Архив   Авторы  
Идея создавать мини-фильмы о детях, которые могли бы посмотреть потенциальные усыновители, принадлежит Тимуру Кизякову и его супруге Елене

Понять и принять
Общество и наукаОбщество

«Жалость к ребенку однажды может перерасти в жалость к себе. И тогда ребенок станет помехой, которую попытаются устранить, вернув его обратно в детский дом и придумав себе массу оправданий», — говорит известный телеведущий Тимур Кизяков




 

Народная передача «Пока все дома» готовится справить 20-летие. Как-то незаметно за эти годы в рамках телепрограммы выросла уникальная рубрика «У вас будет ребенок», фактически созданная ведущим Тимуром Кизяковым и его супругой Еленой. Они нашли способ, как заочно знакомить потенциальных усыновителей с воспитанниками детских домов по всей стране. Сначала создаются профессиональные мини-фильмы, которые затем объединяются в информационно-поисковую систему для усыновителей под названием «Видеопаспорт». Доступ к ней получить элементарно — достаточно лишь запросить региональные соцслужбы или посидеть в Интернете. Как устроить ребенка в приемную семью, почему усыновленных малышей порой возвращают обратно в детдома и кто пытается нажиться на благом деле? Обо всем этом Тимур Кизяков рассказал «Итогам».

— Тимур, вы много лет вели развлекательную программу про полные и счастливые семьи. И вдруг брошенные дети, сироты... Как возникла эта тема?

— Пять лет назад мы почувствовали, что «Пока все дома» может не только рассказывать о семейном счастье, но и делиться им. Мы с супругой Еленой сами родители и решили, что в программе с такой аудиторией, репутацией и с таким доверием найдется место для детей, которым нужна семья. Тем более, на мой взгляд, показывать детей-сирот в программах иного настроя — это дань пиару, моде, что неприемлемо.

— Как восприняло вашу идею начальство?

— Программа всегда считалась утренней развлекательной, а эта тема к разряду развлекательных никак не относится. Но Константин Эрнст идею сразу поддержал. Хотя шаг был весьма смелым для семейно-счастливой передачи. Впрочем, мы для себя сразу решили, что эта тема не слезоточивая, а жизнеутверждающая. Считаю, и название подобрали подходящее — «У вас будет ребенок». Это словно благая весть, которая открывает новую жизнь. Конечно, за кадром погружаться в тему было непросто — сталкиваешься с огромным количеством судеб и жизненных историй. Нам нужно было, с одной стороны, не притупить остроту ощущений, а с другой — не расчувствоваться. Все-таки хорош тот врач, который твердой рукой делает операцию больному и облегчает страдания, а не тот, который рыдает с дрожащими руками. С первых же выходов рубрики в эфир отклик был таким, что никаких сомнений в уместности темы в семейной программе не осталось. После каждой передачи в органах опеки того региона, из которого был показан ребенок, раздавались десятки, а то и сотни звонков. При бережном и внимательном отношении к звонкам усыновлением одного ребенка дело не ограничивалось, и свои семьи обретали и другие ребята из детских учреждений этого региона. Порой по следам выпусков нашей рубрики происходили и вовсе истории, достойные голливудских экранизаций. В одной из передач мы показали девочку, у которой в аварии погибли родители, а сама она стала инвалидом, лишившись пальцев на руке. После эфира последовали десятки звонков, девочке нашли приемных родителей, которых не смутило ее увечье. А вскоре раздался еще один звонок — от врачей из Питера, которые тоже захотели помочь. Они бесплатно сделали девочке операцию по пересадке пальцев, и сейчас она хорошо себя чувствует. Но главное — у ребенка вновь появилась семья.

— Рубрика переросла себя, и теперь вы занимаетесь еще и созданием информационно-поисковой системы для усыновителей. Сложная работа?

— Чтобы показать ребенка таким, какой он есть, сделать так, чтобы он понравился потенциальным родителям, требуется проделать большую работу и не упустить ни одной мелочи. На создание одного видеопаспорта ребенка уходит около 40 часов. Этой работой занимается коллектив из 30 человек. В нашей творческой команде текучки — ноль, все — профессионалы на телевидении. При этом далеко не каждого из приходящих принимали в коллектив по ряду причин. Мы учитываем даже такие детали, как внешний вид съемочной группы, которая приезжает в детские дома. Детей не должны сбивать с толку дяди с серьгами в ушах и в непонятных проклепанных куртках. Детское учреждение — это хрупкий мир, вторгаясь в который мы должны предельно бережно и аккуратно себя вести. Смонтированный материал отдается в органы опеки региона и дополнительно размещается на интернет-сайте WWW. VIDEOPASPORT.RU, доступ к которому может получить любой желающий. Для некоторых усыновителей предпочтительнее взять ребенка издалека, чтобы шанс столкнуться с его биологическими родителями, лишенными прав, был минимален. Такое желание жить в спокойствии вполне естественно.

Регион вправе распоряжаться отснятым материалом безвозмездно, показывать его на местном телевидении. В том случае, когда потенциальные родители приходят в органы опеки, они не просматривают в спешном порядке базу данных детей-сирот, отсидев перед этим очередь, а получают записанный для них DVD. При создании проекта мы ориентировались именно на этот формат, поскольку проигрыватели в отличие от ноутбуков и компьютеров есть во многих семьях. И все программное обеспечение создавалось, чтобы пульт от DVD работал как мышка — мы специально обращались к компьютерным разработчикам. Получив в органах опеки DVD с короткой демоверсией о каждом ребенке, будущие приемные родители потом могут прийти и посмотреть видеопаспорта тех детей, которые им понравились. На сайте и дисках видеопаспорт оформлен как цветок. В центре фотография, а на лепестках информация о ребенке, поделенная на темы: «Мое видео», «Мои достижения», «Я люблю» и так далее. Никакого диктата, человек может кликать на лепестки в любом порядке, но исходя из того, что, скорее всего, он будет просматривать их по часовой стрелке, раздел «Мое здоровье» мы поместили последним. Чтобы человек, подходя к нему, уже много узнал о малыше, проникся к нему симпатией, а значит, информацию о проблемах со здоровьем, если они есть, воспринял, симпатизируя этому малышу.

— То есть люди, как правило, едут в детский дом уже к конкретному ребенку?

— Да, но это не значит, что у других детей не остается шансов. Бывало так, что, взяв одного ребенка, семья через год возвращалась за вторым. Люди понимали, что готовы справиться. Однажды случилась удивительная история. Пара приехала усыновлять мальчика. Жена общалась с мальчишкой, расспрашивала его о жизни в детском доме, о братьях-сестрах. Тот рассказал, что у него есть лучший друг, которого он любит как брата. В это же самое время муж пошел по детскому дому пообщаться с другими детьми, и ему очень понравился один мальчонка. Выяснилось, что это и есть тот самый друг. В результате пара усыновила обоих мальчишек, и те действительно стали братьями.

— Дорогое это удовольствие — видеопаспорта?

— Их создание обходится намного дешевле, чем затраты государства на содержание ребенка в сиротском учреждении. В различных регионах они составляют от 500 тысяч до миллиона рублей в год на каждого воспитанника.

— Откуда берете средства на проект?

— Создание видеопаспортов оплачивается из региональных бюджетов. В этом смысле начать работу было непросто, потребовались немалые усилия по убеждению ответственных чиновников. Очень хорошо, что правительство Московской области во главе с Борисом Громовым поверило нашим словам и дало возможность начать работу. Как только к словам прибавились дела, стало проще.

— Не случалось, чтобы чиновники, к которым вы приходили с идеей сделать видеопаспорта за бюджетные деньги, выступали со встречным предложением — поделиться выделенными средствами...

— Было дело, но мы в таких случаях сразу разворачивались. Поначалу отсутствие опыта приводило в те двери, которые открывались только после смазывания. Чтобы этого избежать, я пытался сразу выйти на губернатора или вице-губернатора, которые в коррупционной цепочке точно не участвуют. Если начать с них, то желающие нажиться исчезают. Этот путь был очень эффективен, пока не появились злоумышленники, которые начали участвовать в конкурсах на создание аналогичных видеопаспортов. По законодательству в рамках любого госзаказа должен проходить конкурс, и эти мероприятия элементарно срывали, а потом выходили на нас и предлагали свои условия. Как всегда, вокруг каждого благого дела возникает масса желающих использовать его по-своему. Когда стало понятно, что государство готово финансировать эти работы, появились желающие получить не работу, а финансирование. Так в Санкт-Петербурге возник проект, под который выделили 5 миллионов рублей.

— Но разве плохо? Вашу идею подхватили, и еще больше детей окажутся в приемных семьях.

— Приведу цифры. За время существования проекта мы сделали около полутора тысяч видеопаспортов и помогли найти семьи более 800 воспитанникам детских учреждений. Еще примерно 100 видеопаспортов детей в интернет-версии заблокировано — это значит, что в настоящий момент с ними знакомятся потенциальные родители. У нас эффективность работы видеопаспортов доходит до 80 процентов, причем значительная часть устроенных в семьи детей — это ребята школьного возраста. Согласно общероссийской статистике, вероятность устройства таких детей в семьи всего 8 процентов.

В Санкт-Петербурге так называемые видеопаспорта наснимали столь искусно, что «благодаря» 200 созданным кустарным поделкам за год удалось устроить в семьи только 13 детей. К сожалению, когда проводится конкурс на оказание услуги, в документах не прописывается специальное требование вернуть деньги, если исполнитель не достигает определенного результата. Указывается только перечень работ. В результате в Санкт-Петербурге детей снимает на видеопаспорта компания, которая занимается строительством и ремонтом квартир. Не удивлюсь, если это чья-то карманная компания.

— Наверное, о проблемах усыновления вы теперь знаете не меньше уполномоченного по правам ребенка.

— При общении со специалистами действительно узнал много нового. Например, что, отправляясь знакомиться с ребенком, надо взять подарки не только ему, но и его друзьям. Есть специальные советы о том, как одеться, как себя вести, какую косметику и бижутерию должны использовать женщины в зависимости от возраста ребенка, когда можно поздороваться с ребенком за руку или погладить его по голове, а когда еще рано. Есть и более глубокие советы. Когда человеку рассказывают, что ребенок после первого месяца проживания в новом доме после титанических усилий понравиться начинает безобразничать или хуже учиться, это просто естественная реакция нормальной, правильно развивающейся личности. И когда новоиспеченные родители понимают, что вслед за «медовым месяцем» наступит период адаптации, они не будут паниковать и воспримут это даже как позитивный сигнал. Нужна предельная информированность. И потому в прошлом году в рамках нашего проекта мы начали делать видеолекции для заочной школы приемных родителей. Каждая из двадцати таких лекций длится час — час двадцать. В этом году подготовим еще 15 видеолекций, потому что все, что нам хотелось сказать, сразу не поместилось.

Мало кто знает, что в стране какие-то страшные цифры по возвращаемым в детдома детям! Люди в порыве сиюминутной жалости могут взять ребенка из детского учреждения, но решение не должно быть вызвано этим чувством. Жалость к ребенку однажды может перерасти в жалость к себе. И тогда ребенок станет помехой, которую попытаются устранить, вернув его обратно и придумав себе массу оправданий. Часто ведь очарование вызвано иллюзией. В чем, например, состоит опасность различных фотобаз данных детей-сирот? В том, что взрослый себе что-то дофантазирует, по одной только фотографии представляя ребенка. Но когда выясняется, что тот не соответствует его мечтам, от этой горечи разочарования страдает в первую очередь ребенок. Приведу пример с одной такой базой данных. Крохотная фотография, на которой ребенка толком не разглядишь. И под ней подписи: «Глаза: голубые», «Характер: добрый, общительный». На характеристику выделено несколько строк. Хорошо еще, если в эти несколько строчек воспитатель, которому небезразлична судьба подопечного, пытается втиснуть всю свою к нему любовь. Но нередко встречаются характеристики, после прочтения которых вообще вряд ли кто-то захочет взять этого ребенка. Например, «склонна к воровству» или «любит заниматься». И все. Поверхностный подход недопустим.

— Может, вам стоит попробовать помогать детям на другом уровне? Например, взять и пойти в политику?

— Есть хорошее выражение: «Где родился, там и пригодился». В том деле, которым занимаемся, мы действительно знаем, как можно сделать лучше. От этого, собственно, и отталкивались, когда создавали концепцию проекта. Существует целая цепочка событий, лишающая ребенка семьи, а выпускников детского дома — будущего. У нее масса звеньев, начиная с того, когда ребенка оставляют в роддоме, и заканчивая ситуациями, когда юные выпускники не понимают, как им адаптироваться к взрослой жизни. Например, мы не можем повлиять на сокращение количества детей, оставляемых в роддомах. Это очень тонкое дело, в которое нужно погрузиться, очень четко понимать все мотивы и причины, по которым мамы отказываются от детей. Наверное, даже нужно научиться распознавать это желание в юной маме, которая никому не может в нем признаться. В этом деле все-таки нужны профессионалы другого толка, а не опытные телевизионщики.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера