Архив   Авторы  
Глава РСПП Александр Шохин надеется, что новый президент сделает акцент на создании и совершенствовании рыночных институтов.

К делу!
Политика и экономикаВ России

Каким будет президентство Дмитрия Медведева



 

Начнется ли после выборов новая политическая эпоха или продолжится прежняя? Означает ли преемственность курса отказ от серьезных преобразований или реформы все-таки неизбежны? На эти вопросы «Итогов» ответили ведущие российские эксперты в области политики, экономики и права.

Управление рисками

Глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский:

- Начнется, несомненно, новая эпоха, но вряд ли она будет так лично окрашена, как президентства прошлых 20 лет. Президент был синонимом лидера. Сегодня мы наблюдаем нечто новое - лидерство отделяется от президентства. На смену пустой полемике за и против личности главы государства приходит разбор предлагаемой им повестки дня. Например, такой, которую Медведев подробно изложил на Красноярском форуме. В последнее время в медийном пространстве возникла тема «оттепели». Этот лозунг считают оппозиционным, хотя он идет от придворной бюрократии, от тех ее групп, которые хотели бы перераспределить влияние. Нам нужна не «оттепель», а демократия, серьезные дебаты по фронту работ программы «Россия-2020»: новая политика Медведева - Путина осуществима только при резком росте общественной компетентности в вопросах внутренней и внешней политики. И мне кажется, этот критерий должен заработать немедленно, буквально на следующий день после выборов. Ждать помощи от так называемой оппозиции некогда, она не имеет сегодня никаких альтернативных решений. Думаю, настоящая, содержательная альтернатива сформируется внутри самого путинского большинства. Там и сегодня представлены очень разные позиции. Возьмем, к примеру, такую тему, как госкорпорации, - это одновременно и весьма эффективное, и очень опасное средство, чреватое монополизмом и ростом коррупции. Пора обсуждать детали, весь «черт» теперь в них. Пропаганда с лозунгами «долой!» и «да здравствует!» уже не актуальна.

Немало рабочих споров будет возникать и внутри самого лидерского тандема Путин - Медведев. Но это будут необходимые моменты общей работы. Полезно, кстати, иногда перечитывать Конституцию. Многие думают, что исполнительной властью руководит президент, но это не так: во главе - кабинет министров, и объем полномочий премьера сопоставим с президентским. Собственно, главный вопрос, который волновал меня и многих сторонников Путина, - каким образом он и дальше сможет оказывать свое влияние на мировую политику России, которое я считаю абсолютно необходимым условием нашего движения вперед. Так вот, по Конституции в качестве главы исполнительной власти Путин вполне может действовать и дальше на благо внешней политики. Риски, с которыми предстоит столкнуться избранному президенту и премьеру, - это прежде всего риски внешние: внутриполитические Путин в основном «погасил». Мы находимся, вполне вероятно, накануне масштабного экономического кризиса, который приведет и к политической «раскачке» в мире: нас ждет более жестокая, нежели сегодня, мировая экономическая и политическая борьба. России важно воспользоваться «вашингтонской паузой», временем, когда Америка частично выведена из мировой игры - отчасти в силу ошибок администрации Буша, отчасти из-за начавшейся президентской кампании.

Реализация программы «Россия-2020» неизбежно приведет и к определенной борьбе интересов внутри страны: за всякую амбициозную политику надо платить, и не бывает, чтобы все платили поровну. Чья зарплата должна расти быстрее, какой бизнес должен получить преференции? Решать такие вопросы невозможно без дебатов и даже конфликтов. Неизбежен и рост забастовочного движения: растет промышленность, возникает современный рабочий класс, который добивается своего в споре с работодателями. Это тоже риски, но риски нормальные, и при умной политике - вполне управляемые.

Снять с «ручника»

Президент РСПП Александр Шохин:

- Еще в период предвыборной кампании Дмитрий Медведев не раз говорил о преемственности курса Владимира Путина. Это касалось в том числе и экономической политики государства. И я не думаю, что в этой сфере произойдет какой-то радикальный поворот. Что только к лучшему. Но при этом не стоит думать, что никаких изменений не будет вовсе. Судя по заявлениям Дмитрия Анатольевича, он собирается сделать акцент не столько на «ручном» управлении экономикой, сколько на создании и совершенствовании рыночных институтов. Главным для него станет создание условий для повышения предпринимательской активности, развития инноваций и инвестирования в экономику.

Это значит, что Россию ждет продолжение реформ - судебной, налоговой, пенсионной, административной практики государства, госмонополий. То есть того, что было начато, но не приведено к логическому завершению. Понятно, что если быстро, например, не реализовать пенсионную реформу, то дефицит Пенсионного фонда в будущем может стать главным фактором дестабилизации всей финансовой системы страны.

То же самое касается налоговой реформы. Ее тоже необходимо провести как можно быстрее, пока у государства есть подушка безопасности в виде финансовых резервов. Основой такой реформы должно стать существенное снижение и унификация НДС, реформирование других налогов. И с этим надо торопиться. Потому что уже года через три решиться на все это будет значительно труднее. Конъюнктура мировых рынков может измениться, появится дефицит бюджета, и тогда на реформу просто может не хватить денег.

Хочу обратить внимание на заявления Дмитрия Медведева о том, что государства в экономике должно быть меньше. Речь идет вовсе не о том, чтобы уменьшить его роль как регулятора, устанавливающего правила игры и следящего за их неукоснительным соблюдением. Позиция нового президента в том, что государство не должно заходить в те бизнесы, где частный предприниматель эффективнее - а если это происходит, то на ограниченный срок и для решения конкретных задач. С самого начала должно быть обозначено, когда и каким способом государство будет выходить из бизнеса. Я считаю, этот подход связан не с уменьшением роли государства в экономике, а, напротив, позволяет ему высвободить ресурсы для исполнения роли регулятора многих экономических процессов. Прежде всего поощрения инноваций и деловой активности.

Очень важно не увлекаться «чеболизацией» экономики, а постараться создать условия для частного бизнеса там, где он способен самостоятельно генерировать интересные проекты и укреплять свои позиции в глобальной конкуренции. Отрадно, что новый президент это не только понимает, но и намерен работать в этом направлении.

Человек и закон

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков:

- Владимир Путин и Дмитрий Медведев немало говорили о том, что ситуация в России в правовой сфере обстоит из рук вон плохо. Лучше всего ее характеризует термин «правовой нигилизм». Да и трудно было бы ждать иного. Потому что существующие законы, во многом правильные, не исполняются в первую очередь самими чиновниками. Граждане же, глядя на представителей госаппарата, соревнуются с ними по степени правовой необязательности. Словом, каждый мнит себя исключением из правил. Природа правового нигилизма имеет глубокие корни, так что быстро этот вопрос не решить. Но сделать это можно.

Каким образом? Например, введя контроль за исполнением законодательства со стороны чиновников. Думаю, ни для кого не будет новостью такое вот объяснение, частенько дающееся нарушителями правил дорожного движения: «Вон, другие (включая милицию, ДПС, чиновников) нарушают, почему мне нельзя?» В этом есть доля истины. Начинать спрашивать с граждан можно только тогда, когда чиновники всех уровней будут являть пример безукоризненного исполнения закона.

Тот факт, что на итоговой пресс-конференции Путина в числе нерешенных вопросов был назван один - коррупция, - означает, на мой взгляд, что нам следует ждать масштабной реформы уже в самом ближайшем будущем. Такое признание дорого стоит. Причина, по которой мы не искоренили это зло до сих пор, кроется не только в исторической традиции - мол, все привыкли за века к мздоимству. Она еще и в том, что президентская воля натолкнулась на стену мощнейшего сопротивления бюрократического аппарата. Так что неудивительно, что Медведев предложил сделать борьбу с коррупцией национальной программой. Чего можно ожидать в этой сфере?

Во-первых, в Думу должен быть внесен пакет антикоррупционных предложений. Разработан он был еще до выборов. Во-вторых, не исключаю появления единого антикоррупционного органа. Как показывает мировая практика, он нужен, если мы хотим изменить ситуацию в корне. Если же мы ограничимся созданием различных консультативных структур, пользы это принесет немного. В-третьих, нужно сделать прозрачной власть. В начале административной реформы каждому ведомству было поручено составить реестры своих обязанностей. На следующем этапе началось их сопоставление и выяснилось, что значительная часть функций дублируется. Реформа, как известно, так и не завершилась. Точнее сказать, провалилась, так что функции ведомств во многом остались неразграниченными.

Еще очень важно добиться того, чтобы чиновник не мог легко потратить взятку, чтобы ее получение стало для него бессмысленным. Для чего надо, например, ввести обязательное декларирование доходов и имущества его самого и членов его семьи. Когда у бюрократа не будет возможности доказать, что приобретенная собственность куплена на легально полученные доходы, исчезнет смысл «брать». Уверен, такая норма появится в законодательстве уже в ближайшем будущем.

И наконец, о самом наболевшем - об огромной армии разрешительных процедур и проверок. Вот он - рассадник коррупции! Разве допустимо, чтобы органы власти, уже получающие деньги граждан (налоги), требовали с этих же самых граждан оплату каждой справки? А таких структур расплодилось предостаточно. Ситуация близка к катастрофической, если мы посмотрим на то, что творится в сфере малого и среднего бизнеса. Он загнан в угол бесчисленными поборами и проверками и сегодня развивается, по сути, вопреки, а не благодаря действующим нормам. Если он будет уничтожен, то кто тогда будет двигать экономику и из кого тогда формировать средний класс и гражданское общество? Если не хватает своего ума, можно позаимствовать чужой опыт: в Казахстане, например, сначала ввели жесткий контроль и регистрацию всех проверок в отношении малого и среднего бизнеса, резко снизив тем самым их число, а сейчас и вовсе принято решение о запрете проверок госорганами таких предпринимателей. Аргумент простой: надо дать возможность людям спокойно делать свою работу.

Словом, все вышеперечисленное нужно оперативно претворять в жизнь. У России последний шанс: если за годы следующего президентства мы не сделаем мощного рывка на антикоррупционном направлении, коррупция разъест основы государственности.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера