как в разгар мирового кризиса, когда обыватель экономит буквально каждый евроцент, россияне швыряют на ветер огромные деньги, игнорируя местные законы и устои.

Тратить по-русски

О том, что некоторые представители российского имущего класса ведут себя за границей эпатажно, не писал только ленивый. Похождения в Куршевеле, ритуальное обливание публики шампанским Cristal на пляже в Никки-бич, шокирующие "трипы" "золотой молодежи" по лондонским клубам, многотысячные счета в ресторанах Форте-деи-Марми, ярмарки тщеславия в сардинских яхтенных "маринах" - это мы уже проходили. Раньше все это списывалось на совковый менталитет и дурное воспитание новых русских. Однако ни западные колледжи, ни оксфордский акцент, ни даже пережитый кризис европейского лоска нашим людям не добавили. Вопрос: почему? "По моим наблюдениям, проблема "русского экстрима" таится не столько в совковости, сколько в глубинной структуре нашей экономики, - делится с "Итогами" известный российский бизнесмен, пожелавший соблюсти инкогнито. - Чем наш российский миллиардер отличается от западного? Только одним: миллиард европейца складывался десятилетиями, а то и столетиями - пфенниг к пфеннигу, сантим к сантиму. Средний российский миллиард был скоплен за восемь - десять лет. Причем, как правило, не передовыми бизнес-схемами и инновациями, а эксплуатацией административного ресурса, старой советской инфраструктуры и сырьевых источников. По европейским меркам за десять лет собрать миллиард можно только за счет коротких, рискованных, но высокодоходных инвестиций. На Западе это любят называть спекулятивным капиталом. Суть его такова: зачем вкладывать деньги в строительство дороги, если можно вместо этого построить гигантский рынок?! Исходный капитал соизмеримый, рентабельность - несравнимая. Все это и есть синдром "быстрых денег". Капитал быстро возникает почти из ничего и так же быстро инвестируется в никуда - в пафос, спорткары, виллы, пьянки-гулянки. Эти деньги не капитализируются в виде заводов, новых городов и современной инфраструктуры. Такие деньги, как правило, вылетают в выхлоп Lamborghini. Я не говорю о всех конкретно российских миллиардерах и миллионерах, я говорю о значимом системном факторе. И, кстати, все сказанное вовсе не вина нашего бизнеса. Это беда всего государства российского. У нас налоговое законодательство меняется по несколько раз за год, цветут рейдерство и коррупция, не существует твердых правил экономической игры. В таких условиях мало кто станет вкладываться в "длинные" проекты и копить рублик к рублику. Из-за тяжелого инвестиционного климата горизонт планирования у нашего бизнеса - два-три года. А нужно бы десять - пятнадцать. В условиях короткого инвестиционного "трамплина" счет должен идти только на миллионы. Если государство сумеет провести модернизацию, положив конец "экономике быстрых денег", то граждане их будут аккуратно копить, инвестировать цивилизованно, тратить незаметно, а ездить по дорогам - неспешно. По-европейски..."

С ветерком

Сработал ли синдром "быстрых денег" на дорогах Швейцарии? Сами участники скандала категорически отрицают, что участвовали в пафосных гонках. Дескать, просто рутинное ДТП. Но ведь, что показательно, разговоры о ралли возникли не на пустом месте. По данным "Итогов", среди российской элиты существует некий закрытый клуб, члены которого устраивают по автобанам Старого Света лихие гонки. Обычно используются взятые в аренду спортивные машины премиум-класса. Выглядит это примерно так: прилетев, допустим, в Германию на частном самолете, группа любителей экстремальной езды решает прокатиться с ветерком от Берлина до Франкфурта. Заранее арендуются или пригоняются из соседних стран мощные кары - примерно такие, какие были замешаны и в швейцарском ДТП: Lamborghini Murcielago, Bugatti Veyron, Mercedes McLaren, или Ferrari-430. "В пелетон, как правило, входит и мощный внедорожник типа Porsche Cayenne Turbo, из которого ведется видеосъемка мероприятия, - рассказал "Итогам" один из участников таких заездов Кирилл Н. - Покатушки включают в себя и "культурную программу" - посещение модных ночных клубов, ужины в ресторанах, ночевки в отелях. Германия наиболее благоприятная для таких заездов страна - идеальные автобаны имеют анлим-участки, на которых можно разогнаться до 300 километров в час".

Подобные вояжи обходятся весьма недешево - аренда, например, Bugatti Veyron или Mercedes McLaren может стоить до 20 тысяч евро. А еще необходимо заплатить залоговую стоимость, которая варьируется от 20 до 200 тысяч евро. Как считают эксперты, для гонок идеальный аппарат - Lamborghini Murcielago LP640. "Дело в том, что эта версия серийной "ламбы" не совсем обычная, - говорит Кирилл Н. - Облегченный кокпит из композитных материалов, мощность двигателя в 640 лошадиных сил делают эту машину самым быстрым авто в своем классе". Поговаривают, что именно засветившиеся в инциденте в Швейцарии Lamborghini и Bugatti частенько видели на тусовках в Монако.

Многие уверены, что в окрестностях Женевы имели место именно такие гонки. Хотя, по мнению нашего собеседника, только сумасшедшие могут устроить подобное в Швейцарии, где превышение скорости даже на 30 километров в час является тяжелым нарушением со штрафом в 500 евро, а дороги узкие и извилистые. Если швейцарская полиция сможет доказать факт гонок, это в корне поменяет суть дела. Тогда речь уже пойдет о сознательном нарушении закона. "Если факт родео, устроенного водителями на дороге, подтвердится, швейцарская юстиция в состоянии потребовать вызова подозреваемых в нашу страну из-за границы для проведения следствия, - говорит генеральный прокурор кантона Даниэль Заппелли. - Если факты окажутся серьезными, мы можем потребовать экстрадиции этих лиц".

Совпадение или случайность?

Безусловно, при квалификации данного инцидента швейцарскую полицию будет интересовать, были ли участники ДТП знакомы между собой. Близкие Зии Бабаева настаивают, что среди его друзей братьев Исмаиловых не было. Сам он говорит, что видел их всего пару раз. Поговаривают, что братья Исмаиловы приехали в Швейцарию на отдых за несколько дней до инцидента. Их якобы видели в разных ночных клубах и ресторанах. Можно предположить, что Бабаев и Исмаиловы действительно раньше не общались, а познакомились, например, в баре отеля Reserve и решили продолжить вечер в другом увеселительном заведении. В пользу этой версии, как ни странно, говорит и то, что тест, проведенный полицией, выявил в крови Бабаева наличие алкоголя. Стал бы он употреблять спиртное, если заранее знал о предстоящих гонках? "На него это не похоже", - утверждают бывшие сокурсники Бабаева. Бывшие, потому что с 24 ноября он отчислен из вуза приказом директора Международного центра МГУ имени М. В. Ломоносова в Женеве Тамерлана Гасанова. В беседе с "Итогами" г-н Гасанов рассказал, что хорошо знает семью своего студента, которую охарактеризовал как "достойную", а сам Зия поступил на юридический факультет в 2005 году, окончив одну из элитных московских школ. "Сказать, что он был плохо воспитан, не могу, но и говорить, что хорошо учился, - тоже". Кстати, по данным "Итогов", в тот день, 19 ноября, Зия Бабаев, студент 41-й группы, прогулял занятия по предмету "Муниципальное право России".

Зато его сестра Лейла - отличница. Входит в пятерку лучших студентов на курсе, особенно преуспевая в таких предметах, как криминалистика и уголовно-исполнительное право.

"Что же касается отчисления Бабаева, - продолжает ректор, - то у нас есть требования к каждому студенту, и особенно они касаются учащихся юридического факультета. Все они должны четко придерживаться определенных правил: уважать законы страны, в которой находятся, и соблюдать внутренние правила университета. Это неотъемлемые условия, оговоренные в контракте при поступлении. Ведь студенты представляют в чужой стране не только себя, свои семьи, но и являются лицом МГУ, а по большому счету представляют Россию. Не надо портить имидж страны такими выходками. Что теперь подумают о русских студентах ребята из других стран?!"

Что думают студенты из других стран, неизвестно. Зато нам удалось поговорить с однокурсниками Зии Бабаева. "Мы просто в шоке, - рассказывает сокурсница Светлана Охлопкова. - Зия всегда такой тихий, спокойный, бесконфликтный. Действительно, Зия любил быстрые машины. Эта белая "ламба" появилась у него года два назад. В нашем университете он единственный, кто ездил на такой машине. Сколько раз он подвозил меня до дома, всегда ехал спокойно, размеренно, никогда не позволял себе шалить на дороге".

Больше всего русскоязычную общину злит то, как местные СМИ освещают скандал. "Когда две недели назад швейцарец протаранил на своем "Феррари" встречную машину, это общественность не всколыхнуло. Пошумели денек на форумах и забыли", - сетуют студенты. "Уверена: ни в какую Лозанну он не ехал, - продолжает Светлана Охлопкова. - Да и что там делать? Все тусовки, рестораны и отели - в Женеве".

На досуге российских студентов в Швейцарии имеет смысл остановиться подробнее. Потому что это может объяснять случившееся.

Дело молодое

Такое ощущение, что тихая патриархальная Швейцария не отдает себе отчета в том, как сильно она рискует, открывая в своих городах престижные учебные заведения по соседству с пафосными ночными клубами. Например, в Женеве бешеной популярностью пользуется клуб Golden Platinum, как магнитом притягивающий российскую "золотую молодежь". Каким бы ты ни был отличником, зубрилой и книгочеем, возраст все равно берет свое и требует выплеска эмоций. За примерами далеко ходить не надо. В прошлом году в Международном центре МГУ имени М. В. Ломоносова в Женеве состоялся первый выпуск студентов. Вот, например, какими воспоминаниями о жизни и учебе делятся лучшие студенты. Говорит Алина Хайдарова: "На 250-летие МГУ мы всей группой поехали в горы, в Кран-Монтану, отмечать столь важный юбилей и в результате дружно прогуляли весь учебный день. Нам за это тогда сильно влетело…" Андрею Литвиненко запомнилось другое: "Как-то однажды ночью сорвались в Берн ни с того, ни с сего. Приехали, погуляли там часа два, полюбовались центром Берна и уехали".

"Случай, потрясший Швейцарию, весьма обычный, - комментирует психолог Яна Еникеева. - Примеров, когда богатые наследники кутят и тратят с размахом родительские миллионы, хоть отбавляй. Но если у себя на родине такое поведение не вызывает удивления, то в размеренной спокойной Европе подобные выходки сразу же появляются на первых полосах СМИ. Понимая, что часто дитя избаловано до мозга костей, многие родители решают оградить его от пагубного влияния друзей и отправляют в ссылку - обучаться уму-разуму за границу. Если в Лондоне или, скажем, Италии много соблазнов, то в спокойной Швейцарии идет полная перестройка мозгов. Бывший московский тусовщик становится спокойным размеренным европейцем, который старается жить по законам той страны, где он обучается. И вдруг в один прекрасный момент к нему, уже вкусившему прелести жизни вдали от родины, приезжают знакомые или друзья. Рано или поздно сработает тумблер. Человек окунается опять в то общество, из которого он много лет назад вырвался. И понеслась душа в рай. Гулянки, море шампанского..."

Справедливости ради нужно отметить, что громкие скандалы, подобные этому, в спокойной Швейцарии имели место, но без участия россиян. Обычно погонять на дорогих спорткарах здесь любят албанцы и выходцы с Ближнего Востока. Как правило, их ловит полиция за превышение скорости, проезд через две сплошные и на красный свет. А на прошлой неделе в соседнем кантоне четверо местных семнадцатилетних подростков сели в родительский спортивный BMW и поехали кататься. Превысили скорость, не справились с управлением и врезались в столб. Все четверо погибли. На страницах швейцарской прессы этот случай нашел отражение лишь в нескольких строчках хроники...

При участии Кирилла Привалова, Женева

Протокол

Место ДТП

19 ноября за полчаса до полуночи от отеля Reserve на окраине Женевы отъехали четыре автомобиля - Lamborghini Murcielago LP640, Bugatti Veyron, Mercedes McLaren и Porsche Cayenne Turbo. Машины двигались по дороге из Женевы в Лозанну. О том, что произошло дальше, версии разнятся - швейцарская полиция сейчас изучает запись с камер видеонаблюдения - их на этой трассе установлено больше двух десятков. Известно, что на одном из светофоров водитель Lamborghini замешкался. Затем резко ускорился. До скорости 100 км/ч он разогнался примерно за 3 секунды. В тот вечер моросил дождь. На мокрой дороге спорткар от резкого ускорения занесло и выбросило на соседнюю полосу. По ней на максимальной для этой трассы скорости (80 км/ч) ехал немецкий пенсионер на Volkswagen Polo. Машины столкнулись. Пенсионера зажало в покореженном салоне. У Lamborghini оказалась разбитой передняя часть. Дальше, по словам свидетелей, вызвавших на место происшествия полицию, спасателей и медиков, "пилота" Lamborghini кто-то усадил в свою машину и увез в неизвестном направлении. Очевидцы запомнили номера. Швейцарская полиция отказалась называть имена участников аварии. "Мы недоумевали, с чем связана такая секретность, - рассказал "Итогам" российский консул-советник в Женеве Максим Райдер. - Каждый день наши сотрудники висели на телефонах в надежде получить от полиции хоть что-нибудь по этому делу. Ответ был один: ждите, идет следствие".

Лишь через три дня выяснилось, что двумя машинами управляли сыновья Тельмана Исмаилова - 24-летний Сархан и 25-летний Алекпер. Вскоре стало известно и имя водителя белого суперкара. Им оказался россиянин, студент 4-го курса юридического факультета Международного центра МГУ имени М. В. Ломоносова в Женеве 22-летний Зия Бабаев. Четвертой машиной, взятой напрокат в женевской фирме (предположительно Elite Rent-a-Car SA), управляли некие швейцарцы - знакомые Бабаева.

Верю - не верю

Версия защиты

Деятельность женевской полиции по данному делу вызвала острую критику. Генеральный прокурор кантона Даниэль Заппелли считает, что следствие было проведено поспешно и непрофессионально. Местные СМИ не могли понять, как получилось так, что братья Исмаиловы не были обнаружены сразу после того, как уехали с места аварии. На самом деле все было иначе. Их машины - Bugatti Veyron и Mercedes McLaren, кстати, зарегистрированные на других частных лиц, были остановлены практически через несколько минут полицейскими в центре города. По информации "Итогов", в полиции россияне утверждали, что с места аварии не скрылись, а повезли раненого соотечественника в больницу. Как рассказал "Итогам" адвокат Тельмана Исмаилова Павел Астахов, "они (братья Исмаиловы) лишь были очевидцами аварии, которая произошла на женевской трассе".

Через два дня после скандала братья Исмаиловы улетели на частном лайнере их отца в Стамбул. О единственном участнике ДТП, отвечающем за произошедшее перед швейцарскими властями - Зии Бабаеве, - его адвокат мэтр Жак Барийон сказал "Итогам" так: "Моего доверителя пытаются выставить главным ответственным лицом в инциденте. Он был допрошен на месте происшествия компетентными служителями порядка и до сих пор остается в их полном распоряжении". Чтобы выйти на свободу, Бабаев, находящийся под стражей, выразил готовность внести залог в 100 тысяч швейцарских франков (примерно три миллиона рублей) и предоставить гарантии, что следствие по делу будет проходить без каких-либо затруднений с его стороны. Отец фигуранта, председатель совета директоров строительной компании "Версо-М" Мехрадж Юсиф-Оглы Бабаев, заявил "Итогам": "Я не понимаю, почему из обычного дорожного происшествия раздули такую шумиху". Все случившееся, по версии г-на Бабаева, выглядело так: "В тот день он вместе с другом-швейцарцем поехал в отель Reserve. Там они посидели в ресторане и решили вернуться домой. Зия сел за руль, друг - рядом. Они выехали на трассу, и на скорости 130 км/ч перед ними, со слов сына, возник мотоциклист. Зия пытался объехать его справа, но зацепил передней частью Volkswagen Polo. Машину отбросило в сторону и в забор. Зия пытался уйти от удара и тормозил. Когда они с другом выбежали из машины и подбежали к Polo, вытащить пенсионера уже не было возможности, его сильно зажало. Тут же подъехали знакомые Зии на Porsche. Они вызвали полицию и "скорую", которая и отвезла моего сына в больницу. С сыновьями Исмаилова Зия не был знаком. Скорее всего они случайно встретились в ресторане отеля или уже на дороге. Еще хочу сказать, что машину Зия брал в прокат".

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера