Архив   Авторы  
Cанкт-петербургский форум - по сути первая попытка свести воедино планы региональных властей и бизнеса.

Одноэтажная Россия
Политика и экономикаВ России

Смогут ли российские регионы "влюбить" в себя отечественный бизнес


 

Никто в мире не способен предсказать, какие товары и услуги будут пользоваться спросом даже через 10 лет. А если кто-то утверждает, что может, - он мошенник. Этот знаменитый ответ "чикагских мальчиков" генералу Пиночету, интересовавшемуся, какие отрасли должны стать локомотивом чилийской экономики, для российской действительности малоактуален. Наши чиновники такие прогнозы строят достаточно смело. Что и продемонстрировали двухдневные дискуссии на санкт-петербургском форуме "Стратегическое планирование в регионах и городах России".

Фактически это была первая за долгие годы попытка изменить отношения региональных властей и бизнеса. Ведь речь идет, ни много ни мало, о необходимости изменения философии управления региональными экономиками, о создании благоприятной и привлекательной атмосферы для бизнеса, а не просто о создании кипы документов, называемых "стратегиями", количество которых в последние годы можно измерять не по страницам, а по весу - в тоннах. И даже разразившийся финансовый кризис не стал для региональных чиновников сдерживающим фактором. Им по-прежнему интереснее заниматься "государственными инвестициями", а не проявлять рвение в развитии местной системы здравоохранения, образования, дорог и тому подобного. Дошло до того, что некоторые из региональных чиновников даже потребовали у федерального центра начать финансирование строительства производственных объектов напрямую из бюджета. А мэр одного из крупных городов выразил недоумение, почему прокуратура мешает ему тратить муниципальные средства на техническое перевооружение предприятий, зарегистрированных в качестве акционерных обществ.

На этом фоне инициатива Министерства регионального развития унифицировать систему стратегического планирования экономики отдельных субъектов Федерации и целых федеральных округов выглядит революционной. Правда, сами власти регионов, похоже, пока мало понимают, что за "ловушку" готовит для них федеральный центр.

Согласно рейтингу конкурентоспособности, составленному компанией "Бауман Инновейшн" и некоммерческим партнерством "Города без границ" по методике Давосского экономического форума, сегодня в России четыре лидирующих региона (Новосибирская, Московская, Самарская области и Республика Татарстан) имеют показатели между 45-й и 50-й позициями по мировой шкале. Это уровень Кипра, Турции и Венгрии. А вот отстающие - Владимир­ская область, Кабардино-Балкария, Адыгея и Карачаево-Черкесия - по своей привлекательности для инвесторов могут потягаться лишь с Пакистаном и Украиной. И проблема как раз в том, что сигналы, которые эти регионы дают бизнесу в своих стратегических разработках, не столько привлекают, сколько отпугивают.

По данным департамента территориального планирования Минрегионразвития, "стратегии регионов разнородны даже в методике описания текущего состояния экономик". Не говоря о том, что в большинстве документов не содержится анализа конкурентных преимуществ каждого региона, рынков сбыта товаров и услуг. Не обозначены и районы опережающего экономического роста. И потенциальные инвесторы не могут понять, где именно разместить свои производства и стоит ли это делать в принципе.

"Мы замечательным образом научились формировать бюджеты и их делить, но не умеем выбирать приоритеты. Часто они могут не совпадать с существующей структурой региональных экономик", - считает управляющий партнер компании Strategy Partners Александр Идрисов. Его компания выступала консультантом при подготовке стратегии экономического развития Южного федерального округа. Ее в Минрегионразвития считают сегодня эталоном для создания подобных стратегий. Эксперт приводит, в частности, такой пример: "Когда мы несколько лет назад работали над стратегией Томской области, обратили внимание, что регион направил из своего бюджета 18 миллионов рублей на создание технопарка, а 800 миллионов рублей - на посевную… в вечной мерзлоте". И таких казусов можно насчитать десятки.

Впрочем, в правительстве уверены, что переход на новые методы стратегического планирования заставит "одноэтажную Россию" более четко выстраивать экономическую политику и тем самым позволит повысить инвестиционную привлекательность. Главное - не увлекаться прогнозированием того, какие товары будут пользоваться спросом через десять лет, это уже задача бизнеса. Во всяком случае, это видно хотя бы на примере Пермского края.

"Какие кластеры вы собираетесь развивать в своем регионе?" Наблюдавший за ходом конференции обозреватель "Итогов", выслушав выступления ораторов, ожидал, что губернатор Пермского края Олег Черкунов будет рассказывать о развитии тех или иных отраслей и производств. Ведь модное слово "кластер", означающее группу географически соседствующих и связанных друг с другом производств, с легкой руки известного американца Майкла Портера прочно вошло в лексикон российских экономистов и финансистов. Причем именно в тот момент, когда, пользуясь благоприятными ценами на нефть, государство начало создавать институты развития. Но нынче кризис, и потому ответ губернатора крупного промышленного региона был более чем взвешенным. "Образование, здравоохранение и культура!" - после непродолжительного раздумья заявил Олег Черкунов. При этом счел необходимым пояснить свою мысль: "Ошибочно считать, что регионы конкурируют между собой за инвестиции. Это слишком упрощает нашу задачу. Мы боремся за людей, за то, чтобы они приезжали жить и работать именно к нам. И если это будет, то появятся и те самые кластеры, о которых вы говорите". При этом, заметим, никакого противоречия с теорией Портера нет. Ведь она, описывая процесс возникновения этих самых кластеров, предполагает в регионе не только наличие земли, инфраструктуры и природных ресурсов, но и повышение качества государственного управления, привлечение рабочей силы и тому подобное. Причем эти два параметра он ставит на первое место. Что, впрочем, не отменяет задачу региональных властей строить дороги, совершенствовать коммунальную инфраструктуру и прочее. Вопрос, где и ради каких инвестиционных проектов. Сама конкуренция между регионами, как считает президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, не должна никого пугать. Если она, конечно, добросовестная. Все равно в случае реализации частным бизнесом масштабных межрегиональных производств им придется согласовывать между собой свои стратегии экономической политики. Как это, например, происходит в Санкт-Петербурге и Ленинградской области или в регионах Восточной Сибири. "Проблема в другом, - говорит Михаил Эгонович, - сделать так, чтобы методология экономического планирования была универсальной и понятной бизнесу". Впрочем, представителей последнего в Санкт-Петербурге было пока не так много. Но организаторы надеются, что в будущем именно этот форум станет площадкой, на которой регионы смогут обсуждать с предпринимателями свои совместные проекты.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера