Архив   Авторы  
Временный ввоз и вывоз в Россию раритетов скоро станет практически невозможен. На фото: доставка части коллекции произведений Фаберже на выставку в Пермь

Свободу яйцам Фаберже!
Политика и экономикаВ России

Вывозить произведения искусства из России можно будет только за очень большие деньги




 

Сначала хорошая новость. В первом чтении приняты поправки к закону о вывозе и ввозе культурных ценностей, разрешающие вывоз предметов культуры, созданных более ста лет назад. Ранее, напомним, на отъезд мог претендовать только шедевр не старше ста лет. А теперь плохая новость: за вывоз любого раритета владельцу придется заплатить 10 процентов от стоимости. При этом вариант временного, минимально облагаемого (ставка налога - 0,01 процента) вывоза будет практически отменен. Таким образом, мечта некоторых политиков о введении в России налога на роскошь может сбыться. Хотя и в несколько измененном виде.

По сути, речь идет о замене одной бюрократической процедуры - неудобной, но бесплатной - на другую, еще более неудобную, но к тому же и весьма недешевую. Экспертиза при вывозе культурных ценностей станет не нужна, зато придется подтвердить рыночную стоимость шедевра и заплатить пошлину. Недоверчивые участники рынка полагают, что в результате очередной попытки сдержать отток культурных ценностей из России оперативно вывезут последнее. В кулуарах Думы то ли в шутку, то ли всерьез шепчутся: депутаты заранее хотят предупредить "своих" до закрытия "занавеса" - поправки могут быть окончательно приняты уже к началу следующего года.

Как собирать "камни"

С антикризисным вывозом капитала власти, похоже, смирились, как с неизбежным злом рыночной экономики. Но когда вслед за деньгами на счетах и кэшем люди повезли за рубеж свое "культурное" движимое имущество, мириться не стали. Не те традиции. Когда это у нас право частной собственности было выше интересов государства? Опять же хорошо известно, что для многих состоятельных россиян приобретение предметов искусства имеет исключительно инвестиционный характер. Захотели вывезти инвестиции - платите все, и серьезные деньги, а не как в 2008 году - менее пяти миллионов рублей. Теоретически могли заплатить в тысячу раз больше.

А ведь начиналось все вполне оптимистично. 1 января 2004 года граждан России освободили от налогов и пошлины на ввоз предметов культуры. До этого, напомним, за право повесить у себя дома в России картину Шишкина или Айвазовского, купленную на аукционе в Лондоне, полагалось выложить 30 процентов от ее аукционной стоимости. Чудаков, готовых проявлять патриотизм за такие деньги, не наблюдалось. После долгих согласований заградительная пошлина пала до нулевой отметки, и уже в январе 2004 года частный коллекционер ввез в страну по новым правилам первый шедевр - картину Рубенса ценой примерно 20 миллионов долларов. Чиновники Минкультуры ликовали и уверяли, что теперь бурному притоку шедевров на пути в Россию ничто помешать не сможет. Впрочем, вскоре выяснилось, что за вывоз шедевра правительство взыщет с вас 10 процентов от его цены (если возраст произведения меньше пятидесяти лет, то 5 процентов). То есть захотел обменять или продать собственную картину на том же зарубежном аукционе - отдай десятину родному бюджету. В конце концов Минкультуры пролоббировало положение о временном порядке ввоза и вывоза, который практически полностью освобождал коллекционеров от обязанности платить "налог на роскошь". В итоге за право временного вывоза культурных ценностей стали взимать сущие копейки - 0,01 процента от страховой стоимости раритетов. Именно по временной схеме въезжала в страну и выезжала из нее часть коллекции Форбса, купленная Виктором Вексельбергом. Комментируя эту сделку, тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой заявил, что "для видного российского промышленника было важно, чтобы эти произведения искусства оказались на родине". Ему вторил мэр Москвы Юрий Лужков, заметивший, что "Россия должна быть признательна тем, кто приносит радость нашей стране, в отличие от тех, кто покупает некоторые футбольные клубы". Патриотизм, бесспорно, - чувство доброе. Но есть и другая сторона этой медали: естественное желание владельцев не только ввезти "камни" без проблем и пошлин, но и в случае чего с легкостью вывезти их. Не случайно, видимо, дальше разговоров о появлении в двух столицах музеев частных коллекций, ядром которых могло бы стать собрание Вексельберга, дело не пошло. Эпоха очередного "сбора камней" рискует оказаться намного короче эпохи "разбрасывания", вызванного кризисом.

Железный занавес

Между тем депутаты уверяют, что именно с принятием поправок в закон процесс возвращения в Россию культурных ценностей активизируется. В сопроводительной записке к законопроекту сообщается, что введение нормы, разрешающей вывоз произведений искусства, созданных более ста лет назад, "позволит гражданам РФ свободно распоряжаться принадлежащими им культурными ценностями, приобретенными за пределами РФ", будет способствовать их перемещению в страну, развитию частного коллекционирования и расширению международного сотрудничества.

Но почему при этом надо практически отменять временный вариант ввоза и вывоза ценностей? По словам заместителя руководителя Росохранкультуры Виктора Петракова, "после принятия поправки к закону у коллекционеров и собирателей повышается мотивация к ввозу в Россию значимых культурных ценностей, так как наличие легитимной возможности для обратного вывоза устраняет некий психологический барьер. Теперь собственник произведения будет знать, что в случае какой-то особой необходимости у него есть выбор. Впрочем, государство внакладе не останется".

На директора частного Русского национального музея Александра Иванова (он владеет легендарным фельд­маршальским жезлом Александра II стоимостью несколько десятков миллионов долларов) информация о "психологическом барьере" особого впечатления не произвела. Он сильно сомневается, что после изменения закона сохранится устраивающая коллекционеров норма о временном ввозе-вывозе. Если государство решило остаться "не внакладе", перекрыть временный канал можно одним росчерком пера сотрудников таможни: он вправе и продлевать, и ограничить срок ввоза, например, двумя часами. При таком порядке серьезные вещи в Россию никогда не попадут. "Я не знаю ни одного здравомыслящего коллекционера, кто поддерживает этот законопроект, - говорит Иванов. - Само его обсуждение спровоцировало вывоз культурных ценностей. Я считаю, что в стране просто опускается железный занавес".

Глава Комитета Госдумы по культуре и один из авторов поправки Григорий Ивлиев, по сути, подтвердил худшие опасения коллекционеров: "Сегодня вопрос об отмене 10-процентной госпошлины при вывозе не стоит. Если, конечно, на этих условиях ценности в страну не повезут, то тогда, пожалуйста, мы готовы вернуться к этой теме. Но вы должны понять: мы не можем стимулировать вывоз. Мы стимулируем ввоз. Поэтому, несмотря на заградительный характер пошлины, отменять ее в будущем вряд ли целесообразно". Дело, впрочем, не только в высокой цене вывоза, а в том, что определить эту цену будет крайне затруднительно. Сами чиновники признаются, что методика оценки разработана плохо. Но представим себе, что методика даже хороша. Во сколько налоговыми органами было бы оценено, например, пасхальное яйцо "Весенние цветы", за которое Виктор Вексельберг заплатил, возможно, около одного миллиона долларов? Ведь только в Москве выяснилось, что яйцо - скорее всего подделка начала 1960-х годов стоимостью не более нескольких тысяч долларов. При этом границу оно пересекало как подлинное согласно заключению государственных экспертов, дежуривших на таможенном посту. "Творческий" подход к оценке неизбежно приведет к проволочкам и коррупции. В итоге связываться с новым порядком вещей желающих найти будет крайне трудно.

Искусство принадлежит таможне

Господин Ивлиев в беседе с обозревателем "Итогов" заверил, что "никто не запрещает коллекционерам и сейчас, и после принятия поправок в закон временно (а значит, бесплатно. - "Итоги") ввозить и вывозить произведения искусства". На практике дело обстоит совсем иначе уже сегодня. По словам некоторых коллекционеров, на таможне регулярно возникают проблемы при оформлении ввоза по временной схеме. Во-первых, выясняется, что для оформления ввоза у таможенников нет служебной инструкции. Во-вторых, норма о временном ввозе якобы распространяется исключительно на иностранцев, и именно для заморских физлиц "предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, если эти товары ввозятся исключительно для личного пользования этими лицами на период их временного пребывания" в России. В-третьих, положение о беспошлинном временном ввозе и вывозе якобы распространяется только на сопровождаемый багаж.

Представители пресс-службы Шереметьевской таможни уверяют, что по крайней мере у них все не так страшно, как описывают обиженные ценители прекрасного. Оказывается, никакой дополнительной инструкции для оформления ввоза не требуется. Таможенный кодекс является законом прямого действия. Ссылка на оформление подобных грузов только для иностранцев может объясняться незнанием таможенниками Закона "О вывозе и ввозе культурных ценностей", который распространяется на всех граждан. Нет ограничений и на оформление товара и в случае, если он следует отдельно от пассажира. Все, что нужно для оформления, - это занести ценности в декларацию и зарегистрировать их у представителя Минкультуры в аэропорту (эксперт проставляет на декларацию специальный штампик). Дополнительные требования предъявляются к коллекционерам оружия, так как оно подпадает под действие Закона "Об оружии". В общем, родина ждет своих сынов на границе со словами "везите дальше".

Разработчики законопроекта тоже просят граждан не беспокоиться и не нагнетать обстановку. Обратной силы закон иметь не будет. Мол, вывозное налогообложение коснется только тех ценностей, которые будут ввезены в страну после января 2010 года, когда закон вступит в силу... Кстати, во Франции вывозные пошлины составляют 4,5 процента, а в Испании раритет стоимостью свыше 600 тысяч евро облагается налогом в 30 процентов. Что касается работы таможни, то, судя по откликам на форуме ARTinvestment.ru, проволочек и бардака хватает во всей Европе, за исключением, пожалуй, одной-двух стран, где процедуры оформления упрощены до минимума. Так-то оно так. Только у чиновников свой взгляд на вещи, а у коллекционеров - свой, пессимистический. Ссылка на мировой опыт кажется им неуместной. Слишком наш рынок еще отсталый, чтобы вводить на нем заградительные пошлины и объявлять их "стимулом" для ввоза ценностей. Между прочим, в Великобритании и Швеции никаких вывозных пошлин нет. Кто окажется прав в споре коллекционеров и чиновников, покажет применительная практика. Но чудес не бывает. Стимулировать ввоз ценностей в страну за счет введения запретительных вывозных пошлин не получится. Второе и третье чтения поправок в Закон "О вывозе и ввозе культурных ценностей" состоятся осенью. До этого времени можно ввозить и вывозить раритеты, пользуясь пока еще действующей временной схемой. Если, конечно, повезет со сменой на таможне.

Статистика

Граница на замке

По данным Росохранкультуры, в 2008 году службой и ее территориальными органами было оформлено 3430 свидетельств на право вывоза и временного ввоза 46 207 культурных ценностей. Из них: а) 34 518 - на право постоянного вывоза; б) 11 689 - на право временного вывоза.

Статистика при этом не подразделяет данные по физическим и юридическим лицам. Общая сумма страховой оценки временно вывезенных культурных ценностей составила более 2,6 миллиарда долларов. Отказано к выдаче разрешений на вывоз 57 культурных ценностей.

Сумма государственной пошлины за предоставление права вывоза и временного вывоза ценностей составила 4,8 миллиона рублей. Обеспечено проведение 900 экспертиз на 25 950 культурных ценностей, задержанных или конфискованных правоохранительными и таможенными органами.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера