Архив   Авторы  
Российские туристы нередко становятся заложниками непрофессиональных или мошеннических действий туроператоров, из-за чего вынуждены проводить часть отдыха на чемоданах

Отпуск на гарантии
Общество и наукаОбщество

Туристам обещают страховку от банкротства туроператоров. Во что она обойдется тем и другим?

 

Скандал с банкротством туроператора «Идеальный мир» как по заказу разгорелся накануне обсуждения в Госдуме поправок к закону о туристской деятельности. Принятые поправки предусматривают создание компенсационного фонда, который защитит рядового потребителя в таких ситуациях. Но, как учит классик, зри в корень: не окажется ли так, что для начала эта мера сильно ударит по кошельку туриста, а на выходе окажется и вовсе неповоротливой и бесполезной.

Не идеальный мир

Наблюдая за скандалом с «Ланта-тур», а потом и с «Идеальным миром», мы стали с недоверием относиться не только ко всему туристическому рынку, но и к инициативам, исходящим от государства. Теперь нам обещают якобы идеальную схему, при которой даже в случае банкротства компании потребителю никто не сможет испортить отдых. Не будет ни выселений из отеля, ни суточных бдений в аэропортах. Согласитесь, звучит так же заманчиво, как те самые спецпредложения с 50-процентной скидкой, по которым туристам не удалось улететь дальше аэропорта.

«Пока лишь принято решение о создании новой структуры, — объясняет пресс-секретарь Ростуризма Олег Мосеев, — а сам механизм, алгоритм действий появится позже». Ясно одно: в фонд должны войти все туроператоры. Каждый будет ежегодно вносить в копилку 0,1 процента от оборота, но не менее 100 тысяч рублей.

Итак. В России порядка 2500 туроператоров. Даже если брать с каждого предложенный минимум в 100 тысяч рублей, получим 250 миллионов рублей ежегодных взносов (на деле же эта цифра будет гораздо больше за счет отчислений крупных игроков). Достаточно ли этого для решения оперативных проблем? Эксперты уверяют: вполне. Так, например, ущерб от самого громкого из последних банкротств — «Ланта-тур» — составил примерно 190 миллионов рублей, а от недавней истории с «Идеальным миром», по предварительным оценкам — 2 миллиона рублей. К тому же не факт, что подобные банкротства и скандалы будут случаться регулярно. «Мы любим говорить о том, что у нас все плохо, но на самом деле наш рынок переживает гораздо меньше банкротств, чем, допустим, британский, один из старейших и самых отлаженных в мире», — говорит Олег Мосеев.

Вся штука в том, что о британских и прочих евробанкротствах мы не узнаем из новостей, поскольку они зачастую остаются незамеченными именно благодаря общенациональным компенсационным фондам. «Такой опыт давно практикуется за рубежом, — говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. — С 90-х годов в Европе действуют десятки подобных фондов, даже проводятся саммиты, на которых обсуждаются насущные проблемы. Наличие этих фондов помогает ответить на вопрос, почему, когда русских выселяют из гостиниц, итальянцы и немцы остаются там даже в случае банкротства их оператора. Этот опыт нам нелишне перенять».

По отработанным западным схемам фонд, как правило, создает общественная организация, которая действует на базе частно-государственного партнерства. То есть в ее правление входят не только представители отрасли, но и делегаты от министерств, так или иначе связанных с туризмом. «В Италии в этот фонд помимо чиновников из министерства туризма входят представители минэкономики, минфина, — поясняет Юрий Барзыкин. — В нашем случае там должны быть представлены Минспорттуризм, МИД, МЧС».

Отчисления туркомпаний хранятся на счете в банке и в любой момент могут быть востребованы по просьбе пострадавшего туриста. Правда, отмечает Барзыкин, случаи, когда будет задействован компенсационный фонд, должны четко оговариваться. Так, за компенсацией не сможет обратиться турист, которому предоставили не соответствующие договору услуги — например, понизили уровень гостиницы, отменили экскурсию или не обеспечили питанием. В этом случае правды придется добиваться по возвращении домой — фингарантий никто не отменял.

Вряд ли средства из фонда пойдут и на разрешение чрезвычайных ситуаций вроде революций или стихийных бедствий — для этого есть профильные ведомства со своими бюджетами. А вот если по причине неплатежеспособности туроператора человека вышвыривают из отеля или отказываются сажать в самолет, это как раз подходящие случаи.

При покупке тура надо будет смотреть, является ли компания участником компенсационного фонда. Предполагается, что потребитель, купивший тур у компании — вкладчика фонда, вместе с турпакетом получит памятку с информацией, куда обращаться в случае проблем. Скорее всего, появится круглосуточный call-центр, который будет взаимодействовать с МЧС и Ростуризмом. Как только поступит тревожный сигнал от отпускника, запустится механизм по рассмотрению и решению ситуации. «Международная практика показывает, что решение проблемы укладывается в трое суток. Одни сутки на рассмотрение проблем и еще двое на то, чтобы прошел платеж», — говорит Юрий Барзыкин.

Кто платит

Скептики считают, что создание фонда не решит проблем туриста. «Невозможно жестко контролировать две с половиной тысячи компаний, — считает первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. — Чтобы такая махина эффективно работала, нужен соответствующий штат, а это означает, что огромные средства придется пустить на содержание чиновничьего аппарата». Кто будет за это платить?

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: издержки компании спишут на потребителя. Иными словами, путевки неизбежно подорожают. Но это половина проблемы. Вторая состоит в том, сработает ли сам механизм.

Чтобы разобраться, достаточно простых вычислений. Если взять компанию с оборотом в 100 миллионов рублей, то она должна будет с этих денег отчислять в кассу фонда 100 тысяч рублей. 100 миллионов — это примерно 3,5 тысячи путевок стоимостью 30 тысяч рублей каждая. То есть 100 тысяч отчислений идут на обслуживание 3,5 тысячи путевок. Получается, что на каждую из них тратится около 30 рублей, то есть порядка доллара. Для сравнения: за медицинскую страховку мы, сами того порой не замечая, отдаем в среднем по 8—9 долларов. Таким образом, доллар за гарантию того, что отдых не будет испорчен, — сумма ничтожная. Сторонники создания фонда уверяют, что об этом турист может вовсе не думать — туроператор платит.

По мнению Владимира Канторовича, можно было бы и без фонда разработать схему, при которой турист даже не заметит, что его оператор погряз в проблемах. Ведь между скандалами с «Ланта-тур» и «Идеальным миром» было еще одно банкротство — оператора ITC, которое прошло незамеченным. Почему? «О том, что оператор финансово несостоятелен, мы в АТОР знали заранее, — говорит Владимир Канторович, — даже собирали специальное совещание и договорились с другим туроператором — компанией «Русский экспресс», что она возьмет на себя функции по расселению 200 туристов. Договорились со страховщиком ITC — компанией «Мегарусс», что фингарантии будут выплачены «Русскому экспрессу» согласно реестру туристов. В результате все остались довольны. Накладка возникла только с одной гостиницей, куда вовремя не перевели транш в 3000 долларов, но этот вопрос тоже оперативно решили. Люди получили услугу согласно договору, страховая компания тоже выгадала. Если бы отдых сорвался, она была бы вынуждена компенсировать полную стоимость тура, включая заложенную туда прибыль оператора. Но «Русский экспресс» работал без накруток. Мы же продемонстрировали потребителю свою социальную ответственность».

По мнению Канторовича, наш туристический рынок уже созрел для того, чтобы появлялись такие вот саморегулируемые организации, решающие сложные вопросы до того, как они стали проблемой туриста. Такие объединения включают в себя небольшое количество игроков, мобильны и о проблемах каждого из звеньев узнают заранее. Правда, саморегулируемым организациям места в новых поправках пока не нашлось. Впрочем, уверяет Олег Мосеев, создание компенсационного фонда — один из шагов на пути к саморегулированию. «Было бы гораздо сложнее, если бы фонд стал действовать при госструктуре. Когда компании отдают в фонд свои средства, они тщательно отслеживают и кредитную историю вступающих в организацию операторов, и то, куда идут деньги. В том числе это будет касаться и содержания аппарата. В любом случае сейчас от отсутствия фонда страдают все, поскольку подрывается доверие к туроператорам. И эти отчисления необходимы самим операторам, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке».

Увы, тем, кто отправится на отдых этим летом, остается уповать на сознательность оператора — фонд начнет функционировать лишь в следующем году. Насколько эффективной окажется его работа, проверить удастся только на практике. В общем, отдохнем — увидим!

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера