Архив   Авторы  
Рекламная акция - тоже дело семейное. Билл Марриотт (третий справа) с сыновьями (слева направо) Стивеном, Дэвидом и Джоном демонстрируют фирменные пижамы и халаты в апартаментах отеля, 2004 год

Девять стульев
ДелоПрофиль

В клановых структурах, а тем более у мормонов, к которым причисляет себя семейство Марриотт, на вершину пирамиды принято двигать детей и внуков. Билл Марриотт впервые в истории компании посягнул на патриархальные традиции, отдав предпочтение наемному менеджеру






 

Дела семейные

Отели как люди. С кем-то хочется общаться, кого-то по возможности избегаешь. Американская гостиничная сеть Marriott, одна из крупнейших в мире, с годовым оборотом 12,9 миллиарда долларов, в какой-то момент ощутила даже переизбыток внимания. Отели именно этой сети четырежды становились мишенями прямых атак экстремистов. Так сказать, оборотная сторона популярности. Но сегодня совсем иные опасности подстерегают корпорацию.

Кризис уронил ее доходы почти на 20 процентов, заставив избавляться от неприбыльных сегментов бизнеса, в первую очередь таймшеров. Приходится на марше ломать административную структуру и даже - сенсация! - отказаться от устоявшейся патриархальной модели семейного управления. Как принято в подобного рода клановых структурах, а тем более у мормонов, к коим причисляет себя семейство Марриотт, на вершину пирамиды двигают детей и внуков, пусть те и не семи пядей во лбу. Но время не то: Билл Марриотт отдал предпочтение наемному менеджеру - 50-летнему адвокату Арне Соренсону, а не своему старшему сыну Джону, который занимает пост зампредседателя правления. И как считают эксперты, шансы не только выжить, но и преуспеть у Marriott достаточно высоки. Порукой тому - гибкость...

Корневая философия

"Окружите заботой ваших служащих, и уж они, поверьте, окружат заботой ваших постояльцев". "Выдающиеся компании построены людьми, которые ни на минуту не прекращают думать о совершенствовании бизнеса". "Большие свершения начинаются с маленьких деталей". Вы разочарованы обыденностью этих высказываний? Да, Уиллард Марриотт не Бернард Шоу и не Монтень. Он вообще был не философом, а бизнесменом. Успешным, добавим, бизнесменом. И его самодельная философия оказалась эффективным инструментом при моделировании гостиничного дела.

Ну вот, к примеру, сентенция про внимание к деталям. Признаюсь, у меня есть свой тест на чистоту: когда заселяюсь в отель, провожу пальцем по самой дальней полке шкафа. Если вижу крупицы пыли, ясно, что уборка делается кое-как. И пусть в номере стоит крутая "плазма", а на подушку кладут халявную шоколадку, счастья под этой крышей нет и не будет.

Об этом "кодексе безупречности" всю свою жизнь вещал легендарный основатель и глава корпорации, которую теперь опознают по одному слову - Marriott. К нему, к Уилларду Марриотту, в полной мере применима бизнес-формула, которую он когда-то изрек: "Успешные люди всегда в движении. Они делают ошибки, но никогда не сдаются".

Как и многие магнаты XX века, он родился в бедности. Сын пастуха-мормона, 8-летним пацаном пас отцовское стадо. Подростком на поезде возил овец на продажу из родного Огдена, штат Юта, в Сан-Франциско и Омаху. Может быть, и остался бы пастухом на всю жизнь, если бы не требование мормонской церкви послужить в молодом возрасте миссионером. 19-летним юношей Марриотт отправляется нести слово Божье в штаты Новой Англии и после двух лет скитаний обосновывается в Вашингтоне. Вскоре он вернулся домой, в Огден, но жаркое липкое лето на Потомаке врезалось ему в память. Он понимал, что без образования карьеры не сделать. Договорился с местным колледжем Вебера, что будет преподавать теологию, а за это получит бесплатный допуск ко всем остальным классам. Перевелся со временем в более престижный Университет Юты, а чтобы оплачивать учебу, занялся мелким бизнесом: продавал теплое нижнее белье лесорубам. А когда в Солт-Лейк-Сити, неподалеку от университета, открылся кафетерий, где продавалось корневое пиво (популярный легкий газированный напиток), тут-то и вспомнилась жажда, обуревавшая его жарким летом в Вашингтоне.

Он вернулся в столицу и открыл на 14-й стрит кафешку на девять стульев, вложив в нее свои накопленные полторы тысячи долларов и заняв в банке столько же.

Вообще-то он ненавидел займы, по-крестьянски уважая наличные. Но без ссуды не видать просперити, так что скрепя сердце Уиллард шел на компромиссы.

Папа-бизнес

Произошла достопамятная операция "9 стульев" 20 мая 1927 года, и эту дату можно считать днем рождения империи Marriott. С помощью невесты Элли, будущей миссис Марриотт, Уиллард расширил торговлю, добавил к напиткам экзотические чили, тамалес и сэндвичи с жареной говядиной, благо рецептами с ним великодушно поделился шеф-повар близлежащего мексиканского посольства. Чтобы завоевать рынок, использовал нехитрую тактику - раздавал бесплатные купоны на корневое пиво и ставил в меню демпинговые цены.

А еще он первым в Америке стал обслуживать людей за рулем. К подкатывающей машине бежал официант с подносом, который кронштейнами крепился к двери автомобиля. Новинка понравилась, и вскоре все его ресторанчики - а к 1932 году у Марриотта их было уже семь - ввели драйв-ин сервис.

Цепкость делового взгляда, чутье на незанятые ниши - ценнейшие качества для бизнесмена. Открыв восьмую ресторанную точку неподалеку от национального аэропорта Гувера, который в 30-е годы располагался на месте нынешнего Пентагона, он заметил, что многие пассажиры прихватывают на рейс бутерброды и напитки. Эврика! Марриотт стал паковать ланчи и продавать их авиалиниям, став пионером нынешней авиационной индустрии питания.

Динамике роста его ресторанного бизнеса не помешала даже война, просто Марриотт переключился на обслуживание служащих госучреждений и персонала военных заводов. Итак, 1942 год - 25 ресторанов, 1953 год - 56. Тридцать миллионов посетителей в год!

Диву даешься, как шажок за шажком двигался бывший пастух к созданию гостиничной империи. В 1957 году на восьми акрах прикупленной чуть раньше земли он построил свой первый отель на 370 номеров. Точнее, самый большой в мире мотель, поскольку все в нем было рассчитано на автомобилистов и располагался он в непосредственной близости к аэропорту.

Несколько лет спустя 63-летний Уиллард Марриотт решил попридержать коней и назначил президентом компании своего старшего сына Билла. А еще через девять лет уступил ему позицию главы компании, оставив за собой ключевое кресло председателя правления. Монопольный папа-бизнес кончился, решения отныне в компании принимались коллегиально.

К тому моменту семейная фирма разрослась, вобрав в себя и сеть быстрого питания Roy Rogers, и круизные лайнеры, и даже три парка развлечений. В 85-м году Уиллард Марриотт ушел в мир иной, оставив наследникам внушительную сеть отелей и ресторанов стоимостью 3,5 миллиарда долларов. К 99-му году Marriott International стала 13-м по количеству наемных работников работодателем в США и второй гостиничной компанией в мире с более чем 1900 отелями.

Мелочи жизни

Сегодня корпорация со штаб-квартирой в Бетесде (Мэриленд) управляет прямо и косвенно, через франчайзы, 3200 отелями более чем десятка брендов, включая Ritz-Carlton, Renaissance, Courtyard и Fairfield Inn. Расположены они в 67 странах на всех континентах. Любопытно, что владеет компания полновластно лишь шестью отелями. Половиной номеров Marriott семья управляет своими силами, другая половина отдана франчайзам, поступления от которых считаются в этой индустрии самыми надежными.

И все же испытание кризисом выдержать нелегко. За первые три месяца текущего года доход корпорации на каждый номер, так называемый revPAR, что является главным измерителем эффективности, упал примерно на 17 процентов. Удары сыплются со всех сторон. После скандала с корпорацией AIG, чиновники которой на государственную помощь шикарно гульнули на дорогом курорте, были отменены сотни корпоративных тусовок и конференций. На них Marriott зарабатывал хорошие деньги. Лишь в отеле Ritz-Carlton в городке Хаф-Мун-Бей (Калифорния) сорвалось более тридцати мероприятий.

Конечно, по-прежнему белым воротничкам хочется прокатиться на "антилопе-гну", но страх обвинений в злоупотреблениях заставляет отказываться от рискованных излишеств. Помните, как предприимчивый Уиллард раздавал прохожим купоны на пиво? По этому же принципу Билл снижает цены на номера и предлагает постояльцам пожить денек-другой бесплатно. В некоторых регионах мира можно остановиться в Marriott долларов за 80-90 в день.

Но вот расходы на персонал Марриотт-младший снижает только под дулом пистолета, помня завет отца о необходимости любить своих служащих. Из 146 тысяч работников сети сокращена в прошлом году лишь тысяча.

Впрочем, и в Marriott снижают зарплаты, а администраторов заставляют отказываться от бонусов. Конечно, персонал недоволен, но поскольку корпорация всегда жестко выступала против профсоюзов, защищать права трудящихся некому.

Приходится идти на компромиссы, от которых папочка-перфекционист, наверное, вертится в гробу. Некоторые из них могут на непросвещенный взгляд показаться сущим пустяком. Ну что с того, что в гостиничных ресторанах разрешили сервировать столы на завтрак неровно нарезанным беконом? Раньше строго выдерживался стандарт - полоски длиной шесть дюймов. А сейчас, после серии тестов, подтвердивших, что на вкус бекона размер нарезки не влияет, 77-летний Билл Марриотт высочайше разрешил подавать разнокалиберную струганину. Главный аргумент - послабление сэкономит примерно 2 миллиона долларов.

Из экономии ряд продуктов заменен на более дешевые, меньше выбор фруктов, предлагаемых на завтрак, и отныне гостям не навязывают бесплатные утренние газеты. А это, на минуточку, экономия в 18 миллионов газет в год. Кто скажет, что это пустяки?

Из этих "непустяков" и складывается бюджет гостиничного гиганта. Заветы Марриотта-старшего соблюдаются и сегодня.

Икона индустрии

Семья Марриотт научилась диверсифицировать бизнес. Компания управляет сетями отелей разного класса, от туристического до элитного. Где-то теряет, где-то выигрывает. В 1995 году Билл Марриотт приобрел 49 процентов акций сети "Ритц-Карлтон", долгое время пребывавшей в минусе. А три года спустя выкупил эту сеть почти целиком. Вложенные в реконструкцию отелей "Ритц" сотни миллионов долларов вернулись в виде выросшей прибыли. Помогло и вхождение их в централизованную систему заказов номеров.

Правда, с парками развлечений компания намаялась, они никак не выходили на намеченный уровень прибыли. Кончилось тем, что фирма их продала.

"Marriott - самый надежный из гостиничных брендов, - цитирует журнал Fortune аналитика Бьорна Хэнсона из Нью-Йоркского университета. - В наших кругах в ходу такая фраза - Marriott умеет укладывать спать".

Недавно школа гостиничного администрирования Корнельского университета, главная кузница кадров отрасли, учредила почетную награду Icon of the Industry, что-то вроде "Победителя капсоревнования". Как вы думаете, кого первым наградили? Ну конечно, Билла Марриотта. Состоялось вручение во флагманском отеле Marriott Marquis Hotel на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Но "икона индустрии" прекрасно понимает, что настало время отходить в сторону.

Раньше Билл посещал примерно 200 своих отелей в год, придирчиво проверяя кухни, номера и раздавая автографы рядовым служащим. Наносил шпионские визиты в отели конкурентов. Сегодня силы уже не те. Своим преемником Марриотт-младший уже назначил Арне Соренсона. По профессии адвокат, 50-летний Соренсон трудится в компании более десяти лет на ключевых ролях. И все же решение патриарха удивило многих. Обычно в семейных компаниях на вершину пирамиды двигают собственных отпрысков. Но Билл решил пустить свежую кровь. Впрочем, пусть не по крови, а по духу Соренсон близок традиционно простецкой этике семьи Марриотт. Он, правда, не мормон, но выходец из семьи проповедников-лютеран, которые служили миссионерами в Японии. Будучи капиталистом-идеалистом, миллионер Соренсон одержим спасением амазонских джунглей и ездит на работу в экологически продвинутом недорогом "Приусе".

Билл Марриотт, напротив, вполне старомоден в своих пристрастиях. Финансовому делу обучался, как и его отец, в университете штата Юта, потом служил на флоте. Занявшись бизнесом, на делах компании не замыкался. В его послужном списке - участие в многочисленных общественных организациях, включая исполнительный комитет Всемирного совета по туризму, Национальное географическое общество, Совет по экспорту при президенте США. Женат однажды и, как не устает повторять, навсегда. Билл и его спутница жизни Донна Гарфф отметили недавно золотую свадьбу, приняв поздравления от своих четверых детей, пятнадцати внуков и трех уже вполне взрослых правнуков. Билл обожает свою коллекцию Ferrari и Maserati. Стал усиленно бегать на тредмилле и заниматься пилатесом после того, как дочь ему сказала, что он с возрастом становится ниже ростом. Чтобы Марриотт такое стерпел?.. Успешные люди никогда не сдаются: главное - проявить гибкость.

Нью-Йорк

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера