Архив   Авторы  

Смотри под ноги
Общество и наукаОбщество

Репортеры «Итогов» пересчитали все выбоины, трещины и ухабы на еще не построенных «собянинских мостовых»





 

В Москве 12 августа пройдет очередной День гнева. Главное требование его участников — «прекращение авральной замены асфальта на тротуарную плитку». В Интернете тема «плиточной агрессии» стала одной из самых обсуждаемых. Абсолютное большинство блогеров затею нового московского мэра жестко и зло критикуют. Репортеры «Итогов» прогулялись по будущим «собянинским мостовым», без гнева и пристрастия пересчитав все выбоины, трещины и ухабы, пока еще невидимые глазу рассерженного москвича.

А если подумать?

Работы по масштабному мощению столичных тротуаров, инициированные мэром Сергеем Собяниным, начались в середине июня и закончатся к 25 августа. Предстоит облагородить миллион квадратных метров столичных территорий. Цена вопроса — 4 миллиарда рублей. Иными словами, один квадратный метр тротуарной плитки обойдется московской казне примерно в 4 тысячи рублей, включая материал и работу, или примерно по 300 рублей с копейками на каждого москвича. Для сравнения: стоимость двухслойного асфальта той же площади составляет 1,2—1,3 тысячи. Вопрос: к чему такая спешка за такие деньги?

По-человечески понятно, что новым городским властям хочется продемонстрировать быстрый визуальный эффект от своей кипучей деятельности. Месяца два неудобств, и, глядь, ко Дню города Москва будет выглядеть уже как Барселона, Париж или Лиссабон.

Хотя, если все делать по уму, стоило бы применить неспешный научный подход. Белокаменная ведь не первый город, который решил отказаться от асфальта на тротуарах. Улицы, вымощенные плиткой, можно встретить в большинстве европейских городов — они есть в Париже, Берлине, Лондоне. Но там столь серьезному шагу предшествовал не один год исследовательской работы. В европейских городах к обустройству тротуаров сегодня подходят вдумчиво: научные лаборатории мониторят и анализируют потоки людей и велосипедистов на разных участках пешеходных зон. В зависимости от плотности и направления людских потоков, функциональной нагрузки близлежащих зданий и инфраструктуры они рекомендуют оптимальный тип дорожного покрытия. И им далеко не всегда оказывается плитка. Скажем, на жарком Крите и в Мадриде тротуарную плитку применяют в основном в тенистых рекреационных зонах — для открытых поверхностей разработан жаростойкий вид асфальта. А вот в красавице Астане увлеклись «плиточными работами», и вскоре в некоторых местах потрескавшееся покрытие пришлось перекладывать — слишком велика оказалась вилка перепада между высокими и низкими температурами воздуха.

В этой связи неплохо было бы провести и нам комплексные исследования, разработав для Москвы не одно, а три-четыре типа дорожного покрытия для различных функциональных зон. К примеру, где-то традиционный асфальт, где-то технологичный «наждак» (асфальт с крупными гранитными фракциями), где-то классическая тротуарная плитка, а где-то и покрытие с подогревом. Рано или поздно власти к этой мысли придут, и тротуары вновь примутся крушить. Почему бы сразу не сделать по уму?

На века?

Как уверяют в московском правительстве, у тротуарной плитки есть два основных преимущества перед асфальтом — износостойкость и срок службы. «Покрытие из тротуарной плитки дольше сохраняет ровность поверхности, а служит не менее 20—25 лет», — гласит официальное заключение Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), выданное департаменту ЖКХ. При этом глава этого ведомства Андрей Цыбин подчеркивает, что срок службы асфальта — порядка 7 лет.

Эксперты МАДИ в своем заключении ссылаются на успешный опыт эксплуатации в Москве тротуарной плитки, в частности на Манежной площади и Старом Арбате — дескать, при высоких температурах она не размягчается и потребительских свойств не теряет. Действительно, на некоторых улицах плитка лежит уже давно, но вместе с тем москвичи хорошо помнят, что в конце 90-х Юрий Лужков тоже пытался перемостить столичные тротуары. «В 1997 году делегацию московских дорожников, в числе которых был и я, отправили в США, — вспоминает доцент МАДИ, почетный дорожник России Юрий Васильев. — Нам понравилось, что каждая фирма, фасад которой выходит на тротуар, отвечает за свой участок тротуарного покрытия. Точно так же решили сделать и у нас». Мэр подписал соответствующее распоряжение, и фирмы начали благоустраивать свою часть тротуара. Но получилось, что руководители компаний стали всячески экономить на укладке плитки. Закупали ее по дешевке абы где. «К тому же в 90-е бетонные заводы простаивали, цеха пустовали, а если и выпускали плитку, то на требования ГОСТов смотрели сквозь пальцы, — продолжает Юрий Васильев. — Вот и получилось, что на московские улицы попала скверная плитка, ее потом убрали. Поэтому сейчас очень важно не повторить негативный опыт 90-х».

Сегодня, конечно, строительная промышленность работает иначе: крупные заводы, дорожа репутацией, выпускают продукцию, соответствующую ГОСТу 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия». Требования к уличной плитке ГОСТ предъявляет строгие: и по цементу, и по песку, и по различным добавкам. «Например, стандарт предусматривает очень жесткие допуски к цементу по химическому, минералогическому, вещественному составу и показателям свойств, — уточняет Юрий Васильев. — Плитку изготавливают из специального цемента, который называется «портландцемент для дорожных и аэродромных покрытий». К тому же при производстве используют только специальные пластифицирующие и воздухововлекающие добавки». Иными словами, говорят специалисты, плитка, произведенная в соответствии с ГОСТом, москвича не разочарует.

Секреты кладки

Впрочем, опасения скептиков касаются не столько качества, сколько технологии укладки плитки. От ее соблюдения зависит не только долговечность покрытия, но и его безопасность для человека. «Не секрет, что работы ведут приезжие работяги из ближнего зарубежья, — сетует архитектор Игорь Филатов. — Легко предположить, что у большинства из них строительной квалификации нет, да и вряд ли они имеют соответствующий опыт. На качество исполнения работ подрядчик дает гарантию — три года. Но все мы прекрасно знаем, что добиться исправления огрехов по гарантии можно далеко не всегда. Если же выяснится, что плитку уложили неправильно, то в лучшем случае мы можем столкнуться с ситуацией, когда перекладывать ее будут каждый год».

Технология укладки тротуарной плитки, конечно, не задача с множеством неизвестных, зато в ней масса тонкостей, которые обязательно надо выполнить. Для начала определяется сток воды. Она должна уходить от дорожки в водоотводные колодцы или на газоны. Уклон должен составлять не менее 5 процентов, то есть 5 миллиметров на метр. Грунт выравнивают, кладут на него первую десятисантиметровую подушку из гравийного и щебеночного песка — это морозозащитный слой, который на глинистых и водонепроницаемых почвах обязателен. Затем прикрывают еще одной песчаной подушкой, она тщательно проливается водой. Приблизительно через два-три часа наносится слой песчано-цементной смеси и делается стяжка, а уже на нее кладется непосредственно плитка. Швы заделываются той же самой песчано-цементной смесью. Если соблюсти эту технологию, то покрытие будет служить долго. Отступление на каждом из шагов ведет к разрушительным последствиям. Например, если идеально не выровнять основание, покрытие уже через сезон пойдет буграми. Некачественная заделка швов может привести к образованию зазоров: осенью в них будут скапливаться вода и грязь, а зимой — лед, летом — прорастать трава. Рано или поздно осадочные наслоения вытолкнут плитку из кладки.

Архитектор Филатов обращает внимание и на такой момент: на тротуарах в Москве сплошь и рядом паркуются машины, хотя это и запрещено. Формально запас прочности у плитки такой, что она может выдержать даже тяжелый внедорожник. Но опять-таки только при условии соблюдения технологии укладки. Если же рабочие хоть чуток схалтурят, тяжелые машины в момент разрушат тротуар.

Специалисты указывают еще и на такой аспект — в Москве часто перекладываются коммуникации. Спустя полгода грунт в этом месте дает осадку. Асфальт, положенный поверх кабелей и труб, отвечает на это деформацией и трещинами. А вот плиточное покрытие в таких местах просто рассыпается, как пазл, — приходится на этом месте строить подушку из щебня, а то и подкладывать бетонную плиту.

И таких нюансов масса, всех и не перечислишь.

Шаг до перелома

Еще один довод чиновников в пользу плитки — это ее удобство и безопасность для пешеходов.

«А я, например, отношусь к тротуарной плитке двояко, — рассуждает травматолог-ортопед Елена Фролова. — Не раз ко мне приходили пациенты, получившие вывихи и растяжения, потому что споткнулись на шатающейся или провалившейся плитке. Сама по себе плитка опасности для пешеходов не таит, но если попасть высоким каблуком в образовавшийся зазор, можно получить куда более серьезную травму, чем на асфальте, вплоть до перелома».

Мамы с детскими колясками ожидают излишней тряски для ребенка. «Едешь, как по стиральной доске», — посетовала одна из них. Не верят доводам чиновников и московские роллеры. «Как ни крути, но плитка не может быть абсолютно ровной. Ездить по ней некомфортно, — отмечает роллер с 15-летним стажем Максим Козинец. — Даже слегка волнистый асфальт менее травмоопасен. Плитка может быть внешне идеально ровной, а наедешь на нее — она перекосится. Даже если будет гулять всего чуток».

В департаменте ЖКХ все сомнения в адрес плитки отрицают. «Мы даже проводили специальный эксперимент на проспекте Мира, — вспоминает пресс-секретарь этого ведомства Марина Орлова. — По плитке прошлись и мама с коляской, и модели на 14-сантиметровых шпильках и проехал мальчик на велосипеде. Никаких неудобств они не испытали. Просто у нас путают плитку и брусчатку, которую тоже кое-где можно встретить на улицах. Так вот у брусчатки, действительно, есть зазоры и не всем пешеходам удобно по ней ходить. Но у той плитки, которую мы кладем сейчас, таких недостатков нет».

Есть еще один важный нюанс — это качество ухода за уже уложенным плиточным покрытием. Тротуарная плитка от асфальта отличается тем, что ярко демонстрирует грязь и пятна, соответственно, потребует она и более тщательного ухода. В общем, повозиться с ней коммунальным службам придется. Соль, которая часто применяется на дорожных покрытиях для удаления льда и снега, тротуарную плитку может повредить, посыпать ее специалисты советуют только песком. Кстати, противоскользящими свойствами как таковыми плитка не обладает. Просто есть ее гладкие разновидности, а есть рельефные. Или, другими словами, бывает плитка вибропрессованная или вибролитая. Первая меньше поддается погодным капризам, так как она пористая и проветривается, потому почти не леденеет. А вот вибролитая — как глянец. В обоих случаях чистить тротуары зимой можно только деревянными лопатами и вениками, а про ломы и металлические лопаты следует забыть — они способны не только поцарапать, но и расколоть плитку. Главное — чтобы об этом напомнили дворникам.

Летом плитка особенно активно теряет свою первоначальную красоту, поскольку постепенно грязь въедается в пористую поверхность. Решением этой проблемы, как советуют специалисты, может стать либо уборка улиц водой с добавлением реагентов, либо… кислотная очистка. Так, для очистки 300 квадратных метров тротуарной плитки потребуется примерно литр соляной кислоты на семь литров воды. В общем, это не асфальт — водой не помоешь. Но готовы ли мы к тому, что наши тротуары будут поливать кислотой?

А еще специалисты советуют: в России, где более полугода температура уверенно держится вблизи нулевой отметки, плитка в идеале два раза в год — поздней весной и ранней осенью — должна обрабатываться смесью герметика и специального противоскользящего средства. Найдутся ли в бюджете города деньги на все эти плиточные «прихоти»?

Как у людей?

«В некоторых российских городах уже был неудачный опыт перехода на плитку, но его почему-то не учитывают, — говорит директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Сергей Сиваев. — Например, во Владимире она пролежала около пяти лет, после чего пришла в полную негодность. Сработали сразу все российские факторы: низкое качество плитки, ошибки укладчиков, несоблюдение технологии, скверная уборка улиц. Как бы то ни было, результат налицо».

Андрей Цыбин парирует: «Город ни за один некачественный метр не заплатит. К тому же все работы будут оплачиваться по факту выполнения, а значит, опасность халтуры сведена до минимума».

Сергей Сиваев же считает, что в Москве стоило бы сначала замостить плиткой несколько тротуаров, причем не на Манежке или Арбате, а просто в оживленных пешеходных зонах, и посмотреть, как поведет себя покрытие через несколько лет, какими специфическими «московскими болезнями» оно захворает. И только все взвесив, можно смело мостить весь город.

Понятно, что дискуссия эта бесконечна. Понятно и то, что процесс тотального мощения Москвы уже не остановить. Вопрос в другом — новые московские власти изо всех сил демонстрируют уверенный и динамичный стиль решения городских проблем. На контрасте с последними годами лужковского правления все это выглядит весьма эффектно. Торопливость столичных властей можно понять — москвичи все настойчивее требуют зримых результатов от команды нового мэра. Да и в Кремле намекают, что столице накануне выборов хорошо бы разобраться хотя бы с одной из двух традиционных российских бед. Именно поэтому в работу спешно запущено сразу несколько «дорожных кластеров» — тут вам и выделенные полосы для общественного транспорта, и неминуемый пуск скоростного трамвая, и экстренная модернизация автобусно-троллейбусного парка, и отчаянная попытка цивилизовать столичное такси. Да и идея обустройства нового столичного округа — это тоже следствие попыток выбить автомобильную пробку из горлышка мегаполиса. По отдельности каждый из этих проектов смотрится очень выигрышно, так сказать, по-западному. Вопрос лишь в том, как все они заработают в синергии. Иначе говоря, зазвучит ли стройно и мощно этот оркестр года через два, исполняя москвичам залихватски «...по Тверской-Ямской!». Или же мы вновь услышим невнятную какофонию, как при незабвенном Юрии Михайловиче. Задумывались ли об этом новые московские дирижеры?

Подрядчики

Генералы дорожной карьеры

По словам главы департамента жилищного хозяйства и благоустройства города Москвы Андрея Цыбина, плитку для мощения тротуаров столицы в авральном порядке поставляют восемь заводов из Москвы и Подмосковья. Правда, названий не уточнил. По данным «Итогов», исполняют поручение мэра предприятия ЗАО «Евроцемент груп» и фабрика «Готика», принадлежащая концерну «КРОСТ». Подряды на укладку плитки, по информации тендерного комитета, получили 16 компаний. Все они работали в городе еще при Юрии Лужкове. Двенадцать из них объединены в пул ГБУ «Кольцевые магистрали», которое отвечает в том числе и за обустройство тротуаров на улицах городского подчинения. А четыре работают на префектуру ЦАО, в чьем ведении находятся дороги в центре столицы. Достались подряды компании «Роуд Групп», «МосОблСпортСтрою» и СДСК «Дорстрой». «Роуд Групп» основана в апреле прошлого года менеджерами крупных дорожно-строительных фирм, работающих с правительством Москвы. За 2010 год компания уже отремонтировала около 50 тысяч квадратных метров дорожного полотна. Насколько качественно, сказать сложно — прошло слишком мало времени. СДСК «Дорстрой» отвечает за содержание и уборку дорог местного значения, например в Люберцах. Насколько хорошо отвечает — можно судить, поколесив часок по люберецким улочкам и переулкам.

Преимущества

Ода плитке

Столичные чиновники уверяют: после того как тротуары выложат плиткой, москвичам станет легче дышать. В буквальном смысле слова. «По данным Экологической карты, общая запечатанность почв в Москве составляет около 60 процентов, при этом доля территории, занятой улично-дорожной сетью, 11,4 процента (средняя плотность улично-дорожной сети в Москве 3,32 км/кв. км), — сообщили «Итогам» в столичном департаменте ЖКХ. — Асфальт сам по себе ухудшает экологическую обстановку в городе, ведь он представляет собой смесь битумов, тяжелой нефтяной фракции. В его состав входят никель, ванадий, железо, медь, магний. В жару асфальт начинает выделять в воздух вредные соединения. По оценкам, выполненным на основе данных Агентства по охране окружающей среды США, при замене 1 миллиона квадратных метров асфальтового покрытия на плитку выбросы загрязняющих веществ могут снизиться примерно на 665 тонн в год».

Обещают и то, что вместе с плиткой в город летом придет прохлада. По данным коммунальщиков, в жаркий день асфальтовое покрытие может нагреваться до 60—70 градусов, а плитка всего до 35 градусов. Теплоемкость асфальтовых покрытий в два раза ниже, чем у плитки, то есть асфальт остывает в два раза медленнее. Если эти выкладки верны, то летом тепловое воздействие от нагретого дорожного покрытия существенно снизится.

Экологи в свою очередь уверяют, что легче дышать будет и растениям, и почве. Благодаря зазорам между элементами покрытия в почву свободно может поступать кислород и улетучатся углекислоты. Кроме того, тротуарная плитка производится из материалов (цемент, песок и красящие пигменты), которые не меняют химического состава почв.

Есть у плитки перед асфальтом и еще одно преимущество — возможность кладки на любых участках. Даже самому компактному асфальтоукладчику физически трудно заехать в небольшой переулок или московский дворик. Плитку же кладут вручную, поэтому вымостить ею дорогу можно даже в самых труднодоступных местах. Можно быстро заменить часть поврежденного покрытия — удобно это и в случае аварии на теплотрассе, которая проходит под тротуаром. Плитку можно оперативно снять и так же быстро положить на место.

И, конечно же, в департаменте ЖКХ указывают на эстетические свойства плитки. Она, мол, призвана радовать глаз москвичей, уставших от однообразных серых пейзажей города.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера