Архив   Авторы  
По мнению экспертов, губительное воздействие на подростков оказывает неопределенность. Например, когда они идут на следующий экзамен, не зная результатов предыдущего, это сильно бьет по их психике

Краш-тест
Общество и наукаExclusive

Пик подростковых суицидов пришелся на сезон проведения ЕГЭ. Означает ли это, что нынешние школьники заучиваются до смерти?



 

Второй год существования ЕГЭ в качестве главного способа проверки знаний вновь ознаменован серией громких скандалов. Причем если раньше противники единого госэкзамена поднимали на щит такие аргументы, как коррупция на местах, слабое администрирование и низкое качество заданий, то сегодня звучат претензии другого плана. Дескать, ЕГЭ страшно вредит психическому здоровью подростка. В качестве доказательства - статистика суицидов в школьной среде, пришедшаяся на экзаменационный период. По словам экспертов, кроме нашумевших случаев в Москве и Воронежской области, наберется еще как минимум десяток скорбных инцидентов. Причем каждый раз прямо или косвенно выявляется их связь с наступлением сезона ЕГЭ. Так ли это на самом деле?..

Волноваться подано

ЕГЭ, как, собственно, и любой экзамен, - серьезный стресс не только для неокрепшей подростковой психики, но и для взрослого человека. Причем если для кого-то такая встряска что для слона дробина, то для другого это может стать причиной нервного срыва. В Нижегородском государственном педагогическом университете провели исследование, чтобы выяснить, каким образом фактор ЕГЭ влияет на психическое состояние школьников. По словам заведующей кафедрой социальной психологии доктора психологических наук, профессора Софии Гапоновой, примерно 74 процента выпускников испытывают негативные эмоции во время ЕГЭ. Из них 64 процента ощущают тревожность, гнев, волнение, страх. Примерно 24 процента опрошенных описали свои чувства как позитивные - это эмоциональный подъем, ощущение успеха и т. д. Оставшиеся 2 процента не уходят в негатив, но и не чувствуют позитива. Так сказать, все по барабану.

О том, насколько вредна для психики современного подростка нынешняя система тестирования, эксперты пока не делают однозначных выводов - еще не накоплен достаточный опыт. Хотя большинство тинейджеров считают самым трудным устный экзамен. "Все зависит от типа нервной системы. Активные дети, обладающие сильной нервной системой, холерическим темпераментом, лучше чувствуют себя на устном экзамене. Так они могут продемонстрировать знания и показать себя во всей красе, - объясняет София Гапонова. - Однако таких немного - примерно четверть. Более половины подростков предпочитают письменный экзамен". По словам психолога, выпускники проявляют себя по-разному и в том, как они идут на экзамен. Одни вызываются первыми, другие идут во второй группе, чтобы было больше времени на подготовку, - так делают флегматичные подростки с инертной нервной системой.

"У меня ступор случился во время экзамена по математике, - рассказывает выпускница одной из московских школ Таня. - Пока мы ждали начала, я разговорилась с одной девочкой, а она оказалась победительницей всяких олимпиад по экономике, эти КИМы, говорит, как орешки щелкает. Я себя сразу имбецилом на ее фоне почувствовала и полчаса не могла собраться, три плюс два сложить. Теперь с ужасом жду результатов". В целом, признается девушка, экзамен оказался не таким страшным, каким рисовали ее воображение и молва. Почва для чрезмерных волнений, надо сказать, была подготовлена. Ведь и холерики, и флегматики, и все без исключения выпускники испытывали на себе действие внешних факторов, которые усугубляли и без того нервную ситуацию.

Под давлением

Говоря о психологической нагрузке при сдаче ЕГЭ, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких выделяет несколько ключевых стрессообразующих факторов. Главным из них является давление на подростков со стороны родителей и педагогов. "На ребенка возлагается слишком высокая ответственность за результат экзамена. Будем называть вещи своими именами - зачастую это прямой шантаж. Родители начинают оперировать такими аргументами: "я не переживу", "у бабушки опять поднимется давление…". То есть выходит, что от полученной оценки зависит как минимум здоровье близких. Ясно, что это не способствует хладнокровию и собранности", - поясняет Марьяна Безруких. Требования родителей во время подготовки к экзамену порой бывают чересчур жесткими. Бытует мнение, что нужно сидеть, не отрываясь от учебников, дни напролет. Но это нерациональная организация работы, и такой подход не принесет желаемого результата, считает эксперт. Есть общие физиологические правила: человек не в состоянии без перерыва заниматься интенсивной умственной деятельностью дольше 40-45 минут. В противном случае это приведет к переутомлению. Подростку надо делать перерывы, переключаться - скажем, включить музыку и подвигаться. Но он слышит от родителей: "Вместо того чтобы готовиться к экзамену, ты все танцуешь…" Зачастую родители, находясь в плену амбиций, пытаются выжать из ребенка максимальные 100 баллов, даже если данный экзамен не является профильным для выбранной специальности. Но если, скажем, обычная оценка по физике для ребенка - три балла, странно ждать от него пятерку на ЕГЭ.

К прессингу со стороны нервных предков добавляется мандраж преподавателей, которые воспринимают ЕГЭ как экзамен на собственную профпригодность. И начинается: "Вы подведете школу!", "По вашим результатам оценивают нашу работу" и т. п. "Мы проводили исследование о том, как учителя относятся к ЕГЭ. Многие его действительно не принимают, - рассказывает директор Института социологии образования РАО доктор психологических наук Владимир Собкин. - По сути, ЕГЭ становится и оценкой их умений, а они свои страхи и волнения перекладывают на учеников".

Пессимистические рулады педагогов и родителей по поводу ЕГЭ сливаются в хор с единым припевом: завалишь ЕГЭ - тебя и в дворники не возьмут. Придавленный ответственностью, тинейджер начинает чувствовать себя мучителем родителей и учителей, от которого уже никто не ждет хороших новостей. "Надо учитывать и тот факт, что примерно 4-5 процентов выпускников и без того смотрят в свое будущее с пессимизмом", - добавляет Владимир Собкин.

Тяжелый случай

Безусловно, механизм ЕГЭ еще недостаточно отлажен. "Это пока для нас не очень понятная процедура, - говорит Марьяна Безруких. - Во всем мире тесты знакомы детям с детского сада. И, кстати, сначала они заполняются без оценок - это принципиальный момент. У российских школьников хотя и была возможность потренироваться, но за ЕГЭ ставят оценки, а это добавляет волнения".

Если сравнивать с обычной системой экзаменов, действовавшей с советских времен, то у прежней было преимущество: когда ребенок сдавал предмет знакомому учителю, он считывал его реакцию по лицу. Преподаватель мог также задать наводящий вопрос или как-то иначе дать понять, правильно или нет рассуждает ученик. Кроме того, после каждого экзамена спадало напряжение: сдал, получил оценку - расслабился. В ситуации же с ЕГЭ подросток идет на следующий экзамен, не зная оценки за предыдущий. Самое страшное - это неопределенность, один стресс наслаивается на другой.

К сожалению, по словам Безруких, сейчас нет возможности точно установить, какой экзамен несет с собой меньше стресса для выпускника - обычный или ЕГЭ. Когда единые госы еще только вводились в виде эксперимента, Институт возрастной физиологии несколько раз предлагал Министерству образования и науки провести исследование: подобрать группы детей одной стрессоустойчивости, только одни сдавали бы традиционный экзамен, а другие - ЕГЭ. Однако министерские чиновники от этого вполне здравого предложения отмахнулись.

Проклятие успеха

Несколько лет назад психолог Лариса Ким обратила внимание на то, что социальные установки в современном обществе - нацеленность на результат и успех - вводят молодого человека в состояние перманентного стресса. У подростка возникает "синдром отличника": ощущение, что любая частная неудача равносильна жизненному краху. Это вызывает мощный эмоциональный дискомфорт, страх, тревогу. Кстати, уровень депрессивных состояний в среде старших школьников напрямую связан с уровнем их успеваемости. Причем в печальном списке лидируют не двоечники, а именно отличники. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и так называемым гнетом успеха подтверждает и ежегодный всплеск молодежных самоубийств, приходящийся на момент объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее - странах, где престиж высшего образования невероятно высок. Эксперты ВОЗ отмечают, что с середины 90-х количество подростковых самоубийств в мире выросло в три раза. Правда, эти же эксперты уточняют, что более половины из них происходят из-за неразделенной любви, а вот остальные в том числе из-за социальных проблем, в число которых, конечно, входит образование как основополагающий фундамент будущего. Это явление сегодня, похоже, добралось и до России. Мы, взрослые, широкими и уверенными мазками набросали для наших детей образ успешного человека, наделив его атрибутами супермена, главным из которых является высшее образование. Нет в кармане диплома - ты никто.

Следует учитывать и такой важный нюанс: сегодня сдают экзамены дети, чьи родители жили в эпоху перемен - 90‑е годы. Многие из них бросили институты, резко поменяли профессию, ушли в бизнес или же на вольные хлеба, лишь бы прокормить семью. "Я ушел из НИИ в никуда, забросил свой диплом на антресоли и начал бизнес с пошива джинсов. Мне хватило мозгов и удачи создать собственную компанию, - рассказывает предприниматель Владислав. - Однако сейчас я понимаю, что нужны системные, базовые знания. Поэтому я настаиваю, чтобы сын окончил вуз…"

По словам Владимира Собкина, сегодня на получение высшего образования нацелены 87 процентов выпускников. Для них удачно выдержанный ЕГЭ - это ступенька в то будущее, безальтернативную картину которого им нарисовали родители. "В 70 процентах случаев человек воспроизводит уровень образования семьи, - говорит Владимир Собкин, - и только в 30 процентах мы имеем дело с восходящей или нисходящей социальной мобильностью".

Представьте себе теперь мальчика из городской семьи, перед которым стоит выбор - или высшая школа, или армия, а после нее полная неопределенность. И вот опять все упирается в экзамен, который в последние два учебных года называется ЕГЭ. Еще несколько лет назад у лузеров были альтернативы: двоек в школе почти не ставили, а с троечным аттестатом можно было поступить в вуз с помощью денег, родительских связей... Эти лазейки, конечно, остались, но их рамки колоссально сузились. Именно это вызывает у детей паническое ощущение, что "экзамен - больше, чем жизнь".

...Когда идея ЕГЭ только обсуждалась, одним из аргументов за был такой: единый экзамен даст государству контроль за качеством образования. Но экзамен, говоря словами Булгакова, продемонстрировал разруху не столько в школьных "сортирах", сколько в головах родителей и педагогов. Ведь по большому счету наши дети пугаются вовсе не тестов ЕГЭ, а той безальтернативной картины будущего, которую мы, взрослые, им нарисовали.

Из первых уст

Блог-пост

"17-летние считают, что мир прогнется под них - талантливых, целеустремленных. Вот только первый серьезный самостоятельный опыт борьбы за место в жизни - и суицид?.. Обидел одноклассник, нервный срыв, клиника. Нет, не ЕГЭ виноват в том, что наши дети не гото-вы к реальной жизни, мы недосмотрели и плохо объяснили…"

"17-летние считают, что от ЕГЭ зависит вся жизнь - это им так кажется!!! Возрастное!!! Пройдут через ЕГЭ - перед ними другой экзамен, от которого не только собственные жизни и судьбы зависеть будут. Вся жизнь - экзамен!"

"Что за бред вы несете? Такие умные все, сами бы написали этот экзамен! Мне одного балла не хватило до 5 - это нормально?.."

"Зачем переняли у американцев этот ЕГЭ, он еще ни к чему хорошему за все время существования не привел. Раньше же обходились без него - и разве было хуже? Наоборот, мне кажется. Раньше человек принимал экзамен, а теперь оценка в руках компьютера, ведь все эти листочки проверяет машина. Что будет в будущем?"

"Да ну. Армию уже почти что "отменили" (тяжело там деткам!), теперь давайте экзамены отменим и вообще школу эту отменим: "Не хочу учиться, а хочу жениться". Да ведь они и из-за любви вешаются! И любовь надо отменять… И на физкультуре кто-то однажды умер. И физкультуру отменить!!! Просто слюни размазывать не надо".

"Я мечусь между новым и проверенным, между бездельем и пользой… между любовью и желанием… Я люблю одну девушку, уже очень долго… Ну почему я не могу именно с ней быть идеальным? Почему с любой другой я могу быть взрослым, сильным… Почему именно при ней я теряю все, начинаю творить глупости, говорить ненужные слова?.. Фиг его знает. Она меня не любит, никогда не любила… Думаю, что где-то 70 процентов проживающих на Земле знают, что такое безответная любовь. Но мне и так хорошо… Три дня, и снова учеба, репетиторы, стресс… давит на мозги общая атмосфера сдачи этого ЕГЭ. Дааааавит… Но я должен сосредоточиться… Вспомнить, ради чего просидел 4 года в этой школе… Что мне дали, что в меня вложили и с чем я выйду в мир. Ведь мы уже взрослые… Блин… Пока пишу эти строки, чувствую себя идиотом. Пройдет, наверное… Ну что ж, вроде выложил то, что сейчас камнем на сердце и петлей в мозгу…"

Вита Мач

Бди!

Раздели ответственность

Зачастую родители не замечают того, что их ребенок находится в сильнейшем "экзаменационном" стрессе. Расстройства сна и аппетита - это явные признаки эмоционального напряжения. Если подросток мучается от бессонницы ночью и клюет носом днем, отказывается от пищи или, наоборот, опустошает холодильник - ему плохо. Резкая смена настроения - от гиперактивности до абсолютной пассивности - еще один тревожный сигнал. Если же в беседах с вами ребенок зацикливается только на экзамене, а также выдает сентенции вроде "если не сдам, не переживу", пора принимать меры.

"Экзаменационная пора накладывается на переходный возраст, - говорит психолог-консультант Института групповой и семейной психологии и психотерапии Ирина Якович, - поэтому ребенку нужна постоянная поддержка. Необходимо объяснить, что этот экзамен - лишь первое серьезное испытание, и конца света не наступит. Надо дать ребенку понять, что в случае неудачи никто его не накажет. При подготовке к экзаменам следует помнить, что каждые два часа необходим перерыв 15-20 минут. Пусть ребенок вздремнет или прогуляется. Важно отвлекать подростка играми и разговорами на отвлеченные темы, чтобы он на время полностью отключился от своей идеи фикс. Поскольку в экзаменационную пору идет большая интеллектуальная нагрузка, питание должно быть сбалансированным. Есть смысл поддерживать ребенка витаминами группы В, калием и фосфором".

Но главное - обрисовать ребенку альтернативный сценарий его будущего на тот случай, если он экзамен сдаст не так, как планировал. И эта альтернатива обязательно должна быть позитивной. Например, "если ты наберешь по математике не 70-80 баллов, а меньше, мы отдадим документы в другой вуз, а через год просто переведемся". Важно снять у подростка ощущение неразделенной ответственности. Все остальное - в его руках.


Анастасия Резниченко
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера