Архив   Авторы  
Теплоход «Булгария» затонул примерно в трех километрах от берега, в центре Куйбышевского водохранилища

Круги на воде
Общество и наукаГлавная тема

Какие тайны всплывут со дна Куйбышевского водохранилища вместе с несчастной «Булгарией»?




 

По сути гибель «Булгарии» стала квинтэссенцией всех тех ужасов, которые мы испытали в последние годы: от «Хромой лошади» (вопиющая безответственность и растаптывание всех норм безопасности) до катастрофы на Саяно-Шушенской (моральный и физический износ всего советского наследия). И как-то символично даже, что, когда очередная группа водолазов отправлялась на погружение к затонувшему теплоходу, на снаряжении двоих из них читалась ТА САМАЯ надпись — «Саяно-Шушенская ГЭС»…

Она утонула...

...У девятого причала Казанского пассажирского порта работает оперативный штаб. Сюда заходит молодой парень с серым лицом, он ищет отчима, который был в команде теплохода. Фамилии его нет ни среди живых, ни среди мертвых, парень начинает злиться, в сердцах бросает: «Да я сам на этой «Булгарии» рулевым ходил, две недели назад уволился!» Паренек закуривает и глубоко, в полсигареты, затягивается. «Корабль ходил с таким правым креном, что, сидя на нижней палубе, можно было запросто высунуть руку в окно и помыть за бортом стакан. Там по правому борту цистерна была, ее как дополнительную топливную использовали, а часть как фекалку (отстойник для канализационных стоков. — «Итоги»). Когда крен пошел, стали разбираться — оказалось, с цистерны этой заглушку на фланце сорвало и вода туда поступала. Мы тогда поставили заглушку, теплоход выровнялся, три недели крена не было, но когда «Булгария» выходила в свой последний круиз, она снова кренилась, думаю, опять что-то с заглушкой случилось. Команда знала, конечно, о проблеме, многие протестовали против выхода, но капитану был дан приказ, ведь он же подневольный человек».

Удалось нам пообщаться и с другими бывшими членами команды «Булгарии». Они рассказали о том, как на теплоходе любили отдыхать многочисленные чиновники из правоохранительных ведомств, в том числе и из транспортной прокуратуры. Видимо, полезные связи арендаторов помогали престарелой посудине спокойно проходить плановые осмотры. «Булгария» не имела документов, позволяющих перевозить туристов. Как выяснили следователи, у теплохода было только разрешение на так называемый разовый выход — допустим, дойти от порта приписки до ремонтной базы или вообще отправиться в утиль.

Ничей, ничья, ничье

Как ни цинично это прозвучит, но случай с теплоходом «Булгария» можно охарактеризовать короткой фразой: все к тому и шло. Как сказал один из речников, утонул не корабль, утонул весь флот. Погибшие люди стали жертвами порочной системы, которая годами складывалась в российском транспорте в целом и в его речном сегменте в частности. По данным Ространснадзора, общее количество транспортных происшествий на речном транспорте в 2010 году увеличилось в 1,6 раза по сравнению с 2009 годом (109 транспортных происшествий против 68). Такой рост неудивителен хотя бы потому, что в последнее время едва ли не весь речной флот был выведен из поля зрения государства, оказавшись в частных руках. Вместо 40 крупных советских пароходств и транспортных управлений появилось более 1500 хозяйствующих субъектов. Как они хозяйствуют, наглядно показала трагедия «Булгарии».

С советских времен в отрасли установлен железный порядок: как только судно построили, Российский речной регистр фиксирует его и присваивает определенный класс, то есть определяется, в каких районах оно может курсировать и чем заниматься (транспортировка грузов, перевозка пассажиров, проведение спасательных операций и т. д.). До тех пор, пока судно находится в эксплуатации, это же ведомство следит за его техническим состоянием. Все суда старше 25 лет должны ежегодно проходить осмотр, который проводит инспектор регистра. Но сегодня это все только на бумаге. Один из капитанов, работающих на Волге, на условиях анонимности рассказал: «За определенную плату инспектор может и не заметить каких-то недостатков. К тому же сейчас за работой проверяющих фактически нет никакого контроля. Но любая система проверки эффективна тогда, когда она дублируется. В ходе проверки речного флота надо позаимствовать опыт морского, где почти полностью удалось искоренить продажный техосмотр. Прежде всего потому, что каждое судно, заходящее в морской порт, проверяется еще и инспекцией портнадзора. Капитан порта смотрит, насколько в реальности состояние судна соответствует документации, выданной в ходе ежегодного техосмотра. На внутренних речных маршрутах такого осмотра нет в абсолютном большинстве портов. Конечно, невозможно организовать инспекцию в каждом порту, но в крупных городах — Нижнем Новгороде, Казани, Волгограде — такие инспекции должны быть. Тогда риск того, что судно наподобие «Булгарии» выйдет в рейс, сведется к минимуму».

Это старческое

Многие эксперты отрасли считают, что к 2020 году по возрасту и в соответствии с требованиями безопасности должно быть выведено из эксплуатации более 80 процентов российского речного самоходного флота. Сегодня в европейской части России в речных круизах задействованы 120 судов, пятидесяти из которых более 25—30 лет, остальным — 40—60. То, что по нашим рекам ходят суда в основном преклонного возраста, — это факт. Ту же «Булгарию» и еще 36 теплоходов проекта 785 завезли в СССР из Чехословакии еще в 50-х годах. Всего же в России речных и озерных судов (исключая маломерные), построенных с 1950 по 1959 год, 2322 штуки. Для сравнения: новых кораблей, спущенных на воду после 2000 года, всего около 1400. Впрочем, сваливать всю вину исключительно на возраст судна не стоит. Год рождения теплохода роли не играет, важно его техническое состояние. Например, по словам начальника флота Столичной судоходной компании Евгения Власова, обязательный средний ремонт проводится раз в 5 лет. Для этого судно вытаскивают на сушу, или на слип, как говорят речники, и делают проверку обшивки. Это дорогое удовольствие. Чтобы отправить судно на слип, нужно заплатить 200 тысяч рублей. Еще месяц оно находится в ремонте, который может стоить от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей. Например, полная модернизация (или капремонт) обойдется примерно в 30 миллионов рублей. Далеко не у всех компаний есть такие деньги. Были ли они у ООО «Арго-Речтур», которое являлось субарендатором «Булгарии»?

Куда плывем?

Минимальная модернизация «Булгарии» обошлась бы в 7 миллионов рублей — такую цифру нам сообщили в одной турфирме, которой Камское речное пароходство предлагало эту посудину. 7 миллионов «деревянных» — это много или мало? По оценкам туроператоров, при навигации продолжительностью 140 дней средний объем спроса за сезон составляет 300—350 тысяч человек, готовых потратить от 1,5 до 5 тысяч рублей в сутки. В среднем получается 136,5 миллиарда рублей. В настоящее время на внутренних водных путях России эксплуатируются 1100 пассажирских судов. На каждое из них соответственно придется примерно по 120 миллионов рублей в навигацию. 7 миллионов — это жалкие 5 процентов от сезонной выручки. И все равно — сэкономили даже на этом.

К тому же система устроена таким образом, что большинство компаний, подвизающихся в сфере водного транспорта, зарегистрировано в офшорных зонах. Неплохо зарабатывая на сдаче судов в аренду, они фактически ни за что не отвечают. А раз так, у них нет мотивации вкладывать средства в парк и инфраструктуру. Например, в случае с «Булгарией» схема выглядела следующим образом. Согласно документации ООО «Арго-Речтур» не являлось хозяином судна. Но договор субаренды был составлен так, что вся ответственность лежала именно на этой фирме. Сама она зарегистрирована менее года назад с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, а в качестве юридического адреса указана квартира в жилом доме. Настоящим же владельцем судна числилось ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство», которое, в свою очередь, контролируется компанией Antonov Group-F.Z.E., зарегистрированной в Арабских Эмиратах. Столь странные схемы бизнеса на нашем водном транспорте применяются сплошь и рядом, начиная от гигантских нефтетанкеров и заканчивая тем утлым суденышком, чье имя стало нарицательным 10 июля 2011 года.

Изнутри

Советы не постороннего

Своими соображениями с читателями «Итогов» поделился капитан одного из круизных судов Александр К.:

— На речных теплоходах необходимо срочно вводить «защиту от дурака». Причина крушения «Булгарии» связана с тем, что внизу были открыты иллюминаторы, иначе судно не затонуло бы так быстро. Только вдумайтесь: высота от уровня воды до главной палубы 1,2 м. При крене судна на 1 градус высота надводного борта уменьшается на 10 см. Судно вышло из порта с креном 4 градуса, то есть борт был на 40 см ближе к воде и его высота над уровнем воды составляла уже 80 см. А ведь между главной палубой и водой есть еще иллюминаторы — диаметром порядка 40—50 см. И вот представьте себе, судно поворачивает и кренится, в иллюминатор попадает вода. За секунду внутрь судна заливается 400—500 литров воды. За полминуты получается уже 15 тонн. Если учесть размеры судна, то этого вполне достаточно, чтобы оно перевернулось. Возникает вопрос: почему иллюминаторы не были закрыты? А потому что на практике проконтролировать это почти невозможно. Летом жарко, людям душно, они и открывают иллюминаторы. Чтобы избежать таких происшествий, нужно просто наглухо загерметизировать все нижние иллюминаторы на пассажирских теплоходах. Да, в нижних каютах будет душно, люди перестанут покупать туда билеты, и судоходные компании понесут убытки. Впрочем, бизнес на пассажирских перевозках настолько прибыльный, что ради безопасности можно пойти на такие меры.

Пассажирам я бы советовал не гоняться за дешевизной. Если видите, что путевка на круиз стоит значительно дешевле, чем в среднем по рынку, следует задуматься. К тому же нелишне узнать название туроператора, поинтересоваться, как давно он занимается круизами и уточнить название теплохода, на котором вы собираетесь в путешествие. Дальше уже собирайте информацию в Интернете.

Речные круизы не так безопасны, как кажутся на первый взгляд, поэтому доверять свою жизнь нужно только профессионалам.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера