Архив   Авторы  
Победа Сочи в конкурсе за право принять Олимпиаду 2014 года стала главным имиджевым успехом России за последние годы

План номер один
Политика и экономикаВ России

За восемь лет президентства Владимира Путина Россия приросла ВВП и зарплатами, а убавилась - танками и политическими партиями


 

Сегодня мало кто помнит, что недавно обнародованный «план Путина» отнюдь не первый по счету. Предыдущий назывался «Стратегия развития России до 2010 года» и был известен также под именем «программа Грефа». План этот увидел свет в мае 2000 года. 600-страничный труд по заданию Владимира Путина подготовил Центр стратегических разработок, возглавлявшийся восемь лет назад Германом Оскаровичем. А заказ поступил еще раньше - осенью 1999 года: будущий президент хотел прийти к власти не с пустыми руками. По словам Грефа, «такую комплексную программу со времен строительства коммунизма никто не делал». Впрочем, надо сказать, что в ходе завершающейся восьмилетки вектор развития страны направлялся в прямо противоположную от коммунизма сторону. И данные статистики свидетельствуют: «план номер один» выполнен и перевыполнен. Правда, лишь в том, что касается количественных показателей. Структурные преобразования в экономике, работе государственных институтов и правовой системе по большей части придется завершать уже в эпоху третьего президента России.

Как заработали

План по экономическому росту, заданный восемь лет назад, выполняется даже с опережением: 70-процентное увеличение ВВП, которое согласно «программе Грефа» ожидалось не ранее 2010 года, уже произошло. Если же считать по паритету покупательной способности, то ВВП мы уже удвоили, а то и утроили. Чего, к сожалению, нельзя сказать о другом заложенном в первый «план Путина» показателе. Предсказание того, что «начиная с 2004 года инфляция будет устойчиво сохраняться на уровне менее 10 процентов», не сбылось.

Объем ВВП спустя восемь лет после начала эпохи Путина в абсолютных показателях превысил 1 триллион 200 миллиардов долларов. По размерам экономики мы сейчас занимаем десятое место в мире. Тогда как еще в конце 90-х годов находились в четвертом десятке. А с учетом паритета покупательной способности Россия заняла седьмое место в ряду наиболее развитых стран, восстановив уровень производства 1990 года. Кстати, и по структуре ВВП за минувшую восьмилетку мы вошли в число ведущих стран мира. Реальный сектор - промышленность и сельское хозяйство - отвечают примерно за 45 процентов ВВП. Остальное - торговля и услуги. Все как у людей.

Второго российского президента в отличие от первого вполне можно называть везунчиком. Если Борис Ельцин возглавлял государство в период рекордно низких цен на нефть, то правление Владимира Путина, наоборот, пришлось на период их исторического максимума. И дискуссионным остается только вопрос, удалось ли за эти годы воспользоваться ситуацией в полном объеме или полученный Россией «чистый грант» освоен неэффективно.

Во многом благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре Россия получила шанс стать энергетической сверхдержавой. При этом занятые государством командные высоты в энергетике, как это ни покажется странным, привели к большей открытости этого сектора для частных инвесторов. Ставшая крупнейшей нефтяной компанией страны государственная «Роснефть» в 2006-м провела первое в истории России народное IPO. Рынок акций «Газпрома» либерализован. Реформа РАО «ЕЭС» и вовсе пошла по ультралиберальному пути: летом этого года монополист прекратит свое существование.

Однако в целом экономика не изменила своего сырьевого характера. Поступления от ТЭК в казну в 2007 году составили примерно 3,1 триллиона рублей - это около половины доходной части бюджета. Экспорт почти полностью формируется за счет сырья и минеральных удобрений. Из 352 миллиардов долларов экспортных поступлений на долю продукции машиностроения приходится всего около 17 миллиардов. «Падение качества роста - это не случайность, к примитивизации экономики толкает вся система интересов ее участников», - уверен первый замдиректора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин.

Наконец, не удалось выполнить планы по снижению инфляции, хотя каждый год, кроме 2007-го, уровень роста потребительских цен монотонно сокращался, и за восемь лет получился неплохой результат: двукратное падение темпов инфляции. К сожалению, в прошлом году эта монотонность была нарушена. Как считает член Национального банковского совета Павел Медведев, одной из причин этого сбоя было несоблюдение бюджетной дисциплины.

Если рассматривать экономическую политику последних восьми лет в комплексе, то можно утверждать, что она была наиболее успешной в новейший период истории страны. Однако большинство структурных реформ, намеченных «программой Грефа», было отложено на потом.

Как потратили

Что касается расходов государства и граждан, то и здесь Россия за восемь лет приблизилась к мировым образцам. Скажем, укрепление обороноспособности, о которой столько говорилось все эти годы, отнюдь не легло на экономику тяжким бременем. Более того, можно сказать, что в эпоху Путина страна разоружалась.

Вопреки расхожему мнению о том, что финансирование армии выросло в разы, бюджетные ассигнования на оборону в среднем за минувшие восемь лет лишь на 15 процентов превышают расходы на эти цели в 1993-1999 годах.

В 90-е отечественный ВПК исхитрился изготовить 72 мобильных и 20 шахтных «Тополей», а также 7 бомбардировщиков Ту-160. В итоге к 2000 году Россия имела 756 межконтинентальных баллистических ракет (МБР), 21 ракетный подводный крейсер и 81 стратегический бомбардировщик. В общей сложности - 5842 ядерных заряда. За последующие годы «естественная убыль» составила почти половину боевого потенциала. В строю осталось 489 баллистических ракет и 3344 ядерных заряда. Было построено всего 27 новых МБР.

Убыло и сил общего назначения. Если в 90-е военная авиация получила около 100 новых машин, то за 2000-2007 годы было закуплено всего два новых Су-34, один стратегический Ту-160 и порядка сорока модернизированных старых Су-27 и Су-25. За 1992-1999 годы Сухопутные войска приняли 120 танков Т-90 (четыре батальона) и 30 Т-80У (один батальон). За последние восемь лет на вооружение поступило только 90 танков Т-90 (три батальона). Всего же в Сухопутных войсках примерно 200 танковых батальонов, и при таких темпах их перевооружение затянется надолго.

Главной для армии остается кадровая проблема. Количество контрактников за восемь лет серьезно не увеличилось. Поэтому и появляются проблемы с количеством частей постоянной боевой готовности. В 2005 году таких дивизий было 28, в 2007-м - уже 27, а к 2012-му останется 25. Основная причина - социальная непривлекательность службы по контракту, несмотря на то, что только в 2007 году денежное довольствие военнослужащих увеличилось в 1,3 раза.

Кстати, за минувшую восьмилетку убыло не только количество танков, но и, скажем, политических партий, избирательных кампаний и их участников. Судя по всему, высокие цены на нефть вовсе не способствуют политической активности. При этом соцопросы показывают, что все больше наших сограждан смотрят в будущее с оптимизмом. И надо признать, основания для этого есть. Доходы населения неуклонно растут, по опросам Левада-Центра, в 2002 году четверть россиян, оценивая уровень своего благосостояния, заявили, что они едва сводят концы с концами. А сейчас - лишь 12 процентов. По данным статистики, на каждого россиянина в минувшем году пришлось в среднем 1,22 мобильного телефона, и по этому показателю страна заняла одно из ведущих мест в мире. Сумма вкладов населения в банках превысила 4 с половиной триллиона рублей.

Россиянам очень не нравится рост цен, омрачивший последний год президентства Путина, но эти негативные факторы практически не повлияли на продолжающийся потребительский бум. Оценивая свое материальное положение, большинство, согласно соцопросам, называют его средним, хорошим и даже очень хорошим. Причем количество тех, кто имеет все основания считать свое положение очень хорошим, существенно возросло. По числу долларовых миллионеров и миллиардеров Россия обогнала многие страны, и по этому показателю вошла в первую десятку ведущих государств мира.

С ростом среднего класса все тоже обстояло неплохо. Все восемь лет темпы увеличения доходов населения опережали развитие экономики. В 2007 году показатель «зарплатоемкости», исчисляемый как отношение номинальной зарплаты к объему ВВП, достиг рекордного уровня - 34,8 процента - Россия обогнала Италию и Норвегию и почти догнала Испанию. Правда, как сетуют финансисты, рост зарплат начал опережать темпы роста производительности труда, что является признаком перегрева экономики.

Давно замечено, что при явной увлеченности населения ростом своего благосостояния после периода экономических потрясений интерес к политическим процессам падает. В этом плане минувшие восемь лет характеризуются прежде всего термином «стабильность». Для подавляющего большинства населения эта ценность явно превалирует над уровнем гражданских свобод. Политические акции, если они не организованы властью, собирают все меньше участников, число «идейных» партийцев тает, и партиям все чаще приходится заманивать на свои мероприятия калачом и рублем.

Неудивительно, что к старту последней думской избирательной кампании число политических партий сократилось по сравнению с 2003 годом с 39 до 14. В реальной борьбе за депутатские мандаты в декабре 2007 года приняли участие и вовсе 11 организаций. А ведь перед началом партийной реформы в стране насчитывалось 44 федеральные партии. Впрочем, в этом случае количество отнюдь не всегда означает качество.

ЭКСПЕРТИЗА

На пределе

Итоги восьмилетнего «плана Путина» прокомментировал президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев:

- Следует начать с того, что российская экономика развивалась в эти годы практически на пределе своих возможностей: вовсе не обязательно, что более радикальные реформы привели бы к большему ускорению. Драйвером роста стало исключительно благоприятное стечение обстоятельств на мировых рынках, связанное прежде всего с глобализацией. Бурное развитие Китая, превратившегося в «фабрику мира», и отчасти Индии породило быстрое увеличение спроса на сырье и энергию на мировых рынках. Собственно, российская экономика как раз и насыщала этот спрос: прирост экспорта нефти из России практически зеркально повторял прирост китайского нефтяного импорта. Похожая ситуация происходила на рынке металлов и газа.

Остальные факторы второстепенны. Главное дополнительное условие состояло в том, что при Владимире Путине страна достигла небывалого уровня финансовой и политической стабильности. Практически полная ликвидация внешнего долга, значительное сокращение внутреннего, огромный профицит бюджета, гигантские валютные резервы и стабфонд - все эти факторы непрерывно посылали российскому и международному бизнесу сигналы о предсказуемости, устойчивости экономической ситуации как минимум в среднесрочной перспективе.

Но проблема в том, что повторить этот сценарий в следующем периоде будет уже невозможно. В условиях начавшегося замедления мирового экономического роста мы вряд ли можем надеяться на быстрое увеличение спроса на основные статьи российского сырьевого экспорта. Это означает как минимум, что нефть и металлы не будут дорожать теми же темпами, как в предыдущие годы. Не исключено, что начнется устойчивое снижение цен. То есть рассчитывать на сырьевой экспорт, стабильные финансы и относительно стабильную политическую ситуацию уже не приходится. Начинают играть роль другие факторы, с которыми из-за упущений предыдущего периода дело у нас обстоит, увы, не столь благополучно.

Многие очень важные меры, в том числе и те, которые были включены в первую программу президента Путина, постоянно откладывались на потом или осуществлялись непоследовательно и чересчур боязливо. Речь идет о дебюрократизации экономики, защите прав собственности, формировании независимой и эффективной судебной системы, развитии инфраструктуры, повышении эффективности органов управления, борьбе с коррупцией. То же самое можно сказать о сферах, формирующих человеческий капитал, - образовании и здравоохранении: преобразования здесь носили фрагментарный и несистемный характер. Накопленная повестка очень серьезна - именно от решения этих проблем зависят перспективы дальнейшего экономического роста.

По институциональным характеристикам Россия минимум процентов на сорок отстает от показателей той группы стран, на чей уровень мы хотели бы выйти к 2020 году, - стран с ВВП на душу населения от 18 тысяч долларов и выше. У нас, к примеру, гипертрофированно высок вклад природных ресурсов в создание общественного богатства. Вклад нематериальных активов, связанных в основном с использованием человеческого капитала, в четыре раза ниже, чем даже в странах с российским уровнем развития. Не удалось решить в минувшие восемь лет и проблему избыточного присутствия государства в экономике. Роль государства как собственника, напротив, значительно увеличилась. И не слишком сократилась в качестве регулятора.

Правда, в налогообложении был достигнут определенный прогресс, но касался он в основном ставок определенных налогов, слабо затронув сферу администрирования. Бизнес по-прежнему несет огромные потери от гнета государственной бюрократии: она не просто порождает административные барьеры и дополнительные издержки, но и не позволяет создать условия для конкуренции, поскольку не обеспечивает равных правил игры. В результате наш финансовый сектор, к примеру, отстает в своем развитии даже от таких стран, как Казахстан.

До определенного момента высокие цены на ресурсы компенсировали неразвитость институтов, но сейчас эти резервы практически исчерпаны. За счет макроэкономической стабильности мы еще можем подняться на одну, максимум на две-три позиции в международных инвестиционных рейтингах. Но дальнейшее продвижение невозможно без радикального повышения качества бизнес-среды. И значит, повестка восьмилетней давности продолжает сохранять свою актуальность.


Андрей Камакин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера