Архив   Авторы  
Остановку на Зубовском бульваре в качестве эксперимента оборудовали защитными столбиками еще в 2008 году

Гиблые места
Общество и наукаОбщество

Что защитит пешехода от пьяного водителя?

 

На российских дорогах, кроме привычных ухабов, наметилась еще одна, чисто российская беда: в последнее время слишком часто стали погибать граждане, ожидающие общественный транспорт на остановках. Масштаб проблемы отражает сухая статистика: в этом году в России в результате наездов на остановки погибло 25 человек. Защищать пешеходов уже невозможно одним лишь ужесточением наказаний. Речь зашла об инженерно-технических приспособлениях. Какие идеи существуют на сей счет в столице?

Это не ваша остановка

Как заявили «Итогам» в департаменте транспорта Москвы, компромиссных инженерных решений на эту тему у них просто нет. И посоветовали обратиться в ГУП «Мосгортранс», которое перевозит пассажиров, берет с них деньги за услугу, а значит, должно и обеспечивать гарантии безопасности. Там сослались на то, что вполне достаточно ГОСТов и СНиПов, регламентирующих обустройство остановочных павильонов. Согласно существующим документам остановочные пункты автобусов и троллейбусов на магистральных улицах регулируемого движения необходимо размещать на расстоянии не менее 20 метров после перекрестка. Оговаривается и длина остановочной площадки — от 20 до 30 метров. Сами посадочные площадки, как правило, проектируются на тротуарах. А если их решают разместить на проезжей части, то необходимо поднимать их на 15 сантиметров относительно дорожного полотна. И так далее. В документах прописаны, казалось бы, все тонкости вплоть до количества пассажиров на остановке (не более двух человек на квадратный метр). Однако жизнь не стоит на месте: растут скорости автомобилей, плотность транспортного потока, число горожан. Меняется, в конце концов, и сам общественный транспорт. Еще в 2008 году столичный департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства оборудовал в городе несколько экспериментальных безопасных остановок, с карманами для заезда общественного транспорта и специальными столбиками, призванными уберечь пассажиров от угрозы наезда автомобилей. Остановки нового образца — где по одной, где по две — поставили на Зубовском бульваре, Ленинском проспекте, Каширском шоссе и на МКАД. Дальше этого дело не продвинулось. Причины приостановки эксперимента выяснить не удалось. Может быть, специалисты сочли эти инновации делом ненужным и нерентабельным?

Скорее всего, так и вышло. А вот за рубежом в этом направлении работают очень активно. В Италии каждая остановка защищена бетонными столбиками. Там даже нет статистики по наездам на остановки. Другой пример, но более технически продвинутый — из Скандинавии: там ставят так называемые утапливаемые столбики. Автобус, имеющий необходимый электронный идентификатор, подъезжает к остановке, водитель нажимает на кнопку — и столбики уходят под землю. Когда автобус отъезжает, защитный контур вновь поднимается. В Москве такие новинки на вооружение пока брать не собираются. Интересно почему?

Спасайся кто может

Председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов считает, что «от дурака, алкоголика и наркомана на остановках не спасет ничто — ни столбики, ни брустверы». Несколько другое мнение у профессора кафедры транспортной телематики Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Султана Жанказиева: «При небольших скоростях — около 40—60 километров в час — столбики определенно полезны. А если скорость автомобиля зашкаливает за 100, то тут уже нужны другие конструкции. Если уж и защищать остановки, то бетонными бонами, которые ставятся на границе дороги и тротуара и могут выдержать любой удар по ребрам жесткости». Правда, возникают соображения другого плана. Боны-то не пропустят через себя даже груженую фуру, но существенно затруднят доступ к общественному транспорту пассажиров, в том числе инвалидов и родителей с колясками, да и облик города подпортят основательно. Кроме того, как отметил руководитель рабочей группы по инфраструктурному развитию и строительству Общественной палаты РФ Игорь Ковпак, «можно настроить ограждений, но в критический момент они помешают людям убежать от несущегося авто».

Но и бездействовать тоже преступно. Например, активисты «Общества синих ведерок» рассчитали, что в Москве насчитывается примерно одна тысяча километров дорог, где машины двигаются рядом с пешеходами. Чтобы полностью их обезопасить (это в идеале), нужно через каждый метр выставить залитые бетоном и армированные столбы высотой в метр и заглублением в 60 сантиметров (на глубине 70 сантиметров проложены коммуникационные кабели). «Если не пилить бюджетные деньги, то каждый столбик с учетом объема закупок материалов и работы обойдется в 2000 рублей», — утверждает координатор общества Петр Шкуматов. В итоге городу пришлось бы потратить на это дело миллиард рублей. Есть у общественников также и конкретный проект конструкции, рассчитанной на защиту остановки общественного транспорта от полуторатонной машины, летящей со скоростью 100 километров в час. Предлагается сооружать металлические треугольные столбы с отклонением примерно в 30 градусов в сторону проезжей части, которые будут внизу связаны в единую конструкцию. Если даже автомобиль на огромной скорости врежется в нее, то удар примет на себя не каждый столб в отдельности, а все сразу, намного эффективнее поглощая кинетическую энергию. Такая конструкция будет стоить около 200 тысяч рублей. По мнению Петра Шкуматова, в Москве в таких усиленных конструкциях нуждается около 400 остановок, то есть на это дело пришлось бы потратить 80 миллионов рублей.

Понятно, что не каждая остановка общественного транспорта в черте города должна представлять собой укрепленный бастион. Есть тихие улочки, а есть магистрали с сумасшедшим трафиком. И потому создание безопасных остановок целесообразно было бы осуществлять на потенциально опасных участках, которые давно известны специалистам. Например, одно из таких мест находится на Ленинградском проспекте в районе станции метро «Аэропорт». При движении из центра в область дорога немного изгибается влево, и это может привести к тому, что автомобиль, потерявший управление, вылетит аккурат на расположенную далее остановку общественного транспорта. Еще одно опасное в этом плане место находится напротив дома 11 на Севастопольском проспекте, где машины, на светофоре поворачивая налево, неоднократно врезались в расположенную за поворотом остановку. В 2008 году там при подобных обстоятельствах погибло три человека. Разумеется, в каждом городе есть такие гиблые места, о которых знают в ГИБДД. Настало время такие риски просчитывать, в том числе и финансово. Депутат Госдумы и лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков уверен: «Финансовый вопрос здесь не может доминировать. Жизнь значительно дороже, и выплаты, которые несет бюджет, суммарно значительно больше, чем технические меры профилактики».

Ни туда ни сюда

Наверное, имело бы смысл прописать в бюджете дорожного фонда отдельной строкой обустройство безопасных остановок общественного транспорта — так всем будет спокойнее. Но на безопасность пешеходов, которых, кстати, намного больше, чем автомобилистов, из дорожного фонда выделяется слишком мало средств. Так, еще в начале лета «Союз пешеходов» предоставил свои наработки по этому вопросу, большинство которых ГИБДД приняла, предложив изменить ГОСТы по оборудованию пешеходных переходов, которые зачастую расположены рядом с остановками. В ведомстве согласились окрашивать «зебры» в красный цвет дополнительно к белому, устанавливать «лежачие полицейские» перед ними, освещать их, ставить более заметные знаки «Пешеходный переход», оборудовать световую сигнализацию. Планировалось, что 15 процентов из дорожного фонда будет выделяться на безопасность пешеходов. Но в итоге в законодательстве оказалось только два целевых показателя — обустройство дворовых территорий и строительство пешеходных дорожек вдоль неосвещенной проезжей части между населенными пунктами. Поскольку опросы, связанные с безопасностью пешеходов, федеральные власти делегировали на местный уровень, то рассчитывать на что-то большее не приходится. Даже в Москве. Как следует из ответа столичного департамента транспорта, который принимает общую концепцию развития дорожной инфраструктуры города, решение проблем пешеходов, в частности оборудование остановок инженерно-техническими средствами безопасности, в планах не числится. Хотя в той же транспортной концепции указано, что власти намерены добиться того, чтобы большая часть москвичей пересела из личных машин в общественный транспорт. При таких раскладах число жертв на остановках будет расти в геометрической прогрессии — чем больше там будет людей, тем больше их может пострадать. Власти опять противоречат сами себе. А нам остается самим решать — ждать автобус на остановке или пройтись пешком. От греха подальше...

Хроника

Аварии с летальным исходом на остановках общественного транспорта в 2012 году

  • 22 сентября. Москва. Минская улица. Погибли семь человек, трое пострадали.
  • 6 августа. Челябинск. Один человек погиб, один ранен.
  • 21 июля. Недалеко от города Старая Купавна Ногинского района Московской области 24-летняя нетрезвая москвичка на внедорожнике сбила пять человек, которые находились на остановке. От полученных травм они скончались на месте. Среди погибших ребенок.
  • 3 июля. На 51-м километре автодороги Санкт-Петербург — Ручьи в Ленинградской области иномарка врезалась в автобусную остановку, погибли водитель автомобиля и две его пассажирки. Установлено, что водитель не справился с управлением.
  • >24 июня. Ульяновск. Водитель «Жигулей» сбил пешехода, переходящего дорогу по пешеходному переходу, затем наехал на остановку общественного транспорта и сбил еще двух человек, в результате один человек погиб.
  • 15 мая. В пригороде Томска на автодороге Богашево — Некрасово в остановку врезался трактор с груженым прицепом. Одна женщина скончалась на месте, еще три — в больнице.
  • 10 мая. В поселке Ильинка Астраханской области легковой автомобиль совершил наезд на людей, стоявших на остановке. Двое человек погибли на месте.
  • 2 апреля. Санкт-Петербург. Грузовик сбил трех человек на трамвайной остановке в Невском районе. В результате одна женщина погибла, еще двое были госпитализированы в тяжелом состоянии.
  • 2 марта. Санкт-Петербург. В Приморском районе автомобилем на трамвайной остановке была сбита 19-летняя девушка, которая скончалась в больнице.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера