Архив   Авторы  
Выбирая ребенку образовательный лагерь, лучше отталкиваться от его интересов, тогда он даже не заметит, как пролетят часы занятий

Каникулы строгого режима
Общество и наукаОбщество

Что полезнее для школяра: целое лето лениться или учиться?

 

Еще не успев получить дневник с годовыми отметками своего ребенка, родители уже тащат его на какие-нибудь развивающие курсы или в образовательный лагерь на лето. Неужто в самом деле, как в старые времена, позволять ему валять ваньку целых три месяца? Нет, отвечают сами себе родители и бронируют туры в кэмп с углубленным изучением иностранного или естественных наук еще зимой. Кажется, что в вопросах личностного и интеллектуального роста нельзя терять ни минуты. Но это только кажется. Оказывается, иногда лучше все-таки дать ребенку валять все, что он считает нужным. Иначе лето может плохо кончиться.

Потехе — время

Специалисты считают, что три месяца — не такой уж большой срок для того, чтобы отойти от полного стрессами учебного года и приготовиться к следующему. Ведь за время учебы дети не успевают даже перевести дух. «Это только кажется, что наши школьники отдыхают больше, чем иностранные, — говорит главный научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Наталья Куинджи. — Доказано, что наш учебный год наиболее интенсивный по объему учебной работы. Поэтому обязательно нужен длительный период отдыха, чтобы снять предыдущее напряжение, выйти на уровень оптимального состояния и закрепить его. Это как раз три месяца».

Действительно, выполнить эту трехшаговую программу-максимум за время коротких осенних и весенних каникул вряд ли получится. С зимним отдыхом еще сложнее. «Старшеклассникам и ученикам основной школы часто задают огромные домашние задания, и они отдохнуть не успевают, — объясняет директор Института возрастной физиологии РАО профессор Марьяна Безруких, — а малышей водят с елки на елку, и они не успевают толком отдохнуть».

Остается лето, которое эксперты единогласно рекомендуют воспринимать в первую очередь как пору, когда ребенок, забыв о режиме и жестком графике, может превратиться в маленького сибарита. «Сначала надо дать чаду отдохнуть хотя бы две недели, чтобы он элементарно выспался, — говорит Марьяна Безруких, — ведь в течение учебного года он живет в ситуации постоянного цейтнота. Эта нехватка времени становится стрессовым фактором, который оказывает негативное влияние и на физическое, и на психическое состояние ребенка. Поэтому дайте ему расслабиться, позвольте не жить в ситуации постоянной спешки». Что это значит? Пусть валяется на диване? Как ни странно, пусть валяется, если хочет. Не принципиально, чем будет заниматься ваш отпрыск — бегать с друзьями на речку или рубиться в любимые компьютерные стрелялки. Это его личное время, которое он заслужил. Ему виднее, как снять накопившийся стресс. А еще, предоставленный сам себе, в определенный момент он устанет от отдыха, как ни парадоксально это звучит. От родителя лишь требуется вовремя поймать этот момент. Если на смену расслабленности пришла расхлябанность, ребенок элементарно мается и окончательно выбивается из привычного ритма, например, не спит до двух часов ночи, пора осторожно напомнить и о трудовых буднях. Можно переходить к тому самому этапу, на котором каникуляр выходит на свой оптимальный уровень. Только при выборе инструментов для его достижения следует придерживаться принципа «не навреди». Иначе вместо веселого и отдохнувшего чада к концу лета вы получите издерганного психа.

Делу — час

Когда специалисты говорят о новом уровне, на который ребенок может выйти во время каникул, они вряд ли имеют в виду школьную программу. Жесткий школьный график не оставляет пространства для маневра. Марьяна Безруких называет стресс ограничения времени одним из самых сильных факторов, который действует на ребенка постоянно в течение многих лет. Открыть для себя что-то новое и получить от него удовольствие в таких условиях практически невозможно. Во время учебного года времени на творчество элементарно не остается, притом что оно само по себе может быть источником энергии. Летом, освободившись от давления со стороны родителей и учителей, школьник уже перестанет воспринимать процесс обучения как нечто негативное.

«Есть один любопытный момент, — отмечает Наталья Куинджи, — в свое время в нашем НИИ мы пытались ввести регламент на творческие занятия, например, балет или рисование, однако отказались от этой идеи. У детей, увлеченных творчеством, восприятие этих нагрузок идет по-другому. Они не устают, потому что вовлечены в процесс эмоционально». 12-летний мальчишка может с нетерпением ждать лета, чтобы изучать жизнь козявок, хотя школьный курс биологии не вызывает у него положительных эмоций лишь потому, что он творчески подходит к предмету. Лето — идеальная пора для того, чтобы без напрягов заняться любимым делом. Тем более вариантов масса — от традиционных языковых школ и спортивных лагерей до совсем уж оригинальных программ по всяким научным и творческим направлениям. Однако прежде чем бежать к турагенту, надо разобраться, ребенка какого возраста вы собираетесь развивать и какие цели перед ним ставите.

«Для детей среднего и старшего возраста поездка в лагерь будет только на пользу. Самый благоприятный возраст здесь 9—13 лет, — рассуждает детский психолог Наталья Селиверстова. — А вот у подростков постарше появляется слишком много соблазнов, когда их отправляют в свободное плавание. Детей в возрасте семи-восьми лет в летний лагерь без особой нужды отправлять не стоит, поскольку они еще не умеют договариваться между собой и конфликтуют. Многие к тому же скучают по родителям и даже думают: «Они специально меня отправили в лагерь, потому что я им не нужен».

Школьники постарше могут без проблем справиться с обязательной ежедневной нагрузкой, если она подана под правильным соусом. Сколько часов занятий в день способен потянуть подростковый организм летом, вопрос сложный. «В наших стандартах нет учебной нагрузки на детей во время каникул, — говорит Наталья Куинджи, — тут просто нужно организовывать процесс так, чтобы он был удовольствием, а не наказанием». Восьмиклассница Аня вспоминает лагерь, где отрабатывали лидерские навыки: «Мы были включены в постоянный творческий процесс, минуты свободной не было, но поскольку каждый вечер за работу хвалили, мы получали море положительных эмоций. А в конце я поняла, как повысилась моя самооценка, — это было здорово». Такие же эмоции можно получать и обучаясь, например, иностранному языку. Старшеклассник Антон Бондаренко вспоминает, как после десятого класса его отправили на две недели в летнюю языковую школу в Англии. «У нас было четыре часа в день занятий по грамматике, — говорит он, — все как в школе, но полностью на английском языке. Как ни странно, сам процесс обучения оказался совсем не тяжелым. Было много свободного времени. Все очень интересно и ненапряжно. Плюс общение с ребятами из других стран. Ну и главное — я, безусловно, улучшил свой язык».

Однако чтобы был толк, нужно подбирать лагерь по интересам. Антон, например, четко осознавал, что язык подтянуть необходимо, потому остался доволен результатом. Тут, отмечают эксперты, все зависит от того, насколько самого ребенка заводит предложенная ему тема. Если он весь год грезил, как будет разглядывать в микроскопе образцы тканей, подарком судьбы покажутся дни в лагере с биологическим уклоном.

По словам Натальи Селиверстовой, такое образование помогает существенно увеличить познавательный интерес учащегося. Главное, угадать с моментом, чтобы ребенок не перегорел до начала учебного года, но при этом успел подготовиться к школе. Родители, которые планируют лагерное обучение на конец июля или начало августа, угадывают на сто процентов. При правильной организации отдыха он вернется домой за пару недель до начала занятий отдохнувший и воодушевленный жаждой познания. Даже если на образование будет потрачено лишь две-три недели, а все остальное время он будет предоставлен сам себе, результат может оказаться невероятным. И уж точно более эффективным, чем у ребенка, который после «развивающего лета» придет первого сентября в школу со словами: «Ну наконец-то я отдохну!»

Варианты

На вкус и цвет

В Европе и США лагеря сегодня, как правило, делятся на две категории — классические и образовательные. В категорию образовательных входят языковые школы. Есть также лагеря, устроенные по принципу «спорт плюс язык»: например, предлагается пройти курс гольфа в Шотландии с англоговорящими инструкторами или освоить испанский язык во время тренировок в теннисной академии в Испании.

Помимо изучения языка можно овладеть за время каникул и иными навыками. Например, взять и отправиться в музыкальную академию The Collective Sound Academy. Это фактически музыкальный летний лагерь для 818 летних юных исполнителей (гитаристов, вокалистов, пианистов), где за три недели от 300 до 700 «студентов» могут пройти ускоренный курс на тему «Как стать звездой». Трехнедельное обучение в такой академии обойдется в 3600 долларов. Для занятий можно выбрать или английский Борнмут, или Портленд в Орегоне, или местечко Коста-Меса в Калифорнии.

Научные лагеря часто работают при университетских городках — например, Oxford Royale Academy или школа математиков при университете в Толедо. Свой летний лагерь недавно открыл Йельский университет, где с мая по сентябрь простаивают учебные аудитории и кампус. Не первый год летний SuperCamp работает в университете Стэнфорда. Обычно это десятидневный курс по особой программе, доступный для школьников любого возраста. Специально подготовленные преподаватели из Стэнфорда открывают «неуспевающим» такие горизонты, что после этого чуть не все начинают получать в школе четверки и пятерки. Правило «Нет плохих учеников, есть плохие педагоги» положено в основу этого лагеря. Но не только на учебу здесь делают упор. Не менее важным считают помочь детям раскрыть в себе лидерские амбиции, а кого-то просто научить дружить. Распорядок дня здесь таков: первая половина дня — учеба, во второй — обязательно командные игры и реальное общение, когда компьютер запрещен и надо учиться находить друзей вживую (не секрет, что для многих современных школьников это большая проблема). В лагере учат технике общения и запоминания, помогают понять себя. Многие, к слову, вообще не знают, какая у них память — визуальная, звуковая или эмоциональная, поэтому на уроках используются музыка, цвет, движение. Когда дети разберутся сами в себе, учеба и запоминание идут гораздо быстрее. По программе SuperCamp сейчас работают многие лагеря не только в США и Европе (скажем, в Швейцарии), но и в Азии и Латинской Америке.

Во французском Центре научных каникул предлагают сразу несколько программ. Можно выбирать между астрономией, архитектурой будущего с рассказами о солнечных батареях и экологически чистых материалах и археологией с работой на настоящих раскопках.


Елена Зигмунд
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера