Архив   Авторы  

Дым-2
Общество и наукаГлавная тема

Ждет ли нас повторение кошмарного лета 2010 года



 

Двадцать второе июня для страны дата знаковая. Вот и год назад в этот день над европейской частью России без всякого объявления Гидрометцентра установился блокирующий антициклон, вызвавший аномальную жару. И не уходил аж до 19 августа. Жертв, слава богу, было меньше, чем в роковом 1941-м, — хотя и тут они толком не подсчитаны. Но по части пожарищ природная катастрофа, пожалуй, не уступит военной. А самое главное, и в том и в другом случае страна оказалась абсолютно не готовой к постигшему ее бедствию. Какова боеготовность сегодня, год спустя после рекордной жары-2010, повторение которой отнюдь не исключено? Представители власти говорят о проделанной ими «кропотливой работе» по исправлению выявленных недостатков. Однако, по мнению независимых экспертов, ни в законодательной, ни в организационной части решения проблемы лесных пожаров существенных изменений не произошло. А по ряду параметров ситуация стала даже хуже.

Работа над ошибками

Миллионы гектаров обугленного леса, 130 сгоревших деревень, 60 погибших от огня и неизвестное число жертв дымового смога — серьезный повод задуматься. «Очевидно, что и действующая нормативная база, и... уровень организации соответствующего хозяйства не годятся», — заявил Дмитрий Медведев 8 сентября прошлого года. Президент подчинил тогда Рослесхоз непосредственно правительству — до этого он находился в ведении Минсельхоза. И поручил «провести детальную инвентаризацию законодательства о лесе», прежде всего Лесного кодекса (ЛК).

Для справки: именно с принятым в 2007 году Лесным кодексом большинство экспертов связывают катастрофические последствия жары. Главная мина была заложена в статье 83: «Российская Федерация передает органам госвласти субъектов РФ осуществление следующих полномочий...» В их числе — организация использования лесов, их охраны, защита и воспроизводство. Это означало полный демонтаж прежней, централизованной системы управления федеральным лесным фондом. О том, что ни к чему хорошему это не приведет, знающие люди предупреждали давно. Еще в 2008-м появился доклад Института прикладной математики РАН «Управление рисками лесных пожаров на территории РФ». Скрупулезный анализ венчал вывод: «После ввода в действие нового Лесного кодекса и фактической ликвидации лесничеств и ликвидации Авиалесоохраны любой достаточно засушливый год может стать катастрофическим».

Итак, каковы результаты работы над ошибками? «Всю осеннюю сессию депутаты Госдумы работали над подготовкой законопроекта, реализующего указанные поручения», — сообщил «Итогам» член комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Мальчихин («ЕР»). — Результатом кропотливой работы стало принятие закона «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 29 декабря 2010 года». Кроме ЛК правке подверглись Земельный, Уголовный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и еще пять законов.

Одной из ключевых новаций является появление в ЛК механизма отзыва полномочий по управлению лесами у не справившихся с ним регионов. Причем вместе с полномочиями регион должен вернуть Центру и выделенные субвенции на выполнение этих функций. Наряду с кнутом дарован пряник: субъектам предоставлена возможность передавать работы по борьбе с лесными пожарами специализированным государственным и автономным учреждениям. Естественно, безо всяких аукционов. Тут требуется пояснение. После того как ЛК упразднил лесхозы, вопрос, кто, как и почем тушит пожары, решался на конкурсной основе. Но поскольку никаких профессиональных требований закон к огнеборцам не предъявлял, определяющим фактором являлось «почем?». А дешево — не всегда качественно. В принципе контракт могли получить любые фирмы-однодневки, что зачастую и происходило. Так вот, нововведение предполагает, что теперь преимущество получат мастера своего дела. Ту же цель преследует и введение лицензирования деятельности по борьбе с лесными пожарами. Правда, эта норма вступит в силу только с 1 января 2012 года.

Кроме того, серьезно усилена уголовная ответственность за игру с огнем. Если прежде за уничтожение или повреждение лесных насаждений светило максимум 7 лет со штрафом до 100 тысяч рублей, то теперь — 10 лет и 300 тысяч. Ужесточена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Прежде обычному гражданину это стоило максимум полторы тысячи рублей, должностному лицу — три, юридическому — 30. Сейчас порядок цифр такой: пять тысяч, пятьдесят тысяч, один миллион.

Есть и масса других нововведений. Понятно, однако, что законы, сколь бы разумными они ни были, — лишь сухая теория, если не окропить их материально. Впрочем, и с этим, уверяет депутат, полный порядок: «Финансирование борьбы с пожарами из федерального бюджета выросло по сравнению с прошлым годом более чем в четыре раза — с 2,2 миллиарда рублей до 9,5 миллиарда. Все эти деньги уже в регионах».

«Таким образом, — суммирует Валерий Мальчихин, — на федеральном уровне предприняты все необходимые меры. Теперь дело за регионами». Как следует из этих слов, в концептуальной своей части ЛК, раздробивший ответственность за состояние дел в федеральном лесном фонде, совершенно не изменился. «Идея децентрализации оправданна и обоснованна», — говорит депутат. Проблема лишь в том, что регионы не всегда оправдывают оказанное им высокое доверие. Вот и на этот раз, признает Мальчихин, не все из них подготовились как следует к новому пожароопасному сезону.

Верните рынду

«Причины, которые привели к прошлогодним пожарам, остались в полной мере, — заявил «Итогам» руководитель лесной программы «Гринпис России» Алексей Ярошенко. — Более того, по ряду параметров ситуация стала даже хуже».

Во-первых, поясняет эксперт, после прошлых пожаров в лесу накопилось огромное количество мертвой, сухой древесины: гари расчищены в лучшем случае на 10 процентов. Мертвое дерево — куда более огнеопасный материал, чем живой лес, и, значит, пожары могут теперь распространяться намного быстрее.

Во-вторых, продолжается отток профессиональных кадров из лесоохраны: «Люди, которые в прошлом году буквально на энтузиазме спасли европейскую Россию от гораздо большей катастрофы, — это на 90 процентов работники лесного хозяйства — чувствуют себя обиженными. Их фактически назначили крайними, виновными за то, что все горело». Да и материального удовлетворения никакого: по сведениям Ярошенко, многие не получили зарплату еще за прошлый год.

Кстати, точных данных о том, сколько народу занято в лесном хозяйстве, нет сегодня нигде, даже в Рослесхозе. В ответ на соответствующий вопрос «Итогов» в пресс-службе ведомства сообщили, что это «довольно динамичный показатель» и что «за последние несколько лет численность работников лесного хозяйства изменялась от 55 до 70 тысяч человек». Все дело, мол, в том, что полномочия по ведению лесного хозяйства переданы регионам и каждый из них сам определяет, сколько ему необходимо лесников. Правда, сейчас в ведомстве «завершается подготовка норматива оптимальной численности органов лесного хозяйства в субъектах РФ».

По оценке Ярошенко, численность занятых в лесном хозяйстве находится в пределах 50—55 тысяч, «но уж точно не 70». В эту цифру входят в том числе работники разного рода специализированных организаций, образовавшихся на руинах расформированных лесхозов, а также сотрудники децентрализованной авиалесоохраны. Для сравнения: до реформы в лесном хозяйстве работало порядка 200 тысяч человек. При этом лиц, осуществляющих государственный лесной надзор, то есть сотрудников лесничеств и лесопарков, сегодня не более 16 тысяч, примерно в шесть раз меньше, чем было до нового кодекса. За последний год эта цифра как минимум не увеличилась, а обязанностей у лесничих стало, напротив, значительно больше. Правда, эти новые функции заключаются главным образом в написании новых отчетов: «Бумагооборот вырос очень существенно». В результате у лесничих остается все меньше сил и времени заниматься собственно лесом.

Причина кадрового голода, по словам эксперта, банальна: «Новые люди не появились, потому что денег на это не выделено». Стоп! А как же четырехкратное увеличение субвенций и субсидий? Оказывается, это параллельная линия финансирования, никак не пересекающаяся с расходами на текущую деятельность. Правда, и на текучку Центр раскошелился, но совсем в других пропорциях. Главными бенефициарами стали регионы, наиболее пострадавшие от прошлогодних пожаров. Прочие довольствовались 10-процентной прибавкой — практически уровень инфляции.

Впрочем, с «чрезвычайными» противопожарными миллиардами тоже не все гладко. Общая сумма в 9,5 миллиарда весьма условна, поскольку вторая часть этих ассигнований, субсидии на закупку техники, предоставляется на условиях софинансирования со стороны местных бюджетов. Региональная доля определяется по сложной методике и составляет от 5 до 95 процентов суммы федерального пая. «Схема очень сложная, практически никто не может разобраться в том, как рассчитывается коэффициент доплаты, — рассказывает Ярошенко. — Все эти цифры долго согласовывали, и в итоге распределение субсидий на новую технику было утверждено только в начале мая».

К этому добавился новый сюжет: технику можно закупать не абы у кого, через аукционы, а у конкретных поставщиков, список которых утвержден правительством. Поставщики, естественно, начали задирать цены. Что в свою очередь встретило категорическое непонимание покупателей. Иначе говоря, нынешнюю летнюю страду борцы с лесными пожарами встретили с теми же орудиями труда, что и прошлую.

Для справки: в 2010 году средств на обновление противопожарной техники вообще не выделялось, а ее износ в отдельных регионах достигал, по данным Рослесхоза, 80 процентов. И надо полагать, после прошлого лета процент износа отнюдь не сократился.

Еще более скептичен Ярошенко по отношению к законодательным новациям. Так, например, появившийся в ЛК механизм отзыва у нерадивых регионов лесных полномочий настолько сложен и требует так много времени, что связываться с этим никто не будет. Достаточно сказать, что венчает этот длинный алгоритм необходимость принятия специального федерального закона.

В общем, есть кое-какие положительные или по крайней мере безвредные законодательные новшества. «Но процентов на 90 поправки касаются организации внутриведомственного и межведомственного бумагооборота, — категоричен Ярошенко. — Кто перед кем отчитывается, кто какие пишет справки, кто кем командует...»

На вопрос, повторится ли катастрофа, если в Россию вернутся жара и сушь, эксперт без раздумий отвечает: «Будет хуже». Более того, по его мнению, не справляется страна и с нынешними, пока отнюдь не рекордными климатическими перегрузками. В подтверждение своих слов Ярошенко приводит данные МЧС: с начала года лесными пожарами была охвачена втрое большая территория, чем за тот же период прошлого. Правда, дым пока не дотянулся до Москвы, но, возможно, уже очень скоро и этот фактор достигнет прошлогодней «нормы». Наиболее сложная ситуация в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области, где полыхают пять крупных торфяных пожаров. Начинают дымиться и подмосковные залежи торфа. Несколько дней с устойчивым восточным ветром — и москвичи вновь почувствуют характерный тошнотворный запах. Справедливости ради нужно сказать, что ситуация выходит за рамки проблем, порожденных ЛК: основная масса торфяников находится вне земель лесного фонда и, стало быть, в зоне ответственности других служб. Но главное, что и тут ничего не меняется. Во всяком случае к лучшему.

Лесная политика

Источник «Итогов» в ФГУ «Авиалесоохрана» (организация, подведомственная Рослесхозу) практически полностью согласен с доводами гринписовца Ярошенко: все действительно может повториться, поскольку ни в структуре лесного хозяйства, ни в том, что относится к зоне ответственности МЧС, радикальных изменений не произошло. Что же касается собственно лесной авиации, то единственное существенное новшество — создание при ФГУ «Авиалесоохрана» общефедерального десантно-пожарного подразделения в количестве 200 человек. «Это маленький шаг в правильном направлении», — констатирует собеседник «Итогов».

Но еще больше фактов демонстрируют прямо противоположную тенденцию. Из ста с лишним бортов, отданных в 2007 году в регионы, на сегодняшний день на ходу не более четверти. Половина вообще распродана или утрачена. И распродажа продолжается. У источника «Итогов» есть серьезное опасение, что до конца года могут прекратить свое существование авиабазы во Владимирской области и в Карелии.

Расширение ударного авиапарка МЧС проблему не решает. Ведь главная задача лесной авиации — разведка и предотвращение крупных пожаров. Если же огонь захватил достаточно большую площадь, эмчеэсовские воздушные чудо-танкеры, как правило, бесполезны.

«Самое главное — осталась в неизменном виде дурацкая модель Лесного кодекса, которая может быть эффективна максимум на 12 процентах территории страны», — возмущается директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы в России и сопредседатель Общественного экологического совета при Рослесхозе Евгений Шварц. Речь идет об экономической составляющей реформы: расчеты ее инициаторов строились главным образом на том, что дефицит государственной заботы восполнят арендаторы. Но такой подход оправдан лишь там, где ведут деятельность крупные компании. А таким критериям отвечают сегодня только несколько регионов. В остальных же леса фактически находятся без присмотра.

Что делать? Возвращать отданное в субъекты под федеральное крыло? Но нет никакой уверенности, что центральная власть лучше справится с отобранными полномочиями. В конце концов и сегодня у Москвы хватает рычагов для наведения порядка в лесной сфере. О чем тут говорить, если для отставки губернатора достаточно лишь утратить доверие президента! Так что с политической точки зрения российские леса ни на йоту не вышли из-под федерального контроля. С практической же это означает только одно: в случае чего тушить пожары, как и в прошлом году, придется в ручном режиме. В прямом и в переносном смысле.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера