Архив   Авторы  
Сегодня вице-премьеры Сергей Иванов (слева) и Игорь Сечин входят в советы директоров соответственно объединенной авиастроительной корпорации и «Роснефти»

Менеджеры по призыву
Политика и экономикаВ России

Замена чиновников, заседающих в советах директоров акционерных обществ, на профессиональных управляющих должна сделать прозрачным механизм участия государства в экономике

 

Вопрос политический! Так отреагировал представитель Росимущества на просьбу «Итогов» прокомментировать инициативу заменить госслужащих, заседающих в советах директоров подконтрольных государству акционерных обществ, на профессиональных менеджеров. Об этом, напомним, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил на XII Петербургском международном экономическом форуме. Интересно, что аналогичную реакцию на эту идею мы встретили и в других федеральных ведомствах, отвечающих за экономическую политику правительства. Что в общем-то понятно. Ведь практически все министры и многие высокопоставленные правительственные чиновники входят в советы директоров крупных компаний. Не получая в коммерческих структурах зарплаты, они тем не менее могут влиять на деятельность компаний. При этом часто возникает конфликт интересов.

Не состоящие на госслужбе эксперты увидели в инициативе Игоря Шувалова прежде всего экономическую подоплеку. А именно - призыв начать процесс сокращения участия государства в экономике. Правда, одной кадровой рокировки, как они полагают, для этого будет явно недостаточно.

Меньше государства

О том, что замещение чиновниками должностей в управленческих структурах акционерных обществ является проблемой, эксперты говорят уже давно. Впервые этот вопрос поднимался еще в 2001 году, когда Государственная дума обсуждала нынешнюю редакцию закона о приватизации. Однако окончательно согласовать свои позиции по этому вопросу заинтересованные ведомства тогда не сумели. И пункты, запрещавшие госслужащим руководить коммерческими структурами, из закона были изъяты.

Уже тогда специалисты обращали внимание на то, что при совмещении должностей у чиновников обязательно появляется так называемый конфликт интересов. «Ситуация, когда то или иное министерство занимается регулированием деятельности хозяйствующих субъектов в соответствующей отрасли и при этом его представители еще и возглавляют эти самые хозяйствующие субъекты, ставит чиновников перед непростым выбором между коммерческим и государственным интересом», - заявил «Итогам» на условиях анонимности источник в кабинете министров.

Другая проблема заключается в том, что очень часто свою работу в компаниях чиновники воспринимают как факультативную. «Госслужащие, как правило, занимаются очень большим кругом проблем, и заседания советов директоров не являются для них основным видом деятельности. Из-за их занятости приходится переносить принятие важных для компаний решений. Бывает, что они просто не могут из-за загруженности глубоко вникнуть в суть проблем», - отмечает старший аналитик компании «Атон» Андрей Бутенко. С этой точки зрения привлечение профессиональных управляющих принесет очевидную пользу. Для них подобная деятельность уже не будет формальностью.

Наконец, третьей проблемой, как полагают эксперты, является пусть даже невольное создание неравных условий конкуренции между частными компаниями и предприятиями, в советах директоров которых состоят чиновники. Ведь у компаний с госучастием появляется соблазн воспользоваться в конкурентной борьбе инструментом, который принято называть административным ресурсом.

Предложения Игоря Шувалова как раз и имеют целью снятие этих проблем. Решение кадрового вопроса означает более прозрачные правила государственного регулирования, считает начальник отдела инвестиционной стратегии аналитического управления банка ВТБ Иван Иванченко. Но только ли в механизмах госрегулирования дело?

Некоторые эксперты полагают, что удаление госслужащих из советов директоров не решает основной задачи - снижения участия государства в тех отраслях экономики, в которых оно является избыточным. По их мнению, следующим шагом должно стать «снижение доли государства в предприятиях, в которых оно выполнило свои задачи по стабилизации, выводу из кризиса и готово передать их в частные руки». Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов уверен, что «уход чиновников из совета директоров крупных компаний - это последнее, что нужно было бы делать». «Важнее сами эти компании освободить из «государственного плена» путем передачи в частное владение, ликвидации налогового «террора», который ведется в отношении бизнеса, и всяческих других послаблений», - считает Баранов.

Больше рынка

Впрочем, власть решила начать именно с кадров, вторая волна приватизации пока в повестке дня не значится. При этом, надо признать, даже первый шаг на пути ослабления госрегулирования не обещает быть легким. Чиновников, не желающих публично высказываться на эту тему, понять можно. Ведь речь идет об «увольнении» их непосредственных начальников. Достаточно нескольких примеров, чтобы понять, насколько масштабно сегодня участие членов правительства в управлении коммерческими компаниями. Причем министры, как правило, непосредственно «рулят» именно тем бизнесом, для которого в качестве госслужащих должны определять правила игры.

Скажем, министр транспорта Игорь Левитин является председателем совета директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», вице-премьер Сергей Иванов возглавляет ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», его коллега Игорь Сечин длительное время председательствует в совете директоров «Роснефти», а теперь еще и в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Этот список можно продолжать бесконечно. Более того, многие из министров и их заместителей заседают не в одном совете директоров, а сразу в нескольких. Причем часто эти компании конкурируют друг с другом. Ну и как тут, спрашивается, избежать пресловутого конфликта интересов?

«В последние годы многие опять начали верить, что государство способно устранять все провалы рынка, забывая о его способности генерировать свои собственные провалы». По мнению экспертов, этот пассаж речи Игоря Шувалова на питерском форуме вполне применим к практике присутствия госслужащих в руководстве крупных компаний. И похоже, власть всерьез намерена решить по крайней мере эту проблему. Как пояснил «Итогам» источник в кабинете министров, процесс рокировки чиновников на профессиональных управляющих может начаться уже этим летом. Правда, на первом этапе он не затронет такие мегакорпорации, как «Газпром» и «Роснефть». Кандидатуры представителей государства в советах директоров этих компаний уже определены.

Кадровая реформа может натолкнуться на проблему нехватки тех самых профессиональных управленцев. Источники в правительстве говорят, что вывести чиновников из управленческих структур компаний в одночасье не получится. Во-первых, потому, что нет достаточного кадрового резерва. Во-вторых, пока не определены критерии отбора профессиональных директоров. Их разработкой должны заняться два ведомства: Министерство промышленности и торговли и Министерство энергетики. Не вполне прояснен и вопрос о том, кто именно должен отбирать профессионалов, которые будут представлять интересы государства в коммерческих структурах. Известно, что официальным нанимателем управленцев будет Росимущество. Именно с этим ведомством будущий член совета директоров подпишет контракт. Однако пока неизвестно, какие правительственные структуры станут играть роль отдела кадров, отбирая конкретные кандидатуры на должности представителей государства в компаниях.

О том, как пойдет ротация, рассказал помощник президента Аркадий Дворкович. «Поначалу для всех корпораций будет выделена квота по два-три профессионала в правлении», - говорит он. Предполагается, что и квота, и список предприятий, в управляющие органы которых станут приходить специально нанятые правительством менеджеры, будут постоянно расширяться. Стратегическая задача - заменить всех госслужащих. Однако на это, по мнению экспертов, может уйти несколько лет. Да и обойдется замена «призывников» на «контрактников» недешево.

Дело в том, что чиновники, представляющие интересы государства в советах директоров компаний, не получают за это никакого материального вознаграждения. Профессиональным управленцам придется платить. Причем из государственного бюджета и по ставке, сравнимой с оплатой подобных услуг в частном секторе. Вместе с бонусами годовая оплата труда таких директоров может доходить до нескольких миллионов долларов.

Однако, по мнению и бизнес-сообщества, и многих представителей власти, выводить чиновников из управляющих органов компаний необходимо, несмотря на издержки. Сегодня государству принадлежат пакеты акций в нескольких тысячах акционерных обществ. Причем трудно назвать сферу экономики, в которой оно не присутствовало бы. Это не только нефтегазовый сектор, транспорт и военно-промышленный комплекс, но и машиностроение, металлургия, сельское хозяйство, банковские и страховые услуги... Многие, если не большинство, из этих отраслей вполне могли бы обойтись и без столь плотной чиновничьей опеки.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера