Архив   Авторы  
БСА комплекса «Лужники» не входит в число памятников архитектуры, но, по сути, им является. Это центр всего ансамбля «Лужников», который в 50-е годы спроектировал архитектор Александр Власов

Отражение в «Луже»
Общество и наукаОбщество

Вернутся ли «Лужники» в рыночные 90-е?

 

Судьба большой спортивной арены комплекса «Лужники» решена: вместо сноса ее ожидает тотальная реконструкция, которая начнется через пару недель. Власти обещают взять за образец лучшие мировые аналоги — арену «Маракана» в Бразилии и Олимпийский стадион в Берлине. «Лужники» станут той площадкой, где пройдет церемония открытия чемпионата мира по футболу в 2018 году. Но главное вовсе не в том, чтобы сохранить исторические стены, а в том, чтобы после окончания мундиаля огромная территория в центре города вновь не превратилась в барахолку, известную в народе как «Лужа».

Время тратить

Знаменитый стадион открылся в 1956 году, а его полуторалетнее строительство лично курировала Екатерина Фурцева. Он стал одним из символов Олимпиады-80. В 90-е годы «Лужники» превратились в символ другой эпохи — барахольной, просуществовавшей тут вплоть до августа 2011 года. Именно тогда московские власти распорядились снести ларьки, объявив, что весь комплекс «Лужники» превратится в «многофункциональный комплекс спортивно-рекреационного назначения». Изначально на реконструкцию планировалось привлечь астрономическую сумму — 65 миллиардов рублей инвестиций, и при этом саму арену не собирались сохранять в ее хрестоматийном виде. Первую концепцию развития разработал консорциум международных консалтинговых компаний во главе с британской Colliers International. Но чиновников постоянно что-то не устраивало, архитектурную мысль мотало из крайности в крайность. В итоге проект переписывали ООО «ПИ «Арена», ГУП МНИИП «Моспроект-4», ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко.

Из стороны в сторону шарахался и бюджет: теперь реконструкция одной только арены оценивается в 20 миллиардов рублей. Правда, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов считает эту сумму «слишком оптимистичной»: более реальными ему кажутся затраты в 25 миллиардов.

Обсуждение судьбы «Лужи» шло темпераментно. Специалисты ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко даже выступили с обращением в Общественную палату, в котором подчеркивали необходимость сохранения фасадов арены: «Предварительные расчеты показывают, что в случае сохранения фасадов можно сэкономить около 10 миллиардов рублей и сократить время реконструкции на полтора-два года». Но если бы ФИФА не согласилась изменить свои требования к оснащенности стадиона, то не сносить бы арене головы. С футбольными чиновниками договорились: наружная стена и несущие конструкции сохранятся. Зато реконструируют козырек стадиона — он станет выдвигающимся и полностью накроет трибуны. Требования к количеству зрительских мест также удалось снизить — с 89 до 81 тысячи. Большего количества футбольных фанатов прежний объем физически не вместит. Общая площадь арены в итоге составит более 220 тысяч квадратных метров. Сам стадион «зароется в землю»: площадь его подземных помещений увеличится до 30 тысяч квадратных метров.

Обратно в рынок?

А вот на редевелопмент понадобятся отдельные деньги. Эксперты компании Blackwood оценивают общий объем инвестиций в эту территорию в 2,3—2, 8 миллиарда долларов (в рублях это более 92 миллиардов), что ставит «Лужники» в один ряд с крупнейшими девелоперскими проектами типа «Золотого острова» (его развитие потребует порядка 3—5 миллиардов долларов). Для сравнения: итоговые затраты на постройку стадиона «Уэмбли» и всю сопутствующую инфраструктуру, включая транспортную, составили около 1,97 миллиарда долларов.

Что же собираются отгрохать в «Лужниках»? Свои владения увеличат Дворец спорта, академии футбола и фигурного катания, Малая арена, теннисный комплекс, наконец-то будет обновлен знаменитый бассейн. Появятся и новые объекты — футбольный манеж, международный центр самбо, два вещательных центра, гостиница, а также офисы, шесть кафе, ресторан и даже православная часовня.

Согласно одобренному градостроительному плану редевелопмент главной площадки чемпионата мира предполагает реконструкцию и строительство аж 780 тысяч квадратных метров недвижимости. «Мы рекомендовали проектировщикам учесть коммерческую составляющую, а именно гостиничные проекты, которые позволили бы размещать спортсменов в непосредственной близости от спортивных объектов, как это делается в большинстве стран мира», — рассказал «Итогам» заместитель директора департамента оценки и консалтинга компании Colliers International Александр Закускин. В ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники» «Итогам» сообщили, что окончательное решение о реконструкции пока касается только самой арены, а вот территория может продолжать перестраиваться и после 2018 года.

Безусловно, «Лужники» должны процветать и после проведения мирового праздника футбола. Вопрос: как? Самый простой способ — превратить территорию стадиона в огромный торгово-офисный кластер с фитнес-составляющей. У экспертов есть серьезные опасения, что на обновленной территории править бал будет не спорт, а рынок.

В пользу коммерческой составляющей говорит и тот факт, что власти выбрали в качестве основной площадки для грядущего мундиаля именно «Лужники». «Одолевают сомнения относительно необходимости форматировать историческое здание стадиона под требования проведения чемпионата, — комментирует директор бизнес-направления «Недвижимость» компании Pro Consulting Global Limited Наталья Круглова. — Почему бы не сделать ключевым объектом стадион на окраине города, в том же Тушине? Это обошлось бы дешевле, проще и выглядело логичнее. Ведь старый стадион сделать идеальным с точки зрения современных спортивных технологий почти невозможно. Так, все мы помним конфуз после предыдущей реконструкции, когда выяснилось, что конструкция чаши стадиона неизбежно приводит к гниению естественной поляны стадиона. Второй момент — это последующее использование территорий, узко заточенных на определенное событие. Довольно расточительно ведущей функцией проекта реконструкции назначать проведение чемпионата со всеми его специальными сооружениями, когда жители центра города задыхаются от отсутствия качественных спортивных и рекреационных объектов».

Спорт в дефиците

«Лужники» получат вторую жизнь после ЧМ, если там будут созданы современные общественные пространства, ориентированные на досуг жителей. В Москве сегодня существует очевидный дефицит площадок для любительского спорта — плавания, гимнастики, игровых видов. Концептуально «Лужники», как никакая другая территория, соответствуют задаче развития здорового образа жизни. Но пока такая перспектива не просматривается. У бегунов и велогонщиков, облюбовавших широкие дорожки «Лужников», уже есть претензия: на ближайшие 4—5 лет им придется перенести тренировки в парки или стадионы попроще. А члены общественного движения «За «Лужники», созданного москвичами, недовольными планов громадьем, разводят руками: «Господа, а где же спорт?» «Видел я этот проект планировки — масса коммерческих центров и гостиниц. «Лужники», которые знаем мы, изменятся до неузнаваемости, — делится с «Итогами» коренной москвич и футбольный болельщик Алексей Александров, посещавший публичные слушания по проекту. — Стадион типа лондонского «Уэмбли» — это, конечно, здорово, но коммерции будет под завязку. Цены уже сегодня как в аэропорту: бутерброд по 200—300 рублей».

Масштабные спортивные проекты, безусловно, должны быть прибыльными. Но вот, к примеру, основные доходы легендарного стадиона «Уэмбли» складываются за счет билетов, спортивной атрибутики, спонсорства, музеев футбольных команд, а не от сдачи в аренду офисов и спальных мест. Стадион и территория вокруг должны работать по назначению — являться открытым общественным пространством. Но для этого ли власти привлекают миллиардные инвестиции? Это москвичи узнают через несколько лет, попытавшись сунуться в «Лужники» со своими роликами или лыжами.

А как у них?

Как стричь газон

На Западе стадионы давно стали успешной площадкой для зарабатывания денег. Современная арена при грамотном ее использовании может принести футбольному клубу куда больший доход, чем продажа билетов собственно на матчи. Об этом «Итогам» рассказал Джон Битти — один из главных мировых экспертов в области спортивных объектов, директор лондонского стадиона «Эмирейтс», на котором выступает знаменитый «Арсенал».

По его словам, после переезда со старого «Хайбери» на новый стадион в 2006 году для клуба началась совсем другая жизнь. Менеджменту лондонцев с ходу удалось заключить рекламный контракт с авиакомпанией Emirates. За право назвать суперсовременную арену своим именем перевозчик платит «Арсеналу» 1,5 миллиона фунтов стерлингов в год. Если в 2021 году, по истечении срока соглашения, клуб не надумает его продлить, он имеет право переименовать стадион в честь нового рекламного партнера. Продажа названия — самая серьезная, но не единственная статья доходов. «Арсенал» зарабатывает кругленькую сумму за счет сдачи своего стадиона в аренду. Несколько раз в месяц здесь проходят концерты звезд рок- и поп-музыки, а уж различные конференции пчеловодов, конгрессы кондитеров и прочие корпоративные тимбилдинги — так и вовсе каждый день. «ВИП-ложи стадиона вмещают более 6 тысяч человек, у нас масса конференц-залов и переговорных помещений. В этом смысле «Эмирейтс» является не просто спортивной ареной, а отличной деловой площадкой, своеобразным бизнес-центром», — говорит Джон Битти. Добавим к этому несколько ресторанов быстрого питания и пару пивных пабов, магазины по продаже клубной атрибутики… По итогам сезона 2011/12 «Арсенал» замкнул шестерку самых доходных футбольных клубов мира с выручкой в 290 миллионов евро.

А одна из самых знаменитых арен мирового футбола — «Уэмбли» зарабатывает следующим образом. По данным Федерации футбола Англии, на конец 2010 года операционная прибыль стадиона составляла 10,5 миллиона фунтов стерлингов, по сравнению с 9,6 миллиона на конец 2009 года. Основные статьи дохода стадиона таковы. 75 процентов заработка приносят члены «Клуба Уэмбли», которые имеют право на приобретение билетов и сезонных абонементов на все матчи на специально отведенные сектора. Клуб насчитывает около 5 тысяч человек. 15 процентов дают доходы от продажи билетов непосредственно в дни спортивных событий. Остальное приходится на доходы от продажи спортивной атрибутики, кейтеринг, а также спонсорские отчисления.

Владимир Рауш

Стадионы

Дожить до пенсии

Реноваторы «Лужников» не скрывают, что за образец принимают две всемирно известные арены — бразильскую «Маракану» и Олимпийский стадион в Берлине. Оба объекта, кстати, тоже совсем недавно пережили этап обновления.

Строительство стадиона «Маракана» в Рио-де Жанейро началось в 1948 году в рамках подготовки к чемпионату мира-1950. Однако полностью строительство завершилось лишь к 1965 году. Арена вмещала 200 тысяч зрителей, что принесло ей звание крупнейшей в мире. Но вместимость обеспечивалась и за счет так называемого жерала — стоячих мест за воротами, билет куда стоил всего доллар. В 1998 году стадион признали историческим памятником, и этот факт стал существенным затруднением, когда речь зашла о назревшей реконструкции. И все же она началась в 2010 году и завершилась нынешней весной. Из прошлого арена сохранила лишь две особенности: ров с водой, отделяющий поле от трибун, и ярко-голубой фасад. А вот стоячие места из сектора «жерал» по требованию ФИФА исчезли, и теперь вместимость стадиона составляет 73 тысячи 531 зритель. Были заменены инженерные конструкции и сооружена крыша, защищающая трибуны. На обновленной территории появились бары, рестораны и магазины, а также парковка на 14 тысяч машино-мест. И еще стадион теперь опоясывает велодорожка длиной 1700 метров. Стоимость проекта реконструкции составила 0,5 миллиарда долларов, что оказалось в два раза больше, чем планировалось изначально.

Олимпийский стадион в Берлине открылся в 1936 году к летней Олимпиаде. В 2004 году пережил реконструкцию, приуроченную к мундиалю-2006. В результате он стал частью Олимпийского парка, в который входят манеж, лесной театр и колокольня. При строительных работах сохранены многие архитектурные элементы, относящиеся к 30-м годам прошлого века, в частности фасад из натурального камня. Затраты на реновацию в основном покрыла федеральная казна. После ремонта стадион на 74 244 места перешел под концессионное управление частной компании Walter Bau AG. Она сделала ставку на сдачу помещений для компаний и частных лиц. Также были построены бизнес-центр и подземные парковки. Для туристов разработаны специальные маршруты — по стадиону и Олимпийской аллее. Во время экскурсий можно узнать все об истории и архитектуре объекта, о победах и поражениях футбольного клуба «Герта», а также, поднявшись на колокольню, насладиться панорамой города.

Жанна Локоткова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера