Архив   Авторы  
В Георгиевском зале Кремля собрались министры, депутаты, сенаторы, представители общественных организаций, бизнесмены и журналисты

Планка Путина
Политика и экономикаВ России

Оглашенная Владимиром Путиным долгосрочная стратегия развития страны станет «библией» как минимум для двух следующих президентов России


 

«План Путина» - самый раскрученный и самый загадочный бренд политического сезона - обрел вполне прагматическое название «Стратегия развития России до 2020 года» и облечен в формат президентского послания. Суть его укладывается в одну недлинную фразу: через двенадцать лет Россия должна стать «инновационным обществом», а средний класс должен составить большинство ее населения. Пошаговый план реализации этой, мало сказать, амбициозной задачи поручено разработать правительству. «Нет ни одной серьезной причины, которая не позволила бы нам достичь поставленных целей», - уверен глава государства.

Догоним и перегоним

А кто говорил, что будет легко? Но ведь и удвоение ВВП многие поначалу интерпретировали не более как политический лозунг. А теперь с трибуны Госсовета Путин объявил, что оно станет явью буквально в следующем году. Да и долгосрочной стратегией российские экономические умы озадачились не вчера. «Итогам» после небольшого исследования удалось насчитать как минимум с десяток таких документов, написанных за последние три года. Правда, все они касались не столько экономики в целом, сколько отдельных отраслей и регионов. Например, еще правительство Михаила Фрадкова одобрило концепцию социально-экономического развития Чукотки до 2020 года. Аналогичный документ был разработан руководством Ростовской, Самарской, Новгородской областей и других регионов. Причем планы в них содержатся поистине грандиозные. Как, впрочем, и в предложениях различных ведомств: например, написанная Минтрансом транспортная стратегия подразумевает формирование самоокупаемой арктической транспортной системы и обязывает вернуть России статус великой морской державы.

Но все эти документы общественность до сей поры воспринимала не иначе как прожекты - все тот же эффект удвоения ВВП. Озвученная президентом стратегия, опираясь на эти документы, оказалась еще более амбициозной. Чего хотя бы стоит провозглашенная задача сделать страну самой привлекательной для жизни людей!

Между тем трудности, с которыми сталкивается российское общество, не уникальны. Если перечислить их телеграфным стилем, то это высокая зависимость экономики от мировых цен на энергоносители, наличие инфраструктурных ограничений, бюрократические барьеры, низкое качество медицинских и образовательных услуг, слабое развитие системы социального обеспечения. Другие страны эти проблемы не миновали. Эксклюзивность же состоит только в том, что нашей стране предстоит решать все эти проблемы в комплексе, а не одну за другой. И от того, что именно определит государство в качестве базиса экономического развития, и будет зависеть, насколько эффективной и конкурентоспособной окажется российская экономика.

В этом отношении выступление Владимира Путина на заседании Госсовета оказалось достаточно конкретным. Даже социальные проблемы, уже много десятилетий гнетущие российское общество, по мнению президента, можно решить только путем диверсификации экономического развития. То есть снижения зависимости страны от экспорта энергоносителей, дающего больше половины ее ежегодного платежного баланса. В противном случае, считает президент, Россия может столкнуться с проблемами уже самого своего существования.

Для решения этой задачи, как считают экономисты, любые попытки государства увеличивать непроцентные расходы бюджета приводят не только к росту инфляции, но и к серьезному структурному перекосу, который в конце концов способен еще больнее ударить по беднейшим слоям населения. Если взглянуть на карту России, подготовленную Росстатом по данным на октябрь 2007 года, где указан уровень денежных доходов в расчете на душу населения, то окажется, что регионов, где среднедушевой доход превышает 20 тысяч рублей, всего пять. Причем региональный валовый продукт только одного из них не связан с добычей углеводородов - это Москва. Остальные четыре состоятельных субъекта - Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа и Тюменская область - плотно сидят на нефтяной игле. «Разница между субъектами Федерации практически по большинству основных параметров феноменальна и достигает десятков раз», - отметил в своем выступлении Владимир Путин.

В инновационное будущее

В правительственных кругах период экономического развития России после распада СССР принято делить на два этапа. По этой классификации девяностые годы называют временем создания основ рыночной экономики - приватизация, проводившаяся с разным успехом, финансовая стабилизация и так далее. Второй этап начался в 1999 году, когда государство в условиях растущего ВВП приступило к созданию институтов, укрепляющих рыночные отношения, включая налоговую и антимонопольную системы, саморегулирующиеся организации. Была начата и реформа естественных монополий. Уровень бедности в России за эти годы сократился в два раза. Доходы населения выросли в 2,5 раза.

Говорить о достижениях можно долго. Как и сетовать на то, что за восемь лет президентства Владимира Путина многие начинания, о которых объявлялось в начале века, так и не были до конца реализованы. Тем не менее стоит признать, что теперь экономика вновь находится на переходном этапе, который может быть еще более сложным и насыщенным событиями. Сам Владимир Путин называет его не иначе как «качественно иным».

Если раньше правительство занималось только созданием современной финансовой системы, то теперь перед ним ставится задача сделать Россию одним из основных финансовых центров мира. Некоторые эксперты уже предположили, что этот пассаж был включен в текст стратегии в последний момент под впечатлением ипотечного кризиса в США. Однако в данном случае вопрос ставится явно шире. Речь идет в том числе и о способности отечественной кредитно-денежной системы полностью удовлетворить спрос экономики на финансовые услуги. Причем услуги высокого качества и по доступной цене. И это не единственный вариант. Россия может претендовать на роль региональной финансовой державы на постсоветском и восточноевропейском пространстве. А рубль - на статус одной из мировых валют по расчетам за энергоносители.

О сложности нового этапа можно судить и исходя из тех приоритетов экономической политики, которые объявлены в стратегии. Если суммировать все сказанное президентом, то теперь власть намерена перейти от создания государственных и рыночных институтов к наращиванию их эффективности. Это и усиление антимонопольного регулирования, и поддержка малого предпринимательства, и создание равных возможностей для бизнеса. Среди важнейших задач - повышение доверия к органам власти со стороны экономических агентов (читай - борьба с коррупцией), создание институтов развития, а также реализация инфраструктурных проектов в регионах. Об этом президент говорил и раньше. Но на сей раз были предложены более конкретные механизмы реализации высказанных идей. В частности, в качестве приоритетных инфраструктурных проектов стратегия выделяет строительство и развитие автодорог, железнодорожного, речного и морского транспорта. Наконец особое внимание уделено необходимости развития системы подготовки кадров для промышленности и новой, инновационной экономики в целом, а также реформе здравоохранения и пенсионной системы. А как иначе сделать страну «привлекательной для жизни»?

«Суть государственного регулирования в экономике - не в экспансии государства в отдельные отрасли (это уже проходили, это было неэффективно) и не в поддержке избранных предприятий и участников рынка, а в защите частных инициатив и всех форм собственности». Это цитата из Послания президента Федеральному собранию 8 июля 2000 года. То было первое программное выступление Владимира Путина на посту главы государства. С тех пор, как признают аналитики, влияние чиновничества как класса возросло. Появились госкорпорации, были косвенно национализированы некоторые предприятия добывающей промышленности. Теперь президент этот тезис повторил почти слово в слово: «Мы должны устранить чрезмерное административное давление на экономику».

Можно ли на этом основании утверждать, что экономическая политика государства все годы президентства Владимира Путина была непоследовательной? Вряд ли. Ведь наряду с этим произошла либерализация рынка акций «Газпрома», значительно демонополизирована электроэнергетика, осуществлена, пусть и не до конца, реформа железнодорожного транспорта, был дан толчок развитию малого предпринимательства. Проблема в том, что экономика любой страны, а тем более такой, как Россия, имеет свою инерцию. И переломить ее в одночасье не только невозможно, но и чревато пагубными последствиями. Ну а сами планы, стратегии, послания и прочее все равно не могут до конца учитывать все подводные течения. Так уж устроено человеческое мировоззрение, что предусмотреть все и на 12 лет вперед невозможно.

Сам Владимир Путин считает, что оглашенная им стратегия не должна стать каноническим текстом, а является предметом для дискуссий. Он поручил правительству на основании этих обсуждений разработать уже более детализированный концептуальный документ - «Стратегию социально-экономического развития России до 2020 года». При этом он особо указал, что она должна иметь «пошаговый» план реализации.

Кстати, по некоторой информации, изначально в президентскую стратегию планировалось включить пассаж о том, что средняя заработная плата в России к 2020 году должна составить не менее 30 тысяч долларов за год по нынешнему курсу. То есть, по грубым подсчетам, возрастать на 50 процентов каждые три года! В президентский текст цифра не вошла. Не исключено, что это будет одним из пунктов уже «пошаговой» концепции правительства. Как говорят мировые гуру менеджмента, чем амбициознее цель, тем короче путь к успеху!

МНЕНИЯ

Планов громадье

Аркадий Дворкович , глава Экспертного управления президента:

- Наши успехи сегодня - это результат роста цен на нефть, так что относиться к ним надо критично. К тому же все, что мы могли выжать из высокой стоимости барреля, мы выжали. Теперь нужен новый сценарий экономического развития и новые темпы. Цель - не только качественное улучшение жизни населения, но и предоставление людям новых возможностей зарабатывать.

Алексей Кудрин, вице-премьер, министр финансов:

- Нам нужна современная модель управления страной. Не надо так много государственных организаций: госпредприятия должны работать только в тех сферах, где занято государство. Вполне можно обойтись без внедрения государства в те отрасли, где эффективно работают частные предприятия.

Борис Титов , председатель организации «Деловая Россия»:

- В первую очередь необходимо развивать конкурентные рынки и предпринимательство. Если мы сосредоточимся на развитии массового бизнеса, то к 2020 году Россия может выйти на уровень передовых стран ЕС, конечно, в случае поддержки экономического роста порядка десяти процентов в год. Та ситуация, в которой сейчас находится страна, не нова: в начале 1930-х годов в США 60 процентов активов принадлежало одному проценту населения. Сегодня там 74 процента рабочих мест формируются средними предприятиями. В послевоенной Южной Корее создание гигантов-чёболей позволило преодолеть кризис, но дальнейшее развитие стало невозможным без демонополизации. У нас в 1990-е - начале 2000-х тоже поставили во главу угла крупные компании. Они сумели сконцентрировать ресурсы, пополнить бюджет, наладить финансовые потоки. Но сегодня наступает время диверсификации и модернизации, и без конкуренции и частного бизнеса не обойтись, если мы хотим слезть с нефтяной иглы.

Стоит сделать упор на основные отрасли экономики, определив приоритеты для инвестиций. На мой взгляд, это должны быть: переработка полезных ископаемых, транзитный потенциал России как моста, соединяющего Европу и Азию, сельское хозяйство, где у нас также есть конкурентное преимущество, учитывая обширные черноземные районы. Также необходимо сконцентрировать внимание на основных областях науки - нанотехнологии, самолетостроении, космосе. Финансировать развитие надо на основе частно-государственно-общественного партнерства или, например, привлекать тысячи портфельных инвесторов.

Олег Солнцев , ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:

- Необходимо выделить те направления экономики, где у России есть преимущества. Прежде всего это энергетика. Надо позиционировать страну как энергетическое государство полного цикла с самой современной технологической базой. Также стоит обратить внимание на развитие транзитных транспортных коридоров. Оборонка, гражданское самолетостроение, космос, IT, нано- и биотехнологии, мирный атом - все это области, в которых еще осталась сильная база.

Сегодня у России есть шанс стать региональной финансовой державой, позиционировать рубль как одну из валют при расчетах за энергопоставки на мировом рынке. Экспансия российских банков в другие страны также открывает новые возможности. Особенно если наряду с этим приложить усилия к формированию интегрированных финансовых рынков на постсоветском пространстве. Требуется реально работающий таможенный союз в странах СНГ, нужна свободная конвертация их валют.

Для поддержки финансовой стабильности желательно создавать специализированные фонды, наподобие тех, что появляются сейчас в Юго-Восточной Азии для защиты от кризисов.

Аркадий Дворкович

ЭКСПЕРТ

Даешь реформы!

Управляющий директор группы компаний «Тройка Диалог» Андрей Шаронов долгое время работал заместителем министра экономического развития и торговли и известен как один из инициаторов реформы естественных монополий. «Итоги» выяснили мнение Андрея Шаронова о том, какие экономические проблемы должны сегодня стоять на повестке дня правительства.

- Андрей Владимирович, решение каких проблем российской экономики сейчас должно быть приоритетным для государства?

- Я думаю, их необходимо разделить на краткосрочные и долгосрочные. В краткосрочном периоде должна проводиться разумная и довольно жесткая бюджетная политика. Нам не следует поддаваться соблазну большого профицита бюджета и наращивать расходы, исходя только из увеличения нефтяных доходов. Это же, как ни прискорбно, касается и зарплат. Надо строго следить за соотношением роста производительности труда и зарплаты. В противном случае такой рост нашего благосостояния будет во многом лукавым. В ближайшем будущем, когда ситуация на мировом рынке, не дай бог, ухудшится, это может ударить по всем.

- А если говорить о долгосрочных планах? Например, до 2020 года?

- Думаю, на повестке дня стоят все те же институциональные реформы, о которых мы говорили еще в 2000 году в «программе Грефа». Самой главной с точки зрения экономики в этом смысле является судебная реформа. Плюс защита прав собственности. Это фундаментальная основа инвестиционного климата. А дальше - это, конечно, продолжение реформы естественных монополий. Причем я бы не сужал эту тему искусственно, а говорил о поддержании добросовестной конкуренции на всех без исключения рынках, усилении института антимонопольного регулирования и банкротства. В этом мы, к сожалению, пока не преуспели. Я считаю, существует слишком много исключений для компаний с госучастием. Более того, у нас продолжают торжествовать списки так называемых стратегических предприятий, за которыми очень часто стоит просто фантастическая неэффективность. Это вызов для правительства. Очень серьезный блок проблем - реформа социальной сферы: пенсионная, реформа здравоохранения и социального страхования. Наконец, реформа образования.

- Что вы думаете о стратегии создания госкорпораций?

- Это можно воспринимать только как тактический маневр. Если уж мы начали этим заниматься, то нужно очень быстро выполнить эту задачу собирания «упавших активов», реструктурировать их и вновь предложить рынку. В противном случае это будет такой остров неэффективности в экономике. И появится соблазн огораживать от рыночной конкуренции и другие предприятия. А этот путь, на мой взгляд, тупиковый.

Андрей Шаронов

уп­рав­ля­ющий ди­рек­тор груп­пы ком­па­ний «Трой­ка Ди­алог»

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера