Архив   Авторы  
Джанни (в салоне автомобиля) и топ-менеджеры FIAT. Фото предоставлено PUBLIFOTO OLYMPIA SIPA FOTOBANK.COM

Семья будет довольна
ДелоПрофиль

Переживший многочисленные взлеты и падения итальянский концерн Fiat теперь вновь вернулся в число крупнейших мировых монополий. Впрочем, сама история семьи Аньелли, которой принадлежит автогигант, достойна приключенческого романа с элементами мистики


 

Глобальный стратегический альянс - так на днях назвали поглощение обанкротившегося американского автоконцерна Chrysler итальянским Fiat. Юридическая блокада сделки, сперва провозглашенная судебными инстанциями США, продлилась всего лишь день. Итальянский автогигант, в последнее время пребывавший в тени, вновь вошел в число крупнейших в мире монополий. "Мы хотим создать новый образец того, как автомобильные компании могут приносить прибыль, - заявил Серджио Маркионне, один из руководителей Fiat, назначенный исполнительным директором Chrysler. - Мы будем действовать на основе опыта инноваций компании Chrysler Group LLC и современных технологий и опыта Fiat, чтобы расширить программу новой компании как в Северной Америке, так и за океаном".

Масштабная программа! Fiat, владеющий престижными брендами Fiat и Lancia, Abarth и Alfa Romeo, Maserati и Ferrari, теперь подобрал под себя еще и заокеанские "легковые" марки Chrysler и Jeep, Dodge и Mopar. Не говоря уже о грузовиках и промышленных автомобилях Iveco и сельскохозяйственном и строительном оборудовании СNH Global, которые давно выпускаются итальянцами. Эта экспансия означает скорые перемены в дилерском пейзаже многих стран, в том числе и России. Fiat не скрывает, что намерен объединить собственную сеть (98 автосалонов) с автосалонами Chrysler (22 центра) и, потеснив японскую Mitsubishi, стать вторым по масштабам - после GM с ее 154 официальными центрами - продавцом машин на территории РФ.

Параллельно с окучиванием Chrysler итальянцы присматривались к Opel и другой кризисной "дочке" GM - шведскому автопредприятию Saab. Но удалась сделка с Chrysler, и все внимание итальянцев сосредоточилось на усовершенствовании производства и на продажах. В чем в чем, а в этом опыта им не занимать...

Взлет и падение патриарха

Джованни Аньелли был одним из нескольких десятков буржуа, решивших в 1899 году вложить свои накопления в создание механического завода в Пьемонте. Италия, юная страна, ранее не существовавшая на карте Европы, стремительно развивалась. И когда встал вопрос о строительстве в Турине автомобильной фабрики, он двумя руками ухватился за эту идею: "Сперва будем собирать моторы, потом - самодвижущиеся повозки!.."

Перед войной, как гласят законы экономики, промышленность развивается особенно быстро. За первые несколько лет существования Fabbrica Italiana Automobili Torino (по-русски: итальянская автомобильная фабрика Турина), сокращенно Fiat, выяснилось, что, кроме Аньелли с его штабной выучкой и природной сметкой, никто предприятием руководить не в состоянии. И в 1902 году Джованни Аньелли единолично становится во главе Fiat. В 1906 году завод был преобразован в компанию. За двадцать лет она, производившая автомобили, самолеты, а потом танки и железнодорожную технику, вышла в число лидеров не только итальянского, но и европейского бизнеса.

Автомобильным сердцем Fiat стал суперсовременный завод "Линготто", построенный к 1922 году. Крупнейший в Европе: цеха и КБ располагались на пяти этажах, а на крыше, над главным конвейером, разместилась километровая испытательная трасса. "Под боком у Всевышнего!" - как писали тогда с восторгом итальянские газеты. Время показало, что Бог принял вызов синьора Джованни.

Парадокс ситуации в том, что Аньелли зачитывался Марксом и Энгельсом. Да-да, "злодей-заводчик" болел социалистическими идеями. И делал все для улучшения условий труда и жизни рабочих, которых у Аньелли трудилось после Первой мировой более 30 тысяч.

Как известно, никакое благое деяние не должно оставаться безнаказанным. В 1921 году пролетарии Турина, подстрекаемые лично Пальмиро Тольятти, лидером коммунистов, потребовали от синьора Джованни отказаться от владения Fiat. Что Аньелли и сделал, предоставив крупнейшее предприятие Италии в полное управление рабочим. И выиграл: через некоторое время пролетарии Fiat, легко доведшие завод до полного хаоса, подписали петицию, где умоляли синьора Джованни вернуться. И он возвратился, зная, что на смену ему готовится сын Эдоардо - обожающий футбол и автогонки, отчаянный до безрассудства, сам испытывающий истребители и бомбардировщики, выпускаемые предприятием, вновь ставшим семейным.

А у неба характер бывает жестоким: в 1935 году Эдоардо разбился за штурвалом гидросамолета. Едва красавица Вирджиния де Бурбон, жена Эдоардо, перестала носить по мужу траур, как сама погибла в автокатастрофе. Так впервые дал о себе знать злой рок семейства Аньелли. Вскоре выяснилось, что это было только началом испытаний.

Основатель фамилии фабрикантов, назначенный Муссолини сенатором, поддерживал Дуче: Fiat стал главным поставщиком боевой техники для итальянской армии. Пошел под боевые знамена и Джанни, внук патриарха. Джанни Аньелли отправили на Восточный фронт. Гримаса судьбы: он воевал недалеко от тех мест, где через четверть века после войны вырастет завод с самым совершенным в СССР автоконвейером, на котором примутся выпускать под непроизносимым для итальянцев названием "Жигули" туринские "Фиаты".

Но это все будет потом, позднее. А пока синьор Джованни боролся с Историей, которая тоже стала частью проклятия, нависшего над его родом.

В 1945 году Джованни Аньелли был приговорен Комитетом национального освобождения к отстранению от контроля над Fiat изрядно разбомбленными союзниками. Обвинение? Сотрудничест­во с Муссолини. Во второй раз патриарха под улюлюканье и свист списывали с им же построенного корабля. Невыносимо. Одно успокоение - внуки. Это и задумчивый Умберто, и умница Сюзанна, и взрывной Джанни, кавалер боевых наград... Дон Джованни их вырастил и воспитал. Как там сказано в Библии? "По образу и подобию своему..."

Лишенный своего завода, патриарх прожил без дела всего несколько месяцев и ушел из жизни, веря, что очень скоро все вернется на круги своя: Fiat без Аньелли - это не Fiat. Но разлука продлилась два десятилетия. Только в 1966 году Семья не без участия властей вернула себе контроль над предприятиями Fiat. И началась новая эпоха - эра Джанни Аньелли.

Avvocato

Он умел создавать мифы о себе, причем начал заниматься этим в достаточно юном возрасте. Так что сегодня трудно отделить в его жизнеописании правду от вымыслов, однако число апокрифов вовсе не уменьшает значение Джанни Аньелли для Италии. Его звали Avvocato - Адвокат, - но, как утверждали злые языки, юридического образования получить он так и не успел. Оно и понятно: наследник патриарха слыл первым плейбоем Апеннин. О его похождениях и альковных победах от Пьемонта до Калабрии ходили легенды. ­Адвокат сравнительно поздно женился, зато на неаполитанской принцессе Марелле Карачиоло. Как он скажет однажды: "Я всегда был заботливым мужем. Но утверждать, что я всегда был верным мужем, я бы не стал. Мне всегда нравилось все красивое. А красивая женщина - это верх земной красоты". Впрочем, для него, собирателя антиквариата, - а что в Италии не антиквариат, помимо Fiat? - красивые женщины представляли собой нечто вроде дорогих картин. Говорят, что, когда Адвокат обращался к очередной любовнице: "Любимая!" - это звучало у него как: "Гарсон, кофе!"

Всегда в ортопедическом ботинке или с тростью - сказывались последствия автомобильной аварии, в которую Аньелли попал на Лазурном Берегу с очередной пассией, - Адвокат лепил свой образ, как древнеримский скульптор создавал статую. В Италии и по сей день деловые люди носят "ролекс" поверх манжеты рубашки и ходят с выпущенным поверх застегнутого пиджака ярким галстуком - так, как Джанни Аньелли.

Он жил с наслаждением, и главным его удовольствием был родной Fiat, который проводил невероятно агрессивную бизнес-политику и имел к началу шестидесятых филиалы и представительства более чем в ста странах. Именно в эти годы во время посещения Москвы итальянской делегацией на приеме в Кремле все высокопоставленные персоны из кожи вон лезли, чтобы пожать руку Никите Хрущеву. А первый секретарь ЦК КПСС неспроста прошел прямиком к Аньелли, стоявшему во втором ряду, поздоровался с ним первым, взял его под локоток и отвел в сторону. Все услышали, как Хрущев сказал: "Я хочу говорить с вами, потому что вы обладаете властью и будете обладать ею всегда". И это правда. Спустя годы благодаря "Фиату" - лучшей машине Европы 1967 года - наша страна узнала, что автомобиль -это не роскошь, а средство передвижения.

В "золотой век" Fiat - пору Джанни Аньелли - на заводах "семьи, которая сделала Италию", трудилось 200 тысяч человек, из них 55 тысяч только в автомобилестроении. Семейный бизнес подминал под себя все новые сферы экономики, включая супермаркеты и футбольный клуб "Ювентус". Точных цифр доходов Адвоката не знал никто. Окруженный сонмом советников и финансистов, он изощренно выводил деньги из-под контроля фискального ведомства. Если возникали скандалы или конфликты с персоналом, возведенный в пожизненные сенаторы дон Джанни, не случайно прозванный папарацци королем Итальянской республики, царственно выходил из самых запутанных ситуаций. Хотя, надо признать, под конец жизни его невероятная энергия стала ощутимо сдавать. 24 января 2003 года Адвокат умер. Как минимум три с половиной часа надо было отстоять в очереди, чтобы попрощаться с Джанни Аньелли. Траурный зал разместили на крыше завода Fiat, на полигоне, где испытывались автомобили. Гигантские очереди вились вдоль цехов. И все пришедшие на церемонию задавались одним и тем же вопросом: "Что теперь?"

И в самом деле. Эдоардо, сын Адвоката, в 2000 году ушел из жизни со скандалом. Выпрыгнул с моста под колеса машин, несущихся по автостраде, а перед этим был арестован за контрабанду наркотиков. Оставил незаконнорожденного ребенка и, говорят, вообще перешел в ислам... Другой потенциальный наследник - племянник Джованни Альберто, человек блестящий, - скончался в 1997 году в тридцать три года от рака желудка... Правда, оставался еще младший брат Адвоката Умберто, чье состояние журнал Forbes оценил в 1,5 миллиарда долларов. Он, конечно, немолод и - как утверждают - тоже тяжело болен. Бразды правления Fiat были переданы Умберто Аньелли, но через год с небольшим и его не стало - младший внук патриарха ушел из жизни в возрасте 69 лет, тоже от рака... И началось смутное время!

Русский и Маргерита

Концерн, занимавший в 1988 году первое место в Европе по количеству выпущенных машин, капля за каплей растерял свое исключительное преимущество. За десять лет доля Fiat на рынке сократилась вдвое, прибыль превратилась в убытки в 12 миллиардов евро за шесть лет начиная с 1998 года. Причин для такого отступления было немало. Во-первых, новые модели в условиях жесткой конкуренции с немецкими и французскими автомобилями разрабатывались слишком медленно и потеряли тот шарм, который характерен исключительно для итальянских малолитражек - а это ключевой производственный сектор для Fiat. Во-вторых, руководст­во группы слишком щедро вкладывало средства в приобретение непрофильных активов - в энергетике, телекоммуникациях, банковском и страховом бизнесах... И главное: огромные траты были частью устаревшей корпоративной культуры фиатовцев - большие офисы, необоснованные расходы, плюс коллективная ответственность, а значит - никто ни за что не отвечает. Семейство Аньелли многочисленное - около 250 человек, правда, только 90 из них владеют акциями Fiat и причастны к управлению компанией.

Адвокат, уставший от борьбы со злым роком, одного за другим отбиравшим у него близких людей, в последние годы своей жизни ситуации в Семье уже не контролировал. Корпорация, еще совсем недавно обеспечивавшая до пяти процентов итальянского ВВП, оказалась на грани банкротства. В 2002 году только благодаря банковскому синдикату удалось покрыть 3 миллиарда евро долгов компании в обмен на ее акции. И тогда Семьей было принято решение: как в италийских княжеских династиях в Средние века, управлять автомобильным королевством станут "регенты", а готовиться к принятию власти будет "наследный принц".

Правление Fiat возглавил опытнейший Лука Кордеро ди Монтеземоло, президент Ferrari и глава итальянского патроната. А на пост гендиректора вообще пригласили варяга - канадца итальянского происхождения Серджио Маркионне. Этот "человек из ниоткуда" пользовался репутацией безжалостного антикризисного менеджера. Как быстро выяснилось, именно такой "чистильщик", железной рукой разогнавший значительную часть старых топ-менеджеров, и был необходим Fiat. "Этот год будет последним, который Fiat завершит с чистым убытком", - заявил Маркионне в 2004 году. И чистка авгиевых конюшен очень скоро принесла результаты. "Группа завершила 2005 год с чистой прибылью в 1,4 миллиарда евро", - прокомментирует это французский еженедельник Le Point.

Маркионне сосредоточил деятельность концерна только... на автомобилях. А для этого организовал взаимовыгодное сотрудничество с японским Suzuki, американским Ford, индийским Tata. Сейчас в деятельности концерна принимают участие 1063 компании, где работают 223 тысячи человек, 111 тысяч из которых заняты в 61 стране.

В это же время привыкал к своей будущей роли и "наследный принц". Им Семья согласно воле Адвоката провозгласила Джона Элканна, сына его дочери Маргериты и французского писателя Алена Элканна. В семнадцать лет Джон уже продавал машины в салонах Fiat, потом работал личным секретарем у бывшего американского госсекретаря Генри Киссинджера, даже стоял рабочим у главного конвейера Fiat. Сегодня Джон Элканн является вице-президентом концерна Fiat, чей капитал оценивается в сумму около 70 миллиардов долларов. Кроме того, за Жаки - так зовут будущего "императора" в Семье - стоит стеной его мать Маргерита Аньелли де Пален.

Узнаете вторую часть ее фамилии? Да-да, это от Паленов, российских царе­дворцев старого дворянского корня. Ведь вторым мужем синьоры Маргериты является Сергей Пален, потомок российских эмигрантов, осевших во Франции и Швейцарии, известный парижский издатель. Когда в начале 2007 года Маргерита Аньелли де Пален отнесла в городской суд Турина иск к трем распорядителям наследства Джанни Аньелли, большинство родственников заговорили о том, что единственная из оставшихся в живых детей Адвоката тянет одеяло на себя - хочет себе больше денег из наследства. Но просьба наследницы о проведении полного финансового аудита состояния синьора Джанни вполне законна. Ведь в самом деле: точные размеры состояния Адвоката неизвестны. По мнению экспертов, это что-то около восьми миллиардов долларов. Сколько из этих денег отщипнули себе "доверенные лица"?

Как декларирует синьора Маргерита, она выступает в интересах самого Жаки - должен же он знать, чем ему придется в самом скором времени распоряжаться. Не говоря уже о том, что как мать пяти детей от второго брака - Петра, Софии, Марии, Анны и Татьяны - ее вполне можно понять. Какая итальянская "мамма" не станет защищать шансы на будущее своих отпрысков? Может, кто-то из этих маленьких русских, живущих сегодня между Женевой и Турином, будет стоять завтра во главе Fiat?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера