Архив   Авторы  
За сутки прежде незнакомые люди успевают не только подготовить тексты с фотографиями, но и стать сплоченным коллективом. Чтобы все успеть, работать приходится и в ночи, а спать и есть, не отходя от места

Сутки в сторону
Общество и наукаExclusive

В назначенный день и час люди собираются вместе, чтобы за 24 часа создать уникальный журнал с оригинальными идеями, текстами, фотографиями и рисунками...









 

Блоги и социальные сети начинают порядком надоедать. Однако непреодолимое желание высказаться на важные темы у сетевого народа сильны как никогда. Иначе чем объяснить появление уникального проекта "Журнал за 24 часа". Суть его проста: группа людей, прежде не знакомых друг с другом, объединяется в полноценную редакцию ровно на сутки. На выходе - настоящий журнал с текстами, фотографиями и рисунками, который никогда не поступит в продажу и не принесет издателям денег. Все на чистом энтузиазме, никаких гонораров. Первая акция "Журнал за 24 часа" прошла в Перми в августе. В манифесте проекта говорится об отсутствии какого-либо формата и границ. Главное, чтобы у самих участников глаз горел - тогда и читателю будет интересно. Уже через три месяца скромный проект превратился в массовое движение, прокатившееся по городам России и Украины. В этот раз свои массмедиа решили сотворить одновременно в трех городах - в Перми, Одессе и Воронеже. Корреспонденты "Итогов" выбрали Воронеж, где проект проводился впервые. Мы попытались понять, что это - оригинальный способ самовыражения, массовый приступ графомании или зарождение нового вида журналистики.

Шаг и бег

9.30. За полчаса до официального старта проекта сложно поверить в то, что сонные личности, собравшиеся в радиостудии журфака Воронежского гос­университета, начнут генерировать гениальные идеи. Народ, позевывая, знакомится с новыми коллегами. Многие из участников проекта видят друг друга впервые, так что команда, как и материалы, будет формироваться с колес. Компания подобралась разномастная. Есть первые красавицы, забивающие за собой все модные темы, пара компьютерных гениев из тех, у кого даже шутки крутятся вокруг системного блока, несколько девочек и мальчиков-отличников, готовых выполнить любое редакционное задание, записные весельчаки и балагуры. Кто-то из "редакции" здесь же, на журфаке, и учится (это, как объяснил нам организатор воронежского проекта Андрей Насонов, для подстраховки). Но есть и "посторонние": филологи, студенты-физики, программисты. У каждого свой мотив - кому-то все это "по приколу", а кто-то реально хочет попробовать на зуб жесткий журналистский хлеб. "Я вообще с физического факультета, - говорит фотограф Саша, - сам не журналист, подрабатываю фотосессиями, вот решил попробовать себя в новом качестве".

Ожидание затягивается, поскольку не получается наладить камеру, благодаря которой любой желающий в Интернете сможет следить за жизнью "редакции" в прямом эфире. Старт откладывают на час.

11.00. Отсрочка пошла присутствующим на пользу. По крайней мере, все мы окончательно проснулись и наконец-то начали бурно обсуждать концепцию издания. Только молодой человек по имени Влад занят компьютером, участия во всеобщем шуме и гаме не принимает: "Не, ну я же фотограф, мне зачем?" Тем временем редколлегия определяется с объединяющей идеей - решили писать про человека, идущего по городу. Название выбрали соответствующее - "Шаг/Бег" (среди множества предложенных вариантов были: "Пласт масс", "Конкуренты Би‑би‑си", "Суп" и "Можно я подумаю еще"). "Почему "Шаг/Бег"? - напишет потом в своей колонке главред Мила, девушка, буквально фонтанирующая идеями, а потому выбранная единогласно на руководящий пост. - Мы хотели показать человека в движении, идущего из утра в ночь по городу. Но движение - это не только внешнее действие: ле­вой/пра­вой, шаг/бег. Движение происходит и внутри".

Глубокая философская проработка концепции впереди, а пока начинающие журналисты просто накидывают темы. Конечно, те, которые интересуют их самих.

- У меня свежая новость есть! - радостно сообщает рыжеволосая Оля. - Из Воронежа будут летать чартерные рейсы в Болгарию. Даже комментарий взять могу, только можно фамилию человека не называть?

- Почему? - интересуется главред.

- Просто фамилия у комментатора такая же, как у меня, - смущается девушка.

Новость одобряют - эксклюзив все-таки. Через пару часов обсуждения в копилку тем падают рецензия на книгу с провокационным названием "Послать все на...", размышления о проходящем в городе фестивале моды, фотопрогулка, ролевая игра, альтернативная музыка, пара выставок, интервью с местным батюшкой о фильме Павла Лунгина "Царь" и обзор экстремальной еды, предлагаемой в воронежских ресторанах, от студента журфака Паши. "Я еще когда практику в местной газете проходил, тему про еду предлагал, - говорит Павел, - но там меня не поддержали". Очевидно, что "социалка" народ волнует куда меньше, чем все, что касается повседневной жизни, точнее - времяпрепровождения. "Нужны серьезные темы, - твердит главред Мила, - например, как ребята из антифы ходят и кормят бомжей".

- Ой, трэш! Это я люблю! - раздается чья-то реплика.

Редколлегия решается на репортаж об одном дне, проведенном с уличным попрошайкой. А актуальной темой журнала решают сделать опрос горожан о поражении сборной России по футболу, после чего народ отправляется в "поле".

14.00. Гвоздем номера должны стать социальные эксперименты, которые проведут сами авторы. Корреспондент Люба отправляется с пакетом яблок к одной из палаток фастфуда, предлагая ее клиентам сделать выбор - вредный бутерброд или витаминный фрукт. Видимо, народ к ларьку подходил слишком голодным, чтобы думать о здоровом питании. Так что статья выйдет с заголовком "Булки 15:0 Яблоки".

Другой участник проекта Александр за репортерский день успел справиться с двумя редакционными заданиями. Сперва он просил милостыню в одежде вполне успешного клерка - начищенные ботинки, джинсы, модное шерстяное пальто. "Минут за тридцать я 47 рублей заработал, - хвастается Саша, - а еще мне один мужик работу предложил на стройке". Потом он прогуливался вдоль оживленного проспекта с табличкой, на которой было написано "Иди пешком!". Этот посыл адресовался автолюбителям, которые в большинстве своем просто игнорировали юношу.

Впереди подготовка еще одного острого материала - про нелегкую жизнь бездомного, на поиски которого мы и отправляемся вместе с Александром. Вот только все маргинальные элементы как назло с улиц испарились. Саша заметно сникает - тема потеряна на ровном месте, так что приходится возвращаться в штаб. Впрочем, учитывая тот факт, что парень в штате экспресс-редакции числился как художник, два текста в номер - это уже неплохо.

Ночь работе не помеха

18.30. В редакции кипит работа. Фотографы отбирают кадры, рядом художники создают рукотворные иллюстрации с помощью карандашей и акварели. Корреспонденты в пылу творчества долбят по клаве. Вряд ли поклонники ЖЖшечек способны с таким жаром писать свои блоги. Корректор Оля, которой на вычитку к этому времени пришел только один материал, мается с книжкой. "Лучше не думать о том, что будет потом, когда все напишут", - философски замечает она.

Возвращается еще одна группа, причем не просто так, а с сосисками. Они для творческого процесса, поверьте, продукт незаменимый. Первые робкие призывы о том, что есть хочется, звучали еще во время утренней планерки. Сосиски стремительно заканчиваются, за доппитанием отправляются новые гонцы. И так в режиме нон-стоп.

22.10. Вахтерша перестает реагировать на снующих туда-сюда людей и главреда Милу, которая взяла на себя еще и функцию курьера по доставке готовых материалов на верстку, где, увы, нет Интернета. Верстальщики - студенты журфака Сережа и Дима - сидят в отдельной комнате с другой стороны корпуса, так что добираться до них приходится по улице. Они уже готовы к худшему - все тексты сдадутся одновременно, причем, по ощущениям, часов в десять утра. Подгонять команду пытается Мила: "У нас сверстан всего один материал! В остальных вариантах готов либо текст, либо иллюстрации". Авторы еще не написанных статей кивают и ищут вдохновения в социальных сетях. Впрочем, через полтора часа в нулевом состоянии остаются лишь восемь из двух с половиной десятков материалов.

2.00. "Хорошие новости, - с мрачным видом объявляет сисадмин Илья. - Сайт "Журнала за 24 часа" не работает. Если к утру не починят, готовый продукт выкладывать будет некуда". Для самого Ильи этот проект не что иное, как флэш-моб. "Тут суть одна, - объясняет Илья, - все собрались, за определенный отрезок времени сделали что-то интересное и разошлись. Между прочим, на сайте проекта об этом тоже сказано". Народ продолжает бодриться, но усталость все же берет свое. Кто-то урывает кусок сна, не отходя от компьютера, кто-то растягивается на лавке...

Живее всех живых

9.10. "Так, у нас тут лягушки, бычьи яйца, конина. Предлагаю выбросить конину", - Сергей в бешеном темпе верстает один из последних оставшихся материалов про экстремальную еду, попутно сокращая его. У Сергея после бессонной ночи за компьютером красные глаза, а в них пляшет паника. Его напарник Дима настроен более позитивно. "Просто в следующий раз, - говорит он, - надо будет дедлайны продумать". О том, что следующий раз точно наступит, никто из команды не сомневается.

10.59. "Девять, восемь, семь..." - ведет обратный отсчет верстальщик Дима. В этот момент компьютер "сэйвит" конечный продукт в формате PDF. Формально журнал готов, но на сайте он появится с небольшим опозданием - где-то в 11.10. Верстальщики с флэшкой в руках войдут в основное помещение и сорвут бурные аплодисменты. "Больше никаких макетов, - стонет Сергей. - Только сон".

Конечно, для многих этот проект - отличная тусовка. Но, с другой стороны, в команде есть ребята, которые знакомы с редакционной жизнью и уже где-то подрабатывают. Молодая поросль играет в экспресс-журналистику по той же причине, по которой играет в "Дозор", бегая по городу с картой и GPS. Получается безопасный экстрим - если ты вдруг сорвешь дедлайн, мир не рухнет, выговор не получишь, работу не потеряешь. Но азарт такой, что ничего срывать не хочется. Плюс в отличие от "Дозоров" и флэш-мобов здесь ты получаешь конечный продукт. Одно дело - писать в блог урывками во время рабочего дня. Другое - почувствовать себя репортером от начала процесса до конца и увидеть свое имя на готовой сверстанной полосе, пусть и в онлайне. Получается своего рода возвращение из виртуального мира в реальный, когда смотришь собеседнику в глаза, выслушиваешь мнения, предлагаешь свои идеи, а вместо смайликов видишь реальное отражение эмоций - от негодования до одобрения. Как оказалось, народ за время, проведенное в Сети, успел по этим простым вещам страшно соскучиться. "Это точно было интереснее и полезнее, чем просидеть целый день "ВКонтакте", - резюмирует кто-то из девушек.

Что интересно, пермяки в этот раз сделали еще и бумажную версию на память. Не исключен вариант того, что "Журнал за 24 часа" из нового увлечения перерастет в самостоятельное средство массовой информации - самое народное и живое, поскольку понятия "формат", "аудитория" тут начисто отсутствуют. И такая наивная по сути журналистика запросто может найти своего читателя. У второго номера пермского "Журнала за 24 часа" на сегодняшний день около 40 тысяч просмотров. Неплохой результат даже для профессионального издания средней руки. Возможно, прочитавшие журнал также захотят на сутки превратиться из студентов, клерков или бизнесменов в бесшабашных акул пера. Способен ли этот "эффект бабочки" создать принципиально новый тип журналистики? А почему бы и нет...

Воронеж - Москва

Опытным взглядом

Шансы на успех

Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ им М. В. Ломоносова:

- Очевидно, что этот проект - ответ сразу на несколько современных вызовов. Во-первых, попытка реализовать принципы гражданской журналистики, которые вошли в Интернет. Они же попытались перенести это в реальную форму. Во-вторых, непрофессионалы сегодня активно вовлекаются в создание СМИ. Они чувствуют себя подготовленными технически. Это уже перешло границы любительства. Мы являемся свидетелями появления активных потребителей информации, есть даже новый термин - "просьюмер", от английских "продюсер" и "консьюмер" - смесь производителя и потребителя. В-третьих, мы говорим о некоем способе познания действительности. В XIX веке это была высокая литература, сегодня журналистика. Сказать же точно, вырастет ли из этого что-то новое, пока трудно.

Мария Данилина, директор по медиаселлингу агентства инновационного маркетинга Promo Interactive:

- При должной раскрутке проекта к нему потянутся рекламодатели. Потенциально аудитория "24 часа" для них очень привлекательна: молодая, активная, готовая пробовать все новое. Это основные параметры, на которые ориентируются рекламодатели сектора FMCG, производители фото- и видеотехники, мобильных телефонов. Наиболее перспективным форматом для сотрудничества выглядит спонсирование. Так, это могут быть производители и/или продавцы фотоаппаратов, мобильных телефонов и прочих гаджетов, которые участники проекта будут использовать в своей работе.

Рекламодатели заинтересованы в такой демонстрации: "эти снимки сделаны фотоаппаратом таким-то", "посмотрите, как помог нам в работе новый телефон от компании "Икс". Главное, чтобы у проекта была аудитория, и аудитория достаточно большая. Пока же, при данной статистике, пользователей недостаточно для привлечения крупных компаний. Но все это вопрос активности ребят. Идея-то живая, интересная.

Кирилл Вишнепольский, главный редактор журнала Men's Health:

- Сейчас существует множество бесплатных программ и способов донести свою информацию до читателей. Но понятно, что есть профессиональная журналистика, которая является индустрией, а есть самодеятельность. Набираются они опыта, ну и отлично. Студенты ВГИКа, например, снимают учебные фильмы, но они же никогда не будут тягаться с голливудской продукцией. Уверен, как бы ребята ни старались, у них все равно получится клон из уже существующих изданий. А продукт, который хочет быть конкурентоспособным, должен иметь уникальное торговое предложение.

Иван Засурский, главный редактор интернет-издания "Частный корреспондент":

- Нет никакой проблемы в том, что это самодеятельность. В свое время в Америке появление свободного доступа к копировальной технике привело к созданию целого пласта так называемых фановых изданий о хобби и увлечениях, созданных непрофессионалами. У нас эта ниша до сих пор не занята. Этот опыт похож на встречу журналистики Web2.0, когда каждый в Сети пишет о том, что хочет, и тех самых фановых изданий.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера