Архив   Авторы  
Кремль, безусловно, останется символом российской государственности и резиденцией президента, однако большинству чиновников, возможно, придется оставить центр Москвы

Поехали!
Политика и экономикаГлавная тема

Переедет ли властная вертикаль за МКАД?



 

Предложение Дмитрия Медведева прирастить Москву территориями и вынести часть федеральных ведомств за МКАД взято в разработку с ошеломляющей оперативностью. «Мы договорились с губернатором Московской области создать рабочую группу по подбору территории для этого проекта», — сообщил мэр Сергей Собянин. Вердикт будет вынесен уже к 1 июля. Такая cпешка — лишнее свидетельство того, что решение уже давно принято: межевые споры, как правило, длятся десятилетиями. А двухнедельный срок, судя по всему, отведен лишь на соблюдение формальностей.

О том, что все уже решено, свидетельствует и тот факт, что в текущем обсуждении не участвует губернатор Борис Громов. Первое лицо Подмосковья, по официальной информации, в отпуске, со стороны области процессом рулит замглавы регионального правительства.

«Информированные источники» тем временем наперегонки выдают в СМИ места дислокации будущего «бюрограда»: Звенигород, «Рублево-Архангельское», Кубинка, Домодедово. Но учитывая, что место всего одно и что оно с 99-процентной вероятностью уже определено, «информация» скорее напоминает дымовую завесу. О подлинном расположении нового административного центра мы узнаем, как только появится запрет на любые сделки с землей, входящей в зону будущего строительства.

Здесь будет город заложен

«...Невзлюбил Москвы и с сего времени жил большею частию в слободе Александровской». Слова, написанные Николаем Карамзиным о временах Иоанна Грозного, лучший аргумент в пользу того, что создание новой административной столицы не низкопоклонство перед «глобальными трендами», а освещенная веками национальная традиция. Кстати, накануне тогдашнего переезда власти государь сильно серчал на бояр, кои «радели о своем богатстве, забывая отечество». Сравните со сказанным президентом на Петербургском форуме: «Коррупция душит Россию... Система нежизнеспособна... Систему нужно менять...»

Сразу же после медведевской речи Юрий Росляк, представитель московских властей в СФ, на вопрос «Итогов» — стоит ли ждать объединения Москвы и Московской области — уверенно заявил: «В объединении нет никакой необходимости... Идея должна быть реализована в рамках действующего российского законодательства. Никто ради этого законы и Конституцию менять не будет». Тем более что речь идет не столько о территориальных изменениях, сколько о «разделении функций» — концентрации в другом, более удобном месте административной составляющей мегаполиса.

Теперь одна из главных задач — убедить власти Подмосковья, что «пересадка органов» ему ничуть не повредит: отрежут всего чуть-чуть. Причем даже не по всему периметру. Да и президент упоминает лишь «административные функции» — ничего иного выносить за «традиционные границы» не предлагается. И мэр Москвы отвергает мысль о том, что выведенные из столицы госучреждения разместятся равномерно вдоль МКАД: «На мой взгляд, речь идет о локальной зоне... о создании, по сути, нового современного города-спутника». Там и будут федеральные, а может быть, не исключает Собянин, и городские органы управления.

Что ж, за МКАД сегодня находится 200 квадратных километров московской земли. И большая часть районов-«замкадышей» напоминает протуберанцы, выброшенные изнывающей от избытка энергии столицей. Солнцево, Куркино, Новокосино, Митино, Бутово... Всего восемь таких «языков». Что, в самом деле, страшного, если будет еще один?

Возможен и другой, более гибкий вариант: появление на значительном удалении от московской кольцевой компактного эксклава. За примерами тоже далеко ходить не надо: в области сегодня живут и процветают множество «островов» московского архипелага. Самый большой из них — Зеленоград, 37 квадратных километров, более 200 тысяч жителей — является и самым отдаленным: 20 километров от МКАД.

В пользу варианта «мы вас не больно порежем» свидетельствует и наличие вплотную примыкающего к МКАД Красногорска — новой столицы Московской области. Три года назад здесь построили Дом правительства, символ областной самостийности, ответ на упреки тех, кто полагает, что область, не имея собственного центра, не может считаться полноценным субъектом Федерации. Если предположить, что «наступление» Москвы на Подмосковье пойдет широким фронтом, по периметру границ, ситуация сложится анекдотическая: не успела, мол, область обзавестись собственной столицей, как та оказалась на «оккупированной» территории!

Нельзя не учитывать и экономическую составляющую. По данным портала zemer.ru, средняя стоимость земли в радиусе до 50 километров от МКАД составила в мае 370 399 рублей, или 13 200 долларов за сотку (первичный рынок). И это суперважный критерий отбора: место должно быть достаточно пусто, чтобы проект, в свою очередь, не опустошил бюджет и не вылился в бесконечную тяжбу с недовольными землевладельцами. Подмосковье в этом смысле сложный регион, значительная часть владельцев земли, как известно, находится в списке Forbes. Да что там олигархи, самый робкий дачник потеряет всякий страх перед вертикалью, если та вознамерится отобрать родные грядки. Впрочем, Московская область достаточно велика (46 тысяч квадратных километров, больше территории Дании), чтобы обойтись без большой крови.

«Идея состоит в том, чтобы расположить это место... ближе к аэропорту, так, чтобы въезд в него не сопровождался въездом в город», — проговорился заместитель мэра Москвы Андрей Шаронов. Однако не так уж сильно приблизил к разгадке тайны. Учитывая, что Москву окружают по периметру пять гражданских (а если взять в расчет реконструируемую Кубинку, то и все шесть) и два военных аэропорта, территория, подходящая под эти критерии, равна почти половине области.

Бюроград и его обитатели

Московские чиновники не лукавят: механическое — без объединения с областью — расширение Москвы не потребует ни правки законодательства, ни референдумов. Перефразируя классиков, можно сказать, что изменение границ регионов есть продукт согласия при полном непротивлении сторон. Ну а последней инстанцией в этом вопросе является верхняя палата парламента. Согласно ее регламенту «решение об утверждении изменения границ между субъектами РФ принимается большинством голосов... и оформляется постановлением Совета Федерации». Процедура непростая, но при наличии политической воли осуществляется на раз. Со «столичным федеральным округом» еще проще: достаточно президентского указа.

Следующий, практический этап значительно более трудоемкий.

Для справки: структура федеральных органов исполнительной власти, потенциальных участников переселения, состоит из 76 элементов (18 министерств и 58 федеральных служб и агентств). Плюс аппарат правительства и администрация президента. Все они расположены в Москве. Федеральный уровень судебной власти представлен в столице Верховным и Высшим арбитражными судами, законодательной — Госдумой и Советом Федерации.

Кроме ветвей, есть еще и целый ряд промежуточных ответвлений: Генпрокуратура, Следственный комитет, Счетная палата, аппарат уполномоченного по правам человека, Центризбирком... В общей сложности в Москве находится около 90 федеральных структур.

По данным Росстата, численность работников федеральных органов госвласти составляет 47,5 тысячи человек. В эту категорию входят не только собственно чиновники, но и технические исполнители, а также персонал по охране и обслуживанию зданий. Практически все эти люди — за совсем небольшим исключением, относящимся к перебравшемуся в Санкт-Петербург Конституционному суду, — трудятся в Москве.

Но это еще далеко не все «федералы»-москвичи: Росстат не включает в эту кадровую цифирь данные по пяти силовым структурам — МВД, Минобороны, СВР, ФСБ, ФСО, ГУСП.

Что касается первых двух ведомств из этого списка, то согласно соответствующим указам президента штатная численность центрального аппарата МВД должна составлять 9 тысяч 264 единицы, а предельная численность центрального аппарата Минобороны — 10,5 тысячи человек.

Сведения, касающиеся разведки, контрразведки и, пожалуй, самого загадочного из всех органов власти — Главного управления специальных программ, — увы, наглухо закрыты. Но если предположить, что количество людей с чистыми руками, холодной головой и горячим сердцем сопоставимо с «рассекреченными» силовиками, то росстатовскую цифру можно смело умножать на два.

Таким образом, получаем на круг около ста тысяч федеральных чиновников и обслуживающего их персонала. Вполне вероятно, к этой сумме следует добавить 15—20 тысяч московских «слуг народа».

Идем дальше: если новый административный центр расположится достаточно далеко от кольцевой, то наряду с офисами придется строить жилые дома. Можно, конечно, заменить квадратные метры раздачей мигалок, но тогда идея потеряет смысл: о разгрузке транспортных магистралей столицы придется забыть.

Понятно, что на новые квартиры поедут не только сами чиновники, но и члены их семей. Что увеличивает население будущего города минимум втрое. Появление горожан автоматически влечет за собой создание полноценной социальной инфраструктуры: коммунальных служб, школ, детских садов, больниц, магазинов, развлекательных и физкультурно-оздоровительных центров, сети общепита, системы городского общественного транспорта и т. д., и т. д. А это в свою очередь вызовет новый демографический прирост: ведь кто-то должен заполнять эти вакансии.

По самым скромным прикидкам, население «бюрограда» составит 200—300 тысяч человек.

Переезд сродни пожару

Правда, в этом уравнении пока слишком много неизвестных. Самый главный икс: сколько именно органов власти будет выселено за МКАД? По словам президента, под переезд попадут не все федеральные учреждения, а лишь «значительная доля». Но по логике вещей игра будет стоить свеч лишь в том случае, если эта самая доля составит больше половины. Иначе результат может выйти противоположным ожидаемому. Потратив колоссальные средства (судя по зарубежному опыту, речь идет о десятках миллиардах долларов), мы вместо компактного административного центра получим прежнюю столицу, но в ухудшенном, бесформенном варианте, с растянутыми коммуникациями и бестолковой инфраструктурой.

Судите сами. Сегодня расстояние между различными органами федеральной власти, расположенными, как правило, внутри Садового кольца, не превышает нескольких километров. Повысится ли эффективность управления, если за МКАД переедет только часть госорганов и эта дистанция возрастет до нескольких десятков километров? И будет ли удобнее населению Москвы, если транспортные артерии, связывающие недоделанный «стольный град» с Первопрестольной, будут круглосуточно забиты казенными лимузинами? Вопросы, не требующие ответа.

Да, конечно, пора что-то делать с не резиновой Москвой, задыхающейся от дефицита земли и переизбытка людей, машин и капиталов, которые, не находя лучшего применения, лишь вздувают цены на недвижимость. Но одновременно надо что-то делать и с периферией, у которой прямо противоположная беда: отток капиталов и населения.

Что меняет в этом раскладе бюрократический город-сад? Абсолютно ничего. Москва по-прежнему будет сдавлена железным обручем МКАД. Остается, правда, шанс на то, что Кремль не ограничится локальным «расширением», что одновременно столица прирастет по всему своему периметру. Но и такой вариант неидеален. Через короткое время Москва упрется в новые границы, и история повторится сызнова.

Если же пойти на такое расширение, которое действительно обеспечило бы долговременное устойчивое развитие Москвы, то от области останется неприличный «бублик». В этом случае было бы гуманнее ликвидировать область, передав то, что от нее осталось, соседним субъектам Федерации.

Другой вариант — объединить два субъекта: никого не ущемляющее, не режущее по живому решение. Даже противники такого шага видят в нем массу плюсов, приводя, по сути, лишь один аргумент против: появится, мол, «плохо управляемый регион-монстр». Но в мире полно эффективных регионов с такой же (17-миллионная немецкая Северный Рейн — Вестфалия) и даже намного большей (37-миллионная американская Калифорния) численностью населения.

...Федеральным властям так и не удалось создать сопоставимый с московской агломерацией центр притяжения. Хотя решение лежит на поверхности: перенос столичных функций в депрессивную провинцию дал бы мощнейший импульс к развитию отдельно взятых Нью-Васюков и страны в целом. Но эта задача не на один президентский срок. Идея локального административного городка пусть и половинчата, но куда более реалистична. У нынешней российской власти есть исторический шанс основать помимо Москвы еще одну столицу. Главное, чтобы при этом не получился «город зеро». В смысле — с нулевым эффектом.

С одной стороны

Валерий Федоров, гендиректор ВЦИОМ: «Москве логично попытаться прирезать землицы, но желательно с не очень большим населением».

— Как показывают опросы, с одной стороны, москвичам хочется, чтобы их город оставался столицей во всех смыслах. С другой стороны, их беспокоит возросшая нагрузка, связанная со столичными функциями, — транспортные проблемы, пробки, экология, дороговизна и прочее. Остро встает вопрос: как обеспечить решение амбициозных проектов президента, не перегружая и без того изнемогающий город? То, что предложено, представляет собой осторожный компромисс между двумя принципиально разными стратегиями: радикально «уплотнять» Москву либо переносить столицу в другой город. Это развитие линии, отработанной на сколковском проекте — новые функции реализуются не в старом центре, но и не в диком поле, а рядом, на окраине мегаполиса.

Но почему бы просто не слить город и область, как уже не раз предлагалось? Да потому, что вся наша система управления построена по региональному принципу, а культура управления от региона к региону заметно разнится. Риски слияния воедино механизмов управления столицы и области оценены как чрезмерные, высока вероятность взаимного паралича. Тем более что и сама столица еще переживает переходный период. Да и в финансовом аспекте область для столицы — груз неподъемный. Поэтому Москве логично попытаться прирезать землицы (то есть возможностей), но желательно с не очень большим населением (то есть обязательствами). Отсюда и решение: прирезка к городу относительно небольших территорий, которые возможно освоить в течение ограниченного времени.

Еще один вопрос — местное самоуправление. В Москве оно практически отсутствует, однако в области дело обстоит иначе. Что восторжествует в столичном округе — московская модель или подмосковная? Местные элиты в области просто так переходить на положение назначаемых чиновников не хотят, а Москва не хочет вводить у себя реальное МСУ. Решения, которое бы лежало на поверхности, не видно. Отсюда и разговоры о том, что может быть создан некий коллегиальный орган управления, куда войдет столичный мэр, кто-то от федерального правительства и представители включаемых территорий.


Валерия Сычева

С другой стороны

Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества: «Идея напоминает провалившийся проект строительства новой столицы Малайзии».

— В некоторых странах — Бразилии в 1960-е годы или Казахстане в 1990-е — перенос административных столиц обусловливался желанием правительства вдохнуть жизнь в новые регионы. Задачей ставилось разорвать связку бюрократии и бизнеса, преодолеть консерватизм чиновничества. При этом новые столицы там возводились с чистого листа и подальше от старых столиц. В нашем случае эта задача вряд ли будет решена, так как чиновники по большей части продолжат жить в Москве или на Рублевке. Идея президента напоминает провалившийся по сути проект новой столицы Малайзии — Путраджайи, которая начала строиться в 25 километрах к югу от Куала-Лумпура в 1995 году. Сегодня это крупный городской район с правительственными зданиями, но практически без постоянного населения (там проживает менее 30 тысяч человек). Стоимость строительства превысила 11 миллиардов долларов, то есть по 300 тысяч долларов на резидента. К городу ведут скоростная железнодорожная трасса и несколько автомобильных дорог, также недешевых.

Мораль: в российском случае строительство такого города обойдется по меньшей мере втрое дороже, никаких транспортных проблем не решит, чиновничество от бизнеса не отодвинет и более спартанским его образ жизни не сделает.


Александр Чудодеев
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера