Архив   Авторы  
Владимир Путин выстраивает отношения в правительстве так, как он привык это делать в Кремле

Вторая республика
Политика и экономикаВ России

В России де-факто произошел переход к президентско-парламентской республике. В полном соответствии с Конституцией

 

Формирование системы «тандемократии» набирает обороты. Процесс «разделения труда» между президентом и премьером достаточно понятен. Более того, по мнению ряда экспертов, нынешняя конструкция власти по сути означает смену чисто президентской формы правления президентско-парламентской. На это, в частности, довольно прозрачно намекнул и Владимир Путин в недавнем интервью французской газете «Монд». Премьер заявил, что Россия остается президентской республикой, но при этом подчеркнул роль лидера правящей партии. В самой «Единой России» на сей счет высказываются еще определеннее. По словам высокопоставленных функционеров партии власти, переход ко «второй республике» де-факто уже произошел, что, кстати, отнюдь не противоречит Конституции. Более того, Основной закон именно такой расклад и предусматривает.

Администрация плюс администрация

На минувшей неделе структура аппарата правительства обрела законченный вид и по штатному расписанию стала сильно напоминать администрацию президента. У руководителя аппарата Сергея Собянина оказалось аж восемь заместителей. Как и ожидалось, Владимир Путин назначил бывшего российского посла в Вашингтоне Юрия Ушакова на должность замруководителя аппарата Белого дома, курирующего международные отношения. Некоторые политологи посчитали, что этим решением премьер «столбит» за собой внешнеполитические сферы деятельности, которыми он заниматься не должен. Внешняя политика - это, дескать, исключительная прерогатива президента. Но буква российской Конституции на сей счет говорит иное: правительство обеспечивает проведение внешней политики, принципы которой вырабатывает, конечно, президент. Тем более что самостоятельность премьеров, в том числе и в международных вопросах, вовсе не является чем-то невиданным в российской практике. В свое время премьер Евгений Примаков развернул самолет над Атлантикой, отменив свой визит в США по причине натовских бомбардировок Югославии. Не меньшей внешнеполитической активностью отличался и другой бывший председатель правительства - Виктор Черномырдин. Совершенно естественно, что Владимир Путин продолжает традицию, но и еще больше расширяет сферу компетенции правительства.

Есть здесь и личностный момент. Нынешний премьер существенно поменял формат и график работы правительства, выстроив взаимодействие с чиновниками так, как он привык это делать в Кремле. Ушаков, по всей видимости, будет выполнять в Белом доме ту же работу, что и помощник президента по международным вопросам Сергей Приходько в администрации Дмитрия Медведева. А учитывая то, что Владимир Путин разделил полномочия среди вице-премьеров таким образом, что по меньшей мере у троих из них эти полномочия пересекаются, нет ничего страшного, если и у главы российского МИДа Сергея Лаврова обнаружатся в работе точки соприкосновения с его бывшим подчиненным Юрием Ушаковым. В конце концов, при президентстве Путина у Лаврова с Приходько никаких конфликтов не было.

Власть плюс власть

Впрочем, дело не столько в полномочиях чиновников кремлевской администрации и белодомовского аппарата. Принципиальный вопрос, волнующий аналитиков: какое определение дать новой модели российской власти? Политики-практики, прежде всего западные, формулируют его так: кто главнее в сегодняшней России - президент или премьер?

Ответ не столь очевиден, хотя и Путин, и Медведев в последнее время говорили о том, что в стране сохраняется президентская республика. Проблема, однако, в том, что российская Конституция предусматривает модель, близкую французской, где полномочия главы государства и правительства практически равны. Единственная разница в том, что у нас президент может теоретически в любой момент отправить правительство в отставку и предложить любую кандидатуру нового премьера. Но нынешний политический расклад с Путиным - главой «Единой России» такой исход полностью исключает. И это опять же не что-то новое. В свое время Борис Ельцин, которого никак нельзя было упрекнуть в приверженности компромиссам, был вынужден под давлением парламента предлагать разные кандидатуры на пост премьера: вслед за неутвержденным Черномырдиным - Евгения Примакова. В прошлом российский парламент в полном соответствии с Конституцией не раз проявлял строптивость, не утверждая предложенные Кремлем кандидатуры на пост председателя правительства. Подобная система серьезно отличается от чисто президентской республики. Просто за восемь лет усилий по централизации власти об этой букве Основного закона у нас как-то подзабыли. Но теперь явно решили вспомнить.

И Медведеву, и Путину придется еще не раз давать пояснения насчет распределения полномочий между ними. Особенно иностранным партнерам, которые до сих пор путаются в терминах. Так, французский премьер Франсуа Фийон дважды оговорился, назвав Путина «президентом» во время их совместной пресс-конференции в Париже.

Российский премьер никак на это не реагировал. Зато в интервью «Монд» ему пришлось долго убеждать собеседников, что в его планы не входит перетягивать на себя полномочия президента. Главное, по мнению Путина, не то, как организована власть, и даже не персоналии, а то, насколько эффективно действуют система и единая команда. «Мы постараемся как можно дольше сохранить это единство. А как там распределяются роли и амбиции - это дело второго плана, а не первого», - заявил Путин.

Еще пять лет назад нынешний премьер сам спровоцировал дискуссию о возможности формального перехода к президентско-парламентской республике. Во время оглашения послания Федеральному собранию в 2003 году Путин заявил о намерении «сформировать профессиональное, эффективное правительство, опирающееся на парламентское большинство». С тех пор многие политики и эксперты предлагали изменить Конституцию с тем, чтобы парламент имел возможность формировать кабинет министров. Это представлялось как наиболее реальная возможность сохранить Путина у власти после президентских выборов 2008 года.

Новый всплеск полемики на тему конституционного устройства произошел после того как Дмитрий Медведев предложил Владимиру Путину возглавить правительство в случае, если первый будет избран президентом. После того как этот вариант был принят, предположения о возможности законодательного закрепления «двуглавости» на уровне государственного управления стали высказываться с еще большей настойчивостью.

Однако закрепленного в законе двоевластия в России быть не может, уверены критики такого проекта. Как и превращения России в чисто парламентскую республику с номинальным президентом, выполняющим представительские функции. Последнее не представляется пока возможным по причине отсутствия устоявшейся двухпартийной системы. Слишком резкий крен в сторону парламентской республики, по мнению экспертов, приведет к повторению в России украинского сценария с острым противостоянием всех ветвей власти друг другу.

Существующий сегодня переходный вариант, де-факто закрепляющий президентско-парламентскую форму правления, наиболее адекватен политической ситуации в стране. Одним из залогов стабильности являются и дружеские отношения Путина и Медведева. Конечно, некий конфликт между аппаратами того и другого вполне возможен, однако он не смертелен, особенно если экономическая конъюнктура останется благоприятной.

Вполне возможно, что в перспективе этот вариант приведет к внутриэлитному консенсусу по поводу того, что в России нужно всерьез и надолго закрепить и институционно насытить президентско-парламентскую формулу власти. В частности, выдвигать кандидатуру главы правительства парламентским большинством. Последние инициативы партии «Единая Россия» - о законодательном закреплении обязательности политических дебатов, а также о заключении партиями «пакта о стабильности» - как раз свидетельствуют о том, что власть готова принять менее централизованную форму политического устройства страны.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера