Исследователи, которые 27 апреля 1926 года прибыли на место падения метеорита, увидели выжженную тайгу

Прогремел на весь мир

Сто лет изучения тунгусского феномена не прошли даром. Загадочному событию долго приписывали факты, ничего общего с ним не имеющие. Потом считалось, что ученые столкнулись с принципиально новым явлением природы. Но, похоже, в расследовании наконец можно поставить точку...

Прошло 100 лет с момента Тунгусской катастрофы, но ее виновника до сих пор ищут. Если в первых экспедициях, совершенных по горячим следам, еще была хоть какая-то ясность относительно предмета поиска, то со временем она угасала. Казалось, что задача непосильна для целой армии исследователей нескольких поколений. Наверное, подобное утверждение кто-то попытается оспорить, но предложить законченную картину того, как развивались события 30 июня 1908 года и где искать вещество Тунгусского метеорита, со 100-процентной точностью пока никто не может. Можно лишь очертить общий контур проблемы и обозначить основные противоречия. Как любят повторять исследователи феномена, «в процессе поиска мы накопали Монблан фактов, но что с ним делать, пока не знает никтоЕ». Одним из самых авторитетных исследователей тунгусского феномена является Виталий Ромейко, независимый ученый, принявший участие в 22 экспедициях в предполагаемый район падения, автор трех книг о грандиозном событии. В преддверии юбилея он поделился с «Итогами» информацией, накопленной энтузиастами за 100 лет исследования, а заодно рискнул выстроить собственную версию случившегося 30 июня 1908 года.

Только факты

Тайна тунгусской катастрофы с годами уверенно обрастала слухами и домыслами, от чего ее расследование только запутывалось. Наверное, сейчас имеет смысл прежде всего назвать наиболее значимые явления и факты, имеющие прямое отношение к далеким событиям. Итак, имеются в наличии: пролет космического тела в атмосфере Земли утром 30 июня 1908 года, высотный взрыв в районе с географическими координатами 60 градусов 53,7Т северной широты и 101 градус 53,5Т восточной долготы. Барическая (ударная) волна, обогнувшая земной шар. Асимметричный вывал леса в районе взрыва на площади 2150 квадратных километров и лучистый ожог деревьев. Сейсмические явления и магнитное возмущение в ионосфере, длившееся около 3,5 часа. А также атмосферные оптические аномалии (так называемые серебристые облака).

Но ведь есть и другие факты. Например, повышенный уровень радиоактивности, ускоренный рост деревьев, биологические мутации насекомых, химические аномалии, обнаруженные в слоях льда в Антарктиде и Гренландии. Их следует рассматривать более осторожно. Хотя бы потому, что все это нельзя однозначно отнести к событиям 1908 года. Можно выделить и еще одну группу фактов: это спорные сообщения о находках необычных камней, метеоритных кратерах, обнаруженных в различных районах Сибири, падении сопутствующих космических тел.

При таком богатстве выбора Виталий Ромейко предлагает остановиться лишь на двух значимых аспектах, имеющих непосредственное отношение к тунгусской катастрофе.

Астрономический аспект

Внешний вид многих планет и их спутников давно убедил астрономов в том, что все тела в Солнечной системе постоянно подвергаются космической бомбардировке и Земля - не исключение. И потому с большой долей вероятности можно рассматривать события 1908 года как типичное астрономическое явление, то есть столкновение Земли с кометой или астероидом.

Давние поиски объяснения феномена заставили Виталия Ромейко погрузиться в изучение старой астрономической литературы. То, что он прочитал в старом Русском Астрономическом календаре за 1910 год, стало настоящей сенсацией. Оказывается, тунгусская комета, вероятнее всего, была сфотографирована за 180 дней до ее столкновения с Землей. Вот что говорится об этом событии в обзорной статье «Успехи астрономии за 1908 год»: «...1908 год был беден появлениями новых комет: их было открыто всего две, но обе оказались интересными, хотя и по совершенно различным причинам. Первая из них - это загадочная комета 1908 а (1907 YI). Ее открыл 2 января Макс Вольф - 44-летний профессор, директор старинной немецкой обсерватории Гейдельбергского университета. Фотографируя небо в поисках кометы Энке, возвращение которой ожидалось в начале 1908 года, он вдруг обнаружил среди множества мелких точек звезд долгожданный туманный объект. Так как место найденной кометы незначительно отличалось от расчетного положения кометы Энке, то Вольф принял ее за последнюю...»

Дальнейшее сравнение фотонаблюдений с траекторией кометы Энке показало, что речь может идти о разных небесных телах. Астрономы тогда сделали предположение: либо открытая Вольфом комета ничего общего с этой кометой не имеет, либо комета Энке разделилась и отделившиеся части стали двигаться по разным орбитам, а Вольф наблюдал за одной из таких частей. К сожалению, из-за недостаточного числа наблюдений этот вопрос так и останется нерешенным, но вполне вероятно, что в конце 1907 года под действием термического нагрева или гравитационных сил комета Энке действительно раскололась и продолжала полет в виде двух или даже трех самостоятельных тел, одно из которых и столкнулось с Землей 30 июня 1908 года.

Самое удивительное, что через шестьдесят с лишним лет после этого открытия два астронома независимо друг от друга назвали в качестве возможного виновника тунгусского взрыва один и тот же объект - комету Энке. Первый из них - научный сотрудник Комитета по метеоритам Академии наук СССР Игорь Зоткин. В 1969 году, обрабатывая показания очевидцев, он обратил внимание на сходство параметров орбиты предполагаемого тунгусского болида с метеорным потоком бета-Тауриды, связанным с орбитой кометы Энке. Позже, в 1978 году, чехословацкий астроном Любор Кресак, не зная о работе своего московского коллеги, подтвердил это предположение вычислениями, показав, что знаменитый Тунгусский метеорит мог быть осколком кометы Энке. Он рассчитал, что в этом случае «осколок» столкнулся с Землей, двигаясь со скоростью примерно 31 километр в секунду. Любопытно, что ни тот ни другой астроном, видимо, не знал о наблюдениях Макса Вольфа. Так вот Виталий Ромейко берет на себя смелость утверждать, что по совокупности косвенных фактов тунгусское тело являлось осколком кометы Энке. Какие это факты? Помимо перечисленных, еще и общеизвестные: отсутствие крупных фрагментов космического вещества на месте катастрофы, находка в тунгусских торфах вещества, близкого по составу кометным льдам.

Геофизический аспект

Как показало время, объяснение необычного появления серебристых облаков - тех самых оптических аномалий лета 1908 года - стало своеобразным тестом для проверки всех ныне существующих гипотез. Имелось, да и до сих пор еще сохраняется устойчивое заблуждение, что оптические аномалии, относящиеся к тунгусской катастрофе, начали развиваться до известных событий. Правда, есть серьезные аргументы, развенчивающие это заблуждение. Например, космическое тело, двигающееся со скоростью порядка 30 км/с, за сутки до сближения с Землей будет находиться в 6,5 раза дальше орбиты Луны. Таким образом, исключается возможность взаимодействия сравнительно небольшой кометы (ядро 100±50 метров в поперечнике), а уж тем более астероида с атмосферой Земли до момента их столкновения. А что, если Земля вошла в облако космической пыли (аналог метеорного потока) за 10 суток до столкновения? По утверждению сторонников «ранних оптических аномалий», они начались 21-25 июня, то есть за 5-10 суток до сближения с Землей. Даже если допустить, что диффузное вещество тунгусского тела было распределено по орбите и начало выпадать на Землю намного раньше основной массы, то развитие оптических аномалий наблюдалось бы по всей поверхности Земли, чего в действительности не происходило. Их локальное проявление - это свидетельство ограниченного по времени взаимодействия космического вещества тунгусского «пришельца» с земной атмосферой.

Серебристые облака, которые еще называют noctilucent clouds (ночные светящиеся облака), образуются из мельчайших кристаллов льда в пограничном слое атмосферы Земли на высотe 75-95 километров. Природа этого явления до конца непонятна, но особенности возникновения изучены хорошо. Так, известно, что максимум их видимости в Северном полушарии приходится на последнюю декаду июня и частично на первую декаду июля. По форме эти облака чаще всего напоминают волны или завихрения. Появление подобных облаков летом 1908 года необходимо рассматривать поэтапно. Первое сообщение о них относится к 21-23 июня. 29 июня число сообщений увеличилось уже до девяти, что еще не является аномалией. Так, в 1885 году, в год открытия серебристых облаков, то есть при минимуме знаний о них, в ночь с 23 на 24 июня их наблюдали в пяти пунктах, а с 7 на 8 июля - в семи. Аналогичную ситуацию можно обнаружить позже, например в ночь с 30 июня на 1 июля 1934 года. То есть важно отметить, что случаи до 30 июня 1908 года являлись вполне типичными. Однако в ночь с 30 июня на 1 июля 1908 года словно происходит вспышка - поле серебристых облаков распространилось на гигантское расстояние в 3300 километров! Количество сообщений о них за одну ночь превысило 100, что не имеет аналогов за всю историю наблюдений, начиная с 1885 года по сегодняшний день.

Что в итоге?

Постараемся с помощью Виталия Ромейко на основе имеющихся фактов воссоздать примерное развитие событий.

Незадолго до столкновения с Землей (чуть более полугода) небольшая, но достаточно известная комета Энке под действием термического нагрева распалась на части буквально на глазах у астрономов. Явление в общем-то нередкое: в июле 1994 года распалась комета Шумейкеров - Леви, весной 2006 года близ Земли пролетело большое число фрагментов кометы Швассмана - Вахмана. В 1908 году комета двигалась к нам со стороны Солнца, что не позволило наблюдать ее ночью, то есть предвидеть столкновение с Землей. 30 июня, около 7 утра местного времени, осколок кометы поперечником приблизительно в 100-150 метров со скоростью порядка 30 км/с внедрился в атмосферу Земли где-то в районе северной оконечности Байкала, то есть в 700-760 километрах от эпицентра взрыва. Кометное ядро могло представлять собой смерзшийся комок, состоящий главным образом из летучих соединений водорода, углерода, азота, кислорода и минеральной пыли. Направление движения - на северо-запад. Но из-за того, что опрос очевидцев проводился в разные годы (благодаря чему наслаивались разные события), произошла путаница в определении траектории полета. Между прочим, в том же 1908 году, но только 11 августа, над центральной Сибирью пролетел второй дневной болид. Двигался он в отличие от тунгусского с юга на север.

Ледяное ядро, обладая гигантским запасом энергии, внедрилось глубоко в атмосферу Земли и на высоте 5-10 километров разрушилось. При движении в атмосфере болид начал активно дробиться, наращивая свой электростатический потенциал. Вблизи поселка Ванавара он взорвался и повредил множество деревьев. Струи раскаленных газов, а может быть, и отдельные фрагменты кометного льда, с огромной скоростью ударили в землю. В этих местах возникли термокарстовые воронки, внешне напоминающие метеоритные кратеры. Часть космического вещества сгорела, часть, возможно, срикошетив, ушла дальше на северо-запад или вообще вылетела за пределы атмосферы. Мощный высотный взрыв стал источником особого вида волн (специалисты в области физики атмосферы называют их акустико-гравитационными), распространившихся по границе атмосферы на высоте около 80 километров. По всей видимости, они образовали плотное поле светящихся серебристых облаков, отмеченное затем наблюдателями в Центральной Европе и Западной России.

Конечно, в этом сценарии есть определенные натяжки, но пока он, по мнению Виталия Ромейко, единственный дает целостную картину тунгусского явления. И из нее следует самый важный и самый интересный вывод: как таковой Тунгусский метеорит никогда не существовал. Ответственность за событие вековой давности, случившееся над глухой тайгой и взволновавшее весь мир, лежит полностью на комете или ее обломках, самым невероятным образом достигших земных чертогов. Астрономы подсчитали: задержись космический пришелец, и он нанес бы удар по совершенно другому участку Земли. Так, прилети он на 4,5 часа позже, это привело бы к тому, что огромная космическая энергия, ударив по планете, стерла с лица земли часть Скандинавии, а также российского северо-запада, в том числе Петербург. И отмечаемая ныне юбилейная дата имела бы совсем иную окраску.

ГИПОТЕЗЫ

Уму непостижимо

Научная библиография проблемы насчитывает более пятисот публикаций, гипотез выдвинуто около сотни, на месте предполагаемого падения метеорита побывало не менее двух тысяч ученых и исследователей. Кто-то полагает, что тунгусская тайна давно раскрыта, кто-то уверен, что она уму непостижима.

Михаил Назаров , доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией метеоритики Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН:

- Справедливости ради надо отметить, что сразу после падения научная общественность не оценила всю значимость события. Согласно архивным данным, местные чиновники тогда отписались, что в тайге произошло землетрясение. И только спустя 20 (!) лет стало известно, что 30 июня 1908 года Иркутская магнитно-метеорологическая лаборатория вместе с дрожью земли зафиксировала и приход воздушной ударной волны. На основании этих данных определили момент взрыва и его примерные координаты. Но драгоценное время было уже упущено. По мнению первых исследователей, метеорит был железным, поскольку именно железные считаются наиболее крупными, а характер разрушения тайги указывал на падение массивного объекта. Но метеоритное вещество не нашли, так же как не нашли и очевидного места удара космического тела. По существу это показало, что падения метеорита в тайге не было. Тогда-то и появилась версия о взрыве кометы.

Основной вопрос, который будоражит умы ученых, - это состав космического тела. Кометного все же оно было типа или астероидного? Прошло 100 лет, и, чтобы понять это, нужно иметь некую сертификационную систему, способную отыскать в тайге следы далекого события. К примеру, есть кольца деревьев, и необходимо определить именно слой 1908 года. Многие используют для этого методику роста. Однако то вещество, которое могло отложиться в породе, во время взрыва отталкивается самой растущей системой. Аналогичная ситуация и с торфяниками - замечательный материал для поиска космического вещества, поскольку впитывает в себя все как губка. Но и здесь нет новых технологий и методик, способных точно датировать слои. При этом геохимические данные, полученные в последнее время, позволяют осторожно утверждать, что космическое вещество на месте события все-таки есть! И применительно оно скорее для кометной модели. В то же время длительные поиски метеоритных обломков вовсе не означают, что их вообще не было. Почти невозможно найти мелкие кусочки в тайге, да и земная жизнь метеоритов, по крайней мере хондритового состава, очень коротка. Поэтому не исключаю, что до первых экспедиций мелкие метеоритные фрагменты могли перейти уже в неопределяемое состояние. Безусловно, необходимы дальнейшие геохимические и минералогические исследования. Однако работы сопряжены с серьезными трудностями. Ожидаемый геохимический сигнал очень мал и находится в пределах вариаций земного фона. Это требует анализа отложений с минимальным количеством земного минерального вещества и при этом очень чистого отбора проб. Но наилучший способ ответить на многие вопросы - это дождаться повторения события. А оно определенно будет.

Георгий Гречко , летчик-космонавт, доктор физико-математических наук:

- В 60-е годы я участвовал в разведке на месте взрыва. На тот момент многие считали, что метеорит рухнул в Южное болото. Работы велись под девизом Ньютона, который любил повторять: «Гипотез я не измышляю». Прежде всего нас интересовали факты. Но, просидев месяц в тайге и взяв 20 тысяч образцов донных осадков, мы поняли, что последние 300 лет это болото никто не беспокоил. И все снова началось с нуля. Истина так до сих пор не установлена. Если это был метеорит, то где же кратер, если корабль пришельцев, то где его обломки? Академической науке ближе кометная версия. Однако она очень спорная. Но наша наука консервативна и редко прислушивается к мнению людей с оригинальным мышлением. А зря. Ведь симбиоз академиков и исследователей-энтузиастов способен в споре породить истину.

Сергей Язев , директор астрономической обсерватории Иркутского государственного университета:

- Тунгусский феномен - одна из крупнейших загадок современного естествознания. Версий действительно много, включая объемный взрыв тучи комаров, но все они совершенно неравнозначны: как правило, объясняя один из фактов, они совершенно не согласуются с множеством других. В результате из огромного числа гипотез постепенно вырисовалась одна, которая стала современной парадигмой и излагается в учебниках и энциклопедиях. Речь идет о кометной гипотезе. Если считать с некоторыми оговорками, что фрагмент ядра кометы в основном состоял из водяного льда с множеством примесей (это соответствует современным представлениям о физике комет), тогда большинство загадок естественным образом объясняется. И первая из них - о том, куда делось вещество космического тела. Если это была комета, то вещество - вокруг нас! Ядро кометы просто превратилось в водяной пар. Тот факт, что до сих пор не найдено твердое вещество, достоверно принадлежащее тунгусскому телу, означает лишь, что там не было ничего резко отличающегося по составу от привычных нам ингредиентов земного грунта. Планета «переварила» все без остатка, и теперь трудно найти следы привнесенного вещества. Означает ли это, что проблема наконец решена? Похоже, нет. Многие стороны физики входа в атмосферу Земли ледяного тела пока нам неясны. Окончательно не утвердились ученые и в выводах о причинах всплеска геомагнитного поля, хотя идеи, конечно, есть. Можно вспомнить о странных светлых ночах после события. Мы не знаем, насколько верны наши сегодняшние объяснения.

К сожалению, есть серьезное подозрение, что правильная теория падения и разрушения космических тел может оказаться очень актуальной для нас в будущем. Ведь повторение подобного удара - вопрос времени и места. Шансы, что нам так же повезет, как век назад, невелики: человечество разрастается, и все меньше остается безлюдных мест, подобных Ванаваре 1908 года. Тунгусский феномен грозно напоминает, что человечеству следовало бы на порядки увеличить финансирование астрономии и космонавтики. Потому что это единственное средство, способное противостоять угрозе из космоса, о которой мы по-прежнему рассуждаем с беспечностью, граничащей с глупостью.

Сегодня наибольший интерес к тунгусской катастрофе в основном проявляют зарубежные специалисты. Итальянцы, немцы, японцы - все хотят докопаться до истины. К сожалению, у нас нет пока того Эйнштейна, который смог бы объяснить причину случившегося. Тем не менее успехи в понимании природы явления очевидны и прямо связаны с достижениями в области фундаментальных наук, таких, как физика, химия, астрономия, наук о Земле и, конечно, методов анализа. Развитие науки неизбежно и поэтому не вызывает сомнения, что появятся новые методы, идеи и подходы, которые будут иметь принципиальное значение для более содержательного понимания тунгусского события