Архив   Авторы  

Новый курс
Общество и наукаГлавная тема

«Нам совсем не хотелось бы, чтобы книгу сочли новым «Кратким курсом», — говорит соредактор учебника новейшей истории России Александр Данилов

 

В российских школах впервые появится учебник по самой что ни на есть новейшей истории страны. Речь идет о пособии «История России, 1945—2007 гг.». В нем школьникам наконец расскажут об уроках последних полутора десятков лет отечественной истории. Станет ли одобренное властями произведение новым «Кратким курсом» и насколько идеологически заряженный учебник вписывается в образовательный стандарт? На эти вопросы в интервью «Итогам» отвечает соредактор книги, завкафедрой истории Московского педагогического университета Александр Данилов.

— Александр Анатольевич, вам было легко редактировать этот учебник?

— Безусловно, мне близка концепция учебника, иначе я не принял бы участия в этой работе. Но моя задача как редактора была ограничена вопросами методики. Другие виды редактуры выполняли Филиппов и Уткин, ответственные за содержание книги. Как показывает практика, написать учебник — это крайне ответственное, сложное и порой непопулярное дело.

— Что, впрочем, не сказывается на тираже. Готовится к печати сразу 250 тысяч экземпляров. Можно ли ожидать, что учебник станет обязательным для каждого учащегося?

— Я думаю, что это не исключено, но какова будет судьба книги, решают время и люди.

— Какое впечатление на вас произвела инициатива чиновников проверить учебник на предмет фактических ошибок?

— Я был несколько удивлен, когда узнал о конкурсе «Проверь академика». Я выступаю против такой идеи по одной причине — рецензировать учебники и выявлять ошибки может только компетентный человек. Как можно учить школьника по учебникам, если он априори знает, что может найти в них ошибки?

— Как проходил конкурс на написание учебника, получившего господдержку?

— Победила концепция Александра Филиппова, в основе которой лежала идея написания истории, которая могла бы воспитать школьников патриотами и гражданами. С одной стороны, было важно показать, чем можно и нужно гордиться, а с другой — рассказать о вещах, которые нельзя повторять. То есть на дилемму — учить ребенка на победах или на правде — ответ был однозначным: на победах, но не искажая исторической истины.

— Из книги ясно, что СССР был «примером... справедливого общества». Вы с этим согласны?

— Подробная оценка Советскому Союзу дана в разделе, посвященном довоенной истории. Трудно отрицать, что для многих людей тогда Союз был идеалом справедливого общества, хотя понимания всех проблем советского строя почти ни у кого не было.

— Современная Россия, согласно вашей работе, находится в состоянии идеологической войны. С кем и за что воюем?

— В каком-то смысле идеологическую борьбу против нас вели не только прежде, но и сегодня ведут. В том числе и кое-кто из коллег-историков в бывших союзных республиках, которые раньше описывали преимущества советского строя, а теперь клеймят его. Цель тоже вполне прозрачна — предъявить России как правопреемнице СССР материальные претензии за «оккупацию», «геноцид» и т. д. Возникает вопрос: может, и нам предъявить претензии, скажем, Монголии за Чингисхана, Франции за Наполеона, Польше за интервенцию начала XVII века? Но я о другом: даже западные авторы концепции тоталитаризма пересматривают сегодня свои взгляды, считая, что в любом обществе, даже в нацистской Германии или фашистской Италии, оставалось место для ячеек, которые не контролировались государством. Сама по себе концепция тотального контроля власти над всем обществом ничего не объясняет, так как в буквальном смысле тоталитарных обществ, по большому счету, никогда и нигде не существовало.

— Дмитрий Медведев говорит, что для построения идеальной демократии в нашей стране понадобятся десятилетия. В этом надо винить наследие «проклятого» прошлого?

— Вообще хотелось бы дожить... Но надо помнить, что нынешние элементы авторитарного управления стали ответом на разрушительные процессы, которые происходили в 90-е годы. Продолжение той динамики ставило под вопрос территориальную целостность Российского государства. При этом нельзя забывать и обо всех положительных вещах, которые тогда происходили. Прогресс истории — это прогресс личности. И потому обретение свободы стало огромным завоеванием. Но вопрос ведь заключается и в том, как она была использована... Кстати, о позиции президента. Не так давно в одном из интервью он подчеркнул важную мысль: в силу отсутствия у нас целого ряда объективных условий говорить о замене президентской республики парламентской преждевременно. Для этого понадобится значительное время, возможно, целая историческая эпоха. Это мнение человека, хорошо разбирающегося в теме.

— В вашем учебнике школьников просят опровергнуть или аргументировать мнение Александра Солженицына: «На путь, неотличимый от западного, Россия все равно не выйдет никогда, как бы нам ни стараться». Не кажется ли вам странным, что на уроке истории поднимается вопрос не о прошлом, а о будущем?

— Очевидно, что Россия никогда не будет похожа на Запад. А что касается вопросов о будущем на уроках о прошлом — так ведь мы для того и изучаем историю, чтобы видеть, куда идем и почему.

— Из учебника становится известно, что «президент Ельцин и его окружение долго не могли найти человека, относительно которого они были убеждены, что он оградит их от судебных преследований». Вас этот смелый вывод не смущает?

— Меня — нет, потому что я его не писал.

— Прокомментируйте, пожалуйста, еще одно откровение: «Зюганов и руководство КПРФ отлично понимали, что оппозицию, идущую на выборы под лозунгом «Банду Ельцина — под суд!», к власти никогда не допустят».

— Действительно, не очень понятны механизмы, с помощью которых можно не допустить к власти оппозицию в результате демократических выборов. Это неудачная редакция.

— А как вам такая цитата: «В 2007 г. очевидным признанием достижений России… стала победа российского города Сочи в борьбе за право проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. … Мир стал многополярным».

— На мой взгляд, мир до сих пор не стал многополярным, и не стоит упрощать ситуацию. Но отмечу, что данная фраза относится не к победе Сочи, а ко всему материалу этого параграфа.

— Сколько часов, согласно образовательному стандарту, дано на освоение учебника?

— Всего на историю в 11-м классе отводится 68 часов. На освоение данного учебника — 25—27 часов.

— За это время реально выучить все уроки истории?

— Когда я начал знакомиться с данным пособием, у меня возникло ощущение, что оно написано для профильной школы. Однако гриф был дан для базового уровня. Так сочли и в РАН, и в Российской академии образования.

— Вы уверены, что сдали бы экзамен по этому «некраткому курсу»?

— Мы на себе проверяли задания для школьников. Кстати, на одной из встреч Дмитрий Медведев поинтересовался у меня итогами этих проверок. Я ответил, что компьютер иногда ставит тройки даже профессиональным историкам. Тогда еще будущий президент посоветовал нам лучше учить уроки. Надеюсь, что ряд позиций в пособии претерпит изменения. Авторы учебника открыты для дискуссии. Нам совсем не хотелось бы, чтобы книгу сочли новым «Кратким курсом».

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера