Архив   Авторы  
Явка на президентских выборах 2 марта превысила 60 процентов. В голосовании приняли участие президент России Владимир Путин

Выбор-2008
Политика и экономикаВ России

От нового президента России ждут и стабильности, и перемен














 

Главная интрига президентской кампании - то, с каким счетом победит кандидат Медведев, - разрешилась. Вряд ли окончательные итоги голосования существенно скорректируют предварительный расклад: Дмитрий Медведев - около 70 процентов, Геннадий Зюганов - около 18, Владимир Жириновский - около 11, Андрей Богданов - почти 1,5. Предвыборные настроения были на этот раз чем-то сродни предновогодним. Знаешь, что следующий год придет «к власти» в точно назначенный час, и даже знаешь «имя преемника» - такой-то по счету от Рождества Христова, а все равно волнуешься. Будущее - всегда неизвестность, незаполненный баланс радостей и печалей. И когда бьют куранты, и когда избирательный бюллетень падает в урну, все, разумеется, желают себе и стране самого лучшего. Но проблема в том, что под лучшим каждый понимает свое. И нередко одно отдельно взятое счастье прямо противоречит другому. Впрочем, в удачный год и при удачливом президенте сбываются даже некоторые на первый взгляд несовместимые мечтания. Остается надеяться, что удача будет сопутствовать и Дмитрию Медведеву, от которого сегодня ждут одновременно и стабильности, и перемен.

Четыре «и»

О необходимости изменений Дмитрий Медведев говорил много. «Стартовую» картину он рисует с беспощадным реализмом. Правовая сфера: невысокое качество законов, отсутствие независимой судебной системы, неправосудные решения по звонку или за деньги. Госаппарат: произвол чиновников, волокита и коррупция. Экономика: неуважение к частной собственности, частокол административных барьеров, низкое качество управления госкомпаниями, неразвитая инфраструктура, отсутствие стимулов к инновациям. Чуть оптимистичнее взгляд на социалку - «инвестиции в человека» уже пошли. Но и здесь все далеко от благополучия. Здравоохранение, вобравшее в себя «худшие черты советской и самые проблемные элементы рыночной медицины», неприлично высокий уровень смертности и инвалидности. Изношенное на две трети ЖКХ. Приобрести крышу над головой - с помощью своих сбережений, ипотеки и даже мер господдержки - могут не более 20 процентов сограждан. В общем, работы непочатый край: «институты, инфраструктура, инновации, инвестиции» - четыре «и». Предлагается совершенствовать все, кроме существующей модели власти. Лейтмотив политической части программы Медведева по сути повторяет столыпинский лозунг о «двадцати спокойных годах», необходимых России.

Говорит новоизбранный президент и об общественной дискуссии, обратной связи между обществом и властью. Эту же идею, кстати, высказывал и Владимир Путин, представляя на заседании Госсовета 12-летнюю стратегическую программу: планы развития страны должны пройти «через широкое обсуждение в российском обществе, с участием всех его институтов».

Собственно, дискуссия уже началась, причем еще до выборов. Сразу три федеральных ведомства выразили - с разной степенью публичности - несогласие с рядом пунктов путинско-медведевской экономической программы: Минфин - против снижения ставки НДС, МЭРТ - не в восторге от идеи пересмотра экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, антимонопольная служба - против создания госкорпорации «Росавтодор». Так что определенные перемены налицо. Хотя дело тут скорее в обычных аппаратных борениях, сопровождающих всякую смену руководства: ничто так не способствует самовыражению чиновников, как ослабляющий дисциплину период межвластия.

Трудно предполагать, что подобное межведомственное «вольнодумство» сохранится и после прихода Владимира Путина в правительство. И совсем не факт, что продолжение внутривластной дискуссии было бы таким уж благом: при новом административно-политическом раскладе она неизбежно вылилась бы в полемику между Кремлем и Белым домом, чреватую понятными проблемами. Основные риски нашей политической системы, как ни крути, связаны с главным, цементирующим ее элементом - отношениями внутри лидерского тандема. Именно на его раскол, признает уходящий президент, будет направлена «линия атаки» политических противников. Но очевиден и плюс предложенной конструкции - означенной «линией» зона внутриполитических рисков, собственно, и исчерпывается. Для сохранения стабильности достаточно прочной связки президент - премьер.

Сборные России

Крайне важным в связи с этим становится вопрос о формировании президентской и премьерской команд: королей, как известно, играет свита. И она должна быть единой и сплоченной, хотя от разделения по ведомственному признаку все-таки никуда не деться. Избежать административной игры в перетягивание каната можно лишь одним способом - не допустить группировок «по интересам». Ни в кремлевской администрации, ни в руководстве кабинета министров не должны превалировать представители какой-то одной из существующих сегодня, условно говоря, «либеральной» или «силовой» фракций. Если каждая из групп влияния будет уравновешена внутри другой, их активность не сможет перерасти в противостояние между «красно-» и «белокаменными».

Собственно, это пока и все, что можно сказать наверняка о кадровой политике «дуумвирата». Предсказывать конкретные назначения и судьбы определенных министров и администраторов сегодня так же бессмысленно, как играть в свое время в «угадай преемника». Да, кто-то, безусловно, переедет из Кремля в Белый дом, кто-то совершит обратное путешествие, кто-то вовсе покинет столицу, а может быть, и коридоры власти. Но полное расписание всех этих послевыборных «поездов» еще не составлено. Что говорить о «втором эшелоне», если в неведении относительно своего пункта назначения даже такой «литерный», как Сергей Иванов. «Что будет предложено мне? Я не знаю, - признался первый вице-премьер в интервью CNN. - Моя дальнейшая судьба, в каком качестве я продолжу свою работу, определится в мае». Впрочем, за будущее Иванова волноваться не стоит: такими кадрами не разбрасываются. Да и сам он особо не волнуется. «Из той стратегии, которая была объявлена президентом Путиным на расширенном заседании Госсовета, видно, что основной поставленной задачей является создание инновационной экономики», - справедливо замечает «инновационный» вице-премьер.

Весьма вероятно сохранение на своем нынешнем месте и руководителя президентской администрации Сергея Собянина, возглавлявшего избирательный штаб кандидата Медведева. Хотя твердых правил здесь нет. Стоит вспомнить, что глава штаба кандидата Путина на выборах 2004 года Дмитрий Козак, напротив, покинул столицу и отправился в «горячую точку» - на пост полпреда в ЮФО.

Не прошел незамеченным и факт выдвижения в совет директоров «Газпрома» Виктора Зубкова: похоже, именно ему сдаст вахту у штурвала газовой корпорации избранный президент. А вот карьера госменеджера другой естественной монополии висит буквально на волоске: РАО «ЕЭС» прекращает свое существование, и Анатолию Чубайсу предстоит заняться поиском нового места работы. Информация о том, каким оно может быть, сегодня весьма противоречива. С одной стороны, Анатолию Борисовичу прочат переход в исполнительную власть на ответственный пост: по слухам, он может возглавить Пенсионный фонд. Резоны для этого в принципе имеются - этот участок работы, как никакой другой, нуждается в кризис-менеджере. Однако скептики считают, что Медведев вряд ли решится начать свою президентскую деятельность со столь непопулярного кадрового решения.

Так или иначе, реформировать социалку все-таки придется - в конце концов, это было частью предвыборных обещаний Медведева. И, по всей видимости, Минздравсоцразвития не переплывет на этот раз через пороги смены правительства - расколется надвое: на предупреждающий о вреде излишеств старый добрый Минздрав и Минтруд. Кстати, судя по жесткой критике, которой Владимир Путин не устает подвергать результаты административной перестройки 2004 года, это будет далеко не единственное изменение в структуре правительства. Маловероятно, конечно, что она полностью вернется к дореформенному образцу, но не прижившаяся на русской почве американская трехзвенная схема, разделяющая функции министерств, служб и агентств, похоже, окончательно прикажет долго жить. В общем, скучно не будет. А если к нашим внутренним проблемам добавятся глобальные вызовы - в виде начинающейся мировой экономико-политической турбулентности, - может оказаться даже чересчур весело.

Понятно, никакие самые изощренные административные меры, самые изящные кадровые рокировки не смогут решить громадье стоящих перед страной задач. Единственный выход, как справедливо отмечают Путин и Медведев, - общественная мобилизация, пробуждение инициативы масс. Собственно, ничего принципиально нового здесь нет: к той же мысли пришли в свое время и архитекторы горбачевской оттепели, когда «ускорение» начало пробуксовывать. Пришли, правда, слишком поздно: сжимавшаяся 70 лет пружина общественной активности распрямилась со скоростью, которую не в состоянии были выдержать ветхие политические институты. У Медведева и Путина есть все шансы не повторить ошибки своих предшественников.

ЭКСПЕРТ

На «четверку»

Глава Центризбиркома Владимир Чуров подвел итоги президентской кампании и поделился творческими планами.

- Владимир Евгеньевич, какую оценку по пятибалльной шкале заслуживает эта избирательная кампания?

- Крепкую четверку. Как говорится, совершенству нет предела.

- А ваши личные ощущения от выборов?

- Занять должность главы ЦИК - это прекрасный способ похудеть. Не взвешивался, но чувствую, что стал стройнее.

- Говорят, что это самая скучная избирательная кампания...

- Страна взрослеет, и избирательные кампании вместе с ней. Наверное, прошли те времена, когда кандидаты пускались в пляс на эстраде. Такого не происходит в большинстве стран мира. Не происходит теперь и у нас.

- Почему России обязательно надо было занять жесткую позицию по ограничению количества наблюдателей от БДИПЧ и сроков их работы на выборах президента?

- Мы занимали вполне определенную, заранее известную позицию. Мы даже согласились несколько увеличить численность наблюдателей и время их работы. Я думаю, что они в принципе не собирались приезжать на выборы, и в этом нет ничего страшного.

- Что бы изменилось, если бы к нам десантировались хоть пять тысяч западных наблюдателей, хоть за полгода до выборов?

- Нужно учитывать общий контекст. Мы настаиваем на формировании четких и ясных международных стандартов наблюдения.

- После того что произошло, надежд на появление таких стандартов стало больше?

- Конечно. Уже очевидно, что в ближайшее время будут проходить соответствующие консультации в рамках ОБСЕ. Кое-что меняется и в практике. На президентских выборах в Армении миссия наблюдения одной из организаций впервые предложила ЦИК этой страны совместно работать над предварительным заключением о кампании, дав возможность местному Центризбиркому представить свои аргументы.

- Подтверждает ли мониторинг ЦИК равенство освещения в СМИ кампаний кандидатов?

- Мониторинг подтверждает соблюдение выборного законодательства России в этой части. Если сравнить время в электронных и площади в печатных СМИ в 2004 и 2008 годах, вы увидите, что все кандидаты получили большие возможности по агитации в свою пользу. Кандидаты, а я их специально опрашивал, подтверждали этот факт. Но, конечно, нам еще есть к чему стремиться.

- Вам какая президентская кампания больше понравилась - наша или американская? Успеваете их сравнивать?

- Сравниваю. На выборах в США всему миру показывают шоу, яркую внешнюю сторону кампании, но не глубинную реальную политику. Практически нет серьезных аналитических материалов об американских выборах и в наших СМИ. Российская кампания, конечно, менее яркая, но зато избиратели России знают гораздо глубже реальные политические силы, которые стоят за каждым кандидатом, их собственный политический капитал.

- Считается, что демократия - это в том числе такая политическая система, при которой оппозиция должна рано или поздно победить на выборах. Вы согласны?

- Демократия - это возможность оппозиции участвовать в политических процессах. Почему она обязательно должна побеждать? Во Франции Николя Саркози был преемником Ширака?

- Мне кажется, что там было не все так однозначно.

- Но Ширак все же в конце концов поддержал кандидатуру Саркози. Таких примеров в Европе много.

- Изменятся ли правила проведения дебатов кандидатов на телевидении?

- У меня есть интересный план, базирующийся на зарубежном опыте. Мы должны достичь двух целей. Во-первых, чтобы каждому кандидату хотелось участвовать в дебатах. Во-вторых, чтобы каждому руководителю телеканала (особенно коммерческого) хотелось поставить эти дебаты в прайм-тайм.

- Вы считаете, что все дело в технике и дефиците кадров и опыта, а не в отсутствии острой политической борьбы равноправных соперников?

- Абсолютно верно.

- Повысилось ли, по итогам последних федеральных кампаний, доверие избирателей к выборам?

- На взгляд социологов, повысилось. Доля тех, кто верит в честность президентских выборов, за последнее время выросла до шестидесяти четырех процентов.

- Вы видите недостатки в работе Центризбиркома?

- Вижу. Но они не влияют ни на результаты голосования, ни на подведение итогов. О проблемах я подробно расскажу ближе к лету.


Денис Бабиченко
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера