Архив   Авторы  
В могилы молодых женщин древние греки клали обезглавленных змей в форме буквы S, как будто рептилия продолжала ползти, тем самым знаменуя продолжение жизни после смерти

Пригрели на груди
Парадокс

Что общего между женщиной и змеей? Ответ на этот вопрос искали российские археологи


 

В Краснодарском крае вблизи станицы Тамань ученые обнаружили необычные античные захоронения. В женских могилах ученые нашли скелеты змей, аккуратно уложенные рядом с останками. Подобных прецедентов в мировой археологии не зафиксировано.

Смотри под ноги

Необычный некрополь археологи нашли в так называемом поселении Артющенко-2. Его существование относят к периоду с VI по II век до нашей эры. В поселении, судя по всему, жили понтийские греки, занимавшиеся в основном выращиванием пшеницы и разведением скота. «Площадь поселения кажется огромной — это примерно 20 гектаров, но на самом деле людей было не так уж много. Просто примерно пятьдесят лет они жили на одном месте, потом продлевали улицу дальше и переселялись в пределах соседнего квартала, а старое место постепенно забрасывали, — рассказывает руководитель экспедиции, сотрудник отдела истории античной культуры Института истории материальной культуры РАН Сергей Кашаев. — Некрополь же вынесен за территорию поселения, и это обычная практика для древних греков. Помимо прочего кладбище от жилых построек, как правило, отделяла условная граница — дорога, стена или небольшой вал».

Поначалу работа на некрополе не предвещала ничего необычного. Археологи постоянно находили различный погребальный инвентарь, характерный для захоронений древних греков, — оружие, украшения, разнообразную керамику. Во многих захоронениях встречались останки животных, положенных в могилу в качестве заупокойной пищи. И вдруг — сенсационная находка! В ходе раскопок одного из захоронений рядом с человеческими останками ученые обнаружили скелет змеи. «Рептилия лежала у ноги погребенного в виде латинской буквы S, причем уложена настолько аккуратно, что создавалось впечатление, будто ее специально туда поместили, — рассказывает Сергей Кашаев. — Сначала мы не обратили на сей факт особого внимания, попросту решили, что змея заползла в могилу через деревянные перекрытия, а обратно выбраться не смогла». Однако вслед за этой находкой исследователи обнаружили еще семь могил, в которых скелеты рептилий лежали в том же положении, размещаясь у ног погребенных. Вряд ли все это можно было отнести к чистой случайности. Масла в огонь подлили антропологи, которые доказали, что все «змеиные» захоронения — женские. Причем женщины в них погребены достаточно молодые — в возрасте от 15 до 35 лет. Более того, исследовав скелеты рептилий, ученые выяснили, что все змеи были обезглавлены до их помещения в могилы и S-образную форму им придали искусственно. И это явно было частью какого-то мистического обряда.

Окультурились

Историкам, изучающим античную культуру и мифологию, хорошо известно, что в Древней Греции существовал культ змеи. Многие боги в одной из своих ипостасей представали в облике этой рептилии. Они считались хтоническими существами, то есть связанными с загробным миром. Сергей Кашаев предположил, что в Артющенко-2 змеи могли использоваться как некие проводники душ в загробное царство. Этим можно объяснить и их необычную позу в могилах. «Скорее это не латинская буква S, а попытка повторить положение тела змеи при движении», — рассуждает ученый. После смерти женщины рептилия должна была, вероятно, сопроводить ее душу в подземное царство. Но почему же тогда нигде прежде в античных захоронениях не удавалось найти «змеиный» след? Более того, ни в одном античном письменном источнике, которых дошло до наших времен множество, не встречается упоминание о подобных обрядах. Единственное место, где ученый видел изображение ползущих змей, — это древние храмы в Средней Азии.

Сергей Кашаев предположил, что традиция эта, видимо, идет не из древнегреческой культуры, а от варваров, с которыми греки-поселенцы столкнулись на Таманском полуострове. Традиционно эти земли считались территорией, на которой проживали синды. Вопросы об этом племени пока ставят ученых в тупик. «Если о греческих культах мы знаем из письменных источников, то об обрядах синдов у нас есть только скудная археологическая информация», — рассказывает заведующий сектором античной археологии Северного Причерноморья отдела античного мира Государственного Эрмитажа Александр Бутягин. — Известно, что это были кочевые племена, которые в первом тысячелетии до нашей эры отделились от меотов и заселили Таманский полуостров». С ними и пришлось встретиться грекам-поселенцам. Они не враждовали, потому что и те и другие занимались сельским хозяйством. Однако при этом различие в культурах было более чем очевидным. В том числе и в плане отношения к женщинам. Ведь если у древних греков женщины выполняли по большей части работу по дому, то синдские представительницы слабого пола порой даже руководили армиями.

Восточный мотив

Известный российский палеоантрополог Александр Белов считает, что культура синдов уходит корнями в традиции и обычаи восточных регионов планеты. А там культ змеи, один из самых древнейших культов мира, был силен, как нигде в другом месте. «Существовала, судя по легендам, некая астральная ритуализированная договоренность между человеком и змеями, которую каждая из сторон соблюдала, — рассказывает Александр Белов. — Древний человек умел договариваться с рептилиями и по своему желанию в качестве астрального путешествия мог посещать потусторонний змеиный мир». Как предполагает палеоантрополог, в культуре змеепоклонников имелась своего рода мифологема — о неком сакральном хранилище информации обо всем сущем на земле. Именно там, в царстве змей, жрецы культа получали советы по всем важнейшим вопросам жизни. Но при этом ядовитые змеи несли с собой еще и смерть, о чем древние люди не забывали.

Ученые полагают, что греческим поселенцам, основавшим Боспорское государство на Керченском и Таманском полуостровах, пришлось повстречаться с потомками древних восточных цивилизаций, почитавших культ змеи и боготворивших жриц этого культа. Синтез двух культур — греческой и восточной — вылился в локальный ритуал, связанный с особым почитанием змей. Если учесть, что в «змеиных могилах» покоятся в основном молодые женщины, можно предположить, что во время ритуальных обрядов жрицы бывали укушены ядовитыми змеями. Не исключено, что факту нападения рептилий придавался исключительный сакральный смысл. Жриц, умерших от яда, укладывали в могилу вместе с обезглавленными змеями, чтобы те могли отвести своих земных посредниц в загробное царство...

Мнения

Николай Сударев, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела классической археологии Института археологии РАН, исследователь некрополей боспорских городов:

— Кости животных порой встречаются в захоронениях, но чтобы были змеиные, мне раньше слышать не приходилось. Наверняка с этим связаны какие-то культовые моменты. Находки требуют серьезного изучения. Если же строить предположения, то на память в первую очередь приходят несколько сомнительные ассоциации с древнегреческим богом врачевания Асклепием. Одним из его атрибутов была змея. Второй вариант — это то, что территория Тамани в представлении греков была связана со змееногой богиней, одним из вариантов Великой богини-матери. Это синдская богиня, но она известна и из греческих мифов. Согласно преданию Геракл, путешествуя по этим территориям, встретил змееногую богиню, и благодаря этой встрече у нее родились дети. Потому богиня-мать считается олицетворением рожениц. Наверное, не случайно змеи встречаются преимущественно в могилах молодых девушек. Можно предположить, что смерть была связана с родами или девушка умерла до родов. Потому ее и хоронили с атрибутами богини-матери.

Татьяна Шавырина, археолог, старший преподаватель кафедры иностранных языков филологического факультета Росcийского университета дружбы народов (латинский и древнегреческий языки):

— В Древней Греции культ змеи был широко развит, а в Македонии он являлся официальной государственной религией. Многие боги, даже Зевс, представали в образе змей, поэтому неудивительно, что сельские поселенцы в Боспорском царстве почитали это животное. Нахождение рептилий в женских могилах можно объяснить тем, что змея в первую очередь была символом женской производящей силы. Она была связана с богинями Гекатой, Деметрой и ее дочерью Персефоной. Но змей могли класть не ко всем усопшим. Это было частным делом семьи — выбрать себе бога-покровителя, с помощью которого рассчитывали обрести второе рождение. Ведь именно в этом видели смысл погребальных обрядов. Люди надеялись, что, умирая, они временно пребывают в царстве Аида, а бог, в которого они верят, должен их возродить. Родственники этих женщин просто верили в силу змей.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера