Архив   Авторы  
В очередной раз Центральный парк культуры и отдыха имени Горького находится на пороге реконструкции

Парк как парк
Общество и наукаОбщество

В Москве начался беспрецедентный эксперимент: сформировать идею будущего парка Горького доверили его потенциальным посетителям



 

В этом году исполняется пять лет со дня выхода постановления столичного правительства о перепланировке ЦПКиО имени Горького и Нескучного сада. За этот срок территории парков так и не коснулась рука архитектора, а с приходом нового правительства проект и вовсе похоронили. Но недавно историю реконструкции «обнулили», и теперь точкой отсчета для будущего парка стала площадка Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», где архитекторы, эксперты и градостроители сели за круглый стол, чтобы понять, какими должны быть общественные пространства Москвы. И ЦПКиО в первую очередь.

Поиск идей

На площадке «Стрелка», которая выступает консультантом новой администрации парка Горького, сегодня происходит беспрецедентный для Москвы эксперимент. Сформировать идею будущего парка, по сути, доверили его пользователям. В постоянном режиме идут обсуждения различных концепций, идей, проектов, которые помогут изменить парк. Каждый из участников этих дискуссий имеет право высказываться, и его мнение, если оно, конечно, адекватно, будет засчитано. «Сейчас мы проводим разноплановые исследования, собираем все, что есть вокруг этого объекта, начиная от истории, археологии и заканчивая существовавшими когда-либо проектами реконструкции, — рассказывает президент института Илья Осколков-Ценципер. — Затем урбанисты, архитекторы, студенты и просто интеллектуалы, как российские, так и иностранные, займутся генерированием идей относительно того, как сделать так, чтобы «город вошел в парк». Потом сформируют конкурсное задание, выберут мастер-план, который отправится по этапам согласования: от общественных слушаний до Мосгордумы и правительства Москвы.

Почему все так сложно? Это оттого, что новая администрация парка хотела бы изменить контингент ЦПКиО и то, что там обычно происходит. Сегодня 87 процентов посетителей парка — приезжие, для которых этот столичный объект значится в списке обязательных посещений. Изредка туда приходят москвичи, чтобы покатать детей на каруселях. Вечерами на лавках тусуется молодежь. Но тоже нечасто — вход в парк еще недавно был платным. Потому в прошлом году парк посетили всего 3 миллиона 700 тысяч человек. Это по меркам других центральных парков мировых столиц мало. Есть и другие цифры: в последнее время, по словам директора Сергея Капкова, парк Горького в сутки посещали около 700 человек, а торговый центр возле одного из вокзалов — несколько тысяч. Молодое поколение привыкло гулять, знакомиться и проводить время именно в торговых центрах, а не на открытых площадках. Современной молодежи непонятно, что там делать. Это раньше в парках кипела жизнь. «История парка начиналась еще в XVIII веке, идеология выстраивалась в 20-е годы прошлого века, именно поэтому мы изучаем прошлое парка, чтобы как можно точнее определить, что нужно сделать сейчас. В первую очередь в парке должно быть приятно и интересно, — считает Илья Осколков-Ценципер. — Специалисты пытаются понять, как развивать историческую базу, при этом сохраняя запросы современных посетителей. Если есть возможность создать что-то беспрецедентное, клевое, крутое, то нужно это сделать».

Например, до сих пор считалось клевым и крутым наличие аттракционов, ради которых, собственно, и шли сюда москвичи с детьми. Теперь решено, что ЦПКиО для них не место: «диснейленд» должен быть отдельно, а парк отдельно. На территории насчитывалось 105 аттракционов, и, по заверениям Сергея Капкова, все они «уедут до 1 августа». А вместе с ними и другие постройки. «Это будет чистый парк, где 50 процентов территории займут деревья, а 50 — дорожки», — поделился своим мнением во время одного из круглых столов Сергей Капков. А главное — вся территория станет доступной: вход уже сделали бесплатным, теперь демонтируют трехметровый кованый забор, который, по выражению профессора МАРХи, архитектора Евгения Асса, «был одним из самых драматичных мест в городе».

Территория толерантности

Но дорожки и деревья — это, согласитесь, странная переделка. Если не насытить парк смыслом, то он вряд ли станет любимым местом москвичей. Проект ЦПКиО предоставил урбанистам отличную возможность порассуждать об отсутствии в Москве общественных пространств. Если спросить у архитектора, чем отличается генплан Москвы от, например, генплана Челябинска, то он скажет: в столице больше так называемых открытых пространств. В общем, он окажется прав: в Москве действительно большое количество «открытых пространств» или парков вроде Сокольников, Битцы и Кузьминок. Большую часть постсоветского периода эти территории находились в упадке, и лишь в последние годы ситуация стала понемногу выправляться. Но «косметический» ремонт не повлиял на количество посетителей и качество их пребывания там. Вопрос, каким должно быть расположенное в городе место отдыха, пока так и остается без ответа.

Между тем в урбанистике есть опыт решения таких задач. Надо только уметь считывать исходные данные. У того же Парка культуры и отдыха имени Горького они весьма понятны: центр города, рядом Центральный дом художника, жилые кварталы, офисные центры и министерства с ведомствами. «Парк Горького — это публичное пространство, которое должно обслуживать разные слои людей, — считает Илья Осколков-Ценципер, — это должна быть своеобразная территория толерантности. Мое мнение: в новом парке Горького будет место даже десантникам. Почему бы и нет? Пусть купаются, как дети, в фонтанах. Но с одним условием: окружающие должны чувствовать себя в безопасности». А вот здесь, по мнению креативной группы, и сыграет свою роль внутренняя начинка парка. Лучший способ защиты от асоциального поведения — это создание пространства, которое даст людям почувствовать себя положительными героями. На этом пространстве надо установить внятные правила поведения, которые должны контролироваться железной рукой. Очевидно, можно сделать так, что и ночью в парке будет нестрашно находиться. Это сложно, но вполне реализуемо. Впрочем, особенно интересно, как именно выглядит место для «положительных героев».

Четыре фактора плюс культура

По мнению экспертов, парку необходимы четыре вещи: сложность, центричность, замкнутость и солнечный фактор. «Если всю картину можно охватить одним взглядом, например как обложку журнала, и если в парке один участок выглядит, как любой другой участок, то этот парк не приглашает тебя возвращаться в него вновь и вновь, — считает ландшафтный архитектор Елена Погорельская. — Парку не нужен какой-то хитроумный план, он должен главным образом иметь зрительную сложность: изменения рельефа, разнообразную группировку деревьев или клумб, геометрию пешеходных дорожек. В парке Горького все эти вещи присутствуют». Центричность пространства была заложена еще при создании ЦПКиО. Кульминационной точкой является центральный фонтан. Замкнутость территории придают с одной стороны река, а с двух других сторон — магистрали и массив Нескучного сада. Да и с солнечным фактором все в порядке — в непосредственной близости нет искусственных сооружений такого размера, которые могли бы отбросить на отдыхающих тень.

Если с дизайном все в порядке, тогда в чем же проблема? Казалось бы, достаточно сделать парк доступным для москвичей, и дело в шляпе. Оказывается, в больших городах, и речь тут не только о Москве, не хватает парковых занятий и развлечений. Величественные ландшафты и красивые виды всего лишь добавление, но они полностью не удовлетворят спрос посетителей. И дело тут не в аттракционах. «Задача крупных городов — насаждать культуру исподволь. А где еще это можно делать, как не в парках?» — считает Евгений Асс. Концерты и спектакли на открытых площадках, тематические и музыкальные фестивали, городские праздники, воздушные змеи на открытых лужайках, карнавалы… Список можно продолжать до бесконечности. А еще попытаться сделать так, чтобы пустующие сегодня аморфные пространства лужаек были заполнены танцорами-импровизаторами, гитаристами, фотографами, певцами. Чтобы газоны были такими же чистыми, как в Hyde Park или копенгагенском Tivoli, где на травке лежат, сидят и даже собираются на пикники. Страшно представить, что будет при такой вольнице у нас? Но ведь директор парка уже сказал о том, что соблюдение «правил игры» будет контролироваться жесткой рукой.

Парк должен зарабатывать деньги на посетителях, но в то же время его миссия заключается в том, чтобы люди проводили там как можно больше свободного времени. Среди них есть те, которые имеют минимальный пакет требований: погулять и поваляться на травке. Допустим, пользоваться этим пакетом будет миллион горожан, а затем этот миллион воспользуется услугами проката, пойдет на концерт, в кофейню, съест мороженое. Вот тогда и можно будет говорить о рентабельности объекта. В конечном итоге это заставит механизм культуры и отдыха работать исправно круглый год, и территория, долгое время являвшаяся для города обузой, превратится в парк, который столица искренне полюбит.

Подробности

Модное место

О будущем ЦПКиО рассказывает Сергей Капков, экс-депутат Госдумы, два месяца назад покинувший парламент, чтобы возглавить Центральный парк культуры и отдыха имени Горького.

— Сергей Александрович, вы пообещали, что через месяц здесь все изменится до неузнаваемости. А что же будет в итоге?

— Парк — это не кустики, а та атмосфера, которую мы здесь создадим усилиями самих посетителей. Ежегодно парк посещает 3 миллиона человек, а я хочу, чтоб их было 10 миллионов. Чтобы здесь было комфортно и бабушкам, и мамам с колясками, и студентам соседних вузов, и туристам, и просто модной молодежи, которая по вечерам собирается на «Красном Октябре». Чтобы люди здесь занимались джоггингом, катались на велосипедах и роликах, устраивали пикники. На данный момент все наоборот: интеллигенция и средний класс москвичей в целом предпочитают держаться подальше от парка Горького, который ассоциируется с распиванием пива на скамейках, матерными песнями. Это представление невозможно переломить за один летний сезон, но мы не торопимся и не обещаем, что завтра в парке Горького наступит рай на земле. Мы будем исходить из того, что хотят увидеть москвичи, и уже проводим соответствующее исследование общественного и экспертного мнения. В результате должно получиться то, что и должно быть в цивилизованном парке отдыха: газоны, пикники, фестивали, опен-эйры, спортивные мероприятия, совершенно новые кафе и рестораны с летними верандами.

— На реконструкцию парка деньги выделены только из городского бюджета?

— Нет, нам также помогает Роман Абрамович, с которым мы сотрудничаем много лет. О каких суммах идет речь, сказать пока не могу, но это многие десятки миллионов рублей. Парк сможет вернуть все деньги, вкладываемые в него спонсорами и правительством Москвы. На продаже билетов парк зарабатывал 70 миллионов рублей в год при площади в 109 гектаров. Это смешные деньги. Мы собираемся зарабатывать, во-первых, на проведении культурных и спортивных мероприятий и соответствующих спонсорских контрактах, а во-вторых, решили создать собственный комбинат питания. Уже собираем команду поваров. На днях я дегустировал восемнадцать видов мороженого, которое будет продаваться в парке.

Наш парк будет более «павильонным», чтобы люди могли гулять от павильона к павильону в плохую погоду. Летом часть построек будет убираться. В этом смысле нам ближе датский опыт: их Tivoli Park существует по похожей концепции. Летом — одно, зимой — другое. Например, летом — пинг-понг, зимой — каток на том же месте.

— Вы антикризисный менеджер или здесь надолго?

— Думаю, надолго. Мне это просто интересно. Я буду удовлетворен только тогда, когда парк Горького станет таким же культурным символом Москвы, как Третьяковская галерея.

Серафим Ореханов

А как у них?

Круговорот посетителей

Креативная группа, работающая над будущим обликом парка Горького, сотрудничает с администрациями зарубежных городских парков. Конечно, никто не собирается делать точную копию западных аналогов, задача — изучить их опыт, понять, с какими проблемами они сталкивались на различных этапах, чтобы не наступить на те же грабли. «Мы не будем делать второй Hyde Park, мы будем делать первый парк Горького, — утверждает Илья Осколков-Ценципер.

Интересно, что американский город — Филадельфия — поставил на парках эксперимент. Основатель города Уильям Пенн спроектировал еще в XVIII веке четыре сквера и расположил их в разных районах Филадельфии. Один — недалеко от здания городского совета, а три других — в жилых кварталах. Сегодня самый известный парк Риттенхаус-сквер является одной из городских достопримечательностей и центром фешенебельного района. Второй — Франклин-сквер, городской парк бездомных. Третий — Вашингтон-сквер, в 50-е годы был излюбленным местом белых воротничков. Затем он сменил ориентацию в прямом и переносном смысле, его облюбовали гомосексуалисты. Здесь появились наркотики и преступность. Чтобы навести порядок, власти закрыли парк на год, за это время перепланировали его и вновь открыли. Сегодня сюда приходят все те же клерки. Четвертый парк — Логан-серкл — представляет собой обтекаемый транспортом островок.

Филадельфийские скверы иллюстрируют базовые принципы функционирования парков. Так, Риттенхаус-сквер примыкает к территории с диверсифицированной застройкой. За границей сквера идут жилые кварталы, перемежающиеся ресторанами, офисами, отелями и таунхаусами. Интересно, что смешанное использование зданий обеспечивает парк смешанным составом посетителей. Люди пользуются парком в различное время, их распорядки дня различаются, и поэтому парк имеет ровную загрузку в течение дня.

Дмитрий Сурин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера