Архив   Авторы  
Государственная власть, как гигантский магнит, притягивает к себе массу людей, идей, денег. Новое предложение президента вывести за нынешние границы Москвы министерства и ведомства должно сделать столицу более комфортной

Москва словам не верит
Политика и экономикаГлавная тема

Станет ли комфортнее жить в столице после отъезда федеральных чиновников?


 

Что отличает мегаполис, где заседает федеральная власть, от просто мегаполиса? То же, что Москву и Питер. Если в Первопрестольной дым коромыслом, то в Северной Пальмире — чинная неспешность. И все потому, что власть, как гигантский магнит, притягивает массу людей, идей, денег. Какие проблемы испытывает при этом город? Во-первых, высокая концентрация чиновничества создает дополнительную нагрузку на инфраструктуру города — в первую очередь на дороги и всю транспортную сеть. Во-вторых, иначе, чем где-либо, формируется рынок недвижимости, как жилой, так и офисной, — ведь штаб-квартиры крупных корпораций, банков стремятся туда, где их управленческая деятельность будет максимально эффективной. В России такое место — Москва. Сюда стремятся и те, кто делает бизнес и политику, — они плотно оседают здесь с семьями и задают городу собственный уровень стандартов и требований. Им нужны рестораны высокого класса, элитные бутики, частные школы и прочие вещи, способные на должном уровне удовлетворить потребности «выше среднего». Чем больше деньги, крутящиеся в городе, тем дороже здесь жизнь. Заметим, что в Москве этот показатель даже выше, чем в Лондоне, который является не только столицей, но и международным финансовым центром. И, наконец, там, где сосредоточено много власти и бизнеса, — много рабочих мест. Поэтому сюда стремятся люди со всей России и бывших союзных республик. Неужели все изменится, если чиновника выселить из мегаполиса?

Рассредоточиться!

Столичное правительство еще в 2005 году официально признавало, что перенаселенность города близка к той черте, за которой — утрата возможности управления мегаполисом. По качеству городской среды (плотность населения, автомобилизация, экология и т. д.) город стремительно приближается к таким непригодным для жизни монстрам, как Мехико и Бомбей. Естественно, скученность ощущается не только в жилых кварталах, но и в деловых. Согласно данным ведущего научного сотрудника ЦНИИП градостроительства, кандидата технических наук Александра Стрельникова, 38 процентов всех рабочих мест, имеющихся в московской агломерации, сосредоточено в Центральном административном округе. При этом ЦАО занимает всего 7 процентов городской территории. Из 10,5 миллиона квадратных метров офисов в центре находится 4 миллиона. И органы власти, и бизнес в основном дислоцируются именно там. Поэтому на одного московского офисного работника приходится всего 4—6 «квадрата» общей офисной площади, а рабочей — 2—3. Для сравнения: в США среднестатистический клерк занимает в среднем 20 квадратных метров, а в Европе — 15.

Есть еще одна беда — дороги. Плотность улично-дорожной сети Москвы сегодня составляет 5,5 км/кв. км, при этом в Лондоне — более 9 км/кв. км, в Нью-Йорке — больше 12 км/кв. км. Чтобы разрешить транспортную проблему в городе, нужно либо в 1,5—2 раза увеличить дорожную сеть, либо в те же 1,5—2 раза уменьшить число машин.

Вполне возможно, что за счет переезда чиновников за город количество машин в городе снизится если не в 1,5 раза, то хотя бы на 10—20 процентов. Но эти прогнозы, как представляется, к реальной жизни имеют мало отношения. Во-первых, они касаются лишь центра города и вовсе не берут в расчет ситуацию на территориях, прилегающих к МКАД, и пригородных магистралях, нагрузка на которые может прямо пропорционально увеличиться. Основная нагрузка на дорожную сеть в центре сегодня возникает по вине так называемых бэк-офисов финансовых и сырьевых корпораций. «Если даже перенести места их дислоцирования в Подмосковье, это никак не улучшит дорожную ситуацию. Оставшиеся в Москве представительские структуры этих компаний продолжат серьезно влиять на дорожную обстановку», — считает руководитель отдела исследований и стратегического консалтинга Cushman & Wakefield Денис Соколов. Сегодня в пределах Садового кольца сосредоточены штаб-квартиры, представительства, бэк-офисы и еще масса различных подразделений бизнеса. Целые кластеры деловой активности сформировались в разных районах города. Например, в районе площади Белорусского вокзала концентрируются консалтинговые и юридические компании, на улице Наметкина и проспекте Вернадского — сырьевые холдинги, с появлением Сити зарождается новая площадка для банков и финансовых компаний. Толпы белых воротничков, а в среднем офис одной транснациональной корпорации насчитывает от 200 до 1000 сотрудников, как ехали, так и будут утром ехать в центр на работу, а вечером — обратно, создавая дорожные пробки.

В свою очередь федеральных госслужащих в столице сегодня насчитывается около 40 тысяч. Не факт, что они бросят московские квартиры или рублевские дачи и переберутся с семьями на выселки. Зато легко представить, что время их передвижения по маршруту дом — работа — дом увеличится как минимум в три раза. Остается посочувствовать и тем, кто вместе с ними будет томиться в пробках. Стоять придется всем магистралям по кругу, так как вал госслужащих будет стягиваться в одну точку Подмосковья со всего города. «Если не расчистить МКАД и не сделать из нее скоростную трассу, как это задумывалось на этапе проектирования, то движение по ней окажется невозможным, — уверяет член Общественной палаты РФ профессор Московского архитектурного института Вячеслав Глазычев. — Нельзя переселить всех чиновников, не создав для их передвижений свободную магистраль». А вот бывший руководитель НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко, напротив, уверен, что пресловутый вопрос пробок наконец-то удастся решить: «Чиновники будут ехать из дома с той же Рублевки не в центр, а в обратную сторону, и, как следствие, перераспределение транспортных потоков станет более разумным».

Впрочем, как только власти потянут за кончик этой нити, наружу полезут и другие проблемы. Вот, например, одна из них: чтобы расчистить Московскую кольцевую автодорогу, необходимо вывести весь грузовой транзит за пределы МКАД. Еще в 90-е годы сложилась такая система, при которой весь логистический поток грузов, не только российских, но и зарубежных, распределяется практически по всей стране, по крайней мере от Мурманска до Урала, проходя через Москву. Согласно планам развития Московской области, в частности строительства ЦКАД, грузовой транзит перенаправят в район Бетонного кольца. Это не решит проблему, а лишь даст временную отсрочку. Специалисты-транспортники предлагают перенаправить грузовые потоки через юг Тверской и север Калужской областей. «Эти регионы могут принимать грузы уже сейчас», — говорит Александр Стрельников. Правда, пока эти предложения выглядят фантастично. Дело в том, что изменение транспортных потоков влечет за собой уход из Москвы компаний и организаций, обеспечивающих логистику, а это будет означать потерю больших финансовых средств в виде налогов и арендной платы. Эта «дыра» оценивается приблизительно в два миллиарда долларов в год. Городу, конечно, станет легче дышать, но жить он будет победнее.

Налетай, освободилось!

Еще один немаловажный для города вопрос — запредельные цены на недвижимость. После того как озвучили идею о переезде чиновников, рынок загудел, как пчелиный улей. «Если действительно удастся вывести за нынешние границы Москвы большую часть федеральных учреждений, то в городе высвободится масса офисных площадей различного класса, — прогнозирует вице-президент по консалтингу компании GVA Sawyer Эвелина Павловская, — плюс возможный переезд ближе к месту работы госслужащих и их семей, что приведет к высвобождению еще и жилых объектов». По некоторым оценкам, все это может привести к увеличению на 20 процентов предложений по субаренде офисных и жилых помещений, особенно на вторичном рынке. «Вряд ли люди будут быстро продавать недвижимость в Москве, — считает Павловская, — скорее всего будут сдавать ее в аренду».

При этом эксперты считают, что возможное расширение границ Москвы если и повлияет на цены на недвижимость, то незначительно. «На сегодняшний момент в Москве приостановлено строительство по целому ряду проектов, многие так и не были начаты из-за кризиса, тем самым уменьшено предложение, — комментирует коммерческий директор Nagatino i-Land Сергей Канаев. — Что касается спроса, то он никуда не делся и значительно перекрывает предложение, а это, если не будет резких негативных изменений рыночной ситуации, означает постепенный рост цен аренды и продажи». По предварительным данным, такой рост может составить 0,2—0,3 процента в квартал. Эксперты единодушно утверждают, что в столице, даже при условии, если чиновники покинут город, не возникнет такой ситуации, когда исчезнет спрос на объекты недвижимости.

Выходит, что, пока Москва остается центром страны, пусть даже с выведенными за границы города министерствами, принципиально ситуация измениться не может. Более того, может оказаться, что город при этом кое-что потеряет: ведь дороги в том же Питере куда хуже, чем в Москве, только потому, что премьер и президент по ним не ездят каждый день.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера