Архив   Авторы  
К 2025 году в Москве планируется построить 3,5 миллиона машино-мест, часть из которых придется на многоуровневые парковки

Знай свое машино-место
Общество и наукаExclusive

Столичные власти предпримут еще одну отчаянную попытку выманить автомобили москвичей из дворов и подворотен

 

Знаете ли вы, что такое припарковать вечером автомобиль возле дома? Если нет, то тогда вы точно знаете, как вас бесят машины, стоящие под окнами едва ли не штабелями... Вопрос парковки сегодня в столице, пожалуй, второй по остроте после пробок. В Москве зарегистрировано около 3,5 миллиона автомобилей, из них 2 миллиона ежедневно паркуются на обочинах и во дворах. Парковочным вопросом городские власти озаботились давно, только вот ни одна из ранее принятых программ не решила проблемы. Теперь появилась еще одна - к 2025 году обещают частично решить гаражно-парковочный вопрос, построив 3,5 миллиона машино-мест. На пути к светлому парковочному будущему есть три затора: дороговизна, бюрократия, неэффективность.

Наступление по всем фронтам

Паркингов катастрофически не хватает - и в жилых кварталах, и возле офисных зданий, и при торгово-развлекательных центрах. А ведь есть жесткие нормы: в жилых кварталах, где в среднем на одного человека приходится 30 квадратных метров площади, должно быть предусмотрено машино-место на квартиру. У домов повышенной комфортности - более 50 квадратных метров на человека, - 2 машино-места на квартиру. "Что касается офисов, то согласно московским городским строительным нормам, принятым в 2005 году, внутри Садового кольца должно присутствовать одно машино-место на 100 квадратных метров арендуемой площади, - обозначает масштабы проблемы директор по стратегическому развитию департамента консалтинга компании GVA Sawyer Кира Смирнова. - Между Садовым и Третьим транспортным кольцом - не менее чем одно место на 80 квадратных метров. Между Третьим транспортным кольцом и МКАД - одно машино-место на 60 "квадратов". Соблюдаются ли эти нормы? Нет, а кроме того, они явно занижены.

Дефицит гаражей держит чиновников в постоянном напряжении. В июле они приняли постановление № 685 "О порядке строительства объектов гаражного назначения в городе Москве". Согласно новому документу в столице теперь существуют две стратегии, призванные решить проблему, - это организация мест хранения и мест парковки. Здесь предусмотрено строительство и механизированных многоуровневых парковок, и перехватывающих стоянок, и гаражей в транспортно-пересадочных узлах, и коммерческих объектов с местами хранения автомобилей. Еще есть гаражи, строящиеся на месте временных автостоянок, подземные паркинги, а также ряд разновидностей гаражей, отличающихся друг от друга лишь формой собственности. Такое многообразие вполне оправданно. Во-первых, у горожан появляется возможность купить гараж по своим финансам и требованиям к комфорту "железного коня". Одним, скажем, по душе капитальное строение, другим - быстровозводимая конструкция из серии "дешево и сердито, зато под боком". Во-вторых, подразумевается, что часть программ удовлетворит еще и ежедневные текущие потребности мегаполиса: появятся наконец перехватывающие паркинги.

Наступление по всем фронтам согласно планам чиновников из управления гаражного строительства и освоения подземного пространства Москвы должно к 2025 году выдать результат - 3,5 миллиона машино-мест займут более 5 миллионов квадратных метров московской земли. И уже в следующем году "гаражники" поставили для себя цель построить 147 тысяч машино-мест на 423 земельных участках. Такие грандиозные планы, впрочем, мы уже видели - аналогичные программы в последние десять лет неоднократно захлебывались. Власти уверяют, что на сей раз все будет иначе.

Ошибки прошлого

Расчет городских властей таков: потратить на гаражное строительство 1 миллиард 306 миллионов рублей, а в дальнейшем - подтянуть деньги со стороны. "Мы планируем привлечь средства участников долевого строительства гаражей в размере 24,9 миллиарда рублей", - называет цифру руководитель управления гаражного строительства и освоения подземного пространства Москвы Виталий Крючков. Речь здесь, видимо, как о бизнесе, так и о частниках. Если вопрос с бизнесом до конца кризиса точно не имеет ответа, то остается рассчитывать на москвичей. Им вроде бы гаражи нужнее всех, но многих, уже успевших побывать в шкуре обманутых дольщиков, гаражный вопрос порядком испортил. Например, в Зеленограде, решив наказать застройщика (коммерческую компанию) за срыв сроков гаражного строительства, столичные чиновники отбирают несколько десятков боксов у простых москвичей. Застройщик действительно провалил все, что можно. И гаражный комплекс на 299 мест был готов не к 30 августа 2002 года, как обещали, а к марту 2006-го. Логичнее было бы, конечно, оштрафовать застройщика, но контракт составлен так, что за срыв сроков он отвечает не деньгами, а долей в общей собственности. В результате городу отойдут 54 машино-места. И наплевать, что каждое из них принадлежит соинвесторам строительства. Или другой случай. В Куркине соинвесторы гаражей не могут получить парковки в собственность уже больше пяти лет. Оформление прав горожан постоянно откладывается по причине того, что между инвестором-застройщиком и правительством Москвы не подписан акт реализации инвестиционного контракта. И здесь совсем запредельная ситуация: Куркино - объект для столичной мэрии витринный, особо опекаемый. И если даже там непорядок, то почему москвичи должны верить другим аналогичным проектам с участием правительства города? Да и вообще список гаражных вопросов, обсуждаемых на московских кухнях, можно продолжать долго. Многие вовсе не рады появлению гаражного комплекса во дворе и даже готовы мириться с автомобилями на газонах и пресловутыми ракушками. Других волнует, что денежные компенсации за гаражи, снесенные на месте будущей стройки, сильно занижены. Есть проблемы с землеотводом, когда новые строения появляются на незаконно оформленных участках, и горожане, отдав деньги за новенький гараж, оказываются у разбитого корыта, потому что не могут оформить его в собственность. В результате армия обманутых дольщиков растет, появляются замороженные объекты, множатся судебные иски.

Попытки сделать гаражное строительство привлекательным для крупного бизнеса тоже пока не привели к успеху. Срок окупаемости таких объектов - около семи лет. Рентабельность оставляет желать лучшего. "В гаражном строительстве есть свои сложные стороны, - рассказывает гендиректор компании "Паркинг-155" Сергей Попов, - например, очень трудоемкий процесс - оформление документации на строительство, который аналогичен подготовке документов на строительство жилого дома. Требуются наличие полного комплекта бумаг, согласование с десятками служб. Бесспорно, на процесс отрицательно влияет и наблюдаемая сейчас среди населения тенденция организованно выступать против возведения паркингов (при том, что с самостийными ракушками люди нередко мирятся)".

Неинтересны гаражи как отдельные объекты даже крупным девелоперам. Если они и строят их, то внутри своего объекта. "На российском рынке стоимость машино-места практически никогда не включается в стоимость квартиры, - рассказывает управляющий партнер компании ­"МИЭЛЬ-Новостройки" Оксана Каарма, - в то же время отсутствие паркинга сильно влияет на стоимость квартир в доме и может также служить причиной потери в классе. Именно поэтому девелопер не стремится заработать на машино-местах, а рассчитывает добавить стоимость проекту в целом". Так что остается полагаться на жителей города, которым парковки нужны.

Власти прежние ошибки официально признают и обещают исправить, чтобы народ им верил. "Что касается оформления земельных участков, то сегодня мы запустили иную форму акта выбора земельного участка, со схемами размещения на кадастровой карте, - рассказывает Виталий Крючков. - Эти участки размежевали, поставили на кадастровый учет, подтвердив тем самым, что весь алгоритм, утвержденный правительством Москвы, соответствует федеральному законодательству. Все замечания, поступающие в управление от жителей города, касаются тех объектов, которые строились до марта. Именно с того момента мы начали реанимировать гаражное строительство. Не исключаю, что были и ошибки, с которыми разберемся".

Налетай - подешевеет

Первым делом, похоже, предстоит разобраться с программой "Народный гараж", захлебывающейся из-за совсем не народных цен. Чиновники замышляют всяческие хитроумные планы финансирования этого малопривлекательного для бизнеса и дорогостоящего для людей проекта. Пока с горем пополам удается заманивать только частных инвесторов. За 2,5 месяца предварительные договоры долевого участия оформили более 20 тысяч человек на сумму 7,1 миллиарда рублей. Разработаны две схемы финансирования: накопительная система и социальная ипотека. Обещают, что машино-место будет стоить не дороже 350 тысяч рублей. Относительно невысокая цена - результат того, что город пообещал взять на себя прокладку коммуникаций, подготовку участка и архитектурный проект. Условия социальной ипотеки: первоначальный взнос - 30 процентов, кредит под 11,8 процента годовых сроком на 5 лет. На участие в ипотеке вправе рассчитывать только автовладельцы, проживающие в столице по месту регистрации и имеющие сравнительно большой доход (выплаты не могут превышать 10-15 процентов совокупного дохода семьи). При этом у потенциального заемщика не должно быть места для хранения машины либо его гараж признан аварийным и подлежащим сносу. В отличие от ипотеки накопительная схема не предполагает острой потребности в гараже и ориентирована на более широкий круг участников. Процентные ставки по этой схеме пока не называются. Но предусмотрена рассрочка, подразумевающая крупный первоначальный взнос - около половины от стоимости. Так что желающих совершить покупку по этой схеме будет много. Плюс к этому в формах финансирования гаражных программ появится новинка. Столичные власти проработали вопрос защиты средств населения, вложенных в программу. Деньги гаражных дольщиков будут поступать не напрямую застройщику, а на его банковский счет в обозначенном правительством Москвы банке. Застройщик сможет снять деньги только по частям, предъявив банку отчет о ходе строительства.

"До сегодняшнего дня москвичи при покупке гаража обращались к инвестору, тот в свою очередь получал земельный участок на конкурсе и после этого формировал окончательную стоимость, - рассказывает Виталий Крючков. - В нее входили стартовая цена плюс стоимость проектно-сметной документации, строительных работ, дополнительных расходов на обустройство территории и выплату компенсаций. Только на строительство одного гаражного бокса тратилось около 25 тысяч долларов. Соответственно и цены на гаражи на рынке достаточно высокие".

В июне этого года был утвержден порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта, создали городскую организацию в лице ГУП "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы". На основании нового порядка дирекции предоставили земельные участки без оплаты, что позволило снизить стоимость строительства одного машино-места в капитальном объекте с 720 тысяч рублей до 350 тысяч. А чтобы избежать вездесущих посредников, мэр предложил продавать "народные гаражи" только физлицам. Хотя кто гарантирует, что один частник не купит десяток гаражей и не перепродаст их потом втридорога? Но это проблема, которую предстоит решать по мере возникновения. Сначала бы гаражи построить...

При участии Никиты Аронова

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера