Архив   Авторы  
Реконструкция запланирована на трех площадях — Пушкинская, Триумфальная и Тверская застава, а также у станций метро «Динамо» и «Сокол», в районе Ходынского поля, пересечения Ленинградского и Головинского шоссе, Ленинградского шоссе и Фестивальной улицы, моста через канал им. Москвы

Развязка близка
Общество и наукаОбщество

«Итоги» раскрыли все маленькие секреты «Большой Ленинградки»




 

На прошлой неделе столичные власти выдали сенсацию: теперь в пресловутую радиально-кольцевую систему московских дорог будет имплантирована квартальная сеть. В переводе с чиновничьего на человеческий это означает, что построят еще параллели и перпендикуляры, по которым можно будет объезжать пробки. Дорожную революцию власти начнут с реконструкции 19 старых вылетных магистралей. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. На девяти площадках работы начнутся уже в этом году. Все магистрали полностью обещают закончить через три года.

Интересно, что ничего общего с созданием квартальной системы движения реновация вылетных трасс не имеет. Тогда что это будет: обычный дорожный ремонт или глобальная реконструкция? Если капремонт, то вряд ли стоило заявлять о нем так громко. Если нечто большее, то почему на скорую руку и недорого? В городе есть единственный прецедент глобальной реконструкции «вылета» — это печально известный проект «Большая Ленинградка». Ее опыт заставляет настороженно относиться к подобным блицкригам.

По плану Большая Ленинградка должна сдаваться в эксплуатацию к 1 сентября. Уже известно, что к этой дате все объекты готовы не будут. И неудивительно: еще на этапе верстки технических заданий и предпроектных решений чиновники и строители от души лепили воздушные замки. Громко говорилось о европейском бессветофорном хайвее, ведущем из Питера прямиком в Кремль, а также о беспрецедентных для Москвы планах по освоению подземного пространства. Вполголоса — об освоении фантастических бюджетов. Сто миллиардов рублей уже потрачено, и теперь, спустя пять лет, когда виден свет практически во всех тоннелях Ленинградки, можно сравнить помпезные прожекты и суровую реальность.

Старт: Манежная площадь

Если тестировать обновленную Питерку, то стартовать следует с Манежной площади. Именно отсюда в феврале 2006 года началась реконструкция Большой Ленинградки. Согласно первоначальным планам сама Тверская между Манежной и Пушкинской площадями практически не менялась — реконструкция должна была затронуть ее подземную часть. На этом отрезке проектом предусматривались три заглубленных многоуровневых гаража-стоянки более чем на 3 тысячи машино-мест. Цель — убрать припаркованный транспорт не только с Тверской, но и с близлежащих улиц — именно он почти вдвое сужает городские магистрали, затыкая центр, словно тромб. Во многом по этой причине коллапс на подъезде к Кремлю наступает ежедневно. Эта часть реконструкции с треском провалилась — до котлованов дело так и не дошло. «Парковку между Манежной и Пушкинской площадями даже не прорабатывали на уровне проекта, — раскрывает секрет сотрудник НИиПИ Генплана, — все так и осталось на бумаге по двум причинам. Первая — экономическая, потому что страшно дорого осваивать подземелье в центре города, и вторая — психологическая: зачем платить деньги за подземный паркинг, когда закон строго не карает за то, что ты оставишь свою машину на обочине». Тверскую закатали в свежий асфальт, припаркованные машины растащили эвакуаторами, у каждого столба поставили по гаишнику, но пробки остались на местах. Кстати, немногие представители организаций и ведомств, задействованных в проекте, готовы были называть свои имена и должности в разговоре с «Итогами». «Проект стремный, поэтому себе дороже», — объясняют они.

Вдоль по Пушкинской

Следующая остановка — Пушкинская площадь. Здесь, чтобы откупорить самозапирающуюся развязку, Тверской и Страстной бульвары предлагалось спрятать в тоннель под Тверской улицей. Там же с благой целью освободить проезжую часть от стоящих машин планировали огромный паркинг под площадью. Проект потерпел фиаско. Причина — отсутствие денег. Стройка оценивалась в 156 миллионов долларов. Их должен был выложить инвестор, которому взамен разрешили построить четырехуровневый торгово-развлекательный центр площадью 34 тысячи квадратных метров. Пришел новый мэр. Теперь в столичном правительстве говорят, что «та конфигурация проектов, в которой присутствует большое количество коммерческих площадей, городу не интересна». В итоге все закончилось укладкой нового асфальта и ударной работой эвакуаторов. Как результат — насмерть забитые машинами боковые улочки и перманентные пробки на самой Тверской.

В мэрии утверждают, что весь этот бардак — явление временное. «Планы строительства транспортной развязки с подземным паркингом на Пушкинской площади не отменены», — сообщил главный археолог столицы Леонид Кондрашев. Просто городу придется рассчитываться с инвестором (по слухам, турецкая компания потратила около 7 миллионов долларов только на проектно-изыскательские работы), и затем, после получения прав на проведение работ, город сможет приступить к проектированию транспортной развязки. Точные сроки начала реконструкции не называются. А пока суд да дело, пара светофоров в районе пересечения Пушкинской площади с Бульварным кольцом превратили помпезный проект бессветофорной Большой Ленинградки в откровенную потемкинскую деревню.

Без триумфа по Триумфальной

Ползем в тягучей пробке дальше. По ходу движения становится понятно, что и с другими узлами Большой Ленинградки дела обстоят не лучшим образом. Роль Триумфальной площади в этом проекте простая — здесь куча места для парковки, а значит, съезды на Садовое кольцо и вечно стоящие Брестские улицы должны быть освобождены от паркующихся машин. Триумфальная нынче — номер один в списке долгостроя. Неофициальная причина: Маяковка стала культовым местом для сбора «несогласных», которым власти решили оставить для митингов куцый пятачок. Официальная — пресловутый исторический фактор. «Археологам дали покопаться в этом месте до конца года, и лишь потом можно будет перейти к архитектурным решениям», — сообщили «Итогам» в Москомархитектуре. По оценкам экспертов, работы по началу строительства начнутся здесь не раньше чем через два-три года. А пока в районе Триумфальной ад кромешный.

Тверская засада

Следующая точка, уже набившая оскомину москвичам, — площадь Тверская Застава перед Белорусским вокзалом. По проекту это одно из ключевых мест Большой Ленинградки. В этой точке сходятся пять крупных и несколько мелких улиц плюс привокзальная площадь. По первоначальной задумке почти все движение (и пешеходное, и автомобильное), завязанное на вокзал, должно было уйти под землю. Там планировались и паркинги, и рекреация с магазинами для пассажиров. Наверху должны были остаться не пересекающиеся друг с другом въезды-выезды и комфортные повороты на боковые улицы. И никаких светофоров. Идея успешно провалилась. Как оказалось, задержки были обусловлены целым набором проектных неприятностей: строящийся торговый центр буквально садился на ствол тоннеля метрополитена. Сюрпризом для строителей стал обнаруженный сталинский бункер, потребовавший массу времени и средств для демонтажа, а также сложные и запутанные коммуникации. Новое правительство Москвы решило аннулировать этот инвестконтракт — никаких подземных торговых площадей, долой рекреацию для пассажиров... Может, оно и к лучшему: торговля всегда притягивает автомобильные потоки, которые негде разместить. Руководитель столичного стройкомплекса трижды посещал эту площадку и обсуждал со специалистами варианты дальнейших работ. «Были различные предложения по реконструкции, первое начиналось с 14 миллиардов рублей, — говорит Хуснуллин, — за эти деньги предлагалось построить новый путепровод, 1800 машино-мест и соответствующие развязки».

Остановились на более дешевом варианте в 6 миллиардов рублей. Подробности пока не разглашаются. Известно только, что строить парковку предложили инвестору. Сейчас он размышляет, в случае его отказа площадь реконструируют за счет бюджета. Сроки, в которые площадь Тверская Застава откроют для движения, по-прежнему неизвестны. Раньше власти утверждали, что строительство завершится к 2010 году, но пока к нему даже не приступали. Иными словами, жуткие пробки на Брестских и Тверских-Ямских останутся на своем месте и после официального открытия Большой Ленинградки.

Не Правда

От Белорусского вокзала до Третьего транспортного кольца (ТТК) автомобильный поток все еще тормозится двумя светофорами. А не должен. Но мешают пешеходы. «Для организации бессветофорного движения в районе пересечения Ленинградского проспекта с улицей Правды будет построен подземный пешеходный переход», — сообщил представитель стройкомплекса. Правда, в этом году объект вряд ли сдадут, в лучшем случае — в следующем.

Здесь же согласно начальным планам должна была быть построена развязка Ленинградского проспекта с улицей Правды. Но затем, опять же из экономических соображений, от этого объекта пришлось отказаться. «Нереализованной осталась центральная часть проекта, — комментирует ситуацию с недостроенными объектами анонимный представитель Москомархитектуры. — Она оказалась самой сложной по техническому исполнению и самой спорной с точки зрения отношений с инвесторами. Именно поэтому многое так и останется на красивых картинках». Бог с ними, с картинками, проблема в том, что автомобили так и будут стоять в пробках, а Большая Ленинградка окончательно перестает претендовать на звание трассы, сделанной по уму.

Летим Соколом?

Сразу за Третьим транспортным кольцом ситуация вроде бы выправляется. За пять минут можно домчаться от пересечения Беговой улицы с ТТК до станции метро «Сокол». «Реконструкция этого участка выполнена, осталось подготовить документы и сдать его в эксплуатацию», — сообщили в стройкомплексе. Но дальше мы упираемся в грандиозную стройку Алабяно-Балтийского тоннеля, являющегося одним из ключей к Большой Ленинградке. Именно из-за этого строительства нынешняя организация полосности движения по трассе многим автомобилистам кажется странной и нелогичной. Строители обещают, что, как только все ограничения будут сняты, этот участок должен стать самым быстрым и комфортным на трассе. Каждый этап строительства тоннеля сопровождается возведением временных сооружений, развязок, пешеходных мостов, организацией так называемого рабочего (опять же временного) движения городского транспорта. Так, например, чтобы сделать притоннельные сооружения по краям Волоколамского шоссе, пришлось сбрасывать автомобильное движение в основной тоннель, несмотря на то что там не были окончены работы.

Тоннель соединит улицы Алабяна и Большую Академическую, уводя транзитные потоки с Ленинградки. Сложнейшее инженерное сооружение длиной 2100 метров будет иметь по три полосы движения в каждом направлении. Строители уверяют, что объект сдадут, но не к 1 сентября, как объявлялось ранее. Согласно установленным срокам это произойдет не раньше следующего года. Тоннель является третьим из тоннелей развязки на Соколе (уже сданы Ленинградский, Волоколамский) и был задуман для того, чтобы повысить пропускную способность Ленинградского шоссе. «До начала строительства развязки на Соколе пропускная способность этого транспортного узла составляла 14 тысяч приведенных единиц (транспортных средств. — «Итоги») в час, — рассказывает замдиректора Лаборатории транспортных систем Александр Кулаков, — это значит, что по всем направлениям, будь то Ленинградка, Волоколамка, улица Алабяна, Часовая и другие прилежащие улицы, в час проезжало не более 14 тысяч авто. Если это значение превышало норму, то транспортный узел затягивался, из-за чего вставали все близлежащие улицы». Например, предел пропускной способности Ленинградского шоссе составлял 2800 транспортных средств. По словам эксперта, после того как пробили тоннель на Волоколамское и Ленинградское шоссе, пропускная способность при условии, что все работы будут окончены, увеличится на 47 процентов. Для этого транспортного узла она составит около 22 тысяч транспортных средств в час. «С появлением Алабяно-Балтийского тоннеля пропускная способность транспортного узла вырастет до 30 тысяч приведенных единиц в час», — бодро рапортует Кулаков.

Однако это дело не завтрашнего дня, хотя на развязку уже потрачено 60 миллиардов рублей. Специалисты признают, что, пока не введут в эксплуатацию тоннель, пробка возле станции метро «Войковская» при движении из центра, которая образуется в результате съезда машин на улицу Космонавта Волкова в сторону Большой Академической улицы, никуда не денется. Как только тоннель заработает, затор продвинется дальше и вольется в перманентную пробку на выезде из города в районе Химок.

От Сокола до тупика

Двигаясь дальше в область, понимаешь, что еще далеко не все узкие места «проекта века» остались за спиной. Так, например, мост Победы в районе метро «Войковская» находится в аварийном состоянии и требует реконструкции. Но, по данным «Итогов», этот проект до сих пор не готов. Минуя мост Победы, ползем дальше. Было запланировано возвести две эстакады в районе Головинского шоссе и на пересечении Ленинградки с Фестивальной улицей. В первом случае объект уже готов, и сегодня повернуть на Головинское шоссе можно свободно, проехав под новой эстакадой. А вот на Фестивальной улице из-за протестов местных жителей властям пришлось отказаться от своих намерений, хотя, по словам экспертов, многоуровневая развязка там бы пришлась как нельзя кстати.

Последний отрезок мегапроекта — мост над каналом имени Москвы — построен и готов к эксплуатации. И вот он, долгожданный финиш — Московская кольцевая автодорога. А вместе с ним — вечная пробка на въезде в Химки, где шестиполосное движение сужается в трехполосное, вбирая в себя еще и транспортный поток МКАД.

Итак, что же в результате многолетнего строительства мы получим к сентябрю? В НПО «Космос», основном подрядчике работ проекта «Большая Ленинградка», «Итогам» сообщили, что до 1 сентября, а точнее, ко Дню города, планируется открыть бессветофорное движение от Манежной площади до МКАД. «Будет сдан боковой проезд в сторону области в районе здания НИИ «Гидропроект», — рассказывает сотрудник объединения. — Заасфальтируем высококачественным асфальтом все Ленинградское шоссе в обе стороны, уберем строительные сооружения, демонтируем временный пешеходный мост».

Тот ли это результат, о котором мечтали, планируя «Большую Ленинградку»? Ведь из всего задуманного не выполнено и половины, а значит, пробки на Ленинградке и окружающих ее улицах будут только разрастаться. Но беда даже не в этом: как стало известно «Итогам», при всех своих недостатках эта трасса имеет шанс считаться образцово-показательной для Первопрестольной. В беседе с нашим корреспондентом высокопоставленный чиновник столичного правительства проговорился, что одним из негласных стратегических векторов в транспортном развитии города становится целенаправленное снижение комфортности езды для личного транспорта в пользу транспорта общественного. При этом он уточнил: Большой Ленинградки это не коснется. Эта магистраль изначально задумывалась как трасса первого класса — все же в Питер ведет, — и на нее негласное правило не распространяется. И тем, кто, ругаясь, будет тащиться по новой Большой Ленинградке, надо держать в голове: остальные вылетные могут оказаться еще хуже. И это, похоже, надолго.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера