Архив   Авторы  
Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал горшков" за время пребывания в составе ВМФ практически не выходил в море и состарился на внешнем рейде. На фото - так корабль выглядел в 2004 году, когда было решено передать его Индии

Русский сувенир
Политика и экономикаГлавная тема

Буквально накануне визита Дмитрия Медведева индийская сторона согласилась доплатить за модернизацию авианосца "Адмирал Горшков" еще 2,2 миллиарда долларов. В состав ВМС Индии он войдет под именем "Викрамадитья"




 

История с "Адмиралом Горшковым" не могла не найти отражение в официальной повестке переговоров Дмитрия Медведева с руководством Индии. Уже хотя бы потому, что она весьма запутанна и могла бы осложнить отношения между двумя странами. Впрочем, расскажем все по порядку.

В 2004 году Россия подарила Индии тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков". В обмен индусы обязались модернизировать подарок на российских верфях, но за свой счет. На первом этапе переговоров сошлись на сумме в 650 миллионов долларов, хотя Дели полагал, что красная цена всех работ 400 миллионов, не больше. Однако через некоторое время цена вопроса выросла на 1,7 миллиарда долларов. А вскоре российская сторона заявила, что модернизация "Горшкова", который индусы уже успели переименовать в "Викрамадитья" ("Всемогущий"), обойдется никак не меньше двух миллиардов долларов. Дарить дешевле - себе дороже. И поскольку Индия, исправно заплатив 400 миллионов, финансирование проекта прекратила, возник естественный вопрос: куда авианосцу плыть ­дальше?

Рассматривалось два варианта. Или Дмитрию Медведеву в ходе его визита в Индию удастся убедить индийцев оплатить модернизацию полностью, или "Викрамадитья" снова станет "Адмиралом Горшковым" и войдет в состав Военно-морского флота России, которому, как выяснилось, корабли такого класса крайне необходимы для патрулирования Атлантики и Средиземного моря. Но при этом России, конечно же, пришлось бы вернуть Индии те средства, которые уже ею заплачены.

Лежалый товар

Авианосец "Адмирал Горшков" - тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) проекта 11434 был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1978 году. Такие корабли называли "убийцами эскадр", они предназначались для уничтожения надводных и подводных сил противника на отдаленных театрах военных действий, а также для обеспечения ПВО и высадки десанта. В марте 1982 года корабль спустили на воду, а в декабре 1987 года под названием "Баку" он вошел в боевой состав Военно-морского флота СССР. При водоизмещении 44 720 тонн крейсер развивал скорость до 29 узлов и имел автономность порядка 30 суток. На его вооружении состояли комплекс УРО "Базальт", ЗРК "Кинжал", артиллерийские установки АК-100 и АК-630, а также автоматизированный корабельный комплекс "Удав" и много других видов ракетно-артиллерийского и минно-торпедного оружия. Главным же оружием ТАКР являлся авиационный комплекс. Как предполагалось, на крейсере должна была базироваться авиагруппа в двух вариантах. В основном варианте - 22 самолета вертикального взлета и посадки (СВВП), 12 вертолетов Ка-27 и 2 вертолета Ка-27ПС. В резервном варианте - 34 вертолета Ка-27 и 2 вертолета Ка-27ПС.

Но на беду во время летно-технических испытаний вертикального Як‑141 одна из машин потерпела аварию. Летчик-испытатель благополучно катапультировался, однако тему вертикального взлета из осторожности прикрыли. Похоже, что навсегда. В результате авианосец, который считался гордостью советского Военно-морского флота, практически на десять лет оказался на мертвом якоре, расходуя драгоценный моторесурс исключительно на собственный обогрев. В феврале 1992 года крейсер был поставлен к заводской стенке и больше в море своим ходом не вы­ходил.

Российско-индийские переговоры о продаже авианосца начались в 1994 году. К тому времени корабль уже считался морально и физически устаревшим и был частично разграблен. В июле 1999 года "Адмирала Горшкова" отбуксировали в Северодвинск. Все это время шли интенсивные переговоры. Но окончательно правительство Индии одобрило сделку о покупке крейсера только в январе 2004 года.

Именно с этого момента на "Севмаше" и началась модернизация "Адмирала Горшкова", а точнее - строительство нового корабля, поскольку от прежнего оставался только корпус. По проекту предстояло демонтировать все вооружение и РЛС. Длину полетной палубы увеличить до 280 метров. В носовой части оборудовать трамплин. Увеличить размеры ангара и ширину кормового лифта, установить аэро­финише­ры и оптическую систему посадки самолетов на угловую палубу. И поскольку поставки большой части оборудования предполагалось осуществить только в 2007 году, ни о каком завершении модернизации к 2008 году речи быть не могло.

О масштабах работ можно судить хотя бы по такой цифре. На реконструкцию ТАКР ОАО "Северсталь" отпустило более трех тысяч тонн металлопроката, что уже само по себе поставило под сомнение первоначальную стоимость проекта. И Москва, пользуясь случаем, во время визита замминистра обороны Индии Шекхара Датта попросила пересчитать стоимость модернизации "Горшкова". Как было заявлено, специалисты "Севмаша", не имеющие опыта строительства кораблей подобного класса, просчитались в оценке работ как минимум в три раза. Одного только кабеля, которым необходимо оснастить корабль, потребовалось не 700, а 2400 километров!

Формально за этот грубейший инженерный просчет был наказан только один человек - теперь уже бывший генеральный директор производственного объединения "Северное машиностроительное предприятие" ("Севмаш") Владимир Пастухов, которого сначала за большой вклад в развитие отечественной промышленности наградили орденом, а вскоре - за срыв индийского контракта - отправили в отставку. Однако специалисты полагают, что дело не только в ошибке, допущенной в калькуляции, хотя и это тоже важно. Как уже отмечалось, ремонт и переоборудование ТАКР проекта 11434 в авианосец проекта 11430 по многим показателям, в том числе и по общей трудоемкости, сравнимы со строительством нового корабля такого класса. По данным индийских военно-дипломатических источников, в рамках перевооружения ТАКР "Адмирал Горшков" планируется установить новые противокорабельные ракетные комплексы "БраМос" совместного российско-индийского производства и российские зенитные ракетные комплексы малой и большой дальности, обеспечивающие сплошную многослойную ПВО крейсера. Также на корабле будут базироваться 16 палубных истребителей МиГ-29К и 5 вертолетов противолодочной обороны и радиолокационного обнаружения Ка-28 и Ка‑31. В результате корабль должен стать самой мощной боевой единицей ВМС Индии.

И хотя в свое время в составе Военно-морского флота СССР было четыре авианесущих крейсера, даже в небедные советские времена модернизация кораблей такого класса не проводилась. Именно это обстоятельство и явилось главной причиной увеличения сроков работ и удорожания их стоимости. В настоящее время реальным сроком окончания модернизации видится 2010 год. Еще два года потребуется для проведения ходовых испытаний корабля в условиях Баренцева моря.

Как бы то ни было, с 2007 года индийская сторона практически не выделяла средства на ремонт и переоборудование крейсера, в связи с чем "Севмаш" вынужден выполнять работы за счет привлечения кредитных ресурсов. А в условиях кризиса это очень рискованная практика.

Овчинка и выделка

Первоначально сделка казалась выгодной обеим сторонам. В составе индийских ВМС есть только авианосец "Вираат" 1959 года постройки, а этого явно недостаточно, учитывая, в каком беспокойном окружении живет Индия. Кроме того, Дели рассчитывал получить "Адмирала Горшкова" если не даром, то по очень низкой цене.

Свои резоны были и у Москвы. Во-первых, не будь индийского заказа, крейсер рано или поздно пошел бы под автоген или был бы продан по цене металлолома. Во-вторых, "Адмиралу Горшкову" отводилась роль катализатора российско-индийского военно-технического сотрудничества, поскольку вместе с крейсером Индии пришлось бы обзавестись палубной авиацией. А это тоже деньги, и немалые. Так что это был не просто сувенир…

Но вместе с тем присутствовал в этой сделке и еще один принципиальный момент. Как предполагалось, благодаря высоким технологическим запросам индийской стороны российская промышленность сможет набить руку на строительстве авианосцев уже для себя. Считается, что ради этого вполне можно было смириться с известными неудобствами военно-технического сотрудничества с Дели в целом и с низкой рентабельностью индийских контрактов в частности.

Однако проблем оказалось больше, чем можно было предположить. Печальный опыт "Севмаша" показал, что в настоящий момент в российском оборонно-промышленном комплексе просто не существует предприятия, способного строить авианесущие корабли, в лучшем случае - фрегаты (по иронии судьбы один, заложенный на "Северной верфи", тоже называется "Адмирал Горшков"). Кроме того, за прошедшие годы практически полностью была утрачена производственная кооперация, сложившаяся во времена Советского Союза, как, впрочем, и соответствующие технологии. Все приходится восстанавливать буквально с нуля, отчего и цены - к большому неудовольствию индусов - растут практически в геометрической прогрессии.

Так, по крайней мере, пытаются обосновать резкое удорожание контракта на модернизацию "Адмирала Горшкова" сами корабелы. Но, как объяснили "Итогам" в ФГУП "Рособоронэкспорт", указанная причина далеко не единственная. Помимо объективных факторов, влияющих на конечную цену, есть и субъективные.

В частности - желание подрядчиков "Севмаша", не участвующих в контракте напрямую, получить запредельную прибыль. Цены, по утверждению сотрудников "Рособоронэкспорта", выставляются такие высокие, что поверить в их адекватность просто невозможно. На этот же момент указывает и индийская сторона, с фактами в руках доказавшая, что на западных верфях аналогичные работы стоят чуть ли не вдвое дешевле. А считать деньги в своем кармане индусы, как показывает опыт, умеют, причем очень ­хорошо.

Что же касается сроков выполнения работ, то здесь ясность внес сам глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов. По его словам, в России "потеряно целое поколение высококвалифицированных рабочих". Средний возраст занятых в оборонно-промышленном комплексе сейчас 45 лет, а персонала высокой квалификации - 53 года. Наблюдается огромный дефицит токарей, фрезеровщиков, сварщиков, слесарей, поэтому для выполнения экспортного заказа по ремонту и модернизации авианесущего крейсера приходится собирать кадры со всей страны. Впрочем, география "призыва" на индийский контракт значительно шире - весь бывший СССР. И это тоже обходится в копеечку.

Что же в итоге? По всей видимости, индийская сторона, яростно торговавшаяся до последнего, решила, что "Адмирал Горшков" все-таки стоит дополнительных 2,2 миллиарда долларов. В любом случае им достается современный корабль по не такой уж высокой цене. В свою очередь генеральный директор "Севмаша" Николай Калистратов заявляет о готовности завода к строительству новейших авианосцев водоизмещением в 70-80 тысяч тонн - всего их должно быть построено около шести единиц.

Как утверждает доцент кафедры тактики надводных кораблей Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова контр-адмирал запаса Виктор Лякин, дело найдется всем. Например, надежное воздушное прикрытие нашей двухсот­мильной экономической зоны и континентального шельфа невозможно без палубной авиации. Без соответствующего обеспечения с воздуха остаются также наши корабли, подводные лодки и ракетоносная авиация, что на 30-50 процентов снижает эффективность их действий.

К сожалению, помимо военно-морской стратегии приходится считаться и с финансовой прозой жизни. Например, один авианосец при серийном производстве обходится Соединенным Штатам примерно в 8,5 миллиарда долларов. А вот каков будет порядок цифр при нашем индивидуальном заказе, никто сказать не может. Кроме того, придется пересмотреть всю кораблестроительную программу ВМФ, поскольку создание авианосных ударных групп требует массового строительства кораблей сопровождения, которые сейчас существуют в единичных экземплярах. Выпускать авианосец в море без соответствующего эскорта - преступление.

Кстати, советский ВПК, который был намного мощнее российского, так и не смог построить для авианосцев необходимое количество современных кораблей сопровождения. Не создано для наших авианосцев и соответствующих пунктов базирования. Поэтому все, в том числе и "Адмирал Горшков", израсходовали свой моторесурс впустую и состарились, по сути дела, не выходя в море.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера