Архив   Авторы  
Несмотря на регулярные рейды ГИБДД по проверке законности использования спецсигналов и спецномеров, аварии и инциденты с ВИП-машинами происходят едва ли не каждую неделю

Кортеж подкрался незаметно
Общество и наукаExclusive

В России наряду с двумя традиционными бедами — дураками и дорогами — появилась третья — ВИП-дураки на дорогах


 

В начале декабря в Москве пострадали двое автомобилистов — им покорежили машины. Не в ДТП разбили. Автомобили пострадали от рук челяди, сопровождавшей высокопоставленных персон. Водителей «наказали» за то, что они не уступили дорогу важным машинам, увешанным спецсигналами. «Практически со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что эти спецсигналы были установлены без официального разрешения», — заявили в УГИБДД столицы и заверили, что ведомство проведет соответствующую проверку по данным фактам. Если, мол, подтвердится, что мигалки были установлены незаконно, собственники понесут наказание по всей строгости. Возникает вопрос: а если мигалка стояла на законных основаниях, то не понесут? Миллионам водителей хочется понять, кто провоцирует хамство на дороге и кто ему потворствует. «Итоги» провели собственное расследование.

Ольги, Анны и другие

…До боли знакомая каждому автомобилисту картина: нахальные всполохи в зеркалах заднего вида, сердитое кряканье спецсигнала и проносящиеся мимо седан представительского класса с мигалкой, а за ним — джип сопровождения, утыканный, словно еж, десятком антенн. Мало кто догадывается, что на самом деле и пассажир лимузина, и сопровождающие его охранники имеют на дороге точно такие же права, как и водитель ржавого «Москвича». Привилегии есть лишь у спецтранспорта и у автомобилей, перевозящих лиц, подлежащих государственной охране. Но поди разбери, кто есть кто на дороге. Только суперпрофессионал сможет отличить кортеж правительственного чиновника от «летучего голландца» — человека, купившего блатные номера, ксивы и мигалки. Вот недавний дикий случай: на МКАД охранники, сопровождавшие «БМВ» со спецсигналом, раскурочили «Лексус», водитель которого, по мнению охраны, не слишком резво освобождал дорогу. «Итоги» выяснили, кому принадлежат «БМВ» и джип. Внедорожник оказался зарегистрированным на частное лицо, а вот на «БМВ» почему-то были установлены номера, числящиеся, согласно базе данных ГИБДД, за неким «Мерседесом» G-класса.

До настоящего времени так и неизвестно, кто же именно напал на водителя «Лексуса». Дело в том, что большинство владельцев частных «членовозов» не жалеют денег на то, чтобы придать своим машинам максимальное внешнее сходство с автомобилями спецслужб. Так, в частности, пресловутая машина «БМВ» с «мерседесовскими» номерами, в которой сидел ВИП-пассажир, имела номера спецсерии с буквенным кодом МР. О чем это говорит посвященным людям, например, тем же сотрудникам ГИБДД? О слишком многом! И, кстати, именно по этой причине гаишники предпочитают в большинстве случаев закрывать глаза на фортели автомобилей, в номере которых зашифрованы магические буквы.

— «Ольги», «Анны», «эмэрки» или «эмэмки» (автомобильные номера серии ОО, АА, МР и ММ. — «Итоги») тормозить себе дороже, — откровенничает с «Итогами» бывалый инспектор ГИБДД, просивший сохранить его анонимность. — Сейчас блатных, которые номера купили, развелось столько, что всех и не запомнишь. А так «дернешь» кого из потока, а потом окажется, что это шишка какая, себе дороже выйдет. Действительно, есть номера серии МР, с которыми ездят наши начальники из МВД и так далее, но все их запомнить просто нереально, а значит, проще вообще эту серию не тормозить — ну их от греха. Недавно на Кутузовском ребята тормознули тачку с эмэровским номером, которая перла по разделительной. А в машине — чиновник из мэрии. Ну и началось: парня, который остановил, таскали неделю по начальству и в Управление собственной безопасности, а потом вообще сняли с трассы — теперь в дежурке сидит выездным и денег не видит. Сейчас все кому не лень кричат, что маяковые (машина с проблесковыми маячками. — «Итоги») всех достали. А лично у меня другое мнение — те, кто ездит с маячками законно, особо никому не мешают. Как к ним ни относись, но за рулем этих машин сидят профессионалы — других на такую работу не берут. А вот тех, кто прикупил маяки, ксивы и номера, надо щемить всех до одного. Как? У серии МР есть свои нюансы. Это код региона — 97 или 77. Номер с кодом 97 приобрести невозможно, а вот с кодом 77 — пожалуйста, через знакомых силовиков. 30 тысяч долларов — и он ваш».

Естественно, никто из сотрудников ДПС не будет высматривать код региона — пусть себе едут. В качестве временной меры можно было бы зафиксировать спецсерии госномеров, как это сделано, например, у ФСО. Есть у них своя серия Е-КХ, (на жаргоне спецслужб «Еду Как Хочу»), где номер региона не играет роли, и никто ни за какие деньги номер с такими буквами купить не сможет.

В распоряжении «Итогов» оказался перечень спецномеров серии А-МР. В числе пользователей этой серии машины федеральных министров, Управления делами президента, руководителей МВД, прокуратуры, других силовиков. Кроме того, к числу спецномеров относятся и номера серии А-МО. «При правительстве Лужкова номера этой серии с кодом региона 99 или 77 выдавались членам правительства Москвы, — рассказал «Итогам» источник в ГИБДД. — Статусность владельца номера определялась цифровым набором — первые лица входили в первую десятку (001, 002 и так далее). Номера закрепленных за мэрией служебных машин заканчивались на цифре 500, а с 501 начинался черный рынок». Правда, в этой арифметике тоже были свои тонкости. Так, например, номера не продавали абы кому. Приоритет имели родственники чиновников, надежные партнеры по бизнесу и личные друзья. По слухам, с приходом в столицу новой власти появилась инициатива вернуть спецномера в автохозяйство мэрии.

Для того чтобы заполучить абсолютно безобидный список номеров серии А-МР, «Итоги» провели весьма кропотливую работу. В этом, на наш взгляд, и кроется одна из главных проблем дорожного неравенства. Почему бы в свете борьбы за прозрачность каждому ведомству не выложить на своих сайтах принадлежащие его автомобилям госномера? Вовсе не обязательно уточнять, кого конкретно обслуживает машина. Достаточно букв и цифр. Это, конечно, не панацея в борьбе с дорожным беспределом, но, по крайней мере, могло бы являться сдерживающим фактором для продавцов и покупателей блатных номеров.

Атака БОТов

Дело не только в том, что привилегии продаются и покупаются. Опасен социальный излом, наметившийся в обществе в плане разделения на хозяев жизни и чернь. В конфликтах на дорогах это проявляется особенно четко. Едет «хозяин», едет по своим бизнес-делам или к подруге — не важно, — никто не смеет его задерживать. А если кто решится встать на дороге, то тут уж держись — есть крепкие ребята в машине сопровождения. Они в обиду босса не дадут — он им за это платит, и неплохо. В последнее время даже термин такой появился — БОТ. Расшифровывается он как «беспощадно обезбашенный телохранитель». Такие БОТы возникли в лихие девяностые, потом исчезли и народились сейчас в новом качестве. «Заметьте, во всех дорожных инцидентах с участием охранников речь идет о группе лиц, — комментирует психолог Дмитрий Богданов. — В подобных конфликтах человек перестает ассоциировать себя с самим собой, а считает себя частью группы. То есть как бы уходит в тень этой группы, проводя условную черту: это я, а это мы — стая. Опыт работы с частными охранниками дает мне основания утверждать, что в эту профессию пришел так называемый синдром менеджера — когда люди страшатся не выполнить приказ шефа и потерять работу. Со временем этот страх становится доминирующим, заставляя совершать, мягко говоря, необдуманные поступки. Кроме того, охранники, постоянно находясь рядом с шефом, имеют возможность убедиться в его могуществе — связях, финансовом положении, административном ресурсе. Соответственно они считают себя вправе рассчитывать на то, что хозяин разрулит возникшие у них проблемы — они ведь, в конце концов, выполняли его задание».

Деятельность сотрудников частной охраны, в том числе и входящих в состав кортежей, регламентируется Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В законе нет таких понятий, как «телохранитель», «сопровождение охраняемого лица», да и сам термин «охраняемое лицо» тоже отсутствует. «По большому счету сотрудники ЧОП охраняют имущество своего шефа, например, портфель, часы или браслет, — объясняет эксперт в области личной безопасности Андрей Ледягин. — Естественно, сопровождение в виде автомобильного кортежа, так называемого хвоста, тоже не регламентировано никакими законодательными актами. В то же время машина сопровождения является необходимым элементом комплексной защиты ВИП-персоны».

Что касается скандальной ситуации на МКАД, то у специалистов есть только один комментарий — охранники действовали, мягко говоря, непрофессионально. Почему они пошли на это? Вариантов два: либо чоповцы сами решили «наказать» помешавшего проезду их кортежа водителя, либо команду разобраться с неуступчивым автолюбителем дал именно шеф. Последний сценарий, откровенно говоря, представляется более вероятным. В любом случае охранники были не правы со всех точек зрения. Они оставили без внимания головную машину, а следовательно, и охраняемое лицо, а еще нарушили закон, ибо их действия уголовно наказуемы. Главная задача личной охраны — ограждение ВИП-персоны от неприятностей. В случае на МКАД все произошло наоборот — теперь проблемы возникнут не только у самих сотрудников охраны, но и у их шефа.

«Сегодня в охрану в основном идут бывшие сотрудники правоохранительных органов, которые попали под сокращение, или же бывшие военнослужащие. Часть этих людей уже инфицированы на прежней службе синдромом безнаказанности, а значит, проецируют его на свою новую работу, — рассказал «Итогам» президент Национальной ассоциации телохранителей России Дмитрий Фонарев. — Есть и еще одна проблема, так называемый комплекс ВИПа — это когда телохранители начинают отождествлять себя со своим боссом — охраняемым лицом. В Москве, по нашим данным, сегодня около 3,5 тысячи телохранителей, а в России — около 10 тысяч. Но несмотря на то, что в России уже около 20 лет существует институт телохранителей, до сих пор фактически нет правового поля, в котором они могли бы работать. Зато есть постоянный стресс, и скорее всего ситуация на МКАД — его последствия».

Так что же делать простому водителю, который тоже спешит на работу, домой и также подвержен стрессу? Браться за бейсбольную биту в ответ — бесполезно и опасно для жизни. «Подобные случаи хамства, а тем более сопряженные с преступными действиями, на дорогах попросту недопустимы вне зависимости от того, кто за рулем и какой у него статус. Особенно в таком регионе, как Москва, где дорожная ситуация и без того сложная», — отметил глава МВД России Рашид Нургалиев. В Москве можно и нарваться... Недавно охранники некоего банкира поколотили в дорожной ссоре на Рублевке гражданина Голландии — менеджера крупной российской компании. Едва ли не в тот же день обидчиков вычислили, задержали, предъявили обвинение, а у банка отозвали лицензию. Говорят, у правоохранительных органов был очень сильный побудительный мотив, чтобы расставить в этой истории все точки над «i». Всегда бы так. А пока внимательнее смотрите в зеркало заднего вида…

Номера в законе

  • А 001 МР 97 — А 025 МР 97 — правительство РФ
  • А 061 МР 97 — А 069 МР 97 — Управление делами президента РФ
  • А 096 МР 97 — А 099 МР 97 — руководство МВД России
  • А 115 МР 97 — А 120 МР 97 — руководство Совета Федерации РФ
  • А 121 МР 97 — А 132 МР 97 — руководство Государственной думы РФ
  • А 147 МР 97 — А 201 МР 97 — сотрудники прокуратуры субъектов РФ и Следственного комитета РФ
  • А 203 МР 97 — А 369 МР 97 — МВД России
  • А 370 МР 97 — А 391 МР 97 — из этого числа МИД России (6 штук), МЧС России (5 штук), ФСИН (4 штуки)
  • А 401 МР 97 — А 600 МР 97 — из этого числа руководители исполнительных органов власти субъектов РФ (88 штук), руководители законодательных органов власти субъектов РФ и представители федеральных структур (87 штук)
  • А 712 МР 97 — А 947 МР 97 — ФСБ России и УФСБ

Правила поведения

Попал под мигалки

Если вы оказались на пути следования кортежа, профессионалы рекомендуют не искушать судьбу, а освободить полосу движения. Таким образом вы сэкономите время, нервы, а возможно, и деньги, которые могут быть потрачены на ремонт вашего автомобиля. В Правилах дорожного движения четко написано, что правом приоритетного проезда пользуются автомобили с включенными спецсигналами. Нарушение этого требования карается штрафом до 300 рублей.

Став жертвой противоправных действий со стороны лиц, которые являются водителями или пассажирами автомашин кортежа, необходимо действовать следующим образом. Если нет свидетелей происшествия, ведите себя так же, как и в случае с ДТП, — выставите знак аварийной остановки, вызовите сотрудников ДПС и ждите их прибытия для составления протокола. Если имеются свидетели, перепишите их данные, включая номера телефонов. Стоит запомнить как можно больше деталей — номера и марки машин, их приметы, а также приметы тех людей, от которых исходили угрозы. Если есть возможность, запишите инцидент на камеру мобильного телефона. И еще совет: будьте максимально корректны (насколько это возможно). Все это в дальнейшем пригодится вам в борьбе за свои права.

В случае, если сотрудники ГИБДД или милиции отказываются реагировать на ваше обращение, необходимо перенаправить его в Управление собственной безопасности МВД, телефон которого вам обязаны предоставить при звонке в дежурную службу «02». Впоследствии можно написать заявление в прокуратуру того округа, где произошло правонарушение.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера