Архив   Авторы  
Президент Дмитрий Медведев недоволен существующей в России системой подбора кадров госслужащих и намерен ее изменить

Раскадровка
Политика и экономикаВ России

Дмитрий Медведев объявляет всеобщую кадровую мобилизацию


 

Это уже стало традицией: каждый вновь избранный президент России начинает свою деятельность с попытки улучшить государственное управление. Но если Владимир Путин, будучи президентом, говорил о необходимости сначала наладить систему, то действующий глава государства решил пойти дальше. Теперь, когда бюрократическая машина более или менее выстроена, в Кремле заговорили о необходимости радикального улучшения качества составляющих ее элементов - то есть о повышении квалификации конкретных чиновников. И тут выяснилось, что подготовленных кадров не хватает даже для замещения вакансий губернаторов. Что уж говорить о более низких уровнях управленческого механизма!

"Итоги" попытались нарисовать коллективный портрет российских госслужащих. А заодно выяснить, сильно ли он изменился за годы реформ. Картина получилась неутешительная. По уровню квалификации, образования и степени преданности делу современный бюрократический аппарат не только уступает госслужащим времен Александра Радищева, но и недалеко ушел от советского номенклатурщика.

Бес лести предан

Совещание у президента Дмитрия Медведева, посвященное кадровому вопросу, можно назвать эпохальным. Глава государства публично признал, что ему попросту некого назначать на госдолжности. Скамейка запасных как таковая у президента отсутствует. И проблема не в том, что у Дмитрия Анатольевича нет друзей, одноклассников, однокурсников, соседей по даче и так далее. Просто сложившаяся практика подбора кадров главу государства не устраивает в корне. "Решения о назначении на ведущие должности порой принимаются по знакомству, по принципу личной преданности... и - это наиболее отвратительная ситуация - просто за деньги, то есть должности продаются", - возмущается президент. И его можно понять. Ведь по сути речь идет о "кормлении". А проще говоря, такая система подборки кадров провоцирует коррупцию и серьезно снижает качество работы госаппарата.

Исследования показывают, что устройство на госслужбу по знакомству является сегодня главным источником пополнения аппаратного ресурса. Например, в качестве показательного примера специалисты Высшей школы экономики отобрали наиболее прогрессивное, по их мнению, российское ведомство - Министерство экономического развития. В результате оказалось, что 55 процентов чиновников в него попали благодаря друзьям, знакомым и родственникам и лишь 9 процентов - в результате классического отбора через конкурсы. Что уж говорить о других федеральных структурах. И тем более об органах власти регионов.

Между тем именно такая практика, как признают в администрации президента, и создает ту самую клановость, о которой уже даже анекдоты ходят. Вот один из них. "Устраивается москвич в министерство. И единственное, что у него соответствует должности, - прописка на Ленинградском проспекте".

Но шутки в сторону. Когда говорят о чиновничьих кланах, имеют в виду не только объединения столоначальников по принципу землячеств. Исследователи выделяют еще и кланы военные (включая выходцев из спецслужб), студенческие (объединяют выпускников одних и тех же вузов), "комсомольцев" (сюда же относят и представителей старой номенклатуры КПСС) и так далее. При этом кланы не только не сотрудничают между собой, но порой и жестко конкурируют. Особенно отчетливо такая конкуренция проявляется на уровне среднего управленческого звена. А также в сферах, связанных с государственными закупками, распределением материальных ценностей, лицензированием и выдачей различного рода разрешительной документации.

"Это все результат неопределенных критериев отбора на ту или иную должность и заведомого сокрытия информации о наличии вакансий", - заявил "Итогам" источник в администрации президента. И вот еще цифры. До 40 процентов должностей в госаппарате сегодня занимают старые советские чиновники, бывшие комсомольцы. Еще порядка 10 процентов - военнослужащие запаса и отставники. Статистика (даже правоохранительных органов) не знает только количества тех, кто больше всего беспокоит главу государства, - чиновников, попросту купивших должности.

Заветы Сперанского

Впрочем, основная проблема состоит даже не в том, как человек попал на работу в госаппарат. Главное - это низкий уровень квалификации российских чиновников вне зависимости от принадлежности к той или иной категории.

О качестве госуправления в мире принято судить в полном соответствии с тезисом философа Макса Вебера. По его мнению, не существует отсталых стран, а есть отсталые системы государственного управления. А значит, о квалификации госслужащих говорят такие макропоказатели, как размер и рост валового внутреннего продукта, рождаемость, уровень образования населения и даже количество самоубийств в каждом конкретном регионе. Как отмечают эксперты, в России по формуле Вебера в последние годы ситуация несколько улучшилась. В 2009 году может быть достигнуто удвоение ВВП по сравнению с 2000 годом. Продолжительность жизни увеличилась. Несколько снизилась младенческая и детская смертность. Но сравнение этих показателей со статистическими данными в европейских странах все равно оказывается далеко не в пользу отечественного чиновничества.

По официальным данным, только порядка 70 процентов российских чиновников имеют высшее образование. При этом примерно 5 процентов из них не имеют даже среднего профессионального образования. Картина тем более удручающая, если учесть, что многие из них, поступив на госслужбу, не считают нужным повышать свою квалификацию.

"В этом году мы выиграли конкурс на переподготовку 1,5 тысячи государственных служащих, - говорит руководитель Института государственного и муниципального управления Государственного университета управления Геннадий Латфуллин. - Однако требуемое количество слушателей набирается с большим трудом. Не видят необходимости". Впрочем, он не сомневается, что нужное количество чиновных студентов все же пройдут переподготовку. Но некоторых из них придется привлекать к обучению, что называется, из-под палки. Проблема в том, что стимулов учиться у российского чиновника просто нет. В этом смысле система не изменилась со времен Петра I. Впрочем, на переподготовку за границу современные государевы слуги ездят охотнее, надо отдать им должное. Хотя и в самой России существует достаточно развитая сеть подготовки госслужащих. Причем нельзя сказать, что образование, которое дают отечественные учебные заведения, так уж плохо. Более того, принятый в России опыт преподавания управленческих дисциплин даже изучают в иностранных вузах.

Стимулом же учиться, как считают специалисты, должно стать возвращение к дореволюционной практике экзамена на чин. "Надо вернуться к заветам Сперанского, хотя многие современные госслужащие и будут против", - считает собеседник "Итогов" в Кремле.

Напомним, до революции каждый чиновник начиная с VIII класса Табели о рангах должен был не только предоставить диплом об университетском образовании, но и сдать специальный экзамен на знание гуманитарных и естественных наук. В современной России похожая практика существует. Но, как признают руководители отделов кадров государственных ведомств, она носит абсолютно формальный характер: вместо экзамена ограничиваются собеседованием. Требования обновлять багаж знаний к чиновникам также никто не предъявляет.

Только 37 процентов российских госслужащих изучали в свое время гуманитарные науки, 24 процента - технические. Что касается специальных знаний, необходимых для управления государством, то только четверть госслужащих имеют экономическое образование, не более семи процентов - юридическое, 2,7 процента - педагогическое.

С имиджем у госкадров тоже есть проблемы. По данным Института социологии РАН, главным пороком отечественного чиновничества большинство россиян считают равнодушие к людям. На второе место ставят продажность госслужащих. На третье - неуважение к интересам страны. И только потом в этом своеобразном рейтинге следуют такие отрицательные качества, как некомпетентность и низкий профессиональный уровень. В свою очередь, по данным той же организации, сами чиновники, наоборот, рисуют свой портрет исключительно в розовых тонах. Они считают себя компетентными, деловитыми, высококвалифицированными и умеющими защищать интересы страны и людей.

Кадровый резерв

Не так уж важно, что именно заставляет президента Дмитрия Медведева пересматривать кадровую политику в стране. В этой ситуации главное - те меры, которые предлагает глава государства для решения проблемы. Как считают опрошенные "Итогами" эксперты, их реализация способна если не кардинально изменить ситуацию, то как минимум ее улучшить.

Речь идет о создании системы подбора кадров на те или иные должности в зависимости от квалификации кандидатов, а также их деловых качеств. "Необходимо создать полноценный резерв управленческих кадров в общенациональном масштабе. Нужно найти лучших специалистов, подготовить единую базу данных о них", - заявил президент на состоявшемся в конце июля совещании по кадровому вопросу.

В СССР таким механизмом, кстати, была знаменитая номенклатура, при которой карьера чиновника "где надо" отслеживалась от самой первой должности до пенсии. При этом очень редко кому-то удавалось перепрыгнуть обязательную ступень карьерной лестницы. С одной стороны, такая система позволяла производить более жесткий отбор управленцев. С другой - приводила к застою, к тому, что на высших должностях оказывались люди преклонного возраста. Все мы еще хорошо помним то время, когда большинство руководящих постов в стране занимали люди далеко за шестьдесят, плохо ориентировавшиеся в меняющейся действительности. Дмитрий Медведев прямо заявил, что современной России это не подходит. Какова же альтернатива?

По результатам совещания решили создавать списки кандидатов, объединив их в общую базу данных. Однако, по мнению Дмитрия Медведева, включение в список "не должно вести к автоматическому продвижению по служебной лестнице". Другими словами, возрождать номенклатуру в Кремле не собираются.

При назначении на те или иные должности информация о кадрах будет тщательно анализироваться. Но "каждый профессионал остается свободным человеком, который должен рассчитывать прежде всего на себя, а уже потом - на государство", - считает президент. Наиболее перспективные кадры войдут в "президентскую квоту". Причем личные профессиональные достижения этих людей глава государства намерен оценивать сам. По словам Медведева, необходимо добиться того, "чтобы присутствие в этой квоте было не симпатичной рамочкой, а реальным знаком качества". Это значит, что в квоту должны попадать "настоящие специалисты, а не лица, которые просто нам нравятся, которые попали туда по знакомству" или "по коррупционной схеме".

Главной положительной особенностью "кадрового плана" президента, как считают специалисты, является то, что он не революционен. "Любая революция в сфере государственного управления приведет только к негативным результатам для общества", - уверен Геннадий Латфуллин.

Как все это будет выглядеть на деле? По мнению экспертов, подбор кадров в резервные списки может быть аналогичным тому, что делают HR-департаменты в крупных транснациональных корпорациях.

Каждый чиновник попадет на учет. В кадровых отделах госведомств будет фиксироваться, как часто он проходит профессиональную переподготовку, его научные интересы, коммуникативность, знание иностранных языков и так далее. Будут учитывать даже, как часто госслужащий посещает те или иные культурные мероприятия - театры, концерты, выставки. "Чиновник должен обладать широким кругозором и правильно согласовывать падежи, когда разговаривает с гражданами", - считает наш собеседник в администрации президента. А уж знание иностранных языков для руководителей высшего и среднего звена в современном мире является само собой разумеющимся. И наибольшие шансы на повышение по службе будут иметь те чиновники, кто наберет большее количество соответствующих баллов.

Наконец, не исключено, что кадровые службы по примеру соответствующих отделов в частных компаниях будут проводить каждый год опрос коллег госслужащих с целью выяснить их реальную квалификацию, умение ладить с людьми. Такие опросы, кстати, могут проводиться и среди граждан, обращавшихся к тому или иному государеву служащему.

Способов повысить качество работы госаппарата современная наука управления может предложить достаточно. Хотя эволюционность процесса, предлагаемого Дмитрием Медведевым, означает: немедленного результата ждать не приходится. Торопиться будем не спеша.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера