Архив   Авторы  
Правительство Владимира Путина обнародовало свой второй антикризисный план. В отличие от первого он предполагает помощь не банкам, а реальному сектору экономики

Раздайте патроны!
Политика и экономикаВ России

Правительство составило список предприятий, которые укроет в своих антикризисных окопах. Прочим придется отстреливаться самостоятельно



 

АКМ - так с легкой руки премьер-министра Владимира Путина станут называть антикризисную программу правительства. Ее важнейший элемент - помощь государства предприятиям реального сектора экономики. Но не всем, а только тем, которые по объему ежегодно производимой продукции можно отнести к крупнейшим. Как правило, это градообразующие заводы и фабрики с годовой выручкой более 15 миллиардов рублей и количеством занятых, превышающим 4 тысячи человек.

По мнению экономистов, сам факт появления перечня спасаемых означает только одно - кабинет министров понимает, что имеющихся ресурсов не хватит для помощи всем. Примечательно и то, что кабинет министров не спешит оглашать сумму, в которую может обойтись реализация "плана АКМ". Видимо, потому что заранее подсчитать, сколько средств понадобится на спасение экономики, практически невозможно. Ну а подавляющему большинству отечественных компаний придется остаться с кризисом один на один.

Взгляд из окопа

Ситуация к концу 2008 года сложилась непростая. Речь идет не о том, насколько замедлится рост, а о том, какой глубины ожидается спад. Достаточно сказать, что только в ноябре снижение объема производства (к июню этого года) в металлургической и химической промышленности превысило 30 процентов. По этому показателю обе отрасли оказались отброшены на уровень 2000 года. Кризис в одночасье съел все достижения восьми лет непрерывного роста. За металлургией и химией последовал спад в горнодобывающей промышленности, производстве станков и оборудования, транспортных средств. В этих сегментах отечественной экономики сокращение производства также составило от 25 до 30 процентов. С сентября практически остановилось кредитование предприятий банками - и это несмотря на масштабные вливания госсредств в банковскую сферу.

По данным Росстата, консолидированная прибыль нефинансовых организаций только в сентябре снизилась в 3,8 раза по сравнению с восемью месяцами 2007 года. Не лучше выглядит и ситуация на рынке труда: если нынешняя тенденция сохранится, то в новом году по количеству безработных страна скатится к уровню 2004 года.

В этих условиях, как полагают эксперты, антикризисный план должен включать в себя не столько меры макроэкономической стабилизации, сколько прямое стимулирование реального сектора с целью его реструктуризации и повышения эффективности в условиях сжатия платежеспособного спроса.

В результате план имени "автомата Калашникова модернизированного" можно разделить на три составляющие: меры денежно-кредитной политики, меры по поддержке отраслей и отдельных предприятий, меры социальной поддержки населения. За первый блок в значительной степени отвечает Банк России. Именно в его руках находятся такие важнейшие инструменты стимулирования роста, как курс национальной валюты и процентные ставки. Все, что может предпринять правительство без ЦБ в этой сфере, - это направлять ресурсы на решение проблем просроченной ипотечной задолженности граждан, санацию банков руками Агентства по страхованию вкладов, а также начать выпуск облигаций госзайма со сроком погашения до трех лет. Но и в этих вопросах кабинету министров придется координировать свою работу с Банком России.

Зато второй блок антикризисных мер целиком на совести исполнительной власти. В плане упомянуты такие меры, как предоставление шестимесячной отсрочки по таможенным платежам авиакомпаний при импорте иностранной авиатехники, увеличение субсидий компаниям - экспортерам промышленной продукции, а также поддержка инфраструктурных монополий в осуществлении ими инвестиционных программ в 2009-2011 годах. "Вы знаете, что в связи с сокращением перевозок доходная база ОАО "РЖД" будет сокращаться, мы будем рассматривать конкретные мероприятия помощи ОАО "РЖД" для того, чтобы инвестиционные проекты осуществлялись в полном объеме, или договоримся о тех сокращениях, которые будут оправданы в следующем году", - сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов во время своей встречи с Владимиром Путиным. А замминистра энергетики Вячеслав Синюгин уже сообщил, что, например, только на поддержку инвестиционных программ оптовых генерирующих компаний правительство в следующем году потратит 146 миллиардов рублей. В этот же ряд можно поставить увеличение субсидий предприятиям оборонно-промышленного комплекса, субсидирование процентных ставок для сельхозпроизводителей. Да и поддержка крупных стратегических предприятий, о которых шла речь выше, входит в этот же пакет мер.

Наконец, третий блок мер - социальный. Это ежемесячный мониторинг ситуации на рынке труда с целью недопущения дальнейшего роста безработицы, организация общественных работ, прежде всего в инфраструктурных областях, увеличение пособий по безработице до 4900 рублей в месяц, расширение сети образовательных центров по переподготовке кадров и тому подобное.

Стратегический резерв

Даже беглый взгляд на программу антикризисных мер показывает, что она вполне выдержана в русле той политики, которую сегодня так или иначе проводят правительства большинства развитых и развивающихся стран. Тот же Китай на прямую помощь национальным компаниям обещает направить порядка 600 миллиардов долларов. Программа поддержки экономики Великобритании со стороны правительства также оценивается в круглую сумму. Различия лишь в деталях. Правительство США пока готово выделить средства на поддержку реального сектора лишь в автопроме. Российское - на поддержку всех крупных стратегических предприятий. В основном градообразующих. К ним, впрочем, относятся и крупнейшие автозаводы.

В списке объектов правительственной поддержки, подготовленном антикризисной комиссией первого вице-премьера Игоря Шувалова, несколько сотен промышленных предприятий. В качестве примера можно назвать Дальневосточное морское пароходство, целый ряд речных пароходств, авиакомпании "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", аэропорты Шереметьево и Кольцово, трех крупнейших в России операторов сотовой связи - МТС, "Вым­пелКом" и "МегаФон", производителей автомобильной техники - "АВТОВАЗ", "КАМАЗ", "ГАЗ" и другие.

Как считают эксперты, столь обширный список компаний, которым будет оказана помощь из федерального бюджета, свидетельствует не только о серьезности намерений по смягчению последствий глобального кризиса, но и о масштабах беды, постигшей отечественную экономику.

Понятно, что все эти меры потребуют от государства соответствующих ресурсов. А учитывая, что ранее была объявлена масштабная программа по сокращению налогового бремени для российского бизнеса, можно сказать, что они у правительства ограничены.

Прежде всего это бюджет - Госдума уже наделила министра финансов полномочиями по изменению параметров отдельных его статей (иными словами - секвестра) и направления высвобождающихся средств в наиболее проблемные отрасли. Добавим к этому Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Вот только некоторые цифры. На 1 декабря совокупный объем средств Резервного фонда составлял 3 триллиона 661 миллиард 370 миллионов рублей. Фонд национального благосостояния - еще 2 триллиона 108 миллиардов 460 миллионов рублей. На первый взгляд этих денег должно хватить для осуществления озвученных главой правительства антикризисных мер. Но при направлении дополнительных денег в экономику придется учитывать тот факт, что расходы по большинству пунктов антикризисного плана точно подсчитать не представляется возможным.

Например, трудно сказать, каким будет размер бюджетных ассигнований на выплату пособий по безработице. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 30 миллиардов рублей. Но эта сумма рассчитана исходя из того, что к концу следующего года количество граждан, не имеющих работы, будет составлять 10 процентов от трудоспособного населения. Между тем уже сейчас есть экспертные оценки, согласно которым количество потерявших работу может оказаться в несколько раз большим.

Но главное, что реализация "программы АКМ" может не только минимизировать последствия глобального кризиса, но и породить новые проблемы.

Президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев считает, что в наступившем году Россию ждет целый ряд макроэкономических угроз, пройти через которые будет весьма сложно. Ведь дело не только в падении цен на экспортные товары и высоком корпоративном долге, но и в сохраняющейся высокой инфляции. А предусмотренные "планом АКМ" прямые субсидии отечественным компаниям могут привести к еще большему ее росту. Во всяком случае ожидать, что она будет соответствовать калибру знаменитого автомата Калашникова - 5,45, - не приходится. Выйти бы на 7,62-процентную инфляцию, соответствующую калибру "автомата Калашникова модернизированного".

ЭКСПЕРТИЗА

Спросодефицит

"Итоги" попросили президента Центра стратегических разработок

- Михаил Эгонович, Владимир Путин не без юмора назвал план антикризисных мер "планом АКМ". Как бы вы охарактеризовали эти инициативы?

- Мне пока не удалось ознакомиться с этим планом детально. Но насколько я знаю, в центре этой программы поддержка предприятий, имеющих стратегическое значение. Предприятий, которые не должны банкротиться волею случая - из-за кризиса ликвидности, недостаточной доступности кредитных ресурсов. Либо это предприятия, которые имеют стратегическое значение для страны и в принципе не могут остановить свою деятельность. Перенос центра тяжести антикризисного плана на проблемы реального сектора и попытка выбрать приоритеты в оказании помощи - большой шаг вперед. Фактически правительство дает понять, что оно не в состоянии полностью избавить экономику от кризиса и вынуждено использовать те ограниченные возможности, которые у него есть, на оказание помощи только наиболее значимым хозяйствующим субъектам.

- Что в этом случае будет с компаниями, которые в "белый список" не попали?

- Им придется проводить антикризисную реструктуризацию и адаптацию своими силами. И какова будет ее успешность, зависит от самих компаний, а также от масштаба проблем, с которыми они сталкиваются. Естественно, им придется затянуть пояса и снизить издержки, искать рынки, которые будут наиболее емкими в период кризиса. Кому­-то облегчит ситуацию девальвация рубля. Кому-­то придется проводить реструктуризацию своей кредиторской задолженности. Особенно это касается компаний и банков, имеющих обязательства, номинированные в иностранной валюте. И именно таким компаниям без государственной помощи будет труднее всего.

- Антикризисный план ведет к нарастанию доли государства в экономике. Не станет ли это проблемой в будущем?

- Да, в будущем это создаст проблемы. Но это происходит по всему миру. Мы видим, что даже правительство США пошло на то, чтобы оказать помощь в реструктуризации американского автопрома. И должен сказать, что одним из самых знаменательных итогов 2008 года стал неожиданный поворот всех правительств мира к практике классического кейнсианства. Государства выступают гарантами последней инстанции не только для финансовых секторов, но и для экономики в целом.

Думаю, что масштабы нынешнего кризиса вполне соразмерны характеру такой политики. Кейнсианство - оно ведь и возникло как реакция на самый глубокий кризис прошлого века. Сейчас масштабы кризиса почти столь же значительны. Соответственно тяжелая болезнь требует радикальных мер лечения.

- Но при этом наш антикризисный план подстегивает потребительскую инфляцию повышением тарифов на услуги монополий. А в конкурентных секторах происходит дефляция. Например, в строительстве цемент подешевел в два раза. Чем грозит такая вилка?

- Макроэкономических опасностей будет предостаточно. Вопрос в том, сможет ли правительство найти тот путь, который позволит обойтись без потрясений катастрофического масштаба. Российская промышленность столкнулась с классическим дефицитом платежеспособного спроса. Опросы, проведенные среди руководителей промпредприятий, фиксируют резкое падение спроса на продукцию. Индекс промышленного оптимизма, отражающий оценку менеджерами перспектив развития их предприятий, испытал рекордное падение на 32 пункта за два месяца и находится на уровне последефолтного сентября 1998 года.

Проблема в том, что правительство пока не сформулировало понятную стратегию корректировки валютного курса. Все знают, что девальвация будет. Но никто не знает, когда и в каких объемах. Это служит серьезным тормозом для кредитования реального сектора.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера