Архив   Авторы  
Главное, считает Николай Сенкевич, чтобы в каждой компании работали настоящие профессионалы, тогда не нужно вмешиваться в творческий процесс. Сам он тоже человек творческий: одно из его серьезных увлечений — фотография

Все части целого
Общество и наукаГлавная тема

Николай Сенкевич: «Сегодня Газпром-Медиа Холдинг — самый крупный игрок отечественной медиаиндустрии»

 

Газпром-Медиа Холдингу 21 января исполняется пятнадцать лет. Сегодня он является одним из крупнейших в России и Европе, включает в свой состав телекомпании НТВ и ТНТ, радиостанции «Эхо Москвы», «СИТИ-FM» и «Детское радио», спутниковую телекомпанию «НТВ-Плюс» и издательство «Семь Дней». А также газету «Трибуна», интернет-портал Rutube, кинотеатры «Октябрь» и «Кристалл Палас», кинокомпанию «НТВ-Кино» и многое другое... Генеральный директор, председатель правления холдинга Николай Сенкевич подводит промежуточные итоги работы и определяет ориентиры на перспективу.

— Если «Газпром» — национальное достояние, то Газпром-Медиа... Завершите фразу, Николай Юрьевич.

— Наш слоган скромнее: «Все части целого». Это относится прежде всего к восприятию картины мира. Мы — медийный холдинг, и основная наша работа — отображать жизнь во всей ее полноте и разнообразии. Через прессу, телевидение, радио, Интернет, кино. Калейдоскоп событий в калейдоскопе СМИ. Только так рождается цельный образ окружающей нас действительности. В конце 90-х, когда был основан Газпром-Медиа, медиаиндустрия в России лишь начинала формироваться как отрасль. Было огромное количество новых газет, телеканалов, радиостанций — большинство из них так и не смогли найти бизнес-модель существования и развития и канули в Лету. Задачей Газпром-Медиа было структурирование разрозненного набора активов, обремененных долгами и рисками, в единый бизнес-эффективный медиахолдинг с четкой юридической структурой, централизованным управлением и прозрачной отчетностью. Вроде удалось. Сегодня Газпром-Медиа Холдинг — самый крупный игрок отечественной медиаиндустрии. В холдинг входит более ста средств массовой информации, аудитория которых — все население России, страны ближнего зарубежья, русскоязычные диаспоры всего мира. Много лет мы — уже прибыльный бизнес, с устойчивым положением на рынке. И капитализацией в двести миллиардов рублей.

— Что, по-вашему, является критерием успеха в Газпром-Медиа: профессиональная команда, благостные аудиторские отчеты или цифры чистой прибыли? А может, и того проще: хорошие отношения с большими начальниками?

— Залог успеха, конечно, в команде. У нас работает более пяти тысяч человек — это, с уверенностью могу сказать, сливки нашей отрасли. Мы научились работать как единый организм, сохранив при этом свободу творчества. Как результат — рейтинги и доля аудитории, выбирающей наши продукты. Суммарная аудитория телеканалов холдинга превышает двадцать процентов всех телезрителей страны и опережает другие российские медиагруппы по объему и темпам роста. Общая доля радиостанций Газпром-Медиа — самая большая в Москве. На рынке печатных СМИ доля издательства «Семь Дней» в Москве составляет 33 процента, в России — 14 процентов. Позиции лидера в Санкт-Петербурге сохраняет журнал-телегид «Панорама TV». Что касается начальников... Надеюсь, они тоже входят в нашу аудиторию.

— Сайт Газпром-Медиа оформлен в виде периодической таблицы элементов. Все ли «части целого» одинаково ценны? Что — золото, а что — инертные газы?

— Как в природе важны все элементы, так и в нашей структуре каждая компания играет свою роль: кто-то более яркую, кто-то менее. Но играет. Конечно, локомотивами, как и во всей медиаиндустрии, являются телеканалы — НТВ и ТНТ. И оба показывают блестящие результаты. НТВ единственный среди федеральных телеканалов не потерял долю аудитории под натиском нишевого телевидения. А ТНТ достиг поставленной цели: стал первым в России в молодежной аудитории. Появляются в нашей периодической таблице и новые элементы. Это в первую очередь Интернет. Здесь мы только в начале пути, самое интересное впереди. Но кое-что уже удалось: интернет-ресурсы холдинга имеют аудиторию более 20 миллионов уникальных пользователей и входят в десятку самых быстрорастущих в Европе. В ушедшем году мы вышли на рынок мобильных приложений, развиваем технологические решения. Так что новые элементы будут появляться и впредь.

— С кем и за что сегодня конкурирует холдинг?

— Любая отрасль основана на конкуренции, это залог развития. Медиа не исключение. Мы каждый день должны бороться за свою аудиторию — зрителей, читателей, слушателей. Именно они ежедневно ставят оценку нашей работе, выбирая наш канал, журнал, радиостанцию или сайт. Как и везде, выигрывает в конкуренции тот, кто предлагает самое лучшее и актуальное. Так что почивать на лаврах не приходится.

— Реклама по-прежнему является двигателем медиабизнеса? Что происходило с этим рынком последние пятнадцать лет?

— Важный вопрос! Прежде чем потратить деньги на производство качественного контента, нужно представлять, за счет чего будет формироваться доход, что является его источником. У медиабизнеса их два: либо потребитель сам непосредственно оплачивает потребление контента, либо опосредованно — своим вниманием к рекламе, которую оплачивает рекламодатель. У нас работают обе модели: мы продаем газеты, журналы, доступ к каналам спутникового телевидения «НТВ-Плюс», мобильные приложения. Но доходы от рекламы в холдинге составляют по-прежнему более 80 процентов. Пока... За пятнадцать лет рынок рекламы вырос почти в десять раз и сегодня уже превысил 300 миллиардов рублей. Эти цифры, конечно, несравнимы с нефтянкой или доходами от добычи газа, но уже можно сказать, что рекламная индустрия стала полноправной частью экономической системы. Ведь она является двигателем не только для медиабизнеса, но и для потребительского рынка в целом, для реального сектора экономики и в конечном счете для повышения качества потребления и уровня жизни населения страны. За последнюю пятилетку рост рекламных доходов холдинга составил более 60 процентов, а рекламный медиарынок за этот же период вырос на сорок шесть. Другими словами, мы растем быстрее рынка. Сегодня наша доля в рекламном пироге страны — почти 15 процентов. Это ощутимо, мы понимаем меру нашей ответственности и прилагаем много усилий для развития прозрачных, цивилизованных бизнес-процессов в индустрии. И немало уже удалось.

— Холдинг декларирует, что основной принцип руководства активами — управление не контентом, а бизнесом. Как это осуществляется на практике? Хорошо все, что приносит доход?

— Главное, чтобы в каждой компании работали настоящие профессионалы — редакторы, продюсеры, управленцы. Тогда они сами знают, что делать. Понимают, что доход обеспечивается рейтингами, долей аудитории. А для достижения рейтингов надо делать качественный продукт, иначе долго не продержишься. Ответственность перед холдингом — в бизнес-показателях, которые отражают и качество работы команды каждой компании, и талант, если хотите. Вмешиваться в творческий процесс — дело гиблое, правильнее сменить команду. А задача холдинга — как раз подбирать команды, настраивать бизнес-процессы, принимать стратегические решения как на уровне отдельных компаний, так и холдинга в целом, который должен быть бизнес-успешен. Это зона моей личной ответственности. Именно за это я отвечаю перед акционерами.

— По какому пути, по-вашему, пойдет развитие медийных активов Газпром-Медиа? Чего-то еще не хватает для счастья? Скажем, оправдала ли себя покупка интернет-портала Rutube?

— Rutube — наш входной билет в Интернет. Мы покупали время и аудиторию. Сегодня это уже совсем иной проект, начиная от дизайна и заканчивая идеологией. Аудитория Rutube растет, при этом мы накопили достаточно экспертизы для разработки новых проектов. Now.ru — онлайновый кинотеатр, ntvplus.tv — онлайновое телевидение — первые ласточки в череде наших планов.

— Каковы, по-вашему, перспективы бумажных СМИ в конкуренции с Интернетом, Николай Юрьевич?

— Печатные СМИ рано списывать со счетов. Конечно, время миллионных тиражей ежедневных газет безвозвратно ушло. Но качественные издания по-прежнему востребованы. Пример тому — наше издательство «Семь Дней». И тут важно не только то, что людям приятно полистать красивый журнал. Профессиональный контент всегда будет пользоваться спросом. А печатное слово таковым и остается: и в Интернете, и в мобильных приложениях. Посмотрите онлайновые продукты «Семи Дней» — это не конкуренция с принтом, а новая форма распространения печатного контента.

— Как в одном холдинге уживаются НТВ с «Анатомиями протеста» и «Русскими сенсациями» и «Эхо Москвы», где резвятся «белоленточники» и прочие критики власти?

— Я же говорил: все части целого. Ничто не должно быть вырвано из контекста современной жизни. Иначе целостности не получится.

— В декабре 2011 года холдинг приобрел две трети уставного капитала Comedy Club Production (CCP) за беспрецедентные для российского рынка 350 миллионов долларов. Стоила овчинка выделки?

— Стоила! Прошедший год доказал это аудиторными показателями как программ Comedy Club Production, так и канала ТНТ в целом. Изменившиеся взаимоотношения между командой CCP и телеканалом ТНТ позволили авторам и продюсерам Comedy Club сосредоточиться на креативе, оставив бизнес менеджменту ТНТ. В результате за прошедший год команда CCP разработала много новых проектов, которые зрители увидят на ТНТ уже в этом году. И это в дополнение к тем успешным программам, которые Comedy Club Production делает и будет продолжать производить для ТНТ. Немаловажный момент состоит еще и в том, что все права на весь контент Comedy Club теперь принадлежат каналу, а это дорогого стоит с точки зрения распространения в новых медиасредах. Кроме того, это приобретение еще повысило капитализацию ТНТ. А названная вами сумма в 350 миллионов оплачена далеко не полностью, окончательная сумма сделки напрямую зависит от аудиторных показателей программ, которые произведет CCP за три года. Так что мы в любом случае в выигрыше.

— На похожий вопрос уже отвечал Роман Петренко, глава ТНТ, и все же не могу не спросить: зачем вы так с «Прожекторперисхилтон», Николай Юрьевич? Неужели не жаль?

— Хорошая была передача, жаль, что не выходит. Именно потому, что хорошая, мы пошли вразрез с существующими в Comedy Club контрактами и ждали до конца сезона. Но таково решение продюсеров (и, кстати, такие правила индустрии): лица одного канала не работают на другом. Хотя мы с удовольствием пригласили бы Ивана Урганта в Comedy Club, если бы он не был занят на Первом канале.

— На протяжении последних лет с разной степенью интенсивности ведется разговор о продаже «Газпромом» непрофильных активов, в число которых входит и холдинг. К чему готовиться? Если продажа случится, то оптом или «по кусочку»?

— Все уже случилось — в 2005 году. «Газпром» нас продал. Оптом. Газпромбанку. С тех пор Газпром-Медиа Холдинг прочно занял место в структуре группы Газпромбанка. Мы консолидируем отчетность, работаем в соответствии с правилами и стандартами, действующими в группе акционера, и являемся одним из наиболее значимых его активов.

— А почему, кстати, у вас в приемной телевизор включен не на родных каналах?

— Изучаем конкурентов, следим за ними. Нельзя расслабляться ни на минуту!

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера