Архив   Авторы  

Экспресс-террор
Общество и наукаExclusive

Подрыв "Невского экспресса": от интернет-подполья - к рельсовому террору








 

На месте крушения "Невского экспресса" обнаружены следы взрывчатого вещества. Это означает одно: 26 пассажиров поезда № 166 погибли в результате теракта. А точнее - диверсии. Использование военного лексикона более оправданно. Хотя бы потому, что мы столкнулись с явлением куда более страшным, нежели привычный террор кавказско-ближневосточного разлива. Речь идет о новом тренде, о котором силовики говорят пока крайне осторожно и неохотно. В России начинает свою войну "нонейм-террор". Террор без имени, без яркой идеологической вывески, без харизматичных лидеров и разветвленной оргструктуры. Террор во имя террора. Сегодня, по данным наших источников в силовых структурах, в России функционирует порядка сотни таких группировок, не связанных единой идеологией, но преследующих одинаковые цели - дискредитацию власти и запугивание граждан.

Портрет врага

Еще в конце 2006 года министр внутренних дел России Рашид Нургалиев назвал пугающую цифру: на тот момент на учете в МВД России находилось около 150 экстремистских молодежных группировок. В их число входили как команды футбольных фанатов, так и хорошо организованные леваки. Сегодня, по мнению некоторых аналитиков, эту цифру смело можно умножать на два. "Все зародилось в Интернете, - убежден один из высокопоставленных сотрудников Департамента по противодействию экстремизму МВД РФ. - Сначала мы не почувствовали опасности и по сути упустили ситуацию. Огромное количество экстремистских интернет-ресурсов в конце концов переросло в качество. Причем процесс выдал совершенно непредсказуемый эффект - появилось несколько очень опасных группировок, прямо противопоставляющих себя виртуальному "кухонному" террору под девизом: "Пока вы пи...те, мы взрываем".

"Интернет-террористы" первой волны дни и ночи напролет просиживают у компьютеров, устраивая митинги на форумах и в блогах. Максимум, на что они способны, это хакерские атаки на интернет-ресурсы органов власти или идеологических противников. Те, кто противопоставляет себя сетевым экстремистам, используют Интернет лишь как конспиративное средство связи. Но при этом совершают далеко не виртуальные, а реальные теракты. Имена этих людей знают лишь несколько соратников по борьбе и вождь. Впрочем, небольшие боевые группы в большинстве случаев сами принимают решение на проведение той или иной акции устрашения.

По мнению сотрудника Департамента "Э", на сегодня наиболее опасны национал-социалистические группировки. Они, опираясь на идеологические догматы Третьего рейха, исповедуют домотканый обрусевший национал-социализм. Кстати, одна из таких группировок - "Комбат 18" - якобы взяла на себя ответственность за подрыв "Невского экспресса". Стоит учесть, что национал-социалисты уже не раз пытались совершать теракты на железной дороге. 4 ноября 2008 года боевики группировки "Бирюлевский фронт" взорвали пути неподалеку от московской станции Бирюлево-Товарная, а за месяц до этого все в том же Бирюлеве была взорвана второстепенная железнодорожная ветка. С позиций сегодняшнего дня можно сказать: очень похоже на разминку. К тому же сами националисты призывали и призывают к "рельсовой войне".

Нельзя не учитывать и того, что, по данным следствия, именно члены национал-социалистического подполья причастны ко всем самым громким преступлениям последнего времени - убийству адвоката Станислава Маркелова и журналистки "Новой газеты" Анны Бабуровой, серии взрывов, в том числе в храме Святителя Николая в Бирюлеве, убийствам нескольких выходцев из Закавказья и Средней Азии. У следственных органов есть серьезные основания полагать, что именно представители такого рода группировок причастны и к расстрелу священника Даниила Сысоева в храме Святого Фомы на юге Москвы. Примерно два года назад наметилась эта очень тревожная тенденция, когда экстремисты перешли от нападений на "инородцев" к террористическим акциям с использованием огнестрельного оружия и взрывных устройств.

Не меньшая угроза, по мнению милицейских аналитиков, исходит и от радикальных национал-патриотических организаций. Они, расходясь в идеологии с национал-социалистами, тем не менее тоже тяготеют к террору. Достаточно вспомнить все тот же "Авангард красной молодежи" и прочих "красных радикалов", отметившихся несколькими громкими акциями с использованием взрывчатки. К этой группе можно условно отнести и еще одну крайне опасную подгруппу "патриотов", исповедующих "активные акции". За примерами тоже далеко ходить не надо: подрыв поезда Грозный - Москва 12 июня 2005 года в Подмосковье. Через два дня после случившегося подозреваемых задержали. Ими оказались двое граждан, и отнюдь не юнцов (одному 47 лет, другому 48), которые заявили следствию, что теракт совершили на почве национальной ненависти.

Все экстремистские группировки, независимо от того, правых они или левых взглядов, в большинстве своем отлично структурированы, подчинены жестким правилам иерархии и конспирации. Безусловно, неофитам тяжело состязаться в мастерстве с профессионалами из МВД и ФСБ, но те, кто ускользнул из их силков, приобретают бесценный опыт, и поймать их становится труднее вдвойне. "Безусловно, среди экстремистских группировок есть религиозные, фанатские и прочие, но если рассматривать подполье с точки зрения возможной причастности к взрыву "Невского экспресса", то в число подозреваемых надо включать в первую очередь именно национал-социалистов с национал-патриотами, - комментирует "Итогам" сотрудник Департамента "Э". - Для них терроризм - не путь к достижению цели, каким он был для тех же кавказских или любых других террористов, а сама цель".

Секреты конспирации

На десятках сайтов экстремистов подробно описывается методология проведения "активных действий". И если проанализировать данные следствия по делу подрыва "Невского экспресса", то можно обнаружить множество интересных совпадений. Например, экстремистские "интернет-гуру" рекомендуют работать "боевыми тройками" или "боевыми пятерками" (по версии следствия, подрывников экспресса было четверо). Участникам акций советуют активно использовать маскировку в виде париков, грима или масок. Читаем официальные розыскные ориентировки, распространенные Северо-Западным УВД на транспорте. В них говорится, что подрыв "Невского экспресса" могли осуществить двое подозреваемых: "Возраст первого 50-55 лет, рост около 175 см, плотного телосложения, размер одежды - 54-56. Одет был в пиджак серого цвета, рубашку светлого цвета, разноцветный галстук со штрихами в рисунке, на голову был надет парик рыжего цвета. Кожа лица белесого цвета, похожая на альбиноса, крупные черты лица, суженные глаза. Возраст второго - 30-35 лет, рост около 180 см, волосы темные, средней длины..."

Сотрудник МВД России по просьбе "Итогов" на условиях анонимности прокомментировал ориентировки: "Создается ощущение, что подозреваемые были хорошо осведомлены о работе правоохранительных органов, а потому сделали все возможное, чтобы свидетели обратили внимание на детали, от которых можно легко избавиться: например, яркий галстук, парик и, вероятно, грим или светлый тональный крем - отсюда и альбинос. С учетом маскарада возраст первого подозреваемого может существенно корректироваться…"

Экстремисты применяют и другие фишки конспирации, на кото­рой они буквально помешаны. Так, по данным следствия, при подготовке подрыва "Невского экспресса" использовалось несколько автомобилей, заброшенный дом, а за местом совершения теракта велось скрытое наблюдение. Не может не настораживать и факт второго взрыва, целью которого, безусловно, было устранение членов оперативно-следственной группы. Дублирующий взрыв говорит о высоком профессионализме террористов.

Страшный сон спецслужб

Совершая столь дерзкий теракт, преступники понимали, что за ними начнется охота. А потому они тщательно готовились. Не исключено, что и заявление от организации "Комбат-18", взявшей на себя ответственность за взрыв, - элемент акции прикрытия, призванной запутать следы. Эта группировка хорошо известна в Интернете, а значит, отлично подходит на роль пресловутого "рыжего парика".

Самое неприятное то, что в подрыве "Невского экспресса" была задействована нонейм-группировка, еще неизвестная спецслужбам. Нельзя исключать, что это новички, внимательно проанализировавшие все ошибки предшественников. Они могут не пользоваться сотовой связью и Интернетом, не вербовать новых сторонников, не декларировать идеологических лозунгов и не брать на себя ответственность за совершенные акции. Такая группа - страшный сон любой спецслужбы. Следствие покажет, причастна к взрыву или нет группировка "Комбат-18", но для начала можно было заблокировать по сей день работающий сайт экстремистов. На нем, кстати, размещены подробные "рецепты" разнообразных террористических акций.

Спецслужбы весьма эффективно контролируют черный рынок взрывчатых веществ. И именно поэтому пустившие под откос "Невский экспресс" были вынуждены использовать многокомпонентную взрывчатку, включая пиротехническую смесь на основе аммиачной селитры. Не исключено, что как только экстремисты получат достаточное количество взрывчатки, они попробуют повторить акцию. Силовики это понимают. Но способны ли они сработать на опережение?

Намерения террористов серьезны, а потому вся надежда на спецслужбы. Их представители в свою очередь в неофициальных беседах подчеркивают, что главное контроружие в "рельсовой войне" - утроенная бдительность населения. Люди, исповедующие террор во имя террора, по сути, объединили государство и простых граждан, поскольку сделали и тех и других мишенью для своих атак. Это самое слабое место нонейм-террора. Именно по нему и нужно бить.

Безопасность

Спасите наши рельсы

Можно ли обеспечить безопасность движения поездов техническими методами? Или многие тысячи километров путей взять под контроль нереально? Об этом "Итоги" спросили экспертов.
 

Геннадий Денисюк, директор Департамента транспортной безопасности и спецпрограмм Минтранса:

- В целях повышения транспортной безопасности Минтрансом России, Росжелдором и ОАО "РЖД" разрабатываются эффективные меры, позволяющие значительно уменьшить угрозу незаконного проникновения на объекты транспортной инфраструктуры и минимизировать потери. Мы планируем использовать новейшие технические системы обеспечения безопасности на транспортных объектах - как отечественные, так и зарубежные. Работа проводится в тесном взаимодействии с ФСБ и МВД России. Пока же, к сожалению, последние события свидетельствуют о том, что уязвимость железных дорог сохраняется.

Леонид Феоктистов, заведующий лабораторией ­организации перевозок кафедры "Управление эксплуатационной работой" ­Московского университета путей сообщения:

- Сегодня мы не можем предотвратить теракт на железнодорожных путях. Только если обходчики случайно наткнутся на бомбу или ее заметит машинист с проходящего поезда, то еще можно предпринять соответствующие меры. С технической же точки зрения у нас нет пока комплексных систем безопасности, которые могли бы сигнализировать о том, что где-то на путях заложена бомба. Сегодня в автоматическом режиме может только контролироваться целостность рельсов: если рельс поврежден, сигнализация тут же включит красный светофор до и после опасного участка. В этом случае машинист локомотива видит запрещающий сигнал, и движение на этом участке останавливается. Системой дублирования оборудован и сам локомотив. Однако я уверен, что это знают и те, кто готовит такие теракты, а потому в случае с "Невским экспрессом" предотвратить взрыв не было никакой возможности. Я очень надеюсь, что в самое ближайшее время новые комплексы антитеррористической безопасности будут разработаны и внедрены в отрасли.

Михаил Буц, начальник ЛОВД на станции Москва Ленинградская, полковник милиции:

- Сегодня проконтролировать железнодорожные пути, которые проходят через глухой лес, - очень сложная задача. Если на вокзале мы еще можем эффективно противодействовать террористам, используя, к примеру, самые современные системы видеонаблюдения, то обеспечить безопасность железнодорожных магистралей очень непросто. Как показывает практика, забор тут не спасет. Да и где вы видели забор, который нельзя было преодолеть. Тут нужна система безопасности в комплексе, а приставить к каждому столбу по милиционеру, как говорят некие горячие головы, тоже невозможно.

Степан Кривошеев

Версии

Ваххабит Косолапов

Экстремистская версия взрыва "Невского экспресса", конечно, не единственная. Например, среди подозреваемых уже во второй раз звучит имя некоего "русского ваххабита" Павла Косолапова. Как рассказал "Итогам" один из сотрудников МВД, в поле зрения правоохранительных органов уроженец Волгоградской области Павел Косолапов попал зимой 2004 года, когда в Подмосковье террористы совершили несколько подрывов ЛЭП и газопровода. Сотрудники ФСБ установили квартиру в доме № 52 на улице Кирова в Люберцах, которую и снимал еще никому не известный тогда Косолапов. При обыске там был найден целый арсенал: 15 пластиковых бутылок с тротилом, 21 выстрел к ручному гранатомету РПГ-7, 19 электродетонаторов, 18 наручных часов Casio, которые использовали в качестве таймеров... Эксперты однозначно заявили: часы и остальные обнаруженные компоненты идентичны взрывным устройствам, обезвреженным ранее на некоторых опорах ЛЭП в Московской области.

В ходе работы по установлению личности Косолапова контрразведчики выяснили, что он, бывший курсант военного училища, приняв ислам, взял себе новые имена - Абу Айяд и Мухамад и в 2001 году уехал в Чечню. Проходил подготовку в лагерях арабских полевых командиров. Используя славянскую внешность, Косолапов беспрепятственно действовал и действует на территории России. Кроме диверсий в Подмосковье спецслужбы подозревают его в причастности к целой серии терактов, включая взрыв бомбы в вагоне электрички Кисловодск - Минеральные Воды 5 декабря 2003 года, когда 47 человек погибли и 180 получили ранения, а также в организации 6 февраля 2004 года взрыва в метро между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая". Насколько известно, Павел Косолапов является и основным подозреваемым в предыдущем подрыве "Невского экспресса" 13 августа 2007 года.

Рельсовая война продолжается - 30 ноября в Дагестане на 2354-м километре дороги Москва - Баку был взорван поезд Тюмень - Баку. К счастью, на этот раз обошлось без жертв. Следствие не исключает, что взрывы "Невского экспресса" и бакинского поезда связаны между собой (по некоторым данным, речь идет об идентичности использованных взрывных устройств). Если это так, то на первое место как раз выходит версия о причастности к обоим терактам ваххабита Косолапова - вряд ли бы даже самые отмороженные русские экстремисты отправились совершать теракт в Дагестан.

Григорий Санин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера