Архив   Авторы  

Учебная тревога
Общество и наукаГлавная тема

В Кремле столкнулись две идеологические концепции новейшей истории России. Жертвой столкновения могут стать российские школьники




 

Борьба российских либералов-западников и государственников-почвенников вышла на новый этап — учебный. По информации «Итогов», в августе состоится презентация уже второго одобренного властью пособия по новейшей истории России. Книга пока рассчитана на преподавание в вузах. Но, как заверил автор издания, замдиректора Института общественного проектирования и исполнительный директор политического клуба «4 ноября», куда входят видные «единороссы», Григорий Герасимов, далее на основе его работы запланирован выпуск пособия для школы. И все бы ничего, но концепция Герасимова вступает в прямое противоречие с уже одобренным профильными ведомствами другим учебником. Его основным автором является Александр Филиппов, а некоторые пассажи пособия взяты непосредственно из программных статей первого замглавы администрации Владислава Суркова.

Похоже, в Кремле появились две очень разные идейно-исторические «базы». О накале страстей говорит хотя бы то, что «либеральный» учебник Герасимова, по некоторым сведениям, расценивается апологетами «суверенной демократии» чуть ли не как идеологическая диверсия.

Свободаили несвобода?

Идейный разлом произошел по поводу оценки советского периода отечественной истории. В интервью «Итогам» Григорий Герасимов обосновал свою концепцию преподавания новейшей истории так: «Смысл российской истории всего двадцатого и начала XXI веков заключается в поиске и обретении нашей страной свободы, и именно недостаток свободы привел к распаду СССР». В контексте заявлений Дмитрия Медведева о том, что «свобода лучше, чем несвобода» и что демократия может обходиться без определения «суверенная», к изданию, похоже, готовится политически актуальное учебное пособие.

Однако во власти немало и тех, кто исповедует другой взгляд на исторический процесс. Историю советского периода в уже одобренном Министерством образования и науки учебнике под редакцией Данилова, Уткина и Филиппова предлагается трактовать совсем иначе. По мнению одного из авторов этого пособия, история СССР — «органичное продолжение всей предыдущей истории России... база, основа, на которой создается ее нынешняя история, и та история, которая будет продолжаться дальше». Более того, авторы «Истории России, 1945—2007 гг.» на встречах с учителями предлагали забыть «ненаучную концепцию тоталитаризма», которая сегодня «используется в идеологической войне с Россией».

Какой подход к преподаванию истории — либеральный либо консервативный — возобладает, сказать сложно. Пока административный ресурс на стороне авторов уже написанного пособия, исповедующего «державный» подход к трактовке исторических событий.

Дело в том, что власти лишь недавно обратили внимание на проблему обилия различных точек зрения в преподавании истории. «Глас народа» требовал единого, одобренного свыше, «краткого курса». В беседе с обозревателем «Итогов» сотрудник Российской академии наук, пожелавший остаться неназванным, заметил, что требование покончить с «произвольными толкованиями» исходило с конца 1990-х годов не столько от Кремля, сколько от самих учителей. Только потом Владимир Путин на совещании с преподавателями высказал недовольство качеством существующих учебных пособий. В общем, учителя требовали «священного писания», где бы четко и ясно излагались события, а не витиеватые соображения авторов, желавших представить на суд учеников различные точки зрения научного сообщества. В итоге и появилась на свет версия новейшей истории, основным автором и редактором которой стал Александр Филиппов. Преподавание в школах по этому пособию начнется с января 2009 года. При этом в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования уверены, что новый курс истории «вносит вклад в формирование национально-государственной идеологии».

Однако как раз в идеологии и заключается проблема. Дело в том, что российское законодательство строго-настрого запрещает установление в качестве обязательной некой системы идейных воззрений. В том числе и в сфере образования. Потому тут же после появления филипповского учебника возник вопрос: станет ли консервативная трактовка новейшей истории навязываться для преподавания в школах?

В интервью «Итогам» замминистра образования и науки Исаак Калина по сути не исключил административную поддержку учебнику под редакцией Данилова, Уткина и Филиппова, но заявил при этом, что она не окажет влияния на его популярность у преподавателей и учеников. Как они решат, так и будет.

Это верно: согласно Закону «Об образовании», в компетенции образовательного учреждения находится «выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе». Судя по списку, утвержденному Министерством образования и науки, у филипповского пособия по истории России имеется аж десять конкурентов. Как же оно может быть безальтернативным?

Учение верно

Оказывается, элементарно. Каждый учебник имеет специальный гриф, определяющий, для какого вида образования он предназначен – базового или профильного. Последнее еще находится на стадии эксперимента и затрагивает считаное количество школ с углубленным изучением технических или гуманитарных предметов в старших классах. Как правило, максимальный тираж для подобных учебников — пять тысяч экземпляров. Для профильной школы Минобрнауки выбрало три пособия по отечественной истории. В том числе, например, и книгу Владимира Шестакова, разделяющего, как и Григорий Герасимов, концепцию, согласно которой в СССР все же существовал тоталитарный строй.

В беседе с обозревателем «Итогов» ученый секретарь Института российской истории Российской академии наук Шестаков признался, что не понимает, почему его книга оказалась малотиражной, а пособие Данилова, Уткина и Филиппова наоборот. «Ведь в администрации президента на совещаниях авторов учебных пособий заверяли, что выбор у школ будет как и прежде», — говорит Владимир Шестаков.

Кроме малотиражных профильных учебников у «суверенного» варианта новейшей российской истории остается еще семь соперников. Но это только формально. У конкурентов есть один существенный недостаток — отсутствует глава про суверенную демократию. Между тем, как утверждают преподаватели, на экзаменах вопросы на эту животрепещущую тему, скорее всего, будут в обязательном порядке.

Ну а если «правильный» учебник в некоторых школах все же не будут использовать? Что тогда? Отключат газ? Почти.

Как подтвердили нам в пресс-службе Минобрнауки, это ведомство направило в департаменты и министерства образования субъектов Федерации циркуляр за подписью замминистра Исаака Калины с просьбой обратить пристальное внимание на книгу Филиппова. Например, в тверском департаменте образования нам рассказали, что «до этого года были разные учебники, а теперь будет один. Книги у нас еще нет, но письмо из министерства с рекомендациями приобретать издание автора Филиппова для преподавания новейшей истории уже есть».

Конечно, происходят и сбои. В Чечне остановили свой выбор на другом учебнике, сославшись на то, что книга Филиппова пока еще только допущена, а не рекомендована к преподаванию в школах. По слухам, в республике были смущены названием одного из разделов пособия: «Чечня. Борьба с терроризмом». В Грозном полагают, что терроризм на Северном Кавказе носил международный характер. Впрочем, исключения лишь подтверждают правило. Книгу, которую еще мало кто держал в руках, планируется для начала выпустить в количестве 250 тысяч экземпляров при потребности рынка в миллион. Понятно, что при таких темпах она очень скоро станет абсолютным лидером спроса школ страны. За этим, скорее всего, последует скандал. Повторим, монополия на преподавание той или иной дисциплины противоречит закону. Возможно и разбирательство в Генпрокуратуре на предмет исполнения Конституции с ее принципом идеологического многообразия, а также в Федеральной антимонопольной службе по поводу монополизации рынка.

В Кремле эту опасность, судя по всему, уже осознали. Потому и появился заказ на написание альтернативного учебника. Что с этим идеологическим многообразием опять будут делать школа и ученики — пока неясно. Но если это произойдет, то не только из-за пиетета перед нормами закона, который теоретически легко переписать. Может быть, кому-то пришло в голову, что слова президента о свободе неплохо бы подкрепить конкретными делами, например в сфере образования.

АВТОРа!

Отдел кадров

Александр Филиппов родился в 1962 году в селе Чугуевка Приморского края. В 1984 году окончил исторический факультет Саратовского университета. В начале 1990-х сотрудничал с демократической газетой «Саратов», осудил ГКЧП. С 1994 года работал в Поволжском информагентстве. В настоящее время замдиректора московской Национальной лаборатории внешней политики, связанной с Фондом эффективной политики Глеба Павловского.

Григорий Герасимов , родился в 1957 году в Каменск-Уральском Свердловской области. Окончил исторический факультет Гуманитарной академии вооруженных сил. Полковник запаса. Доктор исторических наук. В 2004—2005 годах являлся и. о. главного редактора газеты «Тульские известия».

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера