Архив   Авторы  
От стереоочков нетренированный глаз устает слишком быстро - до конца сеанса терпения может не хватить

За глаза
Общество и наукаExclusive

Что такое технология 3D? Увлекательный аттракцион или нештатная нагрузка на человеческий организм?

 

Хит Джеймса Кэмерона "Аватар" на минувшей неделе побил абсолютный кассовый рекорд, подвинув знаменитый "Титаник" с финансового пьедестала. Феноменальный успех картины во многом связан с применением технологии объемного кино 3D, которая почти на три часа погружает зрителя в фантастический мир планеты Пандора. Аттракцион оказался столь захватывающим, что зрители идут на фильм во второй и третий раз. И сегодня кинематографические мэтры спорят лишь о сроках, когда объемное кино окончательно завоюет планету Земля. Мир к 3D-революции оказался технически готов: уже есть телевизоры и ноутбуки, способные демонстрировать стереоизображение, и даже фотокамеры с двумя объективами, позволяющие снимать объемные кадры. Кэмерон по сути сыграл на руку производителям бытовой электроники, продемонстрировав потребителю, какие чудеса он может получить с доставкой на дом уже завтра.

Впрочем, в стройном хоре голосов, восхищающихся красотами трехмерного киномира, нашлось немало тех, у кого после путешествия на Пандору закружилась голова в буквальном смысле этого слова. В блогах и на форумах активно обсуждаются негативные ощущения от просмотра фильма в 3D - напряжение глаз, тошнота и головокружение. Сообщение же о трагедии на Тайване, когда зритель скончался прямо во время просмотра "Аватара" от кровоизлияния в мозг, лишь добавило паники. Почему для одних 3D - увлекательный аттракцион, а для других - головная боль?

Стереофобия

Технология объемного изображения изобретена не вчера - опыты со стерео активно велись еще в XIX веке. А в середине прошлого века стереокинематограф начал покорять широкую публику. "Известная на весь мир технология IMAX достаточно стара, - говорит генеральный директор компании "Видель Групп" Иван Михайловский, - ее придумали в СССР еще в 70-х годах, тогда же ученые исследовали влияние технологии на вестибулярный аппарат. Было доказано, что фильмы в этом формате влияют на детский вестибулярный аппарат, но в допустимых пределах. Это и объясняет тот факт, что при просмотре 3D-фильмов некоторых может слегка подташнивать".

Впрочем, на головокружение и тошноту зрители жаловались куда реже, а вот на зрение... Дело в том, что эффект объемного изображения в кинематографе основан на нашей способности бинокулярного зрения. "Если у человека со зрением все в порядке, - говорит профессор офтальмологии университета Рочестера Дебора Фридман, - его правый и левый глаз видят изображение немного под разным углом. Образы накладываются друг на друга, и за счет этого возникает иллюзия наличия третьего измерения, глубины". Этот принцип используется при искусственном создании объемного изображения уже много десятков лет. Картинка, как правило, снимается с помощью двух синхронизированных камер, расположенных рядом - по принципу человеческих глаз. При демонстрации конечного результата с помощью специальных проекторов и очков с фильтрами каждый глаз, как и в реальной жизни, получает собственную картинку, а мозг превращает два полученных плоских образа в один объемный. Вроде бы все по матушке-природе, но те, кто ходил на тот же "Аватар", признают, что на третьем часу просмотра глаза начинали уставать. В реальной жизни с нами такого не происходит, а значит, появляется повод задуматься: не страдает ли наше зрение от 3D?

"Просмотр стереофильмов не вызывает глазных заболеваний, - рассказали "Итогам" в одной из офтальмологических клиник Москвы, - но у разных людей устойчивое бинокулярное зрение разное. В реальной жизни это никак не проявляется. В кинотеатре нагрузка больше, а потому люди с менее устойчивым бинокулярным зрением могут уставать".

"Если ваши глаза хотя бы немного не в норме, 3D-эффект дает серьезную нагрузку на мозг, - говорит Дебора Фридман, - ее результатом может стать головная боль". Кстати, степень усталости, объясняют специалисты, может быть связана и с родом деятельности человека. Скажем, если человек постоянно работает с бинокулярным микроскопом, его мозг без особых усилий будет соединять два изображения в одно, и он даже не почувствует напряжения. А нетренированный мозг на втором часу такой работы может с нагрузкой не справиться.

Готовы ли мы к 3D?

Специалисты успокаивают: опасности в технологии 3D нет, а в гомеопатических дозах вроде полуторачасового сеанса раз в месяц стерео и вовсе может стать отличной тренировкой для глаз и мозга. Например, российские офтальмологи разработали методику тренировки бинокулярного зрения с помощью стереоизображения, которую используют для реабилитации детей с косоглазием. Конечно, сеансы в каком-нибудь IMAX своим пациентам врачи не прописывают, но могут посоветовать подобного рода развлекательную терапию для поддержания тонуса мышц глаз. Главное, шутят, не нарваться на некачественное "лекарство". А это более чем вероятно.

"К сожалению, у нас существует проблема качества стереопоказа, - говорит генеральный директор компании "Кинопроект" Александр Рубин. - В России присутствуют все четыре способа воспроизведения стереоизображения, и у каждого из них свои требования: от мощности светового потока проектора до размещения кресел в зале и полотна, на которое проецируется изображение. Все это должно учитываться при строительстве кинозала. Одним из важных параметров качества является яркость изображения. Если из-за некачественного стереопоказа она теряется, глаза устают быстрее".

Пример одного из таких специальных подходов - технология RealD, которая присутствует и на нашем рынке. В ней используется круговая поляризация света, позволяющая видеть объемную картинку вне зависимости от наклона головы зрителя. Вот только поляризационный фильтр, находящийся перед проектором, частично блокирует исходящий свет, в результате изображение получается менее ярким. Чтобы компенсировать это, необходимо специальное полотно с серебряным напылением - удовольствие дорогое. Вообще полное превращение обычного зала в подходящий для 3D будет стоить более 100 тысяч евро. Некоторые владельцы кинозалов не спешат менять обычные экраны на специализированные.

Во всем мире под максимально комфортный показ фильмов с эффектом 3D приспособлено свыше пяти тысяч кинозалов, в России - более трехсот. При этом у нас объемный "Аватар" демонстрировался более чем в тысяче залов - качество показа в каждом из них могли оценить только зрители. Проблема в том, что в мире не существует ни сертификации, ни обязательных стандартов, без соблюдения которых стереоэффект в конкретном зале просто не разрешат. "На сегодняшний день процедура стандартизации отсутствует даже в США", - говорит Александр Рубин.

Получается, что безопасность просмотра во многом зависит от владельцев кинотеатров, демонстрирующих кино в 3D, и от того, какие средства они готовы инвестировать в адаптацию зала под новый формат. За экономию, как водится, платит рядовой зритель - и ладно, когда плата эта ограничивается испорченным настроением, а не головными болями и неприятными ощущениями.

Устройства

Очкарик на час

Задачей специальных очков, которые нам выдают в кинотеатре для наслаждения объемной картинкой, является разделение изображения для обоих глаз. Друг от друга очки отличаются методом отфильтровывания лишнего. Как правило, каждый метод совместим с конкретной технологией. На сегодняшний день широко распространены четыре системы демонстрации и просмотра стереоизображения. Так, затворные стереоочки применяются в 3D-кино формата XpanD и работают в унисон с проектором. На экран проецируется картинка то для левого глаза, то для правого. Затемняющиеся жидкокристаллические линзы очков открывают обзор то левому, то правому глазу. В результате зритель получает стереоизображение.

Очки Dolby 3D работают в паре с -проектором, куда вмонтирован специальный вращающийся спектральный фильтр с сегментами, через кадр передающими изображение для каждого глаза. Со своей стороны установленные в очках спектральные фильтры корректируют изображение, обеспечивая стереоэффект.

Поляризационные стереоочки, по мнению специалистов, практически не имеют недостатков. Их главный минус - дороговизна. Они делятся на очки, основанные на линейной и круговой поляризации. В технологии IMAX используется линейная поляризация, когда изображение подается на экран с двух кинопроекторов через расположенные под углом 90 градусов друг к другу поляризационные фильтры. Они находятся на одной линии с поляризационными фильтрами очков IMAX 3D. Это четкое выравнивание дает возможность очкам направить два отдельных изображения на сетчатку соответствующего глаза, а именно: изображение, предназначенное для правого глаза, идет на сетчатку правого, а изображение для левого глаза идет на сетчатку левого.

Очки, основанные на круговой поляризации света, используются в технологии RealD 3D. Эта технология подобна IMAX с той лишь разницей, что круговая поляризация вместо линейной позволяет сохранять стереоэффект и избегать раздвоения изображения при небольших наклонах головы вбок. Такие очки обеспечивают процесс, при котором каждый глаз видит свою собственную картинку вне зависимости от наклона головы зрителя.

Врачи не спешат выделять из всех способов передачи изображения самый надежный, зато советуют обязательно протирать очки дезинфицирующей салфеткой перед использованием. Заработать близорукость на стерео вряд ли получится, а вот словить конъюнктивит - вполне реально.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера