Архив   Авторы  
Авторы Стратегии-2020 рассчитывают на увеличение естественного прироста населения в России

Сосчитать до двадцати
Политика и экономикаГлавная тема

Минэкономразвития готовит обновленный вариант Стратегии-2020. Минфин подсчитывает, во сколько обойдется стране светлое будущее

 

По информации «Итогов», ведомство Эльвиры Набиуллиной готовит новый вариант Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Главное отличие новой редакции документа в конкретизации путей достижения главной стратегической цели - создание инновационного государства. Впрочем, пока к плану построения развитого капитализма вопросов больше, чем ответов. И главный из них: хватит ли стране людских ресурсов и денег для его воплощения?

Верной дорогой

Мало кто из принявших участие в обсуждении первого варианта Стратегии-2020 сомневался в важности появления документа: ссылались и на мировой опыт, и на обязательность долгосрочного планирования. Никто не ставил под сомнение и главную цель программы - построение инновационной экономики. И правда, не поспоришь с главой МЭР Эльвирой Набиуллиной, заявившей членам Общественной палаты: реализация концепции означает, что «источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций». Вот только с механизмами построения инновационного государства не все ясно. По мнению оппонентов Набиуллиной, покрыть недостачу экспортной выручки при падении цен на нефть за счет инноваций вряд ли удастся. Кроме того, вскоре могут появиться новые источники энергии, и тогда в лидерах окажутся те страны, у которых накоплен изрядный запас идей и разработок. Россия же пока серьезно отстает по скорости пополнения инновационного портфеля.

Дабы исправить положение, Минэкономразвития предложило сосредоточить внимание государства на четырех основных направлениях - здравоохранении, образовании (науке), социальном факторе (жилищные и пенсионные программы), а также на энергетике. Иными словами, создать благоприятные условия для развития человеческого потенциала, с тем чтобы численно возросшее, здоровое и образованное население само обеспечило инновационный прорыв. Цифры даже первого варианта концепции впечатляют: уже в ближайшие четыре года планируется снижение инфляции до 5-6 процентов в год, рост ВВП, инвестиций и доходов населения - почти в полтора раза, расходов на НИОКР - до 1,8, а на образование и здравоохранение - до пяти процентов ВВП. В отсутствии «подробностей» - механизмов достижения этих целей - в основном и упрекали Минэкономразвития. Хотя, например, по части развития энергетики планы МЭР вполне вписываются в существующие расчеты профильных ведомств. Правда, при оптимистическом сценарии развития. Так, добыча нефти (в концепции она прогнозируется на уровне 500-545 миллионов тонн к 2020 году) и по имеющимся планам должна возрасти к этому сроку до 530-565, а то и вовсе до 595 миллионов тонн. При этом добыча на континенте уступит место шельфовым разработкам. Для этого нужны инвестиции в геологоразведку, а также обеспечение равного доступа к инфраструктуре.

Не ошиблись авторы концепции и в ставке на возобновляемые источники энергии: экономический потенциал этого сектора оценивается в четверть всех энергопотребностей России. Речь прежде всего идет о ГЭС и ветряных станциях (в Европе «мельницы» производят около 5 процентов энергии). И доля таких источников энергии, по данным Минэнерго, будет расти: до 10 процентов в 2020 году. Но для этого нужно принять соответствующий закон, а главное, инвестировать около 50-70 миллиардов рублей.

Мигранты vs инновации

Есть, впрочем, и нестыковки. Прежде всего это касается все того же человеческого потенциала. Взять хотя бы острейшую нехватку квалифицированной рабочей силы. В концепции немало внимания уделено проблеме естественного прироста населения. Но, как уверены специалисты, без серьезного миграционного притока проблем не решить. Ведь даже в случае резкого роста в предстоящие 12 лет рождаемости и увеличения продолжительности жизни число трудоспособного населения все равно будет сокращаться.

Авторы проекта предлагают контролировать миграцию и выводить ее из тени - добиться увеличения числа легальных мигрантов с нынешних 26 до 90 процентов к 2020 году. Однако концепция не объясняет таких важных вещей, как качество миграционного потока, методики его регулирования, а также механизм социальной и культурной ассимиляции мигрантов в «коренное» общество. А ведь именно с этими проблемами уже столкнулся Запад в погоне за «инновационным завтра». Так возникли проблемы и алжирских предместий в Париже, и «малого Стамбула» в Берлине, и лондонского «арабистана».

Нерешенность проблемы подтвердили и итоги посвященного трудовой миграции круглого стола, прошедшего в Общественной палате. Выяснилось, что в стране отсутствуют четкие критерии оценки того, сколько и каких именно специалистов необходимо в тех или иных российских регионах или отраслях экономики. Нет таких расчетов и в Стратегии-2020. Между тем успех или провал ее реализации зависит от ответа на принципиальный вопрос: хватит ли России финансовых и человеческих ресурсов для построения развитого капитализма?

Другой вопрос - как при такой миграционной политике грамотно рассчитать течение пенсионной реформы, по результатам которой россияне будут жить не хуже европейцев? Кстати, цифру пенсионных выплат (в процентах от заработка) Минэкономразвития в первый вариант проекта вообще не вставило. Ну а в достижение за 12 лет такой цели, как средняя продолжительность жизни в 75 лет, вообще мало кто из экспертов верит.

Ответ еще на один принципиальный вопрос - сможет ли инновационный сектор конкурировать с сырьевым в принципе - напрямую связан с проблемой нехватки квалифицированных кадров. Можно ли ее в столь короткие сроки решить через приток мигрантов из братских южных республик, занятых пока что на подсобно-ремонтных работах? Как показывает статистика, иностранцы-профессионалы стремятся по большей части в страны Евросоюза.

Не решить проблему конкуренции сырьевого и инновационного путей развития без устранения диспропорции между добывающими и обрабатывающими отраслями. Несмотря на то что уже приняты долгосрочные стратегии развития по большинству несырьевых направлений, единый подход, говорят в профильных ведомствах, к решению проблемы невозможен. Где-то для оптимизации работы достаточно создания условий для инвестиций, как, например, в автопроме (режим промышленной сборки дал приток капитала в 3 миллиарда долларов, а к 2012 году объем инвестиций составит 4,4 миллиарда), а где-то требуется серьезное вмешательство государства, например, по созданию единых правил игры на рынке (фармацевтика). А вот в высокотехнологических отраслях одних инвестиций и распоряжений правительства будет мало - потребуется еще и создание эффективной структуры управления. Говоря проще, полное реформирование отрасли.

Все это потребует немалых денег. При этом накопленные государством резервы вкладывать внутри страны, по мнению большинства экономистов, следует крайне осторожно - инфляция. А ведь только на поддержку ипотечных программ государство должно выделить не менее 10 миллиардов долларов. Иначе заложенных в концепции к 2020 году 35 квадратных метров жилья на человека никак не получится (кстати, неясно, учитывался ли при расчете этой жилплощади нарастающий миграционный вал).

Ответ на вопрос, во что обойдется России План-2020, будет получен весьма скоро. Как удалось выяснить «Итогам», в Минфине уже ведутся расчеты точной стоимости осуществления инновационного варианта развития страны. Свою стратегию министерство представит в правительство одновременно с новой разработкой Минэкономразвития. Вот тогда, сведя дебет с кредитом, возможно, удастся выяснить, насколько реален План-2020.

Мнение

Здоровье дороже

Социальную часть Стратегии-2020 в интервью «Итогам» прокомментировала министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова .

- Авторы Концепции долгосрочного развития России уделили большое внимание человеческому потенциалу. Забота о человеке - по части вашего ведомства. Как собираетесь расставить приоритеты?

- Еще в феврале мы создали при министерстве комиссию по разработке Концепции развития здравоохранения. Вы правы, что необходимо определиться с тем, что делать в первую очередь. В рамках Стратегии-2020 готовятся две программы: развития здравоохранения до 2012 года, которая продолжает нацпроект «Здоровье», подключая ряд новых направлений, а также долгосрочная программа развития здравоохранения до 2020 года. Со следующего года планируем также запустить программу снижения смертности от онкологических заболеваний и масштабный проект по формированию здорового образа жизни.

- Как будет финансироваться реформа?

- На последнем совещании у президента было принято решение о поэтапном переводе финансирования здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования - к 2011 году в ОМС должно быть сосредоточено около 70 процентов финансовых ресурсов. За рамками системы ОМС пока будет оставаться высокотехнологичная медпомощь, социально-опасные заболевания и бюджетные инвестиции в материально-техническую базу лечебных учреждений. Как известно, любые изменения должны сопровождаться выделением денег. Это особенно актуально для здравоохранения. Начало изменениям положил нацпроект «Здоровье»: таких масштабных мероприятий в сфере здравоохранения не проводилось уже двадцать лет! Он дал значительный эффект. И это при том, что проект действовал локально, решая только самые наболевшие проблемы. На нацпроект за два года было потрачено из госбюджета 182,1 миллиарда рублей. Плюс из региональных бюджетов - около 45 миллиардов. В рамках концепции мы должны не просто увеличить финансирование, а увязать его со сценариями развития по каждому из направлений. И каждая выплата, уверяю вас, будет обоснована. Бюджет Программы государственных гарантий в прошлом году составил 897,3 миллиарда рублей, это почти в 4 раза больше по сравнению с 2001 годом. И это равно 2,9 процента от ВВП. Но мы должны стремиться к большему, к уровню развитых стран.

- Возможно ли добиться увеличения численности населения России путем сокращения смертности и повышения рождаемости или обязательно нужен масштабный приток мигрантов?

- У России большие резервы в секторе естественного прироста населения. За 16 лет - с 1990 по 2006 год - в два раза выросла смертность от заболеваний системы кровообращения, на 60 процентов - от онкологических заболеваний, 40 процентов наших инвалидов - люди трудоспособного возраста. Специальные программы могут уменьшить эти мрачные цифры. Всем известно, что продолжительность жизни мужчин в России намного ниже, чем у женщин, что объясняется главным образом чрезмерным потреблением алкоголя и курением. Но и это поддается корректировке: с 2009 года будет запущена программа по формированию здорового образа жизни. Думаю, что такие программы приведут к желаемому результату - к стабилизации к 2011 году численности населения на уровне 143 миллионов человек, к 2020 году россиян станет больше еще на 2 миллиона, а средняя продолжительность жизни увеличится до 75 лет. Смертность при этом сократится в полтора раза. Но мы не против миграции - это часть общемировых глобальных процессов. Однако миграционная политика должна быть взвешенной.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера