Архив   Авторы  
Роман Поланский во второй раз арестован за одно преступление. Впервые его задержали за совращение малолетней в 1977-м

Роман без хеппи-энда
Общество и наукаПрофиль

Генеральную линию защиты арестованного Романа Поланского адвокаты выстроили по его фильмографии





 

Это, пожалуй, самый громкий из звездных скандалов нулевых. С участием цвета мировой культуры и глав государств и правительств. В Швейцарии заключен под стражу и ожидает экстрадиции в США Роман Поланский. Классик мирового кинематографа, заслуживший право выпустить свою автобиографию уже в далеком 85-м. Обладатель "Оскара", "Золотого глобуса", "Золотой пальмовой ветви"... Список можно продолжать. И такой человек сидит сегодня в камере, получая ежедневно по 3,30 евро на карманные расходы? Однако обвинение, выдвинутое против 76-летнего мэтра, более чем серьезно - изнасилование несовершеннолетней. В том, что педофил должен сидеть в тюрьме, уверен и бывший коллега Поланского по цеху Арнольд Шварценеггер: "Я уважаю Поланского и люблю его картины, но с ним следует обращаться как со всеми остальными". Не слишком приятный поворот, учитывая, что дело должно рассматриваться на вверенной губернатору территории.

Была ли девочка?

...Томным калифорнийским вечером далекого 1977 года Поланский совратил 13-летнюю американскую модель Саманту Геймер (тогда Гейли. - "Итоги"). Для чего опоил ее шампанским и одурманил растолченной половинкой квалюда - сильнодействующим снотворным. Дело происходило на вилле Джека Николсона, друга Поланского со времен совместной работы над "Китайским кварталом". Этот нео­нуаровский триллер, который входит в собрание лучших фильмов Библиотеки Конгресса США, и стал последней американской работой Романа Поланского. А Джек Николсон, исполнивший в ней роль частного детектива, до сих пор хранит в личном гардеробе реквизит из фильма - стильный полосатый костюм героя. Впрочем, теплые чувства к другу Роману не помешали актеру выступить в качестве одного из главных свидетелей на процессе против Поланского. А сдала режиссера тогдашняя герлфренд Николсона актриса Анжелика Хьюстон. Она на дух не переносила хамоватого польского гения-коротышку. Поланский действительно не отличался спокойным нравом, не скрывал необъятное эго, да еще эта его убежденность, что "лучшие фильмы являются таковыми только благодаря режиссерам, и никому другому"… О моральном облике и личной жизни человека, прославившегося в Штатах мистическим триллером "Ребенок Розмари", ходили совсем уже грязные слухи: Поланский, мол, знает толк в организации многодневных пьяных загулов, тасуя девушек легкого поведения и голливудских звезд...

После ареста режиссер прошел 42-дневное психиатрическое освидетельствование, причем показал себя примерным заключенным, много читал и якобы даже добровольно вызвался чистить места общего пользования. Впрочем, судьи и присяжные были настроены априори против поляка, зажиревшего на голливудских хлебах, а отплатившего за это преступлением против гражданки США. Не дожидаясь окончательного решения суда, Поланский сбежал на родину во Францию - там творческим людям прощают многое, да и обычных граждан "на сторону" не выдают, какой бы ни была провинность.

А Поланский, надо сказать, ее и не скрывал. Даже в интервью часто рассказывал о случившемся, иногда казнясь, чаще - уходя в оборону. Мол, не виноватый я, она сама легла... В прошлом году в Канне и на фестивале независимого кино Sundance была представлена документальная лента "Роман Поланский: разыскиваемый и желанный". Она о том, что в то время, как в Европе смотрят экстравагантному гению в рот и изучают под микроскопом кадры его фильмов, США плевать на творческие достижения, их главная мысль - призвать к суду опасного насильника гражданина Поланского. Ведь по большому счету все 32 года, прошедшие со дня выписки ордера на его арест, режиссер вел себя весьма осмотрительно. И ни разу не посетил США. Даже на собственный триумф не поехал: в 2003 году его "Пианист" попал почти во все оскаровские номинации и в итоге сорвал призовой джекпот.

В свою очередь, Швейцария, казалось, не сулила никаких опасностей. Более того, в 97-м году чета Поланских даже приобрела для семейного отдохновения небольшое шале. Однако, как заявила глава департамента юстиции и полиции Эвелин Видмер-­Шлумпф, предыдущие визиты Поланского в Альпы носили частный характер и власти "просто не успевали реагировать". А на этот раз режиссер приехал по приглашению Цюрихского кинофестиваля, визит широко рекламировали, и фамилия Поланский служила украшением множества афиш. Согласно нормам международного права Швейцария, подписавшая договор о выдаче преступников с США, обязана была его задержать. Не учитывая возраста и заслуг. И не обращая внимания, что сама жертва не имеет к преступнику никаких претензий. Несколько лет назад Поланский заключил с Самантой Геймер мировой договор, скрепив его изрядным денежным вознаграждением - более 200 тысяч долларов. Сегодня Саманта во всех интервью рассказывает, что Поланский в этой истории действительно жертва: "Роман раскаялся в содеянном, почему бы не оставить человека в покое. Слуг закона больше интересует самопиар, который гарантирует это дело". А Поланский, мол, и так за свою жизнь настрадался.

Знакомство с дьяволом

О том, каково быть Романом Поланским, отчасти рассказано в оскароносном "Пианисте", картине о еврейском музыканте Владиславе Шпильмане, сбежавшем из гетто. Маленький Раймунд Роман Либлинг (Поланский - псевдоним) по­явился на свет в 1933 году в Париже в семье производителя пластмассы и немного художника. На свою беду через три года Либлинги переехали в Краков, оттого и оказались впоследствии в легендарном гетто, откуда их развезли по разным концентрационным лагерям. Отца - в Маутхаузен, где тот выжил, мать - в Освенцим, где она практически сразу погибла в газовой камере. Сам Ромек счастливо избежал депортации: чудом выбравшись из гетто, он несколько лет скрывался от нацистских зондер-команд в хлеву. Его приютила семья польских католиков.

"Я смотрел картину, и некоторые сцены вызывали во мне животный ужас воспоминания", - признался много лет спустя Поланский после просмотра картины "Список Шиндлера". К слову, Стивен Спилберг предлагал снимать этот проект именно ему: Поланский отказался, он искал - и нашел - свою историю, какой и стало жизнеописание Шпильмана. И о времени, проведенном в гетто, Поланский рассказывает много и охотно, как будто смакуя пережитые ужасы: и про то, как, забавляясь, по нему стреляли нацисты, и про бесконечные лишения, и про то, что кино будущий режиссер полюбил, наблюдая через ограду гетто за немецкими агитками, которые показывали на городской площади.

Первым успехом Ромек насладился в 13 лет, сыграв в школьном театре главную роль в спектакле "Сын полка" по Валентину Катаеву. А настоящий художественный вкус, как считается, привил Поланскому польский классик Анджей Вайда. В 1955 году, студентом киношколы, Поланский сыграл в его картине "Поколение", истории польского Сопротивления. Если бы не эта работа, молодого повесу и гуляку Ромека могли отчислить из института и забрать в армию. Настоящих буйных всегда мало, тем ярче эти одиночки на общем фоне. Не зря через несколько лет Лилиана Кавани подумывала о том, чтобы снять Поланского в роли Моцарта: Поланский как раз из тех, кто способен снимать утонченные вещи, а вести себя - как пацан.

Несмотря на пережитый опыт военных лет, дебютом Поланского в полном метре стал фильм "Нож в воде" - первая в пост­военной истории польского кино картина, снятая не на военную тему. Это был самый настоящий триллер. И это был уже фирменный Поланский - с его фантастическим умением нагнетать саспенс. Польские режимные критики обозвали картину "гримасой буржуазного общества". Однако именно ее выдвинули от страны на "Оскара". В историю мирового кинематографа дебют Поланского вошел с призом критики ФИПРЕССИ, полученным на Венецианском фестивале. А в судьбе режиссера стал тем вожделенным трамплином, с которого он смог спланировать в европейский, а позднее и мировой кинематограф. Поланский появился на обложке авторитетного американского Time и перестал быть режиссером соцлагеря.

Впрочем, и сейчас, прожив в Париже львиную долю своей жизни, Поланский признается, что думает по-польски: "Как-то я задел на улице человека и автоматически принес извинения на польском, лишь через секунду переведя фразу на французский". А вот прививка против левацких настроений в социалистической Польше получена была навсегда. В прошлом году к юбилею французской студенческой революции Катрин Денев взяла у Поланского интервью для журнала Moving Pictures. Надо ли говорить, что никакой романтизации былых бунтарств режиссер нисколько не разделяет?

Парижский период стал началом головокружительной мировой карьеры. Судьба свела его со знаменитым французским драматургом Жераром Браком. Вместе они работали над такими картинами, как "Отвращение", "Тупик", "Бал вампиров", "Жилец", "Тэсс", "Пираты", "Горькая луна". Практически в каждом фильме гениальный тандем изучал патологии: "Отвращение", хроника безумия молодой девушки (ее сыграла Катрин Денев), и "Тупик", история экзистенциального отчуждения, вместе с дебютным "Ножом в воде" образовывали некое подобие трилогии пограничных состояний. Даже фарсовая комедия "Бал вампиров" была проникнута довольно зловещей атмосферой: сталкиваясь с легендарной нечистью, люди обнаруживали комическую беспомощность перед то ли причудами природы, то ли происками дьявола. Отдельной строкой стоят первая голливудская картина Поланского "Ребенок Розмари" 1968 года и "Девятые врата" 1999-го - в них зло, пускай и ненадолго, являло свое истинное демоническое лицо, не рядясь в антропоморфные одежды. Не стоит и говорить, что практически в каждой картине Поланского находил отражение и не самый радужный личный опыт жизни автора в США. "Неистовый" с Харрисоном Фордом стал рассказом о том, как лучезарный, беспечный американский характер сталкивался с сумрачной готикой европейского. Удивительно, но автобиографические черты были и в масштабной экранизации "Оливера Твиста" по Диккенсу: ребенок, прошедший чуть ли не все круги ада, назло судьбе выживал в мрачном, холодном и неприветливом городе. Выживал, обретая любовь и богатство. И прекрасную принцессу в придачу.

Лучше только горы

С красавицей Шарон Тэйт Поланский познакомился в 1967 году на съемках своего первого американского фильма "Бал вампиров". Два года спустя, будучи на восьмом месяце беременности, новоявленная жена режиссера пригласила в их калифорнийский дом троих друзей. Однако сам Поланский в этот момент был в Англии - вел переговоры об экранизации романа Томаса Харди "Тэсс из рода д`Эбервиллей". К слову, главную роль он мечтал отдать Шарон. В самый разгар уютного суаре на виллу ворвались неизвестные: друзей зарезали быстро, жену Поланского перед смертью пытали. Как потом выяснилось, убийцы были "братьями и сестрами" маньяка Чарльза Мэнсона, основателя секты "Семья". По показаниям главной свидетельницы, последовательницы Мэнсона Линды Касабиан, подвозившей убийц к дому, Тэйт не слишком ласково поговорила с самим Мэн­соном накануне. "Сатана Чарли" зашел во владения Тэйт и Поланского, думая, что там обитает какой-то его приятель. После трагедии Поланский неприятно поразил публику внешней флегматичностью. А сам не в состоянии работать на четыре месяца удалился от дел (как признался потом, четыре месяца катался в горах на лыжах).

К слову, по другой, категорически отвергаемой сами Поланским версии, истоки калифорнийской резни были отнюдь не случайны. Чарли Мэнсон - лично не участвовал в убийствах, но приказ отдал именно он, - таким чудовищным образом отомстил режиссеру за "лжесатанинское" кино "Ребенок Розмари". Одна эта вероятность уберегла бы любого другого режиссера от последующих игр с дьяволом. Но Роману Поланскому как будто все нипочем, нечистый по-прежнему остался за его левым плечом. Причем даже в спальне. В 1989 году 56-летний Поланский женился на 23‑летней французской актрисе Эмманюэль Сенье, сегодня матери двоих их детей. Логично решив сделать из нее звезду, он снял жену в "Девятых вратах". В роли демонэссы-собразнительницы... "Я совершенно не склонен к мистике, - убеждает Поланский. - Я был воспитан на социалистическом материализме. Я пытаюсь показать на экране то, что вижу вокруг себя. Вот и все".

Однако как после нынешнего ареста не поверить в неотвратимость фатума? Как бы пошло это ни звучало, но будто сама судьба нанесла Поланскому в ответ изящное туше. У нее руки подлиннее, чем у американской Фемиды, но ни та ни другая не любят прощать старых обид.

Главным адвокатом "дьявола" Поланского остается его супруга. И ей кое-что удалось. Немедленного освобождения заключенного под стражу режиссера требует президент Франции. За него вступился long list мирового кино, от Вонг Кар-Вая до Моники Беллуччи. Адвокаты среди коллег нашлись для Поланского и в России. По слухам, негодует Никита Михалков, который в 2007 году после вручения мэтру "Золотого орла" за вклад в мировой кинематограф, носил триумфатора на руках. Мол, он никогда не замечал за Романом подозрительных склонностей. Да и вообще: на самом деле нет ничего в том, что девушка младше мужчины на 30 лет. Такое ощущение, что генеральная линия защиты напоминает сюжеты картин самого Поланского: невинный ("Отвращение"), состоявшийся и успешный ("Неистовый") страдает от нападок судьбы, как герой "Оливера Твиста". Лихой "адвокатский" поворот, с одним лишь но - ведь ни одна из историй Романа Поланского практически никогда не заканчивалась хеппи-эндом.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера