Архив   Авторы  
В качестве варианта для эксплуатации в Москве Сергей Собянин рассматривает французский транслор — трамвай на шинах, использующий усовершенствованное крепление к единственному рельсу

Попасть под трамвай
Общество и наукаОбщество

Так ли хорош скоростной трамвай, как его малюют столичные власти?





 

Сергей Собянин клятвенно пообещал разобраться с московскими пробками. Один из способов — мягко пересадить москвичей с личного транспорта на общественный. Первый шаг в этом направлении сделан: выделены полосы для движения автобусов и троллейбусов, не расширяя, правда, самих автомагистралей. Теперь вот решено дать зеленый свет еще одному небесспорному проекту — скоростному трамваю. Он, как предполагается, свяжет отдаленные районы города, а также ближнее Подмосковье с центральной частью Первопрестольной. Например, из Балашихи по шоссе Энтузиастов домчаться до Садового кольца можно будет всего за 20 минут. В недалеком будущем скоростные трамваи могут связать Битцу с со станцией метро «Тульская», Долгопрудный — с МКАД и Ярославским шоссе, а Химки — с Ленинградским проспектом. В перспективе прочертят и более отдаленные маршруты, например, от проспекта Андропова до Отрадного, от Митина до Медведкова и даже от Люблино до Рублевского шоссе. Впрочем, маршруты и места остановок столичные власти обещают согласовывать с жителями в ходе общественных слушаний. Но так ли уж хорош скоростной трамвай, как его малюют столичные власти?

Марш энтузиастов

Отцы города, понятное дело, исполнены энтузиазма. Проект первой скоростной линии будет разработан в следующем году, но в префектуре Восточного округа уже рапортуют, что маршрут пройдет от станции метро «Улица Подбельского» через Гольяново до улицы Первомайской. На возведение первой линии потребуется не больше года, после чего, как сообщил «Итогам» пресс-секретарь префекта Восточного округа Андрей Иванов, появится вторая линия, которая свяжет Балашиху и шоссе Энтузиастов.

На строительство первой линии скоростного трамвая столичные власти готовы выделить порядка 17 миллиардов рублей. Не обойдется Москва и без закупки вагонов — переговоры с немецкой компанией Siemens и французской Alstom находятся в активной стадии. Много или мало это для столь амбициозного проекта? Сумма на самом деле очень скромная по сравнению с затратами на строительство метро. Например, столичный градоначальник недавно заявил, что строительство Солнцевской линии метрополитена обойдется примерно в 100 миллиардов рублей. Это почти в шесть раз больше, чем выделят на линию скоростного трамвая в Восточном административном округе, а ведь протяженность новой метроветки будет даже меньше — чуть больше 10 километров.

В мэрии уверяют, что скоростной трамвай — естественная альтернатива метро. В том числе и в экономическом плане. Так, к примеру, предполагаемая длина трамвайных путей в ВАО составит 11,5 километра, средняя скорость трамвая — 50 километров в час, интервал движения — 5 минут. Для прохождения всего маршрута этой линии потребуется 15 минут и не более 10 трамваев. Немецкий трехвагонный трамвай Siemens Combino стоит 148 миллионов рублей, то есть по 49 миллионов за вагон. Для сравнения: недавно столичные власти решили закупить 160 новых метровагонов по цене 75 миллионов рублей. Как рассказали «Итогам» в ОАО «Городская транспортная система скоростного трамвая», в городе скоростной трамвай способен перевезти 20—30 тысяч пассажиров в час, а поезд метрополитена — 60—70. Фактически при одинаковой цене проезда, скажем, в 28 рублей, новый трехвагонный трамвай окупится не быстрее, чем стоящий почти в два раза дороже поезд метро.

Президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Александр Мирошник не сомневается в том, что скоростной трамвай — это панацея для мегаполиса. По его словам, при перевозке одного пассажира тем же трамваем требуется в 5—10 раз меньше территории, энергетических ресурсов. При этом в атмосферу выбрасывается в 5—25 раз меньше загрязняющих веществ, чем при перевозке индивидуальным автотранспортом. Да и себестоимость перевозок, с учетом стоимости эксплуатации рельсовых путей, стоянок, депо, подвижного состава и т. п., на трамвае в 3—5 раз ниже, чем себестоимость перевозок индивидуальным автотранспортом.

Но все ли так безоблачно?

Траурный марш

Ряд специалистов убежден, что скоростной трамвай кратно добавит проблем и без того беспокойному дорожному хозяйству мегаполиса: проехать по городским улицам станет еще сложнее. «Город с такой плотностью застройки, как Москва, просто по определению не может быть одинаково комфортным для всех — и для пешеходов, и для автомобилистов, и для пассажиров общественного транспорта, — сетует научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. — Кто-то должен страдать. Скоростной трамвай хоть и отвечает задаче повышения комфорта общественного транспорта, но в ущерб автомобилистам. По-другому быть просто не может».

Во-первых, для того, чтобы пустить скоростной трамвай, нужны не просто свободные клочки земли, а незастроенные протяженные магистрали, привязанные к сложившейся транспортной инфраструктуре. Таковых у города нет, а значит, придется отрезать недостающее у машинопотока. Во-вторых, скоростной трамвай — транспорт потенциально опасный. Это значит, что пути придется огораживать забором. Уже известно, что его высота будет полтора метра. Использовать пути для движения автотранспорта станет уже невозможно. Напомним, что сейчас, согласно ПДД, автомобиль имеет право перемещаться по трамвайным путям попутного направления, чем и пользуются водители, чтобы объезжать пробки. «Получится, что одну полосу выделят под общественный транспорт, другую — под скоростной трамвай, и что в итоге останется автомобилистам? — рассуждает адвокат Виктор Травин. — А останется одна полоса, по которой будет вынужден перемещаться огромный поток машин. Все это приведет к самому серьезному транспортному коллапсу в истории нашего города».

По всей вероятности, в нынешнем своем виде Москва просто не готова принять новый вид транспорта. Город, исторически сформированный по радиально-концентрическому принципу, является естественной воронкой. Пустить туда скоростной трамвай — значит закупорить и без того узкое ее горлышко. «Это на Западе пути для скоростного трамвая прокладывали параллельно со строительством автомобильной дороги, — поясняет Виктор Травин. — У нас же хотят просто отрезать часть уже построенной автомагистрали в пользу трамвая».

Научно-исследовательским и проектным институтом Генплана Москвы предлагался вариант движения скоростного трамвая по эстакаде, смонтированной над автомобильной трассой. По словам Михаила Блинкина, часть трамвайных путей действительно могла бы пройти по эстакадам или тоннелям, но только в местах пересечения с оживленными автомагистралями. Дело в том, что согласно существующим нормам скорость движения трамваев на эстакадах существенно ограничена. При эстакадной модели это сводит на нет сам принцип скоростного транспорта. Придется либо менять нормативы, либо распрощаться с красивой идеей.

Скоростной рельсовый транспорт может оказаться неудобным и для самих пассажиров. Ведь трамвай для Москвы является традиционным способом «подскока» до ближайшей станции метро. Это в Лондоне расстояния между ближайшими входами в подземку короткие — 500—700 метров. В Первопрестольной — 2—3 километра. «Трамвай в Москве всегда был общественным транспортом, на котором удобно ездить на небольшие расстояния, — говорит независимый эксперт по транспортному сообщению Борис Ткаченко. — И достигается это за счет того, что трамваи делают частые остановки, через каждые 300—400 метров. Из-за этого трамвай и ездит медленно. Чтобы трамвай мог разогнаться и выполнить функцию скоростного транспорта, расстояние между остановками нужно увеличить минимум в два раза — до 700—800 метров».

Впрочем, компромисс возможен. «На разных участках пути скоростной трамвай может ездить с разной скоростью, чтобы дать людям возможность выходить там, где им удобно, — отмечает Андрей Иванов. — Например, на пути из пригорода до ближайшего метро трамвай может следовать без остановок на большой скорости, а в черте города останавливаться чаще. Возможны и остановки по требованию».

Немаловажен и момент, касающийся безопасности пешеходов. «Представьте, скоростной трамвай мчится со скоростью 70 километров в час, быстро затормозить он не сможет, — рассуждает Борис Ткаченко. — А ограждение всего 1,5 метра. Разве это препятствие для наших людей? У нас и через более высокие заборы перепрыгивают. Например, рядом с платформами электричек. Даже после того, как установили турникеты и заварили все дыры в заборах, люди все равно находят способ попасть в поезд мимо кассы. Кто может гарантировать, что точно так же не произойдет и со скоростным трамваем?»

Вагончик тронется?

...Понятно, что Сергею Собянину досталось непростое наследство. Судите сами! Территории, зарезервированные в Генплане под увеличение машинопотока, давным-давно распроданы и застроены — резервов под расширение магистралей больше нет. Центральная часть Москвы из-за хаотичной точечной застройки едва ли не на треть уменьшила свою пропускную способность, куда ни сунься — «кирпичи», шлагбаумы, а то и вообще «китайские стены». Столичное метро за последние годы почти не развивалось, превратившись из «лучшего в мире» в образец архаики. Старую трамвайную сеть бездумно разрушили, не создав никакой альтернативы. А еще убитые троллейбусы с допотопными валидаторами. Плюс отсутствие цивилизованной системы такси. Не считая взрывообразного роста продаж автомобилей в регионе и лавинообразного наплыва мигрантов. И список этот можно продолжать до бесконечности.

Понятно, что с чего-то нужно начинать. Но не превратится ли скоростной трамвай через пару лет в такой же туристический аттракцион, как «монорельс», курсирующий между «Тимирязевской» и ВВЦ? Его ведь тоже с помпой закладывали!

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера