Архив   Авторы  
Природная катастрофа в стране восходящего солнца вызвала остановку производства на японских автомобильных заводах. Однако причин для возникновения дефицита автомобилей в России пока нет

Автошок
Политика и экономикаГлавная тема

Стоит ли опасаться цунами на российском авторынке


 

Стихия ударила и по японскому автопрому. Большинство крупнейших автоконцернов вынуждены были приостановить производство, что взволновало российских автолюбителей даже сильнее, чем периодическое отключение сборочных линий на родном «АВТОВАЗе». «Итоги» выяснили, стоит ли опасаться цунами на российском авторынке.

Синдром дефицита

Для начала мы обзвонили несколько дилерских центров, представились покупателями. Везде говорят одно и то же: заказы принимают без вопросов. С запчастями пока напряга тоже нет. Поставка в любом случае 2—3 недели, самое популярное есть на складах. Пришлось покапризничать и запросить нечто позаковыристее. К примеру, седан Mazda6 Sport с мотором 2 литра и на механике. «Да-а, эксклюзивчик!» — вздохнула телефонная трубка.

— Придется заказывать, наверное? Или в наличии есть?

— Ну да. Под заказ.

— А по срокам что? В Японии ж такое творится...

— Уже произведенные машины — они идут и дойдут, конечно. А заказанные... Какое-то смещение по срокам может быть. А вообще срок поставки 2—2,5 месяца... (Заводы Mazda, кстати, в отличие от некоторых других концернов от стихии не пострадали.)

...Более половины мест в Top-10 самых импортируемых в Россию иномарок до сих пор занимали автомобили, произведенные именно японцами. Toyota Group в прошлом году поставила в нашу страну 74 147 автомобилей, Mitsubishi — 45 538, Suzuki — 28 690, Mazda — 24 926 автомобилей. В эту статистику не вошли проданные подержанные японские авто. Хотя известно, например, что их доля на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири является подавляющей.

Справедливости ради отметим, что российский рынок по продажам японских машин уступает не только США и Китаю, но и рынкам Европы и Индии. Да и определить, какая «японка», проданная у нас, собрана непосредственно в Японии, человеку непосвященному сложно. Известно например, что «наша» Nissan Tiida производится на заводе компании в Мексике, а Qashqai — в Великобритании. Toyota Camry — российской сборки, а некоторые модификации Suzuki SX4 ввозятся из Венгрии. Поэтому предположить, на какие модели японских автомобилей в сложившейся ситуации может возникнуть дефицит, достаточно сложно. Как и то, подорожают ли они на российском рынке. Но спекулянт не был бы спекулянтом, если бы не сориентировался первым. Во всяком случае из разговоров с неофициальными торговцами «Итогам» удалось выяснить, что цена, к примеру, Nissan Patrol, который собирается только в Японии, в Москве уже подскочила с 3 до 4 миллионов рублей.

Выросли цены и на подержанные японские автомобили на Дальнем Востоке. Там ранее ввезенные машины подорожали на 30—40 тысяч рублей. И как долго у спекулянтов будет длиться такая вольница, сказать сложно.

«В глобальном смысле я не ожидаю существенного снижения поставок автомобилей из Японии из-за случившегося землетрясения. Из японских концернов пострадали заводы Toyota и Nissan, но и эти компании, на мой взгляд, смогут оперативно восстановить прежний уровень производства и даже его превысить. Дело в том, что в Японии предприятия автопрома в последнее время были загружены не полностью, и эти свободные мощности, очевидно, используют для того, чтобы компенсировать временную приостановку производства», — пояснил «Итогам» руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ компании Ernst & Young Иван Бончев.

Иными словами, объективных причин для роста цен на японские автомобили в России нет. Проблема чисто психологическая. Охарактеризовать ее можно не иначе как синдром искусственного дефицита. И такая чехарда с ценами может сказаться на доле российского рынка для японских автомобилей в будущем.

Инструкция по эксплуатации

«Дефицита автомобилей японской сборки, по крайней мере в ближайшее время, ждать не следует. Транспортировка в Европу длится порядка шести недель, кроме того, существуют складские запасы. Что будет в дальнейшем, пока трудно сказать», — сообщила «Итогам» руководитель отдела внешних связей ООО «Тойота Мотор» Татьяна Русакова. В абсолютных цифрах остановка заводов приведет к задержке поставки в Россию около 600 автомобилей.

Аналогичным образом комментируют ситуацию представители других крупных автоконцернов. И против истины они не грешат. Дело в том, что и до этого российским потребителям с момента заказа до покупки приходилось ждать не менее двух месяцев.

В распоряжении «Итогов» оказалась инструкция, которую получили дилеры одного крупного автоконцерна, под условным названием «Реактивное заявление дилеров для клиентов (в случае получения запросов)». В кратком изложении оно звучит так:

«В связи с последними трагическими происшествиями в Японии компания работает с государственными органами и соответствующими организациями, оказывая помощь в спасательных операциях. Влияние всего произошедшего на бизнес в настоящее время изучается. Тем не менее ситуация с поставками в Россию (Украину, Казахстан, Белоруссию) остается нормальной. Мы оцениваем товарные запасы в Европе как достаточные для поддержания нормального бизнеса в ближайшем будущем».

Удастся и потребуется ли перераспределить квоты за счет европейских потребителей, если возникнет дефицит машин в России, ответить в опрошенных нами «автоштабах» пока не берутся: «По мере принятия решений мы будем вас информировать».

Так или иначе, понесенный японскими автоконцернами ущерб некритичен для японского автопрома. Вот только некоторые цифры. Из недавно произведенных и готовых к отправке на экспорт автомобилей Infiniti и Nissan цунами смыло в море 2300 штук. Кроме того, стихия полностью уничтожила один из крупнейших сервисных центров компании Nissan в префектуре Мияги, где находились еще около тысячи только что сошедших с конвейера автомобилей. По сравнению с общим уровнем производства компании это ничто. За прошлый год она произвела 4 миллиона 54 тысячи машин! Что уж говорить о Toyota, уровень производства которой превысил в прошлом году 7 миллионов штук. И даже непродолжительная остановка автоконвейеров, по словам производителей, на ситуацию с поставками повлиять не может. Например, неделя простоя для Honda, как сообщили «Итогам» в представительстве этой компании в России, обойдется ей примерно в 16 тысяч непроизведенных автомобилей при среднегодовом уровне производства в 3,5 миллиона штук.

А остановленные предприятия между тем начинают оживать. Toyota запускает 7 заводов по производству запчастей. Возобновили работу конвейеры Mitsubishi Motors.

Как говорят опрошенные «Итогами» специалисты, учитывая масштабы постигшей Японию трагедии в целом, ситуация в автопроме развивается по сценарию, далекому от пессимистического. А он может быть обусловлен лишь одним обстоятельством: тесным взаимодействием автопрома со смежными отраслями (в том числе энергетической) и транспортной инфраструктурой (включая порты), обеспечивающей экспортные перевозки продукции. Стало быть, если смежники не подведут, никакое цунами и нашему авторынку не грозит.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера