Архив   Авторы  
Плисецкая может быть и просто женой. С Родионом Щедриным на своей даче в Тракае

Королева Майя
Искусство и культураПрофиль

Самое нелепое, что можно подумать о Плисецкой, — что прима с годами успокоилась. Она по-прежнему любит менять амплуа от фурии до милой кошечки и представляться то чернорабочей от искусства, то принцессой крови







 

Полтора года назад на премьере «Конька-Горбунка» в зале Мариинского театра восседала царственная чета — Майя Плисецкая и посвятивший ей свой балет Родион Щедрин. Прошел спектакль триумфально. А когда занавес закрылся, полвека назад танцевавшая в нем главную роль Плисецкая впорхнула на сцену и, сорвав с себя бриллиантовые серьги, сунула их новой Царь-девице — совсем молоденькой. В этом она вся — коронованная владычица мировой сцены Майя Плисецкая.

Лебединая песня

Белокрылой ангелицей Плисецкая не была никогда. Ей вполне хватало ангельского облика сыгранных ею лебедей. Да и тех она недолюбливала, ибо ценит искренность. Не напрасно ее коронной классической ролью стала королева белых птиц Одетта, вроде бы нежно складывающая крылья, но потом целый акт, уже как Одиллия, коварно соблазняющая принца. А лучшей ролью — чертовка Кармен, знающая, что любовь любовью и даже жизнь жизнью, но свобода — это единственное, чем стоит по-настоящему дорожить. Она бесшабашно штурмовала дворцы с вилами наперевес (в роли Лауренсии из когда-то знаменитого одноименного балета), умела и умеет говорить в лицо что думает, но все-таки в советские годы не сбежала за границу, хотя возможностей, чего тут скрывать, была масса. Однако подлинных революций Плисецкая свершила столько, что хватило бы целому сонму профессиональных революционеров. Ради нее Большой театр поступился принципами и первый раз пустил в репертуар балет «со стороны» для одной-единственной балерины.

Случилось это на излете оттепели в 1967 году, когда Майя всеми правдами и неправдами отхватила себе постановку «Кармен-сюиты»: сама попросила Родиона Щедрина переработать для танца оперу Бизе, нашла хореографа и художника, подбила коллег. Ушла Плисецкая из Большого — умер спектакль, как бы ни пытались его оживить нынешние балерины. Но парадоксально: он по сей день идет на сценах мира 365 дней в году на радость публике. И это только одна из революций. Плисецкая впервые в истории продлила свою жизнь на сцене, откровенно «подтянув» в балет героинь русской классической литературы, и заодно пошатнула узколобый русский пиетет к классикам — так затанцевали Анна Каренина и Нина Заречная. А еще ей удавалось уламывать мировых знаменитостей работать на нее, и своего добивалась: так появился знаменитый цикл для Плисецкой от Мориса Бежара и шедевральные платья от Пьера Кардена. В общем, Плисецкая всю жизнь одолевала запреты и ловила драйв, борясь с дряхлеющей советской системой. Самое интересное, что драйв она ловит и сейчас, ввязываясь в бесконечные утопические проекты и любя жизнь такой, какая она есть.

Всякий психоаналитик легко разглядит подкорку ее бесовского характера. Когда Майя была подростком, ее мать, актриса немого кино Рахиль Мессерер, после расстрела мужа мотала срок в сталинских лагерях с грудным ребенком, братом Плисецкой, на руках. Так что ученице Московского хореографического училища досталась не только отличная артистическая родословная семьи Мессереров — Плисецких, но и из первых рук главная заповедь совка: не верь, не бойся, не проси. Плисецкая не верила, что ее карьера образуется сама собой, а потому не боялась требовать — ролей и гастролей, партнеров и условий. И система от нежданного напора проседала, поддавалась. Впрочем, театр, конечно, отличное местечко для закалки характера, а уж придворный театр вроде Большого — тем более. В открытых и подковерных битвах Плисецкая никогда не строила из себя кисейную тургеневскую барышню: за словом в карман не лезла, за свое дело болела, могла пригвоздить так, что мало не покажется.

Таланты и поклонники

Одна из вечно живых актерских баек гласит, что в легендарном составе «Бахчисарайского фонтана», где великая Уланова играла польскую красавицу Марию, а еще невеликая Плисецкая брошенную жену татарского хана Зарему, Плисецкая убивала на сцене соперницу ну прям очень натурально, в сердцах. Однако и власть ее уважала, и театр ее любил и любит, а это дорогого стоит. Ведь при всех сложностях своего небелого-непушистого характера для театра она плоть от плоти своя, человек гримерки. Умеющая крепко послать и мягко обворожить. Отозваться о «нашем хамоватом балетном мире» без экивоков, но с большой теплотой. Да и вне сцены Плисецкая не раз защищала свою правду. Уже после перестройки как из рога изобилия на нее посыпались абсурдные истории: то объявилась псевдодочка, то шустрый балетный деятель присвоил ее имя парфюмерной линии, то сирые и убогие балетные гастарбайтеры поехали по гастролям, козыряя якобы наличествующей в программе Плисецкой. Майя решительно шла в суды, отлично понимая, что ее репутации они ничем не грозят. Как тут не вспомнить ее знаменитую формулировку: «Лебедь — птица сильная и гордая».

Подсчитано, что в «Лебедином озере» она вышла на сцену более 800 раз, а уж миниатюру «Умирающий лебедь» танцевала и вовсе немерено. Вдуматься — непостижимо. Однако хрупкие плечи и крепкие ноги Плисецкой поддерживали державный имидж Советского Союза и в «логове капитализма», и в странах «народной демократии». С убийственной иронией она цитирует слова Никиты Хрущева перед очередным походом в Большой театр: «Как подумаю, что вечером опять «Лебединое озеро» смотреть, аж ком к горлу подступает». А ведь сама Плисецкая не только смотрела — танцевала, причем как в сказке: пока не сойдет семь потов и не износится три пары пуант. Чем и приваживала глав великих и малых держав к идеям нерушимой дружбы СССР. Да, ей приходилось плясать барыню с членами правительства и водить полезную дружбу с всевластным министром культуры Фурцевой, но ведь и сейчас Плисецкая от этих эпизодов не открещивается, лишний раз напоминая нам о «прелестях» рабской жизни. За границу ее выпускали, но как всех — предварительно вымучив. И роли давали, но тоже как всем — через унижения, чтоб чувствовала, кому обязана.

Для театральной Москвы Плисецкая десятилетиями олицетворяла дух столичной сцены: танцевала не слишком аккуратно, не по-петербургски, но с душой, ее танец искрился чувством. Рассказывают, что после лихих прыжков на одном из первых соло Майи в «Дон Кихоте» публика орала как оглашенная, а новоиспеченная звезда все раскланивалась и раскланивалась, не обращая внимания на шипевшего из ямы дирижера. Дирижер был в ярости: «Майка, уйди! Уйди, кому говорят!» Но кто же отдаст свою славу?

Парадокс, что в звании главной балерины главного театра страны Плисецкая все время нарушала правила. И кому было сложнее — ей или махнувшим за рубеж коллегам, — это еще как посмотреть. У беглецов была определенность, правила игры. У Плисецкой — сплошные запреты со всех сторон и собственные способы эти запреты одолеть. Плюс вера в судьбу, удачу да в крепкое плечо. О плече стоит сказать особо.

О Щедрине — соратнике, обожателе и муже — Плисецкая неизменно говорит как о главном человеке в жизни. И плевать, что ее женскому самолюбию наверняка льстят рассказы о ее многочисленных романах, истинных и мнимых, — Плисецкая не девочка, чтобы краснеть и оправдываться. Вот Щедрин — это действительно дар божий, подаривший Майе две важные вещи: долгий творческий век и надежный тыл. Золотую свадьбу они отметили два года назад, и, похоже, в главном не изменили друг другу с тех пор, когда их после первой общей фотографии в журнале признали самой красивой артистической парой страны. Щедрин писал для нее балеты с посвящением «Майе Плисецкой, неизменно» и «Майе Плисецкой, вечно». А Майя с годами стала эталоном композиторской жены, сопровождающей мужа на фестивали и премьеры. Впрочем, вместе они не только блистают на официальных мероприятиях, на космополитических светских раутах или званых обедах. Они еще вместе смотрят футбол: Плисецкая отчаянная болельщица, не пропустившая без уважительных причин ни одного матча последнего чемпионата мира. Королева мировой сцены умеет звучно гаркнуть: «Судью на мыло!»

Не держать зад веером

Самое нелепое, что можно думать о Плисецкой, — что она с годами успокоилась. Перемещение из-за кулис в лучшие кресла зрительного зала для нее не стало сменой оптики. Она по-прежнему любит менять амплуа от фурии до милой кошечки и представляться то чернорабочей искусства, то принцессой крови. Плисецкая часто цитирует слова знаменитого балетного учителя Агриппины Вагановой: «Нельзя держать зад веером» — и распространяет его на многие сферы жизни. Пример? Нельзя стареть, почивая на лаврах. Потому она не просто почтенная матрона, украшающая афиши знаменитых фестивалей, гала-концертов и спектаклей в свою честь. Русскому зрителю, к сожалению, неизвестно, что творческая активность Плисецкой за рубежом вполне себе бьет ключом и вовсю позорит геронтологию. Несколько лет назад в Швейцарии она играла сразу всех героев — Солдата, Скрипку, Черта — в постановке «Истории Солдата» Стравинского, где Жерар Депардье читал текст. В бытность художественным руководителем балета мадридского «Театро лирико насиональ» танцевала, кроме прочего, специально для нее поставленный балет «Мария Стюарт». Не все ли равно, сколько ей лет? Кому нужно, считайте. А сама юбилярша со свойственным ей юмором и язвительностью сейчас готовится к предстоящим торжествам: только что прошло посвященное ей «Лебединое озеро» в Большом, а в середине декабря состоится вечер в МАМТе, главной героиней которого она обещает стать. И уж у нее хватит вкуса сбить пафос в поздравительных речах. Конечно, поклонники ее таланта будут итожить: говорить, что она легенда на все времена, что ее вклад в искусство — балет, кинематограф, моду — трудно переоценить, и так далее и так далее, что истинная правда. Но Майя всегда держится собственного взгляда на вещи, презентуя обновленные и дополненные мемуары «Читая жизнь свою...», благодаря которым публике станет еще очевиднее: главный вклад Плисецкой — в нашу жизнь. Потому что она — это личность, ухитрившаяся не разменять себя на пятаки при любой власти, при любой публике, при любом возрасте.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера