Архив   Авторы  
Парковки отвоевали место во дворах в основном за счет сокращения газонов

Газоновая дыра
Общество и наукаОбщество

Хватит ли в Москве газонов, чтобы разместить на них три миллиона машино-мест?


 

Хмурым сентябрьским утром москвич Андрей Ефимов вышел во двор своего дома по улице Тайнинской и опешил: просторный газон рядом с детской площадкой оказался раскопан и раскурочен. Опрос дворников-таджиков ситуацию прояснил: теперь на месте, где резвилась детвора, расположится автомобильная парковка.

А вот жительница района Tушино Елена Васильева обнаружила на подъезде объявление, которым предписывалось всем жильцам дома «переставить машины в другое место в связи с проведением работ по оборудованию парковки». Переставить-то машину она переставила, но утром не обнаружила ее на месте. Оказалось, рабочие вручную откатили ее за угол, потому что районные власти лишь в последний момент определились с тем, где разместится парковка. На другом конце Москвы улица Кантемировская в одночасье почти полностью лишилась зеленых газонов. Работы по оборудованию «газонопарковок» в мегаполисе кипят, как чайник поутру. Судя по всему, столица потеряет большую часть своих и так немногочисленных газонов. Но что она получит взамен?

Хорошо стоим

Начиная с апреля столица решает застарелую проблему нехватки машино-мест. «Только в Москве зарегистрировано 3,5 миллиона автомобилей — это не учитывая гостей и транзитников, — рассказывает руководитель пресс-службы департамента ЖКХ Марина Орлова. — При этом официальных парковочных мест чуть больше миллиона». Это, кстати, вместе со всеми стоянками — от уличных до подземных.

Кажется, что резервы для создания стоянок были исчерпаны давным-давно: заняты все тротуары, обочины, дворы. В бешенстве от происходящего не только пешеходы, которых согнали с тротуаров, но и сами автовладельцы — иногда приходится часами колесить по кварталу, чтобы приткнуть машину. Так что опрашивать жителей насчет того, нужно ли строить новые парковки, не стали — и так понятно, что двумя руками за. «Оборудовать новые машино-места получается в основном за счет демонтажа ракушек и переформирования дворового пространства, в том числе путем сокращения площади газонов, — разводит руками пресс-секретарь префекта Восточного административного округа Андрей Иванов. — Мы старались минимизировать потери зеленых участков, но ведь, согласитесь, часто эта площадь и так использовалась под парковку. А теперь на этом месте появился легальный парковочный карман.

Планы из мэрии были спущены на места, и работы пошли ударными темпами. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова, только за лето в Москве оборудовали около 450 тысяч новых машино-мест, а к концу года должно появиться еще 50 тысяч. При этом 430 тысяч парковок возникли на внутридворовых территориях и 20 тысяч — на участках улично-дорожной сети. Через пять лет их должно стать три миллиона.

Изначально решение о том, где будут новые парковки и какие именно, принимает районная управа исходя из паспорта дворовой территории. Именно глядя в него, чиновники тыкали пальцем и выбирали места для дополнительных машино-мест. «Управы согласовывают с нами титульный список дворов, и после этого начинаются работы по переустройству территории, — объясняет Андрей Иванов. — Подрядчиков определяет тендерный комитет, а заказчиками работ обычно выступают ГУ ИС. Отслеживает ход работ префектура».

Но хватит ли в Москве газонов, чтобы разместить аж три миллиона машино-мест? Ведь Москва не такой уж зеленый город. Чиновники, конечно, это подсчитали и выяснили, что, если не строить многоэтажных паркингов, места в обжитых районах однозначно не хватит. Но гаражи отложили на потом — это не только дорого, но и долго. А эффекта мэрии хочется добиться быстрого и яркого. И, надо отдать чиновникам должное, результат есть — тысячи автомобилистов уже сейчас, паркуя машину в свежезаасфальтированный карман, добрым словом поминают авторов идеи. Пока ни у кого не возникает вопрос: а сможет ли город выжить без газонов?

Вдох-выдох

Экологи встали горой за газоны. Конечно, это всего лишь трава. Деревья, благодаря которым мы чем-то еще дышим, никто не рубит. «Под асфальтом погибает все живое, а в Москве уже и без того было слишком много заасфальтированной почвы, — бьет тревогу сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк. — Земле нужно дышать, поэтому среди заасфальтированных территорий обязательно должны присутствовать открытые площадки». Как говорят ученые, деревья, вокруг которых асфальтируют территорию, рано или поздно погибнут. «Корни деревьев распространяются на площадь, по диаметру равную своей кроне или даже полутора кронам, — поясняет заместитель директора Ботанического сада МГУ Александр Раппопорт. — Если положить асфальт ближе, чем на это расстояние, в почве значительно ухудшается воздухообмен, который важен для нормального роста растения. К тому же под асфальтом изменяются показатели температуры и влажности. Влажность увеличивается, а температура летом растет, зимой снижается — перепады в почве становятся выше, чем в естественной среде. Гниют корни летом, когда земля становится более влажной и теплой». Александр Раппопорт вспоминает конкретный пример: не так давно у него во дворе погибли два дерева, вокруг которых положили асфальт: одно выдержало месяц, второе засохло через три. Кроме того, газоны являются естественными пылесборниками, что крайне актуально для жителей бетонных джунглей.

Экологи и рады бы пожаловаться в Департамент природопользования Москвы на несоблюдение санитарных норм, но вся штука в том, что формально жаловаться не на что. «Никаких санитарных норм, определяющих, сколько и на каких городских территориях должно быть газонов, просто нет, — поясняет Владимир Сливяк. — Под охрану попадают газоны только в природоохранных зонах. Обычные улицы и дворы к ним не относятся. Теоретически можно на вполне законных основаниях закатать в асфальт все газоны города, и никому за это ничего не будет».

Газоны, как и любой открытый грунт, выполняют еще одну немаловажную функцию — снижают нагрузку на городские коммуникации. «Чем больше асфальта, тем выше поверхностный сток — то есть во время дождя вода не впитывается в землю, а прямиком поступает в водоотвод. Чем меньше открытой земли, тем выше нагрузка на коммуникации, — отмечает Александр Раппопорт. — В европейских странах давно уже так формируют городскую инфраструктуру, чтобы снизить поверхностный сток и нагрузку на коммуникации, а следовательно, и затраты на их эксплуатацию. У нас же в коммунальных службах о дополнительных затратах даже не задумываются. На такие «мелочи» просто не обращают внимания».

В качестве альтернативного варианта, как считают экологи, власти могли бы задуматься о сооружении экологических парковок, фактически представляющих собой специальное сетчатое покрытие, через которое почва может свободно дышать. «Такая экопарковка, например, появилась во дворе на Нижегородской улице рядом с Третьим транспортным кольцом, — говорит Марина Орлова. — Но, к сожалению, не во всех дворах можно применить подобные решения». Экопарковки в Москве редкость по банальной причине: их сложно поддерживать в рабочем состоянии, газон под решеткой нужно подстригать и поливать, да и убирать территорию экопарковки коммунальщикам сложнее. Зачем им лишняя головная боль?

ГОСТ в горле

Хорошо, предположим, что москвичи смирились с потерей газонов. Но вот вопрос: а будет ли снят дефицит стоянок, станут ли московские дворы просторнее и чище?

«Смотрю я на размеры карманов и диву даюсь, — делится житель Тайнинской улицы Андрей Ефимов. — Две машины туда никак не поместятся, а одной — даже крупному джипу — слишком просторно. Раньше вдоль обочины одна машина помещалась, и теперь тоже одна машина помещается. Ну разве что проезжая часть двора стала чуть просторнее, но машин-то больше все равно не въедет!»

Андрей Иванов объясняет: согласно ГОСТу величина парковочного места должна быть размером 3 на 5 метров. Для московских реалий это роскошь: в машине можно настежь распахнуть все двери и не задеть соседние авто. А у нас люди уже привыкли парковаться так, что лишь бы только протиснуться в полуоткрытую дверь. «Учитывая реальность, мы стали делать парковочные карманы размером 2,70 на 2,50, — продолжает Андрей Иванов. — Но, видимо, так делают не по всей Москве. Где-то строго следуют ГОСТу». По словам Иванова, решение о том, какого размера должна быть парковка, принимается на местах в районных управах, а потом согласуется с префектурой.

«Конечно, с помощью новых парковок можно несколько облегчить ситуацию, — считает юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Александр Рыбалко. — Но что будет дальше, когда уже не останется свободных газонов, которые можно превратить в парковки? Проблему явно не решить без соблюдения «Строительных норм и правил», которые предусматривают обустройство 350 машино-мест на 1000 жителей при строительстве жилых комплексов. Это могут быть подземные паркинги, гаражи, просто крытые стоянки. Но на практике нормы строительства не соблюдаются. Именно из-за этого в первую очередь и возникла ситуация с дефицитом парковок. Если бы раньше соблюдались строительные нормы, то сегодня не пришлось бы приносить в жертву экологию города».

Но что делать сейчас, когда город уже застроен многоэтажными жилыми комплексами в обход СНиПов? Эксперты считают, что спасти ситуацию еще не поздно. В марте Сергей Собянин принял решение о запрете на строительство в центре города и максимальном сокращении строительства в сложившихся районах. Новостройкам дан зеленый свет преимущественно в бывших промзонах. Это может отчасти решить и проблему пробок, и проблему парковок. Но лазейка для уплотнения центра Москвы осталась. В городе активно идет реконструкция ветхих и аварийных зданий, в первую очередь в центре. Чтобы сделать проект коммерчески привлекательным, власти обычно разрешают инвесторам увеличивать полезную площадь. Так, на вполне законных основаниях и без нового строительства в густозаселенных районах появляются сверхнормативные квадратные метры, а вместе с ними и новые жильцы с новыми машинами. «Конечно, формально проект реконструкции должен быть согласован, в том числе и в вопросе создания новых парковочных мест, — поясняет вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев. — Но на практике есть множество возможностей создать парковки только на бумаге. Например, предоставить договор аренды на парковки в соседнем жилом комплексе или заключить договор соинвестирования с застройщиком, который уже получил разрешение на строительство гаража по соседству. Но совсем не факт, что у жителей нового дома будет возможность парковаться там, где это запланировано».

А ведь есть еще и официальные программы. Только один пример: в соответствии с программой сноса некомфортного жилья на месте 20 миллионов квадратных метров развалюх планируется возвести 50 миллионов новых метров. Значит, число машин будет расти. Не найдя места в парковочных карманах, автомобилисты снова будут вынуждены парковаться на тротуарах.

В мире есть только одно решение проблемы — ограничить число машин. Как? Очень просто — однажды известный архитектор Том Мейн сказал журналисту «Итогов»: «В городе должно быть столько жителей, сколько он может выдержать».

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера