Желание посплетничать и пошушукаться с подружками заложено в женщинах от природы. Но свое влияние также оказывают темперамент и воспитание

Пусть говорят

Не упрекайте женщин в болтливости, они просто реализуют генетическую программу, заложенную природой

Как известно, многие дамы жить не могут без задушевных бесед часами напролет с подругами. А в любой компании обязательно найдется та, которая умудрится выложить в мельчайших подробностях историю всей своей жизни. Свежие данные американских исследователей из медицинской школы университета Мэриленда говорят сами за себя: в день представительницы прекрасного пола произносят 20 тысяч слов, мужчины же — всего 7. Также ученым удалось доказать, что в юном возрасте девочки, как правило, опережают мальчиков по скорости освоения языка, а их речь отличается большей грамматической стройностью. Почему природа устроила все именно так?

Секрет болтливости

Женской разговорчивости нашли объяснение. В результате исследований, проведенных под руководством невролога Маргарет Маккарти и психолога Майкла Боуэрса, выяснилось, что речевая активность женщин связана с повышенной экспрессией белка, кодируемого геном FOXP2, ответственным за звукообразование и коммуникацию. У представительниц прекрасного пола в центре Брока, области коры головного мозга, отвечающей за речь, содержание этого белка на треть выше, чем у мужчин. Условно его назвали «языковым белком». Сам ген FOXP2 был открыт еще в 2001 году во время поисков причин некоторых наследственных расстройств речи у человека. Выяснилось, что он регулирует переключение активности многих генов. А вот загадочный белок удалось исследовать только что.

Сначала эксперимент проводили на крысах. Едва родившихся грызунов отлучали от матери и замеряли издаваемые ими звуки. Как выяснили исследователи, именно изменения гена FOXP2 влияли на высоту звука и частоту попискиваний, издаваемых животными. У наиболее громких крысят уровень «языкового белка» был повышен. Когда же грызунам вводили цепочки РНК, подавляющие действие данного гена, животные начинали вести себя заметно спокойнее.

На втором этапе исследований выявлялась степень экспрессии данного гена у людей. У представительниц слабого пола она оказалась заметно выше. В итоге исследователи сделали вывод, что ген FOXP2 является важным компонентом половых различий в речевом взаимодействии. Значит, не зря говорят, что мужчины и женщины — существа с разных планет?

Хлебом не корми

Давно установлено: мы мыслим разными полушариями. Женщины больше задействуют правое, творческое полушарие, а мужчины — левое, логическое. Творческое полушарие отвечает за эмоции и их выражение, в том числе через речь. Будучи более эмоциональными, соответственно, женщины, как правило, и более разговорчивы.

Объясняется болтливость еще и тем, что области мозга, отвечающие за коммуникацию, в том числе речевую, а также за эмоции и память у мальчиков, как правило, меньшего размера, чем у девочек. Свою роль играет и мужской гормон тестостерон. Он не только уменьшает количество «болтливых» клеток в мужском мозге, но и влияет на способность мужчин слушать, а вернее — не слушать. Именно поэтому они часто не слышат доводы своих жен и подруг. У женщин, напротив, разговорный процесс сопровождается выбросом гормонов удовольствия, стимулируя продолжение разговора. По данным исследователей, в процессе приятного разговора представительницы прекрасного пола получают удовольствие, сравнимое с наслаждением от любимого лакомства. В прямом смысле: женщин хлебом не корми — дай поболтать о том о сем.

«Мужчины — это люди действия, что обусловлено физиологически и психически, — комментирует психолог Анна Зотова. — Они получают информацию, а затем выдают некое решение проблемы. Женщине же нужно все пропустить через себя, пережить в разрезе эмоций. Женщина получила информацию, прочувствовала и проговорила. Ей не всегда нужно даже что-то делать, для нее главное — выдать эмоцию в виде разговора, что сразу облегчает психологическое состояние. Мужчина действует, женщина проговаривает».

Но во всем пенять на природу тоже нельзя. Многое зависит и от среды, в которой развивается человек. Мальчикам и девочкам с раннего детства воспитанием закладывается разная коммуникационная модель поведения. «Не плачь, как девчонка, не болтай, как девчонка», — делают выговор родители своим чадам — будущим мужчинам. Так сложилось, что женщинам позволительно выражать какие-то свои чувства, а мужчинам — нет. В результате еще с нежного возраста они привыкают сдерживать эмоциональные порывы. «Мальчики вырастают с полным ощущением, что быть похожим на девчонку в каких-то аспектах — очень нехорошо, — отмечает психолог. — Мало того что они и так живут менее эмоциональным полушарием, они еще и дополнительно сдерживают свои порывы к выражению чувств через слова. Это очень негативный аспект в разрезе детского психологического восприятия, тем не менее это реалии нашего воспитания».

А вот заставить женщину молчать равносильно пытке. Хуже не придумать. Ограничение женщин в общении может закончиться большими проблемами как с психическим, так и с физическим здоровьем. «Если, например, активной даме не давать выражать свои эмоции через разговор, они обязательно будут выливаться во что-то другое, например в нервные срывы, — поясняет психолог. — Страх, чувство беспокойства, даже положительные эмоции, которые копятся внутри, не имея выхода, особенно в женском случае, — все это в дальнейшем чревато психосоматическими расстройствами».

Так мы и живем: мужчина делает, женщина говорит. Но представителям сильного пола важно понимать, что не всегда их избранницы ждут какого-то действия, что успокоить можно и словами. Ведь во многих случаях женщине хочется просто выговориться.

В лечебных целях

Важность этого исследования имеет в том числе и непосредственное практическое значение. Выявление функций FOXP2 и его дальнейшее изучение нужны ученым, как они утверждают, для того, чтобы выявить различия в развитии мозга мужчин и женщин и понять взаимосвязь этих различий с психоневрологическими и неврологическими расстройствами. «Мужчины более женщин подвержены риску аутизма, дислексии, заикания, синдрома Туретта (особой формы тика) и раннему развитию шизофрении, — рассказала «Итогам» руководитель исследования невролог Маргарет Маккарти. — Все эти болезни связаны с проблемами речи и со временем только усугубляются. Они диагностируются, как правило, в период полового созревания. Женщины же в отличие от мужчин подвергаются большему риску депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства, или невроза навязчивых состояний, анорексии, булимии. Но ни одна из этих болезней не связана с нарушениями речи. Кроме того, все эти болезни проявляются уже после созревания». Почему так? Изучив фундаментальные аспекты развития мозга и, в частности, значение гена болтливости, исследователи надеются тем самым определить цели для профилактики, терапевтического вмешательства и лечения таких расстройств.

Мнения

Наталия Гуляева, доктор биологических наук, профессор, заместитель директора по науке Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН:

— Весьма вероятно, что различия в экспрессии гена FOXP2 действительно являются одной из молекулярных основ большей говорливости девочек, а затем и женщин, но, безусловно, это требует дополнительных исследований. Сами авторы очень корректно проводят обсуждение своих результатов, указывая на то, что подтверждение участия половых различий FOXP2 (и, возможно, родственного белка FOXP1) в гендерных различиях языка — предмет будущего исследования. Нужно также иметь в виду, что реализация таких сложных функций, как язык, всегда регулируется многочисленными генами. Это обеспечивает максимальную пластичность функции и наиболее оптимальные и разнообразные возможности регуляции.

Александр Каплан, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ:

— Интрига заключается в том, что этот ген нашли даже у аквариумной рыбки Danio rerio, не говоря уже о птицах, крысах, летучих мышах, обезьянах и других позвоночных животных. При этом всем животным ген FOXP2 нужен для одного и того же — для обеспечения акустической коммуникации: крысам, чтобы «правильно» пищать, летучим мышам — для эхолокации, птицам — для пения брачных песен. Человеку этот ген достался от ближайшего родственника — обезьяны, уже дважды мутировавшей. И именно эти мутации полностью раскрыли ресурсы гена: голосовой аппарат человека и вся моторика нижней части его лица стали настолько динамичными и тонкими, что позволили перейти от сигнальной коммуникации с ограниченным набором звуков к речевому общению, что и сделало нас разумными.

Светлана Боринская, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института общей генетики РАН:

— Ген FOXP2 эволюционно весьма консервативен и вряд ли различается у представителей разных рас. Однако на его работу влияют другие гены, а они могут довольно сильно отличаться в зависимости от расовой или этнической принадлежности. Если результаты работы подтвердятся, мы поймем еще одну «молекулярную причину» различий между мужчинами и женщинами. Тех различий, которые зачастую оказываются очень важны в повседневной жизни.