Архив   Авторы  
Каждый ридер содержит в себе целую библиотеку. Один щелчок по экрану — открылся учебник биологии, второй — хрестоматия по литературе

Киндеру по ридеру
Общество и наукаОбщество

«Чубайс-book» обещает нашим детям много полезного. А есть ли вред?

 

С начала учебного года в российских школах стартовал очередной эксперимент. Детей учат заниматься по электронным учебникам нового поколения — Plastic Logic 100 for Education. Именно эту электронную книгу глава «РОСНАНО» Анатолий Чубайс продемонстрировал Владимиру Путину в августе. Пока в школы планируют поставить ограниченную партию новых ридеров — 1000 экземпляров. Если эксперимент удастся, e-book уже в ближайшем будущем появится в портфеле каждого ученика. Но так ли безопасны для здоровья школьников высокие технологии?

Включите ваши учебники

Вопрос не праздный. Каждый день медики предупреждают: гоните детей от экранов компьютеров, это вредно для их здоровья. А насколько безопасны ридеры? Сейчас в России распространены электронные книги с двумя типами экранов: E Ink (электронная бумага) и LCD (это жидкокристаллические экраны, аналогичные телевизионным и компьютерным). Эти же технологии применимы и к электронным учебникам.

В прошлом году в ряде московских школ стартовал эксперимент по внедрению электронных учебников, которые представляли собой устройство с двумя сенсорными экранами такого же размера, как и обычная книга. Один экран для чтения и письма был выполнен по технологии электронной бумаги, другой — цветной жидкокристаллический — предназначен для работы в образовательном портале в Интернете. Это устройство должно было заменить все содержимое портфеля — учебники, рабочие тетради и дневник. Впрочем, прошлогодний эксперимент забуксовал, а в этом году решено запустить в школы ридер Plastic Logic 100. Объяснили это тем, что он выполнен по технологии электронной бумаги, а экран лишен стеклянной подложки, что делает его гибким и прочным. Но главное, говорят разработчики, в отличие от ЖК-экранов электронные чернила полностью безопасны для человека. «Глядя на жидкокристаллический монитор, глаз больше утомляется, так как изображение формируется с использованием просвета матрицы, — поясняет исполнительный вице-президент группы компаний «Оптоган» Алексей Ковш. — Эти экраны слабо мерцают, что приводит к утомлению глаз. Ридеры на основе электронных чернил создают изображение в отраженном свете, как и обычная бумага. Фактически глаз воспринимает такой экран, как и обычную книжную страницу. Именно поэтому будущее за планшетниками на основе электронных чернил». Одним словом, учителя недалекого будущего будут просто говорить классу: «Включите химию!», а ученикам не придется таскать с собой кипы тяжелых книг — достаточно станет одного ридера. Мечта!..

Впрочем, офтальмологи не советуют радоваться раньше времени: влияние электронных чернил на зрение ребенка еще не изучено. К тому же на этот счет ничего не сказано и в новых Санитарных правилах и нормах (см. таблицу), которые вступили в силу 1 сентября.

Например, про мониторы компьютера известно, что даже старшеклассники могут проводить перед ними, не отрываясь, не более 25 минут, а ученики начальных классов и вовсе не более 15. А вот сколько времени можно проводить за чтением электронного учебника? «При любом чтении зрение напрягается, — комментирует офтальмолог Елена Гордеева. — Поэтому я бы дала такие же рекомендации для электронной бумаги, что и для ЖК-экранов. Лучший распорядок дня такой: если ученик, например, 8-го класса позанимался 25 минут с букридером, то потом ему нужно как минимум полчаса отдохнуть от компьютера, чтобы на следующем уроке снова приступить к занятиям. Собственно говоря, ничего страшного в новых технологиях как таковых нет. Когда-то люди боялись телевизора и мобильного телефона. Проблема в другом: кто будет контролировать соблюдение санитарных норм?»

Действительно, если школы полностью перейдут на электронные учебники, кто будет следить за тем, чтобы дети не занимались с новым гаджетом больше безопасной нормы? На переменах, например, или дома во время выполнения «домашки». «Во время урока несложно за этим следить, — говорит директор школы № 1151 Игорь Агапов. — Но кто будет контролировать их дома, где дети проводят большую часть времени? Если добавить к этому домашний компьютер, телевизор и сотовый телефон, то ребенок фактически все время может проводить с техникой». Тут, считает директор, должны постараться родители — «запрещать и не пущать к экрану по возможности».

Гад же ты, гаджет

Офтальмологи понимают, что не все родители способны оградить своих детей от побочных эффектов технического прогресса. Да и как, если все вокруг завязано на высокие технологии и даже последний бастион — школа — пал под натиском гаджетов. А ведь статистика неумолима: каждый четвертый школьник имеет проблемы со зрением. «Из-за ухудшения экологии жизни у детей растет число врожденных заболеваний глаз, — рассказывает Елена Гордеева. — Но с возрастом ситуация усугубляется. Огромную роль здесь играют телевизор и компьютер. При этом стоит отметить, что чем меньше экран, который использует ребенок, тем больше напрягаются глаза при чтении. Экран ридера, как правило, меньше экрана стандартного ноутбука: если у ребенка, например, наследственная близорукость, а он работает с ридером, то зрение будет падать в разы быстрее». Тут, правда, есть рецепт, который частично нивелирует проблему: правильное освещение в классах. Если оно достаточно яркое, негативный эффект можно минимизировать.

Другая опасность, которую таят в себе новые технологии, — это воздействие на психику ребенка. «Жизнь в окружении гаджетов приводит к тому, что все больше детей страдают от информационной перегрузки, — поясняет психотерапевт, тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии Марк Сандомирский. — Так, один ридер содержит в себе целую библиотеку, а в Интернете ребенок может найти ответы на любые свои вопросы. Это приводит к информационному стрессу. Раньше он встречался в основном у людей определенных профессий — в частности, диспетчеров, операторов. Сейчас от хронической информационной перегрузки страдают даже дети».

Информационный стресс, в свою очередь, может приводить к девиациям поведения. Марк Сандомирский подсчитал, что за последние 10 лет у него примерно на 15 процентов выросло число маленьких пациентов, которые страдают от синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Иными словами, эти дети не могут усидеть на месте, они не способны сосредоточиться на одном занятии и, как следствие, хуже учатся в школе. «Такие расстройства нервной системы связаны в том числе и со злоупотреблением гаджетами», — уверен Марк Сандомирский. У этого информпереизбытка есть и более отдаленные последствия: специалисты все чаще говорят о том, что погружение в мир гаджетов и виртуального пространства наносит удар по самому главному — умению мыслить. С одной стороны, мозг ребенка учится работать в условиях многозадачности, с другой — перестает проникать в суть информации. Человек, читающий с бумажного листа, как выяснили ученые, осваивает материал от начала до конца страницы. Если же ему предложить документ в онлайне, то до конца он вряд ли дойдет — наверняка пойдет по одной из гиперссылок... Из всего вороха информации он усвоит лишь малую ее часть, да и то в общих чертах. Так, американские учителя, давно разрешившие пользоваться калькуляторами на уроках, столкнулись с тем, что дети не могут выучить таблицу умножения — она просто не держится в голове. Да и зачем, если можно нажать кнопку и добыть искомое?

Тогда, быть может, стоит запретить использовать в школе гаджеты? «Плохи любые крайности, — отвечает на этот распространенный вопрос родителей Игорь Агапов. — Нельзя запретить детям пользоваться техническими новинками. Здоровье ребенка зависит от психоэмоциональной среды, в которой он растет. Родители, конечно, могут, например, запретить сыну пользоваться ноутбуком, считая его вредным. Но ребенок-то видит, что такие гаджеты есть у всех его одноклассников, и вот вам стресс, вот вам комплексы. Школам не стоит отказываться от новинок, которые могут сделать обучение более эффективным».

Психологи советуют вспомнить старую истину: хочешь отдохнуть — займись новым делом. «Нужно таким образом выстраивать школьную программу, чтобы у детей появилась реальная альтернатива гаджетам, — считает Марк Сандомирский. — Словесная и цифровая информация, которую дети активно получают в школе, тренирует левое полушарие мозга. Чтобы ребенок развивался гармонично, нужно тренировать и правое полушарие, которое отвечает за эмоции, творчество и образное мышление».

Сделать это несложно. И если между творческим конкурсом или командной игрой придется почитать еще и электронную книжку, вреда не будет. Была бы польза...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера