Архив   Авторы  

Олимпийское неспокойствие
Политика и экономикаВ России

Устоит ли "сочинский нацпроект" под натиском мирового финансового кризиса и политических бурь?





 

"Когда мы услышали, что Сочи станет местом проведения Олимпиады, мы плакали от радости и гордости за страну. Нам только хочется, чтобы подготовка к Играм проходила по-человечески", - сетуют местные жители, особенно те, кого угораздило жить в районах, отведенных генпланом под олимпийскую инфраструктуру. Тревожиться - снесут или нет - им предстоит, похоже, еще долго. Дело в том, что пока Олимпиада-2014 существует больше виртуально, на уровне планов и макетов. Стройка идет лишь на горнолыжных трассах в Красной Поляне. Впрочем, они возводились бы и без Олимпиады, поскольку изначально задумывались как коммерческие. Все же остальное, от стадионов до канализации, говоря языком чиновников, "находится в стадии согласования". Тем временем олимпийская смета пухнет как на дрожжах - первоначально заявленную сумму в размере 314 миллиардов рублей уже мало кто воспринимает всерьез. Окончательной же цены вопроса пока ни один чиновник назвать не рискует. Как шутят в Минфине, "строительство олимпийской столицы в Сочи сродни обустройству дорогущего пентхауса в центре Москвы - стоимость ремонта может оказаться дороже самого объекта". Смешно, если бы не было так грустно. Посудите сами: сегодня финансовый кризис валит с ног столетние бизнес-империи, взвинчивает стоимость кредитных ресурсов до небес и затягивает на шее ведущих экономик мира инфляционную петлю. А тут подоспел еще и кризис политический - не проходит и недели, чтобы в западных СМИ не появлялись призывы изолировать РФ от "цивилизованного мира", отобрав в придачу нашу олимпийскую заявку. В российском Белом доме намекают, что даже в случае аннулирования "сочинской путевки" побережье Краснодарского края останется главным инвестиционным объектом в стране. "Будет Олимпиада в Сочи - отлично! Не будет Олимпиады - обидно, досадно, но не смертельно. Просто вместо нескольких стадионов и ледовых дворцов построим один-два. Вся остальная инфраструктура будет возводиться при любой политической погоде. Наши амбиции по Сочи идут гораздо дальше плана возведения олимпийской столицы. Мы строим сегодня один из лучших мировых курортов, один из красивейших городов мира", - обронил в частной беседе высокопоставленный источник в правительстве РФ. Впрочем, все это не снимает с повестки дня главного вопроса: устоит ли "сочинский нацпроект" под натиском мирового финансового кризиса и высоких политических рисков?

Олимпийские надежды

Олимпиада в Сочи превращается в идефикс. Игры - одна из главных тем разговоров на рынке и среди таксистов. Подробности неизвестны никому, но так даже лучше: ничто не заслоняет перспектив. Вера в светлое будущее у сочинцев сплетается с грезами о возвращении времен, когда народ со всей страны застилал пляжи телами вплотную, пансионаты были переполнены, а торговки на рынке распродавали все фрукты уже к десяти утра. Пока об этом можно только мечтать. Уменьшение количества курортников - отчасти и следствие олимпийского пиара. "Все уверены, что у нас здесь стройка и цементная пыль в воздухе, поэтому не едут", - уверены местные. Ну и Турция с Египтом, конечно, тоже виноваты. Чтобы поправить положение, пиарщики генерируют лозунги вроде "Отдыхать в Сочи престижно". Престижность подчеркивается стоимостью жилья, высокой даже по московским меркам: квартира в "элитке" в районе приморского парка "Ривьера" стоит порядка 20 миллионов рублей. На вопрос, берет ли кто здесь квартиры по ценам центра Москвы и Лондона, местные риелторы объясняют, что ждут наплыва компаний, которые станут выкупать целые дома для своих сотрудников. Опять-таки выстраивается логическая цепочка: Олимпиада - инвесторы - приток отдыхающих. "Знал бы прикуп - жил бы в Сочи", - говорили раньше преферансисты. Сегодня в качестве прикупа выступают Олимпиада и связанный с ней местный расцвет полуподпольного патриотизма.

На набережной продают мороженое в обертке с триколором, называется "Любимое эскимо "Путина". "Шо вы, какой Путин?! - возмущается продавщица. - Написано же "путина", это когда рыбу ловят!" В магазинчиках вдоль набережной вечером можно кое-где найти майки с олимпийскими кольцами и надписью "Сочи-2014". Майки пользуются спросом, но искать их следует только после захода солнца - использовать олимпийскую символику без лицензии запрещено. Штраф - 100 тысяч рублей.

Понять разделение функций и полномочий в подготовке к главному спортивному событию - дело нелегкое. Задействована и местная администрация, и администрация Краснодарского края, и Минрегионразвития. Контролируют ход подготовки правительство, премьер и президент. Главное - все олимпийские объекты должны строить инвесторы, государство оставляет за собой инфраструктуру, то есть дороги, канализационные сети, обеспечение мер безопасности и тому подобные неприбыльные вещи. "Сегодня государство финансирует только те проекты, на которые не находится частных инвесторов, - объясняет руководитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года Виталий Пономарев. - Возможно, после проведения Олимпиады эти объекты будут выставлены на торги и проданы управляющим компаниям".

Но найти инвесторов все равно оказалось не просто. Все хотят вкладываться в гостиницы и торговые центры, ну еще в энергосети, то есть объекты, которые окупятся в обозримом будущем. Но в нагрузку к прибыльным объектам предлагается строить, например, ледовые дворцы. Что с ними делать бизнесменам? Проведение регулярных конькобежных соревнований международного класса в Сочи представить, конечно, можно, но уж очень это неопределенные и далекие перспективы.

Если гора не идет...

На пути в Красную Поляну, где планируется проводить большую часть олимпийских соревнований, сделали несколько тоннелей, некоторые еще не закончены, поэтому приходится ждать перед въездом, пока по единственной открытой полосе пройдет встречный транспорт. Скалы, нависающие над дорогой, затянуты в сетку, напоминая грудь богатыря в кольчуге, выставленную навстречу олимпийскому огню. Сетка помогает от оползней, но не спасает от лавин, зимой иногда приходится ждать целый день, пока расчистят дорогу, рассказывает местный житель.

Все объекты в Красной Поляне - инвестиционные. В числе инвесторов компании "Газпром" (подъемники "Лаура" и "Альпика-Сервис"), "Интеррос" ("Роза Хутор"), Сбербанк ("Горная карусель"). Собственно, построенные к приезду оценочной комиссии МОК подъемники и стали одним из весомых аргументов в пользу России. Теперь надо создавать олимпийскую инфраструктуру в полном объеме. "Газпром", например, строит трассу для соревнований по беговым лыжам. "Роза Хутор" ("дочка" "Интерроса") уже готовит свой участок олимпийских трасс, порядка 12 километров. "Этой зимой начнем их испытывать", - говорит директор Сочинского филиала компании Александр Белокобыльский. Но сами трассы - далеко не единственная забота. В связи с Олимпиадой придется обустраивать зону финиша и все зоны стартов, создавать пресс-центр, трибуны плюс Олимпийскую деревню на 2000 номеров. Также "Интеррос" построит сноуборд-парк. Таким образом, первоначальный инвестпроект по созданию горнолыжного курорта "Роза Хутор" стоимостью 140 миллионов долларов превратился в олимпийский проект ценой 600 миллионов долларов, и скорее всего это не окончательная цена, учитывая инфляцию, подорожание стройматериалов и так далее.

Как рассказала представитель "Интерроса" Нина Деменцова, компании придется вложить в подготовку к Олимпиаде 1,375 миллиарда долларов. От государства инвестор "Роза Хутора" ждет подвода электричества, воды, канализационных сетей, дорог. Но когда все это будет, неизвестно, и пока все приходится строить самим. Приглашают турок, они делают качественно и в срок, но недешево. Строительство контролирует FIS (Федерация горнолыжного спорта), причем контроль у них творческий. "Здесь поставить трамплин, тут изменить угол склона - в общем, приходится поработать", - рассказывает Белокобыльский. Нужно строить и инфраструктуру связи, здесь должны присутствовать операторы всех ведущих российских сотовых сетей. Пока связь местами исчезает. Горный рельеф, дело понятное. Вероятно, связь на "Роза Хуторе" тоже будет заботой "Интерроса".

Цены на землю в Красной Поляне до того, как было объявлено о проведении Олимпиады, росли. Сейчас застыли на отметке 70-100 тысяч долларов за сотку. По всей видимости, с приближением Олимпиады стоит ожидать только увеличения стоимости.

Вообще цены в Красной Поляне вполне московские, ведь отдыхающие - основной доход этого красивого, но еще слабо освоенного места. Номер в "Гранд Отель Поляна" стоит в сезон от 12 тысяч рублей в сутки. Коттеджи на склоне горы, рядом река. Но заполняемость отеля оставляет желать лучшего, что и неудивительно - во Франции, например, все то же самое куда дешевле. Об окупаемости комплекса говорить пока не приходится, работаем на перспективу, объясняет арт-директор отеля Ирина Семенова.

Вдоль да по берегу

Красная Поляна - элитная часть сочинского курорта, изначально рассчитанная на богатую публику. Вторая площадка, прибрежная, в Имеретинской долине - попроще. Рядом забитый машинами Адлер и новый аэропорт, который продемонстрировали олимпийской комиссии, после чего закрыли на доработку. Современные воздушные ворота Сочи должны окончательно открыться в начале 2009 года, обещают в компании "Базовый элемент", которая является инвестором проекта. Учитывая, что аэропорт строится с 1980-х, лишний год роли не сыграет. В достройку аэропорта компания Олега Дерипаски инвестировала 60 миллионов евро. Согласно проекту новый аэропорт, когда он заработает в полную силу, будет пропускать до 2,5 тысячи пассажиров в час. По подсчетам, на Олимпиаду прилетят 3,85 миллиона человек.

А неподалеку, в нижней части Имеретинской долины, бушуют страсти с выселением обитателей с земель, предназначенных под Олимпийский парк и ледовые стадионы.

"Вот начали строительство грузовых дворов на железной дороге, - жалуется житель поселка Мирный. - Теперь тяжелые грузовики идут один за другим, а дороги узкие и старые. А что будет, когда сюда повезут стройматериалы составами?! Чтобы разгрузить один состав с щебнем, надо несколько сотен грузовиков!"

Между тем дороги планируется расширять капитально. ОАО "РЖД" вложит более 13,5 миллиарда рублей в расширение железной дороги Туапсе - Адлер и больше 3,2 миллиарда рублей в создание грузовых дворов. Дворы уже строятся, и не без жертв, в одном месте пути провели прямо по участку местных жителей.

От аэропорта до Адлера пустят электричку, вложив в это более 4,5 миллиарда рублей. "Электропоезда смогут перевозить порядка 64 тысяч пассажиров в сутки", - рассказали в "РЖД". И, наконец, от Адлера до Красной Поляны сделают совмещенную автомобильно-железнодорожную трассу, причем будет выделена специальная полоса для спецтранспорта. Только в этом году из инвестбюджета железнодорожников на подготовку этой трассы выделено более 124 миллиардов рублей. Остальные затраты (трасса должна быть открыта в 2013 году) пока подсчитываются. Но "РЖД" уже решили провести допэмиссию своих акций на 1,5 миллиарда рублей - денег на олимпийскую стройку явно не хватает.

Особенно с учетом того, что землю под планируемыми объектами надо выкупать у собственников. А среди них попадаются, мягко говоря, сложные клиенты. Сейчас, например, сочинская администрация бодается со староверами, их здесь больше трехсот семей. На том месте, где они обосновались в позапрошлом веке, будет Олимпиада.

"Обещали начать выселять через два года, - говорит активист общины староверов Дмитрий Дрофичев. - Нас пытаются представить спекулянтами, вымогающими у государства большие деньги за свою землю. Но мы просто не хотим уезжать отсюда! Хотя бы потому, что на участках у всех есть фамильные могилы, где лежат дети, умершие во младенчестве, до сорока дней, и поэтому некрещеные, то есть на кладбище по древлеправославной традиции их хоронить нельзя. Документы на землю действительно есть не у всех, оформить участок в собственность стоит от 500 тысяч до миллиона рублей, деньги немалые. И главное - нам ничего не говорят, что с нами будет. Между тем у нас здесь есть люди, умеющие добывать информацию, так вот они нашли наши земли, уже выставленные на торги на одном из интернет-сайтов. Цена - до 800 тысяч долларов за сотку!"

"Подход к оценке будет индивидуальный, - говорит Виталий Пономарев. - Деньги перечислят на счет. Те, у кого есть несовершеннолетние дети, смогут получить эту сумму только по согласованию с органами опеки, предоставив договор на приобретение альтернативного жилья. Чтобы не получилось так, что деньги кончились, а семья на улице". Как удалось узнать, государство заплатит переселенцам от 60 до 150 тысяч долларов за сотку. То есть за один среднего размера участок владельцы должны получить порядка 1,2 миллиона долларов. Так что одни староверы поднимут стоимость Олимпиады эдак на триста миллионов долларов.

Неудивительно, что план стройки в Имеретинской долине еще не утвержден. Однако некоторые объекты возводить уже начали. Скажем, морской порт в устье реки Мзымта с перевалочной мощностью 5 миллионов тонн в год строит "Базэл". По расчетам, стоимость порта составит до 3,2 миллиарда рублей. Кроме того, в Имеретинской долине начинается строительство курорта международного класса "Имеретинская ривьера", более миллиона "квадратов" недвижимости.

В проект будет инвестировано 3,5 миллиарда долларов, пояснили в девелоперской компании "Альтиус-Девелопмент", входящей в состав "Базэла". Проект создания курорта существует давно, но после решения МОК застройщиков обязали помочь родине, построив дополнительно основную Олимпийскую деревню на три тысячи мест, пресс-центр и телецентр.

"Здесь насыпные почвы, чуть копните - и болото, сваи плывут. Как можно тут строить что-то капитальное?" - удивляются местные. Строители отвечают, что построить можно все и везде, были бы желание и деньги.

Уравнение с неизвестными

Сумма затрат - пока самый главный рекорд Олимпиады-2014. "Олимп­строй" ограничивается реляциями о будущих масштабных проектах, но не указывает конкретных затрат на строительство. Пока известна только сумма, выделенная Российской Федерацией в качестве имущественного взноса в "Олимпстрой". Это 155,8 миллиарда рублей. Плюс к этому будущую Олимпиаду просубсидирует Оргкомитет "Сочи-2014", выделив 8,9 миллиарда рублей. Немалую долю составят частные инвестиции. Однако очень сомнительно, что этих средств хватит. "Цены производителей промышленной продукции и стройматериалов растут на 20-30 процентов в год, обгоняя инфляцию. К этому надо прибавить подорожание кредитных средств, недооценку стоимости выкупа земель под застройку - все вместе это явно приведет к увеличению стоимости подготовки к Олимпиаде", - считает директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании "ФБК" Игорь Николаев. Да и рассчитывать на длинные инвестиции, а в данном мегапроекте других быть не должно, сейчас сложно из-за проблем на финансовом рынке.

Также, по мнению экспертов, сама методика оценки стоимости подготовки к Олимпиаде оставляет желать лучшего: например, цены просто ледового дворца и хоккейной арены различаются в пять раз, что вызывает вопросы. Сомнения в адекватной оценке затрат возникают и при взгляде на другие олимпийские объекты. Например, на транспортную инфраструктуру. По мнению замгендиректора аудиторско-консультационной группы "Развитие бизнес-систем" Аллы Уваровой, первоначальные затраты на дороги могут быть увеличены в 1,3-1,5 раза.

Не стоит забывать про геополитические риски. Граница с Абхазией проходит в четырех километрах от хребта Аибга, на котором будет проходить часть соревнований. Европарламент под впечатлением конфликта с Грузией собрался направить в МОК письмо с требованием пересмотреть место проведения зимней Олимпиады-2014. Соответствующий законопроект рассматривается и в Конгрессе США. Критика основана на том, что одно из главных требований МОК - политическая стабильность олимпийского региона. Правда, об этом беспокоиться особенно не стоит, считает бывший начальник экономического управления администрации президента, а ныне председатель совета директоров RODEX Group Антон Данилов-Данильян. По его словам, внешнеполитические риски - это скорее нагнетание истерии, что может привести к дополнительным инспекциям МОК, но если мы сможем показать реальные результаты подготовки, то проблем не возникнет. По мнению главы РСПП Александра Шохина, напрямую никто не будет отменять Олимпиаду в качестве санкций против России. Но если начнутся срывы графиков строительства, то возможны проблемы.

Между тем увлеченность Олимпиадой заставила всех позабыть о запасном плане развития Сочи просто как курортного и спортивного центра. Сегодня пока нет бизнес-плана на тот случай, если Игры в Сочи вдруг не состоятся.

НАДЗОР

Все по плану

Главная задача Организационного комитета "Сочи-2014" - обеспечить соблюдение требований МОК, а также следить за расходами и бюджетом Олимпиады. Президент оргкомитета

- Как идет подготовка к Олимпиаде?

- По согласованному с Международным олимпийским комитетом (МОК) графику. В Пекине на Генеральной ассамблее Ассоциации национальных Олимпийских комитетов и сессии Исполнительного комитета МОК я отчитался о том, что нам удалось сделать за прошедший год. Мы ведем постоянную работу по согласованию всех требований МОК и международных спортивных федераций к олимпийским объектам и олимпийской инфраструктуре. Согласовали план размещения спортивных объектов, строительство которых начнется не позднее 2009 года и закончится к 2012-му. Благодаря переносу ряда спортивных объектов план стал компактнее и удобнее. Но главное, что теперь ни у кого нет сомнений в том, что предстоящая Олимпиада в Сочи не окажет негативного воздействия на экологическую ситуацию в регионе. Вместе с госкорпорацией "Олимпстрой" мы работаем над тем, чтобы использовать новейшие технологии для строительства олимпийских объектов.

- Во сколько сегодня оцениваются затраты на подготовку к Олимпиаде?

- Здесь нужно различать бюджеты. Есть бюджет на проведение Игр, за который отвечает оргкомитет. Существует бюджет на строительство олимпийских объектов и олимпийской инфраструктуры. Кроме того, предусмотрено финансирование развития инфраструктуры региона. Что касается бюджета на проведение Игр, то он принципиально меняться не будет. Если говорить о затратах на строительство олимпийских объектов, то здесь следует иметь в виду и вложения частных инвесторов. Но общая сумма будет известна, когда "Олимпстрой" проведет все тендеры на строительство.

- Какова, по вашему мнению, вероятность того, что Олимпиада в Сочи не состоится из-за геополитических осложнений?

- Конечно, мы очень обеспокоены призывами некоторых зарубежных политиков лишить Сочи права на проведение Олимпийских игр. Но хочу отметить, что только МОК может принять решение о переносе Олимпиады. Кроме того, я глубоко убежден, что политика не должна иметь никакого отношения к Олимпиаде. Игры 2014 года в Сочи - это катализатор позитивных изменений в городе, крае, во всей России. В чем я точно уверен, так это в том, что российское руководство сделает все, чтобы Олимпиада в 2014 году прошла на самом высоком уровне.

- Если Олимпиады все же не будет, какие из запланированных объектов будут построены?

- У нас пока нет оснований предполагать, что Олимпиада в Сочи не состоится, поэтому мы не готовим никаких резервных планов, а строго действуем в рамках намеченного графика. Никаких отклонений от установленных сроков не планируется и не ожидается.

ГРАФИК

Олимпийская пятилетка

Глава госкорпорации "Олимпстрой" Виктор Колодяжный : "Все работы по проектированию и строительству ведутся в соответствии с утвержденными графиками. В настоящий момент Программа по строительству олимпийских объектов насчитывает 218 пунктов - 181 объект строительства и 37 мероприятий. 63 объекта выполняет "Олимпстрой", 45 - Краснодарский край и город Сочи, 79 - инвесторы, 31 - федеральные власти. В настоящий момент строительство ведется по 18 объектам, причем по десяти из них строительно-монтажные работы идут с опережением графика. Задействовано 3346 человек и 642 единицы техники. Чтобы яснее представлять планы организации строительных работ на последующий период, приведу следующие данные: в 2009 году планируется начать строительно-монтажные работы по 74 объектам и ввести в эксплуатацию 8. В 2010-м - строить 73 объекта, ввести в эксплуатацию 33. В 2011-м - строить 15 объектов, ввести в эксплуатацию 77. В 2012 году работы будут проводиться на одном объекте, а ввод в эксплуатацию будет обеспечен на 58 объектах. В 2013 году нового строительства уже не предусмотрено, предполагается ввод в эксплуатацию пяти объектов".

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера