Архив   Авторы  
Кризис заставил российский средний класс отказаться от таких радостей жизни, как отдых на горнолыжных курортах и набеги на бутики деликатесов, услуги дорогих косметических салонов и квалифицированных горничных.

Красная книга кризиса
Политика и экономикаГлавная тема

Что потерял российский средний класс в 2008 году





 

У каждого времени свое понятие о дефиците. У одного поколения это докторская колбаса, у другого - водка "с винтом", а у третьего - свобода... Нынешний финансовый кризис как следует наподдал российскому среднему классу. В дефиците оказались вещи, которые являлись атрибутами эпохи благоденствия и неуклонного роста качества жизни. В советское время дефицита съестного возникло саркастическое понятие Красной книги продуктов питания. Сейчас впору составлять Красную книгу кризиса (ККК) - список того, что было нам дорого в "прежней" жизни и что мы потеряли из-за экономических неурядиц. Для начала упомянем лишь десять ее глав. Продолжение - увы! - последует.

Вера в рубль

Если степень знания иностранного языка определяется способностью на нем думать, то доверие к национальной валюте - привычкой считать в ней что почем. В "эпоху стабильности" нас почти приучили к рублевой арифметике. Сначала на расчеты в нацвалюте перешли мобильные операторы, затем автодилеры и риелторы. Зарплаты не только начислялись в российской валюте, но указывались в резюме соискателей. Неудивительно, ведь рубль все последние годы только и делал, что крепчал.

И вот святая вера в национальную валюту пошатнулась. С октября рубль обесценился по отношению к доллару более чем на 20 процентов. Отток капитала в этом году может превысить 100 миллиардов "зеленых". Примерно столько же прогнозируется и в 2009-м. И это не только средства, выплаченные нашими корпорациями в погашение внешних займов, но и рублевые сбережения граждан, которые они всего за несколько недель ударно "озеленили". И это лишь начало... "У. Е." как среднестатистическое между долларом и евро возвращается. И рублю в этой "корзине" места пока, к сожалению, нет. А жаль...

Инвестконсультант

"Снег падает", - задумчиво произнес брокер, взглянув в окно. "Продавай!" - закричали коллеги... Анекдот утратил актуальность. Опоздали. Выходить из рынка надо было в прошлом году или по весне. Однако аналитики и личные инвестиционные консультанты даже в разгар кризиса голосили хором: самое время покупать ценные бумаги. Уж сколько раз они нащупывали "самое дно" фондового рынка!..

Следуя их советам, частные инвесторы после очередного обвала индексов продолжали вносить деньги на свои брокерские счета и в ПИФы. А те месяц от месяца только и делали, что теряли деньги клиентов. Результат? Индекс РТС просел от своего максимума примерно в четыре раза. Стоимость ПИФов упала минимум в два раза. Денег в инвесткомпании никто больше не несет, следовательно, личные инвестиционные консультанты оказались не у дел. Именно среди этих "передовиков каптруда" сегодня и наблюдается самый высокий уровень безработицы.

Мой личный брокер, сопоставив доходность счета вашего покорного слуги с расходами на его советы, которые оказались в три раза больше прибыли по купленным акциям, честно посоветовал отказаться от его услуг. Что я и сделал.

Бонус

С деньгами в стране становится не очень. Сегодня лучшим годовым бонусом считается сохраненное за вами рабочее место на следующий год, шутят в офисах. Если в 2007 году двух- или даже трехкратный годовой оклад в качестве поощрения во многих компаниях считался рутиной, то сейчас об этом стараются не вспоминать, чтобы не расстраиваться. И сегодня радостное оживление в трудовом коллективе вызывают сообщения о том, что зарплата будет урезана не на двадцать процентов, как ходили слухи, а всего-то на пятнадцать.

Понятно, что выплачивать годовые бонусы больше не за что. Не награждать же топ-менеджеров за то, что капитализация компании упала в пять раз. Или за то, что кому-то удалось получить государственный кредит...

Однако совсем уж обижать себя российский "белый воротничок" не даст. По некоторым сведениям, в госкомпаниях премиальные за 2008 год будут выплачены практически без урезания. До скромности западных коллег нашим людям еще далеко. Вряд ли кто-нибудь из них готов по примеру сотрудников американской компании Google довольствоваться в качестве предновогоднего бонуса Гуглофоном. Мобильник, конечно, продвинутый, но явно не стоящий тысяч и тысяч долларов, которые ранее получали в качестве премиальных ключевые работники интернет-компании.

Офисная халява

Если в кулере закончилась вода, в коробке - скрепки, а врач по корпоративной страховке больше не лечит, знайте - эпохе офисной халявы пришел конец. Крепись, работник! Ты остался без чая в пакетиках, растворимого кофе и, возможно, даже сахара - тихих радостей офисного соцпакета. Еще год назад все это невозможно было даже представить, а сегодня проблема вдруг обрела вполне зримые очертания. Похоже, руководство некоторых компаний решило ударить по кризису тотальной экономией, начав с расходов, которые в балансе обозначаются словом "прочее". "Где ежедневник? Где же календарь на следующий год? Что, и его не будет? Но ведь всегда был..." - не верит своим ушам сотрудница одного из московских банков. "Во время кризиса надо жить скромнее", - отрезвили ее хозяйственники и ликвидировали в офисных санузлах привычные салфетки и жидкое мыло. А следом "под нож" отправились и медицинская страховка, и служебный автомобиль, и коуч-тренинги, которые мы так любили проводить на Мальдивах и прочих Сейшелах.

А во что превратились корпоративные подарки, которыми компании одаривали партнеров в преддверии Нового года?! Сегодня здесь работает принцип "дешево и сердито". Но "сердито" не выходит, получается смешно. Что прикажете делать с пакетиком попкорна или детским бумерангом? Самый шикарный корпоративный подарок на сегодня - это шоколад и его производные. Dolce vita экономкласса. Кризисную хандру ведь надо "заедать"...

Ипотека

Когда экономический кризис к нам только подкрадывался, появился анекдот: "Госдума приняла закон о замене смерт­ной казни ипотекой под двадцать пять процентов годовых". Именно этой отметки, судя по всему, скоро достигнет стоимость жилищных кредитов. Особенно если заемщик решит воспользоваться тем "спасательным кругом", который предлагают банки и государство.

Конвертировать валютный кредит в рублевый? Легко! Но стоит ли хвататься за эту соломинку - большой вопрос. Скажем, переоформление долларовой ипотеки, взятой в докризисное время под 11 процентов годовых, в рублевую под 17 процентов не увеличит сумму ежемесячного платежа лишь при одном условии: доллар должен стоить не более 30,5 рубля. А нам уже после новогодних праздников обещают курс в 32 целковых. Отсрочки и рассрочки, которые государство готово гарантировать гражданам, потерявшим прежние доходы, ведут лишь к удорожанию кредита. Ставка при реструктуризации долга приблизится как раз к "расстрельным" 25 процентам.

Одним словом, есть серьезные опасения, что российская ипотека вымрет как динозавр. Из более чем тысячи отечественных банков не заявляли о полном прекращении жилищного кредитования от силы десятка полтора. Это крупнейшие госбанки и "дочки" иностранных гигантов. Однако и тут от прежнего ипотечного пиршества осталось немного. Скажем, один из крупнейших банков, ранее предлагавший под божеские проценты самые разнообразные ипотечные продукты, некоторые из которых даже не требовали официального подтверждения доходов заемщика, теперь ограничил меню двумя "блюдами". На первое предлагается 15,5 процента по кредиту в долларах США, на второе - ссуда в рублях под 19,5 процента. А на десерт - ворох всяческих справок - от бухгалтерии до поликлиники.

Очередь на иномарку

Что мы все о грустном? Есть в Красной книге кризиса "динозавр", вымирание которого сожаления не вызывает. У булгаковского Шарикова, если вы помните, одним из первых произнесенных им человеческим словом была "очередь". После краха СССР выросло целое поколение, которое не знало, что такое писать номерки на ладонях. Рынок, казалось, все расставил по своим местам. За одним исключением. К началу эры изобилия полузабытое слово было реабилитировано в автосалонах, торгующих иномарками.

Ждать чудо западного производства или собранную в России иномарку в зависимости от популярности модели приходилось от трех до девяти месяцев. Понятное дело, что товарный голод восстановил подзабытую практику продажи своей очереди страждущим представителям среднего класса. Цена дефицитного "места в строю" колебалась от 200 до 1000 (иногда и более того) долларов в зависимости от стоимости автомобиля. И ведь платили!

Но потребительский бум сходит на нет. Впервые за многие годы новые иномарки в России подешевели даже в рублевом исчислении. Скидки, подарки и бесплатная зимняя резина уже мало кого впечатляют. Очереди в автосалонах канули в Лету.

И это лишь начало. На повестке дня - мегаскидки. Так, в Бельгии клиенты, решившие купить любой из автомобилей по цене более 23 тысяч евро, получают второй стоимостью в половину от первого совершенно бесплатно. В Великобритании пошли еще дальше. Один онлайн-автосалон предложил жителям туманного Альбиона купить автомобиль Dodge Avenger SXT и взять второй такой же даром. Уж не призрак ли коммунизма снова бродит где-то рядом? Может, лучше все-таки в очереди постоять?

Понты

"Я могу обойтись без необходимого, - говорил поэт Михаил Светлов, - но не могу без лишнего". Ныне с этим самым лишним многим все же придется расстаться. Конечно, у каждого оно свое. Одна дама с Рублевки, например, сильно кручинится о том, что мужу-олигарху пришлось продать "суперджет", и ей предстоит летать на каннскую фазенду общественным транспортом. Другая грустит, прощаясь с мечтой об очередном мобильнике, глядя на который понятно, что сам телефон в этом произведении искусства вовсе не обязательная опция.

Кризис убивает излишества, заменяя понтовые вещи их эрзацами. Кому-то придется забыть о косметике класса люкс и дизайнерских бутик-отелях. Иные скрипя зубами отправятся столоваться в демократичное "Му-му", а не в остромодные молекулярные рестораны. Наступить на горло собственной песне предстоит и многим из тех, кто на выходные любил клубиться в "золотом треугольнике" (Лондон - Милан - Париж), поскольку в тусовке уик-энд в Первопрестольной считался верхом лоховства. Что же, накануне Нового года водка под пока еще непонтовую красную икру куда патриотичнее, чем та же водка с мартини - взболтать, но не смешивать...

Еврошопинг

В Красную книгу грозит угодить и гиперпопулярный у российского среднего класса шоп-тур "галопом по европам". Для любителей и профессионалов еврошопинга настали скверные времена: евро стремительно укрепился к рублю (с 10 декабря почти на 11 процентов), и это явно не предел. И уже скоро станут нерентабельными набеги на итальянские фабричные "оутлеты", и чес по "модным деревням" близ европейских столиц вроде испанской La Roca Village или германской Wertheim Village, где товары ведущих марок можно купить с изрядной скидкой.

Впрочем, на излете товарного изобилия был шанс поживиться чем-то европейским и в Москве - некоторые бутики со страху начали предновогодние распродажи на пару недель раньше, сразу выставив финальные скидки. Но это дело прошлого...

Впрочем, не все так мрачно. Бывалые шоп-маньяки уже встали в очередь за недорогими билетами в Сингапур. На самые пафосные евробренды цены там пусть и в долларах, но все еще "дет­ские". Необходимая ремарка: не стоит забывать, что сей товарный рай считается всемирной Малой Арнаутской. Хотя кто там в кризис будет разбирать, какая именно на вас "Габбана"...

Прислуга

Кризис прошелся и по самому святому - заботе о собственном комфорте и воспитании любимых чад. Российский средний класс в массовом порядке отказывается от услуг воспитателей, гувернеров, домработниц, репетиторов, личных тренеров и водителей - стало не по карману. Для тех, кто уже не мыслит жизнь без помощников, это настоящая катастрофа. C кем оставить ребенка, если родители с утра до вечера пропадают на работе? Кто проверит уроки, отвезет в школу, уберет дом, если времени ни на что кроме офиса категорически не хватает?

Правда, имеется специальный антикризисный вариант - прибегнуть к услугам нянь и домработниц, прибывших завоевывать российскую столицу из ближнего зарубежья. Те сегодня великолепно сориентировались в ситуации и откровенно демпингуют. Раньше цена на услуги квалифицированной "Арины Родионовны" в Москве составляла сумму никак не меньше 30 тысяч рублей в месяц. Прибывшая из "ближних" краев няня согласна на 15 тысяч, лишь бы ей, а если повезет, и родственникам вместе с работой предоставили и жилье. Кстати, мигрантов неплохо нанимают. Как говорится, если очень надо, а денег нет, то сойдет и так. Но стоит ли потом удивляться, что ваш ребенок вдруг начнет говорить с акцентом?

Лыжи и пляжи

Кризис не пощадил "штучный" отдых, которым по праву гордился российский средней класс и которому не могли нарадоваться туроператоры. Прощайте Мали, Бали и прочие Куршевели! Туристу из России в большинстве своем оказался не по средствам отдых de luxe в странах дальнего и очень дальнего зарубежья. Потенциальные путешественники не спешат бронировать дорогие туры. Те, кому раньше на Мальдивах светили только пять звездочек, согласны нынче и на Болгарию в три звезды.

Вопрос, куда навострить лыжи и где расправить ласты, решается в пользу экономварианта. Особенной популярностью, как на заре нового российского капитализма, пользуются Болгария, Чехия, Венгрия, Финляндия, а также неизменная сладкая парочка: Турция с Египтом. Среднестатистический россиянин даже готов несколько суток трястись в автобусе, лишь бы сэкономить на авиабилетах. И все равно продажи туров по сравнению с прошлым годом упали на 35 процентов. На повестке дня отдых среди родных осин. Интернет-форумы кипят: где лучше провести новогодние выходные - в тихой тверской деревеньке или же замахнуться на столицу? Имеется в виду "столица русской глубинки" - полумифический Урюпинск...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера